Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Теория познания, или гносеология (греч. gnosis - знание, logos -учение, теория) является древнейшей дисциплиной, изучавшей природу, формы и критерии познавательного процесса.
Классическая теория познания базируется на следующих принципах:
- принцип познаваемости мира;
- принцип определяющей роли практики;
- принцип отражения, который включает в себя следующие идеи:
· всеобщность отражения;
· отражаемое первично, отражающее вторично;
· отражение — это диалектический процесс;
· познание — высшая форма отражения;
· образы отражения субъективны по форме, объективны по содержанию;
· исходный и конечный пункт познания — практика.
Основные проблемы теории познания:
1. Выяснение природы самого познания, выявление основ и условий познавательного процесса.
2. Определение конечного источника знаний, характеристика объектов познания.
3. Проблема субъекта познания.
4. Выявление содержания, форм, закономерностей и направления развития процесса познания.
5. Оценка результатов познания, определение сущности, способов добывания и критериев истины, ее соотношения с заблуждением.
Таким образом, гносеология (теория познания, эпистемология) — это раздел философии, в котором изучаются: проблемы природы познания и его возможности; отношение знания к реальности; исследуются всеобщие предпосылки познания; выявляются условия его достоверности и истинности.
Однако существует и другое учение – агностицизм (от греч. agnostos - неизвестный), который либо вообще отрицает возможность познать мир (Д. Юм), либо ставит границы человеческому познанию (И. Кант). У Канта любой предмет есть «вещь в себе», непознаваемый до конца: «О том, каковы вещи сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, действуя на наши чувства».
Рассмотрим основные проблемы гносеологии.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1083 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!