Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Уточнение содержания и границ криминалистической тактики, ее связей с криминалистической техникой и методикой. 15 страница



Науки о трудовой деятельности позволяют педагогике правильно формировать у людей качества, необходимые для различных ви­дов профессиональной деятельности.

Политология раскрывает для педагогики проблемы, связанные с влиянием политических явлений и процессов на обучение и воспитание людей.

Этнология, позволяет педагогике правильно учитывать националь­ные и другие особенности людей, которые всегда являются пред­ставителями определенных этнических общностей и которые, кроме того, имеют свой специфический национальный опыт обу­чения и воспитания.

Исторические науки показывают педагогам историческое своеоб­разие развития человека и общества, воспитания и образования и т. д. в различные периоды развития людей и общества.

Методологические основы (общая, специальная и частная методо­логия педагогики) дают возможность педагогике правильно ос­мысливать предметы и явления окружающей действительности, четко осознавать закономерности их функционирования и связи, существующие между ними, и на этой основе строить стратегию и тактику образования, обучения, воспитания, развития и психоло­гической подготовки людей.

Кроме того, у многих других наук, имеющих совершенно раз­личные и, казалось бы, очень далекие от педагогики области ис­следования, находится немало точек соприкосновения, из кото­рых часто и возникают новые перспективные направления, свя­зывающие различные отрасли знаний в неразъединимое целое. Таковы, например, отрасли, возникшие на стыке педагогики с точными и техническими науками — математическая, компью­терная педагогики, суггестология и др.. Сегодняшняя педагогика как одна из главных наук о человеке находится на острие общих научных исследований.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение педагогики как науки.

2. Что входит в предмет изучения педагогики?

3. Каковы задачи педагогики как науки?

4. Перечислите методологические основы педагогики как науки.

5. Дайте характеристику методам педагогики.

6. Раскройте структуру педагогики как науки.

7. Что определяет особенности педагогики как науки?

8. Охарактеризуйте своеобразие развития ребенка как объекта педагогики.

9. Перечислите основные этапы развития педагогической науки.
10. Охарактеризуйте взаимосвязь педагогики с другими науками.


Приложение VI

Схема 88. Предмет и задачи педагогики как науки


Схема 89. Методологические основы педагогики как науки


Схема 90. Методы педагогики


Схема 91. Структура педагогики как науки


Схема 92. Факторы развития личности в педагогике



Схема 93.


Схема 94. Этнопсихологический подход в педагогике


Схема 95. Ребенок как субъект и объект педагогики


Схема 96. Стадии развития ребенка как субъекта педагогики


Схема 97. Этапы развития педагогики


Схема 98. Отрасли педагогики


Схема 99. Связь педагогики с другими науками


ЛЕКЦИЯ СЕДЬМАЯ

Общая характеристика основных педагогических явлений и процессов

Обучение, воспитание и образование как общественные явления

Сущность и содержание педагогического процесса и педагогической деятельности

Обучение, воспитание и образование как общественные явления

Основными категориями педагогики, отражающими ее сущность и содержание, являются процессы обучения, воспитания и обра­зования, которые в то же время являются и общественными яв­лениями.

Сущность и функции обучения. Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематиче­ская передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, результатов развития общест­венного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. В этом состоит его социальный смысл.

Обучение обеспечивает преемственность поколений, полно­ценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назна­чение в обществе и психологический смысл.

Главными механизмами освоения содержания в процессе обу­чения является целенаправленно организованная в специальных формах взаимодействия совместная деятельность детей и взрос­лых, обучаемых и обучающих, их содержательное познаватель­ное общение.

Обучение зависит от конкретно-исторических условий. Раз­личные эпохи и цивилизации оставляют свой отпечаток на его организации: отборе содержания материала для различных соци­альных групп, подборе методов идеологической обработки и ма­нипуляции сознанием. В этом заключается его педагогический смысл.

В педагогике обучение понимается как специально организо­ванный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодей­ствия учителей и учеников. Его цель — усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление на­выков самообразования.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки, высту­пающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базо­вых) компонентов содержания, а со стороны учеников — в каче­стве продуктов усвоения.

Знания представляют собой совокупность усвоенных учеником сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объ­ективной действительности.

Навыки — это усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечи­вающие эффективность деятельности человека.

Умения — это достигнутая в процессе обучения возможность че­ловека творчески применять знания и навыки и достигать желае­мого результата в непрерывно меняющихся условиях практиче­ской деятельности.

Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы по­путно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоз­зренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий ха­рактер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспита­нии всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем. Области понятий «обучение» и «вос­питание» частично перекрываются.

Сущность обучения наиболее полно и ярко проявляется в его функциях. Среди них на первом месте наиболее существенная — функция формирования у людей знаний, навыков и умений. В ходе ее реализации у индивидов формируются и закрепляются основ­ные необходимые для всех случаев жизни и деятельности зна­ния, навыки и умения.

Следующей функцией обучения является формирование ми­ровоззрения человека. Оно формируется у детей и взрослых объ­ективно, постепенно, по мере обобщения знаний, позволяющих судить об окружающем мире.

В неразрывной связи с предыдущими функциями находится функция развития личности и самостоятельного мышления. Раз­витие человека есть количественный и качественный рост его физических, физиологических и психических характеристик, среди которых выделяются прежде всего интеллектуальные.

Большое значение имеет и профюриентационная функция обучения. В процессе обучающего и производительного труда, приобретая конкретные знания и навыки в области той или иной профессиональной деятельности, формируется интерес к ней.

Функция подготовки к непрерывному образованию ориентиру­ет человека на активное участие в производстве и общественных отношениях, готовит к практической деятельности, нацеливает на постоянное совершенствование своей политехнической, про­фессиональной, общеобразовательной в целом подготовки.

Функция креативности нацеливает личность на непрерывное развитие ее всесторонних качеств.

Роль и значение воспитания. Как общественное явление вос­питание — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятель­ность и отношения между людьми. Оно обеспечивает обществен­ный прогресс и преемственность поколений.

Воспитание функционирует в системе других общественных явлений. Необходимость подготовки производительных сил об­щества есть коренная социальная потребность, основа возникно­вения, функционирования и развития воспитания как общест­венного явления. Основой содержания воспитания как общест­венного явления всегда было освоение производственного опыта и навыков к труду.

Определенный уровень развития производительных сил обу­словливает характер воспитания: его направленность, содержа­ние, формы, методы. Для гуманистической, демократической пе­дагогики целью становится сам человек, его всестороннее и гар­моничное развитие на основе единства природных дарований и требований развивающейся общественной жизни, в том числе производства.

Воспитание и язык, культура. Язык и культура в значитель­ной мере обеспечивают педагогический процесс, овладение деть­ми опытом человечества, нормами воспитания, совместной дея­тельности людей но удовлетворению их потребностей.

Воспитание тесно связано с формами общественного созна­ния (политикой, моралью и нравственностью, правом, наукой, искусством, религией). Формы общественного сознания пред­ставляют собой духовную питательную среду воспитания.

Политика использует воспитание в качестве одного из каналов своего утверждения в обществе, в сознании подрастающего поко­ления.

Мораль и нравственность буквально с момента рождения стано­вятся содержанием воспитания. Ребенок застает в обществе опре­деленную систему моральных норм, а воспитание — приспосабли­вает его к ним.

Право предполагает внедрение в сознание детей идей недопусти­мости пренебрежения нормами нравственности, ведущего челове­ка к нарушению закона. Нравственное поведение совпадает с тре­бованиями закона, а безнравственное ведет к его нарушению.

Наука ориентирует на постепенное овладение ребенком системой объективно-достоверных, проверенных практикой знаний и на­выков, являющихся реальной и необходимой базой для вступле­ния в общественно-производственную жизнь, получения любого специального образования.

Искусство формирует художественное познание мира, порождает эстетическое отношение к жизни, творческий подход к общему развитию человека, а также оказывает содействие гражданскому и духовно-нравственному становлению личности.

Религия отражает и объясняет явления природы и общества не на основе науки, а на базе религиозной веры в сверхъестественные силы, загробный мир. В то же время она вносит свой вклад в вос­питательный процесс, формирование мировоззрения человека.

Воспитание в педагогике употребляется в широком и узком значении.

В широком педагогическом значении воспитание — это целеуст­ремленное, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отноше­ний, развитие у них высоких морально-политических, психологи­ческих и физических качеств, а также привычек поведения, соот­ветствующих требованиям социального окружения и деятельно­сти.

В узком педагогическом значении воспитание -- это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Кроме воспитания педагогика изучает и самовоспитание, под которым понимается целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Жизнь убедительно доказа­ла, что самовоспитание выступает непременным условием совер­шенствования человеческой личности.

Среди содержательных компонентов самовоспитания следует в первую очередь выделять:

• глубоко осознанные цели и задачи, выработанные и принятые человеком жизненные идеалы, которые лежат в основе про­граммы самосовершенствования;

• глубоко осмысленные и принятые для себя требования, предъ­являемые к деятельности и личности;

• идейно-политические, профессиональные, психолого-педаго­гические, этические и другие знания о протекании, содержа­нии и методике самовоспитания и умение заниматься им в лю­бых условиях и обстоятельствах жизни;

• наличие внутренней установки, развитого самосознания, спо­собности к объективной критической оценке своего поведения и необходимого уровня общего, интеллектуального, идейно-политического и профессионального развития;

• определенную степень совершенствования волевых качеств и наличие привычек эмоционального саморегулирования, осо­бенно в трудных и сложных ситуациях, экстремальных усло­виях.

Исходным компонентом самовоспитания, как и любого друго­го вида деятельности, являются потребности и мотивы — слож­ные и глубоко осознанные внутренние побуждения к системати­ческой и активной работе над собой.

Содержательная сторона процесса самовоспитания включает в себя различные аспекты развития личности человека: идейно-политический, профессиональный, нравственный, этический, пе­дагогический, правовой, эстетический, физический и др. Каждый из них требует специальной практической работы по самовоспи­танию у себя специфических качеств и связан с составлением программы по самовоспитанию, которая предусматривает разви­тие ума, чувств, воли, формирование разнообразных убеждений и привычек поведения. В то же время эти сферы развития лично­сти человека тесно связаны между собой, зависят друг от друга и, естественно, требуют комплексного подхода к их самовоспита­нию, постоянных процессов проверки и самоконтроля, корректи­ровки самовоспитания, непрерывного руководства им.

Существенную роль в этом играют самопознание и самоана­лиз человеком своих действий, поступков, поведения, которые предполагают критическое отношение к себе, к уровню развития своих личностных качеств, к состоянию, возможностям, духов­ным и физическим силам. Это, в свою очередь, связано с само­оценкой, без которой невозможно самоопределиться и самоут­вердиться в жизни, в социальной среде и социальных группах.

Особенности самовоспитания выражают его психологические предпосылки, основные условия и используемые в его процессе методы.

Психологические предпосылки самовоспитания предполагают определенный уровень развития личности, ее готовности и спо­собности к самоизучению, самоосознанию, самооценке, к сравне­нию своих поступков с поступками других людей, самокритичному отношению к своей деятельности, выработку устойчивых устано­вок на постоянное самосовершенствование. Как самостоятельная и систематическая сознательная деятельность человека самовос­питание направлено на преодоление всего отрицательного, нега­тивного в сознании, в отношениях, в поведении и действиях чело­века. В этом случае самовоспитание выступает как внутренняя основа процесса самостоятельного перевоспитания личности.

Условия, способствующие самовоспитанию, означают, что в ходе его требуется глубоко осознанное, целенаправленное и самокри­тичное отношение человека как к самому себе, так и к действиям окружающих людей, определенные чувства переживания того, что ему недостает воспитанности, а также большие, иногда пре­дельные волевые усилия в достижении поставленных целей по саморазвитию.

Самовоспитание осуществляется с помощью различных общих и специфических методов, средств и приемов. К наиболее общим методам самовоспитания относятся: самообязательства, самоор­ганизация личной жизни и профессиональной деятельности, са­моотчет и др.

Образование как результат обучения и воспитания. Под об­разованием обычно понимают, во-первых, процесс поиска и ус­воения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, результат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовке человека.

Образование есть относительный результат процесса обуче­ния, выражающийся в формируемой у людей системе знаний, умений и навыков, отношений к явлениям природы и общест­венной жизни. Вместе с тем оно представляет собой и процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся систе­мы знаний и отношений личности в течение всей жизни, абсо­лютную форму бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися ус­ловиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрес­сом.

Образование — не только сумма знаний, но и основа психоло­гической готовности человека к непрерывности в накоплении знаний, их переработке и совершенствованию. В процессе обра­зования человек овладевает содержанием знаний о природе, об­ществе, мышлении, способах деятельности, позволяющих ему за­нять определенное положение среди людей, достигать конкретных целей и результатов в профессиональной деятельности, взаимо­действии и общении с другими индивидами.

Образование вооружает человека системой интеллектуальных и практических навыков и умений, позволяющих ему решать лю­бые проблемы, возникающие в его жизни и профессиональной деятельности. В процессе получения образования человек накап­ливает опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, к другим людям, что дает ему возможность, с одной сторо­ны, самосовершенствоваться, развивать свою психику и внутрен­ний мир, и, с другой — поддерживать взаимовыгодные отноше­ния с социальной средой.

Наконец, в ходе образования человек накапливает опыт твор­ческой деятельности, необходимый для решения разнообразных проблем жизни и деятельности.

Результатом образования является всестороннее развитие лич­ности, т. е. формирование человека, имеющего широкие и устой­чивые знания, навыки и умения, сочетающего в своей деятельно­сти физический и умственный труд, производящего материаль­ные и духовные блага для общества, гармонически развитого в физическом и духовном отношении, активного общественного деятеля, человека с высокими нравственными идеалами, с разви­тым эстетическим вкусом, с разносторонними материальными и духовными потребностями.

В настоящее время огромный объем знаний, накопленных че­ловечеством, не позволяет утверждать, что человек когда-нибудь сумеет овладеть ими полностью даже после очень длительного обучения. Получение образования свидетельствует лишь об ов­ладении заданным объемом систематизированных знаний, уме­ний в определенной области и достижении необходимого для выполнения профессиональных действий уровня самостоятель­ного мышления.

Главные критерии образованности — системность знаний и си­стемность мышления проявляются в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. В древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное за­бывается» — есть большая доля истины.

В нашей стране образование имеет свои особенности и спе­цифическое, содержание, которые обусловлены существующи­ми у нас системой, учреждениями и принципами образования.

Система образования включает в себя дошкольное, общее, до­полнительное, среднее профессиональное и высшее образование.

Дошкольное образование - образование, получаемое воспитан­никами в сети дошкольных образовательных учреждений или под руководством родителей.

Общее образование — образование, включающее три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Дополнительное образование — образование, полученное в му­зыкальных и художественных школах или по программам, выхо­дящим за пределы государственных образовательных стандартов.

Среднее профессиональное образование — совокупность зна­ний, умений и навыков, необходимых для подготовки специа­листов среднего звена, полученных на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования в средних специальных учебных заведениях или на первой ступени в образовательных учреждений высшего профес­сионального образования.

Высшее профессиональное образование — образование, имею­щее целью подготовку (и переподготовку) специалистов соответ­ствующего профиля и уровня, удовлетворение потребностей лич­ности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, реализуемое в высших учебных заведениях.

К учреждениям образования относятся детские сады, ясли, школы, гимназии, лицеи, техникумы, колледжи, высшие учебные заведения.

Образование строится на соблюдении определенных прин­ципов, которые отражают направленность образовательной дея­тельности. К ним обычно относят: автономность, адаптивность, демократизацию, единство культурного и образовательного про­странства.

Автономность образования — один из основных принципов госу­дарственной политики в области образования, гарантирующий возможность образовательных учреждений самостоятельно раз­рабатывать и утверждать учебный план, порядок и периодичность промежуточной аттестации, систему оценок обучающихся (вос­питанников).

Адаптивность образования — один из основных принципов госу­дарственной политики в сфере образования: приспособление сис­темы образования к уровням и особенностям развития и подго­товки обучающихся (воспитанников).

Демократизация образования — один из основных принципов государственной политики в области образования, предполагаю­щий ликвидацию монополии государства на образование и пере­ход к общественно-государственной системе, в которой личность, общество и государство являются полноправными партнерами.

Единство культурного и образовательного пространства — один из основных принципов государственной политики в области образования, обеспечивающий связь федеральной программы развития образования с национальными, региональными и муни­ципальными программами, учитывающими местные уровни со­циально-экономического и культурного развития, а также особен­ности местных образовательных систем.

Кроме того, педагогика уделяет большое внимание самообра­зованию, которое представляет собой целеустремленную работу человека по расширению и углублению своих знаний, совершен­ствованию имеющихся и приобретению новых навыков и уме­ний. Это исключительно нужная плодотворная форма развития социальных и профессиональных качеств личности. Благодаря самообразованию обновляется ее интеллектуальный потенциал, повышается идейно-теоретический уровень, совершенствуются ум и воля, профессиональное мастерство и культура. Вот почему необходима упорная систематическая работа над своим самооб­разованием. И это обязанность всех без исключения людей.

Самообразованием должны заниматься практически все люди, однако его объем и характер может быть не у всех одинаков. Многое здесь зависит от индивидуальных особенностей челове­ка, конкретных условий его жизни и деятельности.

Личность, обладающая высокой культурой, исходит из того, что от нее требуются всесторонние знания о своей жизни и дея­тельности, основательная практическая подготовка, глубокое по­нимание происходящего вокруг. Ей не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и вос­питания, без всесторонней информированности и компетентно­сти в выдвигаемых жизнью вопросах.

Для значительной части людей конечной целью педагогиче­ского самообразования все чаще становится приобщение к твор­ческому поиску, эксперименту, всестороннему исследованию и осо­знанию необходимости своего самосовершенствования.

Для обеспечения целеустремленности и систематичности за­нятий по самообразованию опытные люди составляют соответст­вующий план, в котором предусматриваются объем и очередность намечаемой работы, сроки, отводимые на ее осуществление, це­левая установка по каждому виду самостоятельной деятельно­сти. Хороший план экономит время, спасает от суеты, когда все делается впопыхах, а следовательно — дольше и хуже.

Основной инструмент духовного развития человека — чтение. Общение с книгой — это заочное общение с мудрейшими людь­ми мира. В эпоху возрастающего количества печатных изданий и необходимости их своевременного изучения остро встал вопрос о технике чтения. С одной стороны, она должна обеспечивать быстрый просмотр новых поступлений интересующей литерату­ры, а с другой — глубокое изучение необходимых материалов. В этой связи люди с высокой педагогической культурой к кни­гам подходят дифференцированно и владеют, как правило, дву­мя способами чтения: углубленным и скоростным.

Главная задача самообразования — это самостоятельное раз­витие и совершенствование личности. Красота ее проявляется в единстве духовности и реальных отношений к миру. Культурно-образовательная характеристика идеального человека состоит в том, что он непрерывно обогащает себя знанием духовных бо­гатств, умениями и навыками самосовершенствования. Всем этим и достигается гармония истины, добра и красоты, реализуется идеал всесторонне развитого и подготовленного к реальной жиз­ни человека.

В отличие от идеала цель самообразования состоит в том, чтобы сформировать из себя реальную, устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в совершенствование обще­ственной жизни и самого себя. Это достигается, возможно, более полным развитием ее сущностных духовных и физических сил, способностей, дарований и талантов.

Общая стратегия самообразования гуманной, демократической, максимально подготовленной личности заключается в обеспече­нии себе возможности всестороннего духовного развития, фор­мирующего внутреннюю интеллектуально-нравственную свобо­ду выбора поведения и способность отстаивать свои жизненные позиции.

Достигается это в результате постоянной самостоятельной ра­боты человека над литературой, в которой он находит примеры для подражания и саморазвития. В связи с этим важное значение приобретает умение ориентироваться в потоке информации. Оно складывается из знания источников информации, их сильных и слабых сторон, умения находить нужную информацию, быстро и правильно ее оценивать, оперативно определять пути и условия использования полученных данных в теоретической или практи­ческой деятельности.

Затем человек начинает на основе прочитанного и выбранно­го в качестве образца для подражания осуществлять самостоя­тельные упражнения и тренировки, позволяющие вырабатывать и закреплять те качества, которые необходимы для практической деятельности.

Большая роль в процессе самообразования принадлежит так­же выполнению человеком самостоятельных практических зада­ний, которые он разрабатывает для дальнейшего самосовершен­ствования. Они позволяют шлифовать его профессиональные качества, проверять их в практической деятельности с учетом тех знаний, которые человек усвоил, и новой информации об их проявлении, получаемой в непосредственном процессе самораз­вития.

И, наконец, всесторонне образованный человек постоянно сле­дит за новыми достижениями общества в ходе работы с аудиови­зуальными средствами, накапливая, а затем и впитывая с их по­мощью новые знания и навыки, необходимые для самосовершен­ствования и саморазвития.

Обучение, воспитание и образование в настоящее время про­должают совершенствоваться. Изменения, происходящие в жиз­ни и деятельности людей, предъявляют определенные требова­ния к ним. В настоящее время для обучения, воспитания и обра­зования характерны:

• гуманизация, т. е. максимальное их ориентирование на запро­сы и чаяния людей; учет и правильное развитие их индивиду­альных и социально-психологических особенностей, навыков и умений; заботливое и правильное отношение к каждому из них;

• обеспечение взаимодействия семьи и школы, предполагающее координацию образовательных, воспитательных и обучающих усилий родителей и учителей и позволяющее повысить эф­фективность образования, обучения и воспитания;

• активизация учебно-воспитательного процесса, ориентирую­щая учителей и воспитателей на всестороннее развития форм и методов образования, обучения и воспитания, интенсивное и все возрастающее их применение, тем самым способствующее развитию знаний, навыков и умений учащихся;

• гарантирование ученического самоуправления, предусматри­вающего все большее участие самих учащихся в организации, осуществлении и контроле процесса образования, обучения и воспитания, позволяющего им еще лучше осознать и преодо­левать встречающиеся в его ходе трудности и тем самым осо­знавать свою ответственность за его осуществление;





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1915 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...