Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основы исламской веры



М. Магомерзоев

Ислам. Основы

Издательский текст http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=418292

«Ислам. Основы»: Эксмо; М.; 2010

ISBN 978‑5‑699‑44141‑9

Ислам – монотеистическая (авраамическая) мировая религия. Слово «ислам», имея несколько значений, непосредственно переводится как мир. Другое значение слова заключается в «предании себя Богу» («покорность Богу»). В шариатской терминологии ислам – это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху в Его приказах и запретах и полное отстранение от многобожия (ширка). Люди, которые покорились Богу, называются муслимами (мусульманами).

Аяты Корана указывают, что ислам – единственная верная религия человечества, и его последователями были все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в проповедях пророка Мухаммада, который получил его в виде Божественного Откровения.

Исламская традиция гласит, что последователи древних пророков отошли от первоначального пути, который был им указан Аллахом. Постепенно искажались и священные тексты древних книг. Всякий раз для обновления истинной веры (ислама) Господь отправлял к различным народам своих посланников, в том числе Авраама, Моисея, Иисуса, последним из которых был Мухаммад, принесший человечеству ислам в окончательном виде. После пророчества Мухаммада все предыдущие Законы были отменены Аллахом, их основные принципы в усовершенствованной форме стали составной частью ислама.

Учение

Аллах (араб. al‑La‑h) – имя единого Бога‑Творца в исламе.

В переводе с арабского слово «Аллах» переводится как Единый (Единственный) Бог (согласно структуре слова Al – часть слова, несущая смысл определенности и конкретности, – lah – Бог, божество; в результате – Единый Бог). Арабы, исповедующие другие авраамические религии (иудаизм, христианство), используют это слово в молитвах и богослужениях для обращения к Богу. До начала проповедей Мухаммада Аллахом называлось одно из высших божеств в языческом мекканском пантеоне.

99 прекраснейших имен Аллаха

Обычно, когда речь идет об исламе, для обозначения Бога все равно применяется слово «Аллах» (даже не в арабоязычной среде).

По мнению некоторых ученых, слово восходит к общесемитскому слову «божество». В арабском переводе Библии слово «Бог» переведено как «Аллах». Имя Эллах (Элох, Элоах) встречается в Ветхозаветной книге Бытия.

Каллиграфическое изображение слова «Аллах»

Согласно исламским первоисточникам, сущность Аллаха непостижима для человеческого разума. Постижимы лишь Его существование и единственность. В отличие от сотворенной Им природы, Он сам не сотворен никем. Не существует ничего подобного Ему. Аллах создал все сущее бытие из ничего и привел в упорядоченное состояние. Он управляет всеми процессами и событиями в сотворенном мире. Аллах – Творец всех форм жизни.

Согласно исламской концепции, существует единый Бог, пророками которого (наряду с прочими) были Моисей (Муса), Иисус (Иса) и Мухаммад. Халиф Имам Али ибн Абу Талиб в своем трактате «Нахдж аль‑Балага» так раскрывает эту фундаментальную основу:

1. Он не дал знать умам о пределах Его описания, но и не сокрыл умы от обязанности Его познавания.

2. Он Один, но не в смысле числа.

3. Он не воплотился в вещах, чтобы сказать: «Он воплощен», но и не отделен от них, чтобы сказать: «Его здесь нет».

4. И Он есть Тот, о Ком свидетельствуют признаки бытия.

5. Он не сотворил сущее, чтобы использовать его для собственной прибыли.

6. Он не сотворил то, что сотворил, для укрепления власти, ни для устрашения последними временами, ни для помощи в противостоянии (врагу противостоящему)».

7 Он – Щедрый, Кого не обедняет просьба просящих и Кого не делают жадным мольбы умоляющих.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Каллиграфия

8. Он предотвращает возможность видящих лицезреть Его и охватить взором своим, Вечность не изменила Его, но Он изменяет состояние, и не был Он в каком‑то определенном месте.

9. Ты – Аллах, не вмещающийся в пределы разума, дабы предстать в чертогах мысли обусловленным, либо в оковах мышления предстать ограниченным, искажаемым.

10. Все знание принадлежит Аллаху, преславен Он, и в этом – вся полнота Истины.

11. Отличается Он от вещей по превосходству над ними и власти над ними, и отличаются вещи от Него по Ему подчинению и к Нему возвращению.

12. Кто опишет Его, тот Его ограничит, кто Его ограничит, тот Его исчислит, кто Его исчислит, тот сведет в ничто Его вечность, и кто скажет «как», тот претендует на описание Его, а кто скажет «где», тот уже ограничит Его.

13. Не воспринимают Его чувства и не скрывают Его покровы, из‑за разницы между Творцом и творением, ограничивающим и ограниченным, Господом и находящимся у Него в подчинении.

14. Не рожден Он – Преславен Он – чтобы иметь в славе Своей сотоварища, и не рождал, чтобы быть наследуемым, преходящим.

15. Он – Тот, Чья месть Своим врагам сильна и в широте милости Его, и Чья милость широка для Своих преданных.

16. Его мощи и мысль, освобожденная от оков наущения, попытаются проникнуть в глубины сокровенного Царства Его, и сердца будут простираться в попытке охватить сущность Его описания, и затворятся входы разума там, где не достигают его атрибуты описания для сосредоточения на Его Сущности, проскакивая темные ловушки мира Сокровенного, во всей искренности устремляясь к Нему – Превелик Он – то вернутся они обратно после того, как познают, что не достижимо столь простыми усилиями познание Его Сущности и не способно простое сознание вместить в себя хоть крупицу величия Его могущества.

17. О Аллах, распростиратель распростираемого, хранитель небес, создатель сердец по природе их – злобных и счастливых.

18. Он – Первый, Которому не было самого предшествования, дабы какая‑то вещь могла предшествовать Ему, и Он – Последний, Которому нет и самого последования, чтобы какая‑либо вещь могла последовать.

19. Сотворил Он творение без размышления, ибо размышления надлежат лишь обладателям органов мышления, но не Мыслящему в Своей Сущности.

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Каллиграфия

20. Он, Аллах, Истинный, Явный, что истиннее и явственнее всего видимого очами, Которого не постигают разумы ограничением, ибо был бы (Он тогда) уподобленным, ни воображение не постигает Его взвешиванием, ибо был бы (Он тогда) приведенным в соответствие.

21 Повеление Его – суждение и мудрость, довольство Его – безопасность и милость, судит по знанию и прощает по терпению.

22. Он – Явный, (но) не говорят: «из чего?», и Сокровенный, но не говорят: «в чем?». Он – не тело, что распадается, не скрытое (покрывалом), что открывается.

23. Для первенства Его нет предначинания, а для вечности Его нет окончания.

24. Слава Аллаху, свидетельствами не постигаемому, в место засвидетельствования не помещаемому, взорами не созерцаемому, покрывалами не покрываемому, указующему на предвечность Его появлением Своего творения.

25. Внимают Ему разумы без ощущения, и свидетельствует о Нем видимое без Его представления.

Имам Абу Джафар ат‑Тахави так описывает мусульманские представления об Аллахе в своем общепризнанном среди суннитов сочинении «Акыда ат‑тахавийя»:

1. Мы говорим о единстве Аллаха, веря с помощью Аллаха, что Аллах Един, без каких бы то ни было сотоварищей (под сотоварищами имеются в виду любые боги, божества, которых люди начинают почитать наряду с Аллахом).

2. Нет ничего, подобного Ему.

3. Нет ничего, что может превзойти Его.

4. Нет иного божества, кроме Него.

5. Он вечен без начала и бессмертен, непрестанный без конца.

6. Он никогда не погибнет и не прекратит своего существования.

7 Ничего не происходит, кроме того, что Он пожелает.

8. Никакое воображение не может постичь Его и никакое понимание не охватывает Его.

9. Он отличен от любого сотворенного существа.

10. Он живой и никогда не умрет, и вечно в действии и никогда не спит.

11. Он творит без нужды в этом и дает пропитание Своему творению без всякого усилия.

12. Он умерщвляет без опасения и возвращает к жизни без труда.

13. Он всегда существовал вместе со Своими атрибутами еще до творения. Наделение творения существованием не добавило к Его атрибутам того, чего бы уже не было. И Он был со всеми Его атрибутами в предвечности, таким Он и останется вечно.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Каллиграфическая надпись в форме павлина

14. О Нем говорят, что Он Творец не только после акта творения, и говорят, что Он Создатель до акта создания.

15. Он всегда был Господом, даже когда не было ничего, над чем Он мог бы быть Господом, и всегда был Творцом, даже когда не было творения (…)

16. Он сотворил сотворенное по Своему Знанию.

Каллиграфическое изображение слова «Аллах»

17 Он предопределил судьбы всех Своих творений.

18. Он установил им определенные сроки жизни.

19. Ничего не было скрыто, что касается их, от Него, до того, как Он сотворил их, и Он знал все, что они будут делать, до того, как сотворил их.

20. Он приказал им повиноваться Ему и запретил им ослушиваться Его.

21. Все происходит по Его Решению и Воле, и Его Воля совершается в полную силу. Единственная воля, которая есть у людей, – это то, что Он желает для них. Что Он желает для них, происходит, чего не желает, не происходит.

22. Он ведет по прямому пути кого желает. И защищает их, и охраняет их от вреда по Своей Щедрости, и сбивает с пути кого желает, и унижает их и причиняет им страдания по Своей Справедливости.

23. Все они подвластны Его Воле, находясь между Его Щедростью и Его Справедливостью.

24. Он превыше того, чтобы иметь противоположности или равных Себе.

25. Ничто не может отвратить от себя Его Предопределение или обратить вспять Его Повеление, или преодолеть Его Распоряжение.

26. Мы верим во все это и уверены, что все исходит от Него.

Коран

Коран (араб. al‑Qur`án) – религиозная книга, священная для приверженцев всех исламских направлений. Она служит основой мусульманского законодательства, как религиозного, так и гражданского.

Согласно учению ислама, Коран является прямым, вечным и несотворенным словом Божиим. Коран был ниспослан Всевышним Богом на седьмое Небо, а затем ангел Джабраил передавал его частями пророку Мухаммаду путем Откровения в течение 23 лет его пророческой деятельности.

Страница Корана времен Шаабана

Слово «Коран» происходит от арабского кыраа («чтение вслух, наизусть»). Коран состоит из 114 сур (глав) и около 6600 аятов (стихов). Хронологически выделяют суры мекканские и мединские. В мекканских сурах большее внимание уделяется доктринам пророчества, эсхатологии, духовности, а также этическим проблемам. Важнейшим постулатом и лейтмотивом всего содержания Корана является доктрина Единобожия (таухид). В Откровениях мединского периода большее значение отводится социальным, экономическим вопросам, проблемам права, семейным отношениям, повествуется о древних пророках и т. д. Коран был ниспослан не только арабам, но и всему человечеству: «Мы направили тебя, Мухаммад, посланником только как милость к обитателям всех миров».

Коран как единая книга была составлена после смерти Мухаммада, до этого он существовал в виде отдельных сур, как написанных на бумаге, так и выученных наизусть сподвижниками.

После смерти Мухаммада, когда в одной из битв погибло 70 чтецов Корана, которые знали его наизусть, появилась угроза потери Корана.

По решению первого халифа Абу‑Бекра были собраны все записи, все стихи Корана, но в виде отдельных записей.

Отрывок из Корана. Рукопись VII в.

Источники этого периода гласят, что через двенадцать лет после смерти Мухаммада, когда Осман стал халифом, в ходу были различные записи Корана, сделанные известными соратниками пророка, в частности Абдаллахом ибн Масудом и Убаййей ибн Каабом. Спустя семь лет после того, как Осман стал халифом, он приказал систематизировать Коран, опираясь в первую очередь на записи Зайда, спутника Мухаммада.

Семь способов чтения канонического текста Корана были установлены Абу Бекром.

Мусульмане считают, что Коран содержит в себе новый Закон Бога, имеющий малозначительные отличия от предыдущих Законов, а также что Коран служит средством различения истины, содержащейся в прежних Писаниях, от многочисленных искажений, правок и добавлений в них.

СОДЕРЖАНИЕ КОРАНА

Коран состоит из 114 сур – глав. В свою очередь, каждая сура делится на отдельные высказывания – аяты.

Открывающая (Аль‑Фатиха) сура Корана – это первая сура по порядку расположения в Коране и первая сура, ниспосланная полностью. В этой суре говорится о совокупности идей и общем значении Корана, который подтверждает единобожие, является благой вестью для верующих, предупреждает о наказании неверующих и грешников, указывает на необходимость поклонения Аллаху, на путь к счастью в настоящей и будущей жизни и рассказывает о тех, которые повиновались Аллаху и обрели блаженство, и о тех, которые не повиновались Ему и оказались в убытке, и поэтому эта сура называется «Мать Книги». Фатиха является наиболее распространенной мусульманской молитвой и обязательно читается в каждом ракаате намаза.

Все суры Корана, кроме девятой, начинаются словами: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного…» (по‑арабски: Бисми‑Ллахи‑Р‑рахмани‑Р‑рахим…»).

Сура Открывающая (Аль‑Фатиха)

Согласно общепринятому исламскому представлению, опирающемуся на достоверные хадисы, то есть, грубо говоря, согласно высказываниям самого Пророка Мухаммада и его сподвижников, Коран был ниспослан Мухаммаду за 23‑летний период. Первое откровение снизошло, когда ему было 40 лет, а последнее – в год его смерти, в 63 года. Суры были ниспосланы в разных местах, в разных ситуациях и в разное время.

Всего в Коране 77 934 слова. Самая длинная сура, 2‑я, насчитывает 286 аятов, самые короткие – 103, 108 и 110‑я – 3 аята. В аятах от 1 до 68 слов.

Самый длинный аят – 282‑й аят 2‑й суры (Аят про долг).

Первая и самая известная сура «Аль‑Фатиха» («Открывающая Книгу»), называемая также «Матерью Корана», неоднократно читается мусульманами в каждой из пяти обязательных ежедневных молитв, как и во всех необязательных. Считается, что эта сура включает в себя смысл всего Корана. Среди самых известных аятов – 255‑й аят 2‑й суры, называемый Аят аль‑Курси (Аят Трона).

Сура Аль‑Ихлас (Очищение). Каллиграфическое изображение

В Коране пересказываются истории многих персонажей и события христианских и иудейских религиозных книг (Библия, Тора), хотя детали часто отличаются. Такие известные библейские фигуры, как Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус упомянуты в Коране как пророки Единобожия (ислама).

В исламской традиции откровения эти воспринимаются как речь самого Аллаха, избравшего Мухаммада для пророческой миссии.

Собранные воедино, сведенные в один список, в период правления халифа Османа (644–656), эти откровения составили канонический текст Корана, который дошел до наших дней в неизменном виде. Первый полный такой список датируется 651‑м годом. Многие попытки, на протяжении полутора тысячи лет, внести хотя бы какие‑нибудь изменения в священный текст Корана, для разночтений и последующей критики последователей ислама, претерпели неудачу.

Сура Люди (Ан‑Нас)

Для более чем миллиарда мусульман Коран – священная книга, требующая к себе особого отношения: его запрещается брать в руки не будучи в состоянии ритуальной чистоты, класть на пол, в грязные места, считается порицаемым также ставить его ниже других книг и разговаривать во время его чтения.

Сура Защитная (Аль‑Фалак)

Выдающиеся художественные достоинства Корана безусловно признаны всеми знатоками арабской словесности. Однако многие из них теряются при буквальном переводе.

Кроме Корана, мусульмане признают и другие Священные Писания, однако считают, что они были искажены в ходе истории, а также утратили свою роль после начала ниспослания Корана, который является последним из Писаний и будет последним Писанием до Судного дня.

«Он ниспослал тебе Писание с истиной в подтверждение того, что было до Него. Он ниспослал Таурат (Тору) и Инджил (Евангелие)» (Коран 3:3).

«Скажи: Если соберутся люди и джинны для того, чтобы создать что‑либо подобное сему Корану, то они не создадут ничего, ему подобного, даже если одни из них будут другим помощниками» (Коран. Сура «Аль‑Исра`» 17:88).

«Этот Коран не может быть сочинением кого‑либо, кроме Аллаха. Он является подтверждением того, что было до Него, и разъяснением Писания от Господа миров, в котором нет сомнения» (Коран, 10:37).

По мнению некоторых исследователей, Коран не оригинален, а скорее показывает влияние других религий на его происхождение.

Однако в Коране имеются данные, которые не были описаны в книгах какой‑либо из религий. Детали обрядов поклонения (пост, закят и хадж) и способы их совершения не имеют аналогов в прежних религиях.

Титульный лист Корана





Дата публикования: 2014-10-16; Прочитано: 3146 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...