Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вальдорфская система обучения в Европе



Данная система обучения встречается в США, в Австрии, Германии, Швейцарии и некоторых других странах. Обучение напоминает школу Щетинина. Таких школ несколько сотен по Европе и США. Хотя оценки в этих школах и не выставляются, но их выпускники пользуются большим спросом в компаниях и легко поступают в университеты. Проверкой знаний является созданный проект или результат работы совместной учеников и преподавателей. (если нет оценок, то значит и нет «проигравших». Все в выигрыше.)

Что же лежит в основе вальдорфской системы обучения?

* возрастная ориентация учебного плана и методов обучения
принцип классного учителя ("для ребенка учитель много важнее предмета")
* традиция устного рассказывания, театральные постановки как часть учебного процесса
* выдвижение на первый план художественно-эстетического элемента образования (рукоделие, ремесла, живопись, музыка, лепка, эвритмия, садоводство и др.)
* отмена системы отметок в баллах и второгодничества, установка на свободное развитие ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями;
* "гигиена преподавания" - ориентация на ритм дня, недели, года, преподавание "эпохами" - концентрация учебного материала, с целью его органического преподавания и восприятия

* преподавание двух иностранных языков с первого класса по особой методике (погружение в языковую стихию)

* еженедельные учительские конференции - как следствие: постоянное наблюдение за детьми и учебным процессом

* совместная работа учителей и родителей - повышение роли родителей в деятельности школы.

* особое внимание уделяется художественной организации пространства, окружающего детей (т.н. вальдорфский интерьер).

Остановимся на некоторых положениях более подробно

Вальдорфская педагогика опирается на идею Р. Штайнера, суть которой в том, что все силы - души, мысли, чувства, воли - ребенка составляют единое целое. Обучение должно воздействовать не только на голову, но на всего человека в целом. Интеллект - лишь одна из душевных составляющих цельной личности, а любое нарушение равновесия приводит к одностороннему развитию ребенка, к различным болезням. Р.Штайнер уже в начале ХХ века выступал против раннего интеллектуализма и ранней специализации в обучении (болевая точка современного российского образования). Учитель вальдорфской школы стремится не столько передать определенную сумму знаний, сколько затронуть чувства ученика, пробудить интерес, сделать так, чтобы ребенок увлекся предметом, полюбил его.

Важной отличительной чертой педагогических воззрений Штайнера является его философский антропологический подход к обучению ребенка. В искусстве воспитания и обучения необходимо прежде всего глубокое знание человеческой природы. "Основная задача антропологии состоит в том, чтобы выявить то специфическое, что… определяет человека как человека (в отличие от бытия других живых существ). Т.о. педагогическая антропология рассматривает человека в его становлении в процессе воспитания и обучения.

Обучение построено на феноменологическом подходе, главный принцип которого "Не информация, а стремление к истине". Сначала мы учимся наблюдать какое-либо явление (действие с предметом, эксперимент, простое наблюдение), далее производим описание, зарисовки явления, и, наконец, находим закономерность и, осмысляя ее, формулируем закон.

Важные принцип обучения - "не вширь, а вглубь", когда концентрируются на узловых примерах и понятиях. Это экономический принцип преподавания, когда важно не количество рассмотренных явлений, а их характерность для каждой области. Познавательные способности детей активизируются, когда знания даются не в готовом виде, как в традиционной школе, а самостоятельно добываются, место фронтального опроса занимает диалог, работа в группах, обсуждение проблемы, мастерские, индивидуальная работа. Обучение, таким образом, носит проблемный характер, происходит развитие самостоятельного научного мышления.

Каждый учебный день в каждом классе начинается с т.н. "главного урока" (у нас - 1.40 мин.) В течение длительного времени (от 2-х до 4-х недель, в старших классах бывает и по 1-й неделе) содержание главного урока составляет какой-то один школьный предмет (история, физика, биология и т.д.). Материал выстраивается логично, концентрированно, углубленно - своего рода метод погружения [12].

Существуют также уроки упражнений: предметы, которые требуют постоянных упражнений - языки, математика, а также предметы эстетического цикла, физкультура, эвритмия (Эвритмия) - выстраиваются по недельному графику.

Вальдорфская педагогика имеет экологическую направленность, в широком смысле слова. Целостное представление о жизни природы, ее закономерностях формируется не только за счет знаний, но и через опыт переживания природных явлений.

Совмещая научный и художественный подход к явлениям действительности, учитель старается дополнить физическую картину мира явлений природы ее поэтическим или художественным изображением. Т.о. элементы искусства играют существенную роль в самом учебном процессе. (Рассказ учителя - законченный текст образного характера, оформление тетради эпохи по предмету, исполнение муз. произведений, связанных с преподаваемой темой, поэтическое воплощение явлений физического мира (астрономия, физика и поэзия, математика и гармония стихотворных ритмов и т.п.), рецитация (хоровое чтение различных текстов) и т.д.). (Творческие работы, Тетрадь эпохи)

В начале ХХ века Р.Штайнер почувствовал исходящую от все возрастающей индустриализации жизни опасность для духовного здоровья человека. Уже тогда дети, живущие в больших городах, не имели представления о человеческом труде в его первозданном значении. Сейчас - тем более. Как сажают, растят, собирают и пекут хлеб или цветы? Как строят дом или плетут корзины? Быт, окружающий современного ребенка, настолько автоматизирован и далек от природы, что дети не имеют представления об элементарных навыках человеческой деятельности. Восстановить эти связи и пытается вальдорфская школа: один из главных принципов - связь с жизнью, установление соотношений между научными знаниями и жизненным опытом.. Поэтому столь большое внимание уделяется практикам: садоводческой, лесоводческой, сельскохозяйственной, социальной, ремесленной (см. страничку " Проекты. Походы. Практики").

Обучение в школе носит творческий, поисковый характер как со стороны учеников, так и (прежде всего!) со стороны учителя (Коллегия). До 7-8 кл., классный учитель (т.е. основной учитель этого класса, его классный руководитель, организатор, воспитатель и т.д.) ведет по возможности большинство предметов.

Именно этот человек воплощает собой гармоничное совмещение и соединений разных дисциплин (Дерево знаний), осуществляет собирание потоков информации, интегрирует живопись, письмо, музыку, эвритмию и др. в ярком образе своего урока. Классный учитель досконально знает детей своего класса, поэтому может учитывать особенности восприятия того или иного ребенка, наблюдая его в течение дня на разных предметах и в разной деятельности. Это очень сложно для одного человека, но дает эффект, не достигаемый в рамках предметного обучения обычной школе, когда ребенок, учитель и предмет отчуждены друг от друга.

Вальдорфская школа - это прежде всего гуманная школа, "школа в интересах ребенка", когда не ребенок для школы, а школа для ребенка. Т.е. здесь ребенок имеет право оставаться ребенком. Это отличает вальдорфскую школу от традиционной государственной, которая во многом напоминает учреждение, цель которого выдача информации и контроль- оценка результата усвояемости этой информации; здесь процветает конкуренция достижений, соревновательный дух, селекция. В такой ситуации говорить об интересе и стремлении к учебе не приходится.

"Школа в интересах ребенка" - это школа, где ребенок, молодой человек может развиваться согласно своим индивидуальным возможностям. Еще Песталоцци говорил: "Никогда не сравнивай ребенка с другим ребенком. Но всегда только с самим собой!" Задача такой школы: открыть ребенку мир науки и искусства таким образом, чтобы, повзрослев, он хотел читать Достоевского и Пушкина, стремился воспринимать музыку Моцарта, картины Рембрандта и не отвергал Шнитке и авангард
научить действовать, проявлять волю и нести ответственность за свои поступки
проявлять внимание к слабым, терпимость к иному мировоззрению и образу жизни, вероисповеданию - то есть воспитать внутренне свободного человека

Идея домашнего обучения. (Скачано с Интернета)





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 397 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...