![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Идеология раннего даосизма отражала воззрения мелковладетельной знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности. Утратившие свое былое влияние, эти слои добивались реставрации патриархальных порядков.
Основатели даосизма стремились развенчать идеологию правящих кругов, и в первую очередь официальный религиозный культ с его догмами о "небесной воле" и "государе — сыне неба", дарующих законы дао народу. Дао в интерпретации последователей Лао-цзы — это абсолютное мировое начало. Существующие в обществе недостатки даосы объясняли тем, что люди, предавшись суетным желаниям, отошли от первоначальной простоты, разорвали естественные узы, скреплявшие их с землей, и вместо мудрости полагаются на знания. Причиной общественных неурядиц является переход от изначального слияния человека с дао к развитию его способностей и знаниям.
В социально-этическом плане лейтмотивом даосизма проходят осуждение гордыни, проповедь среднего достатка и умеренности.
В "Дао дэ цзин" нашли отражение широко распространенные среди общинного крестьянства представления об имущественных переделах в пользу бедных. Небесное дао, говорится в каноне, "отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято".
Свои надежды на восстановление естественной простоты человеческих отношений Лао-цзы связывал с умными вождями из числа наследственной знати, которые смогли бы увидеть "чудесную тайну дао" и повести за собой народ.
Мудрый государь, поучали даосы, правит страной при помощи метода недеяния, то есть воздерживаясь от активного вмешательства в дела членов общества. Лао-цзы порицал современных ему правителей за то, что они слишком деятельны, устанавливают много налогов и запретительных законов, ведут бесконечные войны. "Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует".
Основные категории даосизма
Дао (道) — буквально "путь", в даосизме — бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой должен соответствовать порядок всех вещей в мире
Дэ (德) — буквально "добродетель" или "мораль". Добродетель, данная свыше (от Дао), не имеет характеристики физического, силового воздействия, в отличие от греческого "арете". Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным
У-вэй (無為) — буквально "недеяние" — понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать
Пу — буквально "необработаный кусок дерева" олицетворяет энергию нетронутых природой предметов, если проще, то простоту души, душу пу.
Компоненты даосизма:
Даосская философия;
Три сокровища (даосизм);
Книга Перемен, особенно почитаемая в конфуцианстве и даосизме;
Даосское учение о бессмертии, внешняя алхимия, внутренняя алхимия;
Даосская медитация;
Даосский пантеон;
Хуантинцзин — "Канон Жёлтого Двора";
Шанцин — "Школа Высшей Чистоты".
11. Иудаизм: основные этапы развития, вероучение и культ в иудаизме
Религия
Монотеистическая, национальная
Дата публикования: 2014-10-16; Прочитано: 458 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!