Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Течения в зороастризме



Основными течениями зороастризма всегда были региональные варианты. Сохранившаяся ветвь зороастризма связана с официальной религией державы Сасанидов, прежде всего в том варианте, что сложился при последних из этих царей, когда при Хосрове I была произведена последняя канонизация и запись Авесты. Эта ветвь по-видимому восходит к тому варианту зороастризма, что был принят мидийскими магами. Несомненно в других областях иранского мира существовали другие варианты зороастризма (маздеизма), судить о которых мы можем только по фрагментарным свидетельствам, прежде всего арабским источникам. В частности, от маздеизма, бытовавшего до арабского завоевания в Согде, который был ещё менее "письменной" традицией, чем сасанидский зороастризм, сохранились только отрывок на согдийском языке, повествующий о получении Заратуштрой откровения и данные у Бируни.

Тем не менее в рамках зороастризма возникали религиозно-философские течения, определяемые с точки зрения сегодняшней ортодоксии как "ереси". Прежде всего это зурванизм, основанный на большом внимании к концепту Зурвана, изначального вселенского времени, "детьми-близнецами" которого признавались Ахура Мазда и Ахриман. Судя по косвенным свидетельствам, доктрина зурванизма была широко распространена в Сасанидском Иране, но хотя её следы обнаружимы в пережившей исламское завоевание традиции, в целом зороастрийская "ортодоксия" прямо порицает эту доктрину. Очевидно, прямых конфликтов между "зурванитами" и "ортодоксами" не происходило, зурванизм скорее был философским течением, вряд ли как-либо затрагивавшим обрядовую часть религии.

Распространившееся в Римской Империи почитание Митры (митраизм) также часто относят к зороастрийским ересям, хотя митраизм скорее представлял синкретическое учение не только с иранским, но и сирийским субстратом.

Безусловной ересью зороастрийские ортодоксы считали манихейство, в основе которого, однако, был христианский гностицизм.

Ещё одной ересью считается революционное учение Маздака (маздакизм).

Основными вариантами современного зороастризма являются зороастризм Ирана и парсийский зороастризм Индии. Однако различия между ними носят в целом региональный характер и касаются в основном ритуальной терминологии, благодаря происхождению из одной традиции и поддерживающемуся общению между двумя общинами, никаких серьёзных догматических расхождений между ними не сложилось. Заметно лишь поверхностное влияние: в Иране — ислама, в Индии — индуизма.

Среди парсов известны "календарные секты", придерживающиеся одного из трёх вариантов календаря (Кадими, Шахиншахи и Фасли). Чётких границ этих групп нет, догматического различия между ними — так же. В Индии также возникали различные течения с уклоном в мистику, испытывавшие влияния индуизма. Самым известным из них является течение Илм-и Хшнум.

Некоторую популярность среди зороастрийцев приобретает "реформистское крыло", выступающее за отмену большинства обрядов и древних правил, за признание священными только Гат и т. д.

Изначально учение Заратуштры было активной прозелитической религией, страстно проповедуемой пророком и его учениками и последователями, с чётким самосознанием принадлежности к ней и противопоставлением "незороастрийцев" (почитателей дэвов). Тем не менее по-настоящему мировой религией зороастризм так и не стал, его проповедь оказалась ограничена иранскими народами. Долгое время распространение зороастризма происходило на волне иранизации. На осколках Ахеменидской империи зороастрийцы ("магузеи") известны в Каппадокии, где официально применялся зороастрийский календарь. Известен также "армянский маздеизм", почитание бога Арамазда (Ахура Мазды) в древней Армении вплоть до христианизации страны. Сходные процессы происходили и в Сасанидском Иране, где к зороастризму присоединялись испытывающие персидское влияние арабы Бахрейна и Йемена и тюрки на окранинах державы.

После арабского завоевания зороастризм окончательно перестал быть прозелитической религией. В Иране даже возвращение новообращённых мусульман к религии предков каралось по шариату смертью, в Индии парсы оказались вовлечены в индийскую кастовую систему в качестве одной из замкнутых каст. Обращение в зороастризм благодаря заложенному в этой религии прозелитическому потенциалу стало реальным лишь в Новое время благодаря возобновившемуся интересу к наследию Древнего Ирана.

До сих пор консенсуса в отношении неопрозелитизма не выработано. Консервативные парсийские дастуры в Индии не признают возможность обращения в зороастризм кого-либо, чьи родители не зороастрийцы. Мобеды Ирана напротив обычно утверждают, что зороастризм является универсальной прозелитической религией, и хотя зороастрийцы не ведут миссионерской деятельности, людям, которые пришли к зороастризму самостоятельно, при соблюдении некоторых условий, не может быть отказано в его принятии.

Тем не менее перед новообращаемыми в зороастризм встают многочисленные проблемы. На территории Ирана такое обращение до сих пор карается смертной казнью (для неофита и мобеда). Из-за давления исламского режима полностью включиться в иранское зороастрийское сообщество по сути невозможно, даже формально приняв веру. Общины прозелитов в основном объединяются с урождёнными зороастрийцами в иранской эмиграции.





Дата публикования: 2014-10-16; Прочитано: 686 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...