Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В. Попков. Северная часовня. 1972
От мудрецов древности мы восприняли идею о красоте и гармонии природы. Свои философские трактаты посвятили этой проблеме Пифагор, Платон, Леонардо да Винчи и многие другие мыслители. Мир – это гармония и ритмика, считали греки. Законы музыкальной гармонии они переносили на всю Вселенную. Порядок и красота царствуют в космосе. Тогда же были развиты и математические идеи гармонии, выраженные в системах пропорционирования, о которых мы расскажем подробнее. На протяжении всей истории человечества не прекращались поиски всеобщего закона Гармонии. Ньютон, Поликлет, Дюрер, Кеплер, Альберти, Витрувий, Хогарт, Кант, Гегель и другие пытались решить в своих исследованиях и творчестве поставленную задачу. Всеобщий закон Гармонии должен быть единым для живой и неживой Природы, для материального и идеального мира, куда входят мышление, искусство.
Долгое время считалось, что именно греки стали первооткрывателями законов гармонии. Однако сейчас мы уже знаем, что еще задолго до них жрецы Древнего Египта в совершенстве владели фундаментальными знаниями: тому подтверждение находки склепа Хеси-Ра.
Ученые доказали, что познание единства и есть познание гармонии, так как эти два понятия тесно переплетаются между собой. Но открытие законов в отдельных областях науки не в состоянии претендовать на звание всеобщего закона Гармонии. Хотя работы Планка, Павлова, Эйнштейна действительно являлись крупнейшими событиями нашего века, их открытия все-таки нельзя назвать всеобщим законом Гармонии, потому что они никоим образом не связаны с идеальным, духовным миром, а являются выразителем лишь материального начала. А ведь гармония – «это особое, целостное единство, охватывающее абсолютно все сущее, как материальное, так и идеальное. Гармония – закон именно такого единства, закон целого» [7]. Гармония выражает в основном не количество, а качество, сущность, красоту.
«…Гармония есть связь различных частей в единое целое. Эта связь сложнейшая, тончайшая, многообразнейшая. Как же осуществляется такая связь и что такое целое? Ясно, что связать части между собой так, чтобы они представляли некоторое законченное целое, можно только за счет сходства самих вещей, иначе говоря, за счет того общего, что содержится в каждой части.
Если же между частями нет ничего общего, то есть все части различны (в смысле абсолютно различны), то и целое они образовать не смогут. Но не существует таких частей (или вещей), которые были бы абсолютно различны, так как все вещи одной и той же природы и, значит, содержат общее. Различие между вещами в этом глобальном смысле относительно. Следовательно, в этом лее смысле и нужно понимать гармонию целого, как гармонию Вселенной. Итак, определение и познание гармонии зависит от определения и познания, связи между частным и общим – одного из фундаментальных вопросов философии» [8]. Аристотель говорил: «Надо идти от вещей (воспринимаемых) в общем к их составным частям: ведь целое скорее уясняется чувством, а общее есть нечто целое, так как общее охватывает многое наподобие частей».
Поэтому, ставя задачу организации гармоничной композиции из некоторого количества элементов, необходимо, чтобы она (композиция) была едина. Это должно выразиться в единстве пластического решения, образного и смыслового раскрытия темы, в единстве формообразования, колористического и фактурного решения. Единства можно добиться путем соподчинения. Но прежде чем разбираться в различных вариантах соподчинения, обратите внимание на организацию композиционного центра, так как соподчинение происходит в основном между центром и прочими элементами. Именно композиционный центр является выразителем художественного образа и несет смысловую нагрузку. Однако существует и такой принцип композиционного построения, когда центром может оказаться «пауза».
При организации композиционного центра следует учитывать законы визуального восприятия плоскости. Как правило, он располагается в активной, центральной ее части. Смещение относительно геометрического центра придает порой произведению большую внутреннюю напряженность и пластическую выразительность в раскрытии художественного образа и темы. Обратимся к наследию В. А. Фаворского в области теории композиции. Он писал: «Совсем иначе мы смотрим середину плоскости и края ее. Края плоскости образуют, хотим мы этого или не хотим, обрамление, а в центре – глубина, пространство. И вся плоскость должна быть построена напряженно-ритмически. И тогда она принимает конструктивную цельность и повышает ее… Плоскость обрамляется обычно вертикально и горизонтально. Значит, вертикаль и горизонталь уже присутствуют, и, кроме того, как я говорил, уже к краям образуется поле или рама. Вся плоскость изобразительная готова принять любую конструкцию, отметить центр и боковые области, приняв любую цельность в двух измерениях, а планы – это прямое порождение плоскости. Плоскость открывается планами в глубину, причем мы можем выбрать, какой план главный и как другие ему подчиняются. Произведения есть разные – мы можем подчинить первый план второму, третьему или задний подчинить переднему. Для этого нам нужно двинуть задний план вперед, так создается обратная перспектива. Но при помощи изобразительной плоскости мы изображаем пространство – предмет пропитывается пространством, и мы получаем третий вид цельности – композиционный» [9]. Фаворский в данном случае говорил о фронтальной композиции, хотя задачи композиционной цельности и единства необходимо решать и в других видах композиции, таких как объемная и глубинно-пространственная. В той и другой также важна проблема единства и соподчинения, а следовательно, и организации композиционного центра, так как решение этой проблемы заложено именно в нем. Центр в основном несет смысловую нагрузку, выражает художественный образ произведения, воздействуя на зрителя психологически и вызывая у него тем самым поток ассоциаций, развивая воображение, заставляя сопереживать. Каким же должен быть центр по форме, цвету, фактуре? Эту сложнейшую задачу может решить только художник, создатель произведения. Его видение определяет многое. А для достижения композиционного единства имеется немало средств и приемов.
1* Шевелев И. Ш., Марутаев М. А., Шмелев И. П. Золотое сечение. M., 1990. С. 135
2* Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. М., 1988. С. 250.
Э. Бурдель. Мраморный фриз «Театра Елисейских полей». 1910-1913
Разберем несколько вариантов. В композиции, состоящей из простых по восприятию элементов, появляется элемент, сложный по силуэту. Конечно, он привлечет к себе внимание сильнее, чем группа более простых по форме. Именно он за счет своей сложности начнет играть роль доминанты или композиционного центра. Однако при этом необходимо выполнить условие единства и соподчинения всей композиции. В данном примере соподчинение может выразиться в подчинении сложному центру колористического решения или во введении новых подобных по силуэту форм – линий, а также в применении таких средств гармонизации, как ритм, контраст, нюанс и тождество, конкретный разговор о которых пойдет ниже.
Рассмотрим следующий пример. Возьмем одинокий по форме центр (именно он необходим автору для решения художественного образа). За счет выделения определенной формой доминанты композиции автор может добиться яркой характеристики, создать незабываемый образ. В данном случае применен контраст форм, поэтому добиться соподчинения можно путем цветового и фактурного решения, а также с помощью активного применения средств гармонизации.
История искусств предлагает нам различные схемы построения композиций. В одном варианте решения организация композиционного центра осуществляется самым маленьким по форме элементом, а в другом – самым большим. Их выбор уже доказан творческим решением автора произведения и возможным выполнением непременных условий существования композиции: равновесия, единства и соподчинения. Вариантов решения этих задач может быть множество.
А вот создание композиции, центром которой является композиционная пауза, требует от художника хорошей профессиональной подготовки. При необходимости молено предложить несколько вариантов решения художественного образа таким способом. Приведем два наиболее распространенных. Первый – создание движения к центру, который не выражен никакой формой, путем использования одного из средств гармонизации – ритма. Второй – расположение элементов, подобных по форме, цвету и фактуре, без какого-либо акцента. Тем самым композиция представляет собой как бы раму.
При внимательном анализе произведений искусства обращает на себя внимание тот факт, что многие авторы отдают предпочтение цветовому единству композиции, соподчиняя центр общей колористической задаче. Он (центр) может быть решен как самый активный по цвету, контрастный ко всей гамме, самый темный или самый светлый. Это цветовое единство в решении элементов и всей композиции дает цельность восприятия произведения. Но единство и соподчинение выражаются не только в колористическом единстве и соподчинении, а еще и в единстве форм и фактур. Большую роль в создании композиции, отвечающей законам гармонии, играют средства гармонизации. К ним относятся ритм, контраст, нюанс и тождество, пропорции, масштаб.
Следующие упражнения выполняются на неизобразительной, то есть формальной основе, убирая сюжетную и образную нагрузку мы тем самым острее выявляем композиционные задачи. При организации композиций попробуем использовать модульную сетку построения. Применение модульного построения композиций дает ощутимый результат в координировании тех пластических связей, которые могут выразиться в параллельности сторон форм, в кратности их соотношений и пауз между ними, в размещении форм или их деталей на одной прямой. Для начинающего композитора работа по разнообразным модульным сеткам (основу которых может составлять квадрат или ромб) представляет собой отличный тренажер для ощущения пластических связей в композиции. Этот прием дает возможность проверить себя в процессе творческого поиска, подсказывает связи элементов, что в свою очередь решает проблему единства и соподчинения.
Дата публикования: 2014-10-16; Прочитано: 4072 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!