Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

От бюджетного выставочного дела к коммерческому. 1991 -2009 гг



При переходе к рыночной экономике в выставочно-ярмарочной деятельности произошли принципиальные изменения. Существенно изменились ее цели и организационные основы. Пропаганда научно-технических достижений и передового опыта уступила место коммерческим задачам и освоению рынка. Два года (1991 -1992) выставочные организации реорганизовывались, приватизировались и осваивали принципы хозяйственного расчета. Ликвидация бюджетного финансирования выставок и реструктуризация выставочных организаций в странах СНГ привели к резкому спаду выставочной активности в России, Белоруссии, на Украине, в Молдавии и Прибалтике, а в Армении, Грузии, Киргизии и Таджикистане она вообще на несколько лет приостановилась. Разработанные в 1990 -1991 гг. Госснабом и Госпланом СССР «Методики проведения выставок, ярмарок и аукционов на хозрасчетной основе» не прижились и вскоре были забыты. Новых нормативных документов не появилось. Сохранившиеся или только что возникшие выставочные организации начали поиски путей и способов организации выставочных мероприятий на основе самофинансирования. Критическим оказался 1992 г., когда на бывшей территории СССР в 49 городах было проведено всего 388 торговых выставок и ярмарок промышленной продукции.

Но зато был получен первый опыт работы без поддержки государства. Состоялись первые эксперименты с приглашением в партнеры иностранных выставочных фирм, со сдачей в аренду выставочных площадей частным организациям, с введением особых расценок на услуги для отечественных и иностранных участников и т.п. По всей стране прошли семинары по обмену опытом выставочных работников, и с 1993 г. выставочно-ярмарочная деятельность, основанная на новых рыночных принципах, начинает восстанавливаться, ежегодно наращивая количество проводимых мероприятий и число задействованных городов и регионов.

По сведениям фирмы «Сервис Экзибит» количество проводимых в России, странах СНГ и Балтии выставочных мероприятий к 2000 г. возросло до 4000 -4500 в год, а число их устраивающих городов - до 170 -180. Но, чтобы выйти на уровень выставочной деятельности СССР 80-х г., России, странам СНГ и Балтии понадобится еще несколько лет. Первая половина 90-х г. отмечена существенным ростом числа новых выставочных организаций и проводимых ими выставок; значительным расширением выставочной тематики; стихийной специализацией выставочных мероприятий, жесткой конкуренцией «молодых» и «старых» выставочных предприятий; «экспансией» на территории СНГ зарубежных выставочных фирм и почти полным отсутствием интереса к выставкам у федеральных властей.

За этот период не было построено ни одного нового выставочного комплекса. Наоборот, в результате распада СССР, приватизации, пожаров и старения несколько зданий краевых и областных ВДНХ и выставок достижений агропромышленного комплекса было потеряно.

С художественно-оформительской точки зрения выставки этого периода (за исключением организованных ЗАО «Экспоцентр» или устраиваемых иностранными компаниями) очень много потеряли по сравнению с советским периодом, превратившись в сплошные ряды растрово-каркасных систем с минимумом художественно-выразительных элементов. А на периферии выставки, особенно проводившиеся в музеях и дворцах культуры или спортзалах, из-за недостатка выставочного оборудования и материалов превращались в ряды торговых киосков и прилавков.

Вторая половина 90-х годов отличается активными попытками Международного союза выставок и ярмарок (МСВЯ), Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ), правительства РФ и местных администраций координировать или хотя бы как-то направлять в цивилизованное русло российскую выставочную деятельность. С целью повлиять на стихийные процессы в выставочном деле в стране создаются региональные координационные советы, комиссии и комитеты, разрабатываются концепции и проекты федерального Закона о выставочно-ярмарочной деятельности. Именно в этот период был создан Межгосударственный совет по выставкам и ярмаркам стран СНГ с исполнительной дирекцией «Экспофонд» в Москве. А затем решением Правительства РФ от 22 октября 1997 г. был учрежден Попечительный совет Всероссийского выставочного центра под председательством вице-премьера правительства. Особую активность в деле упорядочения выставочной деятельности проявил мэр Москвы, несколько раз поставив этот вопрос на заседаниях Московского правительства и утвердив 14 сентября 1999 г. «Концепцию выставочной деятельности и схему размещения и развития выставочно-ярмарочных комплексов в г. Москве». Сегодня выставочные организации снова стали получать финансовую поддержку от местных администраций, а по крупным выставочным мероприятиям - от федеральных властей и даже от администрации Президента.

По данным МСВЯ, в России теперь ежегодно устраивается более 2000 выставок. Но в его подсчетах не учтено, что в России 1450 музеев и художественных галерей, обществ собаководов и тому подобных организаций, которые тоже вышли на рынок и проводят огромное число выставок специфического профиля. За исключением крупнейших, таких, как «Арт-Миф», «Арт-Москва» (т.е. по 5 -7 тыс. кв. м), все они пока вне учета МСВЯ. Их традиционно считает Министерство культуры РФ. Но сколько их - пока общественности не известно.

Художественные выставки, выставки обитателей аквариумов и террариумов, декоративных животных, аксессуаров, принадлежностей для ухода за животными, товаров для их питания - ни чем не хуже выставок достижений здравоохранения, виноградарства, лесоводства или бытовых товаров. Наверное, неправильно не иметь никакого представления об их количестве, размерах, товарообороте, задействованных материальных и человеческих ресурсах, об уровне качества этих выставок. Современное музейное оборудование и материалы (витрины, боксы, подиумы и т.д.) теперь по качеству и ценам намного превосходят типовое выставочное оборудование массового производства.

Примерно, с 1994 -1995 гг. начало возвращаться на выставки искусство художественного оформления экспозиций. Пример творческой инициативы сначала подали опытные иностранные компании, а за ними начинают подтягиваться и крупные российские фирмы-экспоненты. Но до 1996 г. стенды, спроектированные и оформленные на заказ, были единичными островками в море типовых рамно-решетчатых конструкций. Но именно с них начинается новая история дизайна «эксклюзивных стендов» и художественного оформления современных экспозиций. К 2000 г. в стране возродились и набрали уникальный опыт проектирования, строительства и художественного оформления выставок более 150 фирм-застройщиков. К сожалению, до настоящего времени основное место их концентрации - это крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск и т.д.

Современные выставки являются многофункциональным средством, выполняющим функции:

• рекламы какой-либо продукции;

• создания определенного имиджа организации;

• индикатора ситуации на определенном рынке (чем конкурентоспособнее рынок, тем качественнее выставка);

• продвижения бренда организации или изделия;

• ознакомления с последними достижениями компаний-конкурентов и фирм-партнеров;

• политического продвижения (можно добиться ряда привилегий путем повышения своего статуса, заявить властным структурам о своей влиятельности и т. д.);

• повышения репутации (закрепить свои деловые характеристики в целевой аудитории, стремиться к большему, повышать конкурентоспособность).





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1085 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...