Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ценность и значение этических норм поведения (адабов) в Исламе



Коран и Сунна как основные источники морально–нравственных ценностей в Исламе

Пророки и их нравственность как образец для остальных людей. Сущность адаба и его разновидности.

Адабы по отношению к Всевышнему, прекрасные имена Аллаха. Цель сотворения человека, сущность поклонения и значимость намерения в Исламе.

Адабы по отношению к Корану, правила чтения Корана.

Адабы по отношению к Пророку и его имена.

Сущность и значимость чтения салавата на Пророка.

Порицаемые качества человека и их характеристика. Их примеры в Коране и Сунне пророка.

Похвальные качества личности с точки зрения Корана и Сунны.

Сподвижники как путеводные звёзды для мусульман. Почтение к сподвижникам Посланника Аллаха.

Уважение к учителю и старшим и их этические нормы.

Этические нормы воспитательного процесса в семье.

Обязанности родителей в отношении своих детей.

Обязанности детей перед родителями и важность уважения к родителям, и их принципы.

Этика взаимоотношений между супругами.

Нравственная чистота как залог цивилизованного развития общества.

Сущность любви к Посланнику Аллаха и его признаки.

Сущность суфизма, шейхи-наставники, вирды и мюриды.

Особенности почитания устаза.

Адабы исполнения вирдов и других заданий шейха-наставника.

Взаимоотношения между мюридами и их ответственность перед обществом.

Этические нормы взаимоотношений между родственниками и друзьями.

Этические нормы пребывания человека в общественных местах.

Требования этики по отношению к самому себе в Исламе.

Культура поведения и обязанности по отношению к человеку, в общем, и к мусульманину, в частности.

Воспитание детей в Исламе.

Этические нормы и методика воспитания человека.

Описание нравственных качеств личности Пророка.

Общие правила мусульманского приветствия (салам) и их этические нормы.

Этика приветствия женщин и детей.

Особенности приветствия представителей других конфессий.

Гостеприимство и его этические нормы.

Выбор сферы наук, учебного заведения и наставников.

Ценность знаний. Качества благочестивых и неблагочестивых учёных-алимов.

Этические нормы, которых следует придерживаться во время учёбы.

Этика взаимоотношений с наставниками, товарищами по учёбе и друзьями.

Этические нормы поведения преподавателя и его ответственность.

Этика юмора и шуток.

Этические нормы при одевании. Выбор одежды и мода.

Основы правильного питания и его важность.

Этика приёма пищи и требования к продуктам питания.

Этика соблюдения личной гигиены (в общем).

Этикет учителя и ученика и приобретения знаний.

Этические нормы сна и отдыха.

Этические нормы торговли.

Торговля и сподвижничество (общие принципы и рекомендации).

Этические нормы поведения на собраниях, заседаниях и т.п.

Этика пользования телефоном.

Правила учтивости на дороге и, в частности, при вождении автомобиля.

Добрососедские отношения между людьми и их важность.

Сохранение хороших отношений с жителями соседних сёл, районов городов, республик и стран.


[1] Выполняя все обязательные (условия и составные части), желательные и рекомендуемые предписания.

[2] После упоминания имени пророка Мухаммада следует читать салават, самое малое - صل الله عليه وسلَّم «Свалат и салам Аллаха ему». После упоминания имени других пророков или ангелов желательно сказать: عَلَيْهِ السَّلاَمُ «Салам Аллаха ему» или сокращённо (а.с). После упоминания имён сподвижников или табиунов (люди, обучавшиеся у сподвижников Пророка), желательно сказать: رَضِيَ اللهُ عَنْهُ «Да будет доволен им Аллах!» или (р.а). После упоминания имён духовных наставников-шейхов, праведников (авлияъ) или ученых-богословов желательно сказать: رَحِمَهُ اللهُ «Да смилуется над ним Аллах!» или же: قُدِّسَ سِرُّهُ «Да освятит Аллах его душу!», сокращённо (р.л) или (к.с).

На письме они могут быть как каллиграфические арабские лигатуры, или в русском переводе или в сокращённой форме.

[3] Поклонением Аллаху является провести жизнь так, как велел Всевышний.

[4] То есть от вреда деяний.

[5] Шайтан, нафс, мирское и плохие люди.

[6] То есть целый день.

[7] Т.е. если человек хочет, чтобы другой не обладал чем-либо хорошим.

[8] Название растения с очень мелкими зёрнишками.

[9] Кто хочет строго идти по пути Аллаха.

[10] Известный праведник, аскет и суфий достигший высокой степени в познании Аллаха. Ум. В 161 г. по хиджре.

[11] Жизнеописание пророка Мухаммада.

[12] В понедельник, приходящийся на 12 день месяца Рабиуль-авваль.

[13] Сокровищница благодатных знаний.

[14] Я прошу прощения у Аллаха.

[15] То есть весь день.

[16] Ибо их религия претерпела некоторые изменения.

[17] Отрешённость от мирского, антоним любви к мирскому.

[18] «История пророков», том 2 стр.168.

[19] Если будет на то воля Аллаха, если Он захочет.

[20] Аллах даёт блага и плохим рабам, поэтому нельзя думать что ты хороший из-за того, что Он дал тебе блага. Это и есть проявление макра Аллаха. Мусульманин должен бояться, что может ему блага даны не от того, что Он доволен тобой, а для того, чтобы увеличить наказание в ахирате. Мы не застрахованы от этого.

[21] Т.е. до которых не доходила религия.

[22] Пожертвование на богоугодное дело.

[23] Человеку, который узнал что-либо о желательных, достойных деяниях, подобает самому совершить такое дело хотя бы раз в жизни, чтобы оказаться из числа тех, кто совершает благие деяния. Даже если он не сможет выполнять его постоянно, он не должен отказываться от такого деяния полностью, а необходимо следовать тому, что будет ему по силам, ибо в достоверном хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, говорится, что Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Когда я велю вам совершить что-либо, делайте из этого то, что сможете». Великие учёные-знатоки хадисов и богословских наук утверждают, что в таких видах поклонения, как поминание Аллаха * (зикр), дополнительные намазы, пост, садака, чтение дуа можно следовать и слабым доводам, и более того, даже желательно.

[24] То есть означает «Моя особенность, они не должны быть у людей».

[25] Ко всем людям.

[26] А'узу – أعوذ بالله من الشيطان الرجيم«Я прибегаю к помощи Аллаха против козней проклятого шайтана!» Басмала – بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ «Именем всемилостивого Аллаха»

[27] После чтения аята земного поклона произносят намерение для совершения земного поклона чтения Корана. Имам, произнося «Аллаху акбар», начинает земной поклон, за ним то же самое совершает джамаат, затем имам встает, также произнося «Аллаху акбар», и то же самое повто­ряет за ним джамаат молящихся. Если человек, в данное время не совершающий намаз, услышит чтение аята земного поклона, он тоже совер­шает земной поклон. Но совершающий его должен быть в состоянии ритуальной чистоты, и обратившимся в сторону киблы как во время намаза. Он произносит намерение: «Я намерен совер­шить земной поклон чтения Корана», затем, произнося «Аллаху акбар», совершает земной поклон, затем, опять произнося «Аллаху акбар», поднимается и произносит приветствие: «Ас-саляму 'алайкум ва рахматуллах», поворачивая голову направо и налево.

[28] Степень которая даёт ему право заступать и быть посредником перед Всевышним. Эта степень самая высокая перед Аллахом.

[29] Да будет доволен им Аллах или сокращённо (р.а).

[30] Один из праведников рассказал, что у него был один ткач. Через некоторое время после его смерти он увидел его во сне и спросил о его положении. Он ответил, что Всевышнийпростил его. Когда спросили, за что он удостоился такого почёта, он сказал, что каждый раз, когда писал имя Пророка صل الله عليه وسلَّم, читал на него салават. Получается, что благодаря чтению салавата он получил такие великие блага в Раю.

[31] Эти слова могут быть разными, мюрид должен повторять именно те слова которих поручил ему устаз. В накшбандийском тарикате в основном поручают повторять слова покаяния – «أستغفرالله», а в шазилийском –

«أستغفرالله العظيم الذي لااله الاهوالحي القيوم وأتوب اليه»

[32] Тот, кто вступил на путь поклонения Аллаху под руководством устаза.

[33] Хасан-афанди. «Талхис аль-маариф».

[34] Перед Аллахом мы должны чуствовать долг полного подчинения. Он же наш создатель и покровитель, одаривший нам жизнью и несметными благами. Даже перед родителями мы не в силах вести себя на должном уровне учтивости, а перед Господом тем более. Проявление неуважения по отношению к родителям хуже, чем к посторонним людям, а по отношению к Богу это еще хуже.

[35] То есть «Хуласат аль-адаб лиман арада фатх аль-абваб» (Сущность этики для желающих открыть врата познания Аллаха)

[36] Там же

[37] То есть сделает искреннее тавбу.

[38] Но таких людей большая редкость. Тем более тот, кто думает, что он такой чистый, никогда не бывает таковым. Так как такие мысли, появляются именно тогда, когда в сердце человека есть мрак (духовная грязь), т.е. страдает болезнью духовного сердца. Поэтому и принято сказать, что устаз нужен всем.

[39] И такое сердце считается духовно мёртвым.

[40] То есть такой человек шайтан тянет за собой, заставляя делать то что хочет, но этого он не замечает и думает, что идёт по правильному пути.

[41] Что было бы, если бы пророк Муса (а.с) убивал юношей, следуя за Хидры (а.с.).

[42] То есть, куда направит шейх своего мюрида, туда и должен он идти.

[43] А что касается мольбы которую мы делаем, то мы это просим не ради Рая, а потому, что Аллах обещал его тем от которых Сам доволен. А также просим защиту от Ада, так как по обещанию Аллаха там будут те на которых Он гневался.

[44] Кашф-карамат – это способность совершать то, что не могут простые люди или знание тайн и намерения людей.

[45] Известная книга великого ученого суфия аль- Ша'рани.

[46] Салафу-салихин – праведники первых трёх поколений

[47] Более подробно о рабита можно узнать из книги Хасана-афанди «Сифр аль-асна».

[48] Для тех кто в накшбандийском – Махмуд-афанди, а для шазилийцев – Сайфуллах-кади.

[49] Равхани у шейхов бывает в количестве мюридов и поэтому может приходит ко всем мюридам одновременно.

[50] Бдагодать в твоё сердце приходит от сердца устаза.

[51] Из практики известно, что если у мюрида возник какой-то нужный вопрос, шейх скажет есть ли у него вопросы или же сам расскажет об этом. Таких случаев бывает много, надо быть внимательным, ибо его ответы в основном бывают намёками. А также может быть ответ на возникший у вас вопрос заключён в словах обращённых к другим.

[52] Из этого не следует понимать, что шейхи такие же люди как и пророки. Как пророк наставлял сподвижников, также шейхи и алимы наставляют своих учеников, в этом их сходство, а не в степени.

[53] То есть Его милости, благодаря которому вы получаете файз через шейха.

[54] Направление духовного взгляда шейха на сердце мюрида с целью очищения сердца мюрида.

[55] Но это у него не было грехом, он выполнял веление Аллаха, и поэтому по отношению к нему это было подчинением воле Аллаха, поклонением, а не ослушанием Бога.

[56] Хотя всё это разрешено шариатом, а разрешенное не приносит вреда, а наоборот, приносит соответствующую пользу, если при этом намерение было хорошим.

[57] Так написано в книге «Музакк-ин-нуфус» (стр. 187).

[58] То есть от разговоров не приносящих нам пользу в ахирате или для земной жизни.

[59] Книга «Латаиф-уль-минан», т. I, стр. 184

[60]Книгах «аль-Минан» и «Минхадж-уль-‘абидин».

[61] Конечно это невидимый глазу особый духовный напиток.

[62] Они всё время стараются обрадовать своего начальника и всё время думает чем его обрадовать.

[63] То есть до тех пор, пока его дело в тарикате не достигнет конечной цели и он не улетит от муршида.

[64] Рассказывают, что однажды некий шейх посетовал, что ему нужны тысяча динаров. Услышав это, один из мюридов отправился домой и взял тысячу динаров, которые он получил в наследство от отца и направился к шейху. Подойдя к нему, он поцеловал его руку и обратился к нему, прося сердцем принять его дар. Шейх принял это. Впоследствии, когда люди собрались у шейха, он рассказал присутствующим о том, что сделал молодой человек, одобрив его усердие. Услышав это, парень встал со своего места, поцеловал шейху руку и сказал: «Моя мать недовольна тем, что я отдал их тебе, и я хочу, чтобы ты вернул их мне». Шейх встал, пошёл за динарами, вернул их и сел на свое место. Присутствующие на собрании удивились неприличию поступка молодого человека. Когда настала ночь, парень с теми же деньгами пошёл к шейху и сказал ему: «О мой шейх! Я принёс их тогда не для того, чтобы ты похвалил меня, или в глазах людей ты стал моим должником, и не для того, чтобы перед ними ты был тем, кому подарили эти динары. И поэтому я унизил себя этим поступком в присутствии людей и вот теперь снова принёс их. Шейх одобрил поступок мюрида и сделал его самым приближенным из избранных им мюридов («аль-Халидийя»).

[65] Такими окнами для сердца является вышеупомянутая убеждённость и нхузур.

[66] Смысл: «О Аллах! Ты – моя цель, и ищу я только довольство Твое».

[67] (из книги «Ихья’»).

[68] Этим человеком был Юсуф аль-Хамдани – так написано в книге «Хадаик аль-вардия».

[69] Переданная от одной группы людей к другим, то есть имеющая высшая степень достоверности.

[70] Слова переданные от Аллаха через нагелов

[71] Так сказано в книге «Дуррат ан-насихин».

[72] (см. в книге «Кашф аль-гуммат»)

[73] Хорошего духовного состояния

[74] Словами мусульманского приветствия – салама.

[75]

[76] Нововведение – это то, что не было во времена Пророка صل الله عليه وسلَّم. Нововведение в религиозных делах подразделяются на пять видов: обязательные (ваджиб), запретные (харам), неодобряемые (макрух), желательные (мустахабб) и дозволенные (халал). За обязательное и желательное нововведения человек получает вознаграждение, за дозволенное он не получает ни греха, ни вознаграждения, в зависимости от намерения оно становится запретным или греховным. А за запретное или неодобряемое нововведение (бид’а) человеку записывается грех.

[77] «басмала» - произнесение بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ (Именем Аллаха милостивого ко всем в этой жизни и к верующим в вечной жизни).

[78] Хузур сердца – это забывание всего кроме Аллаха и сосредоточенность мыслей на Нём.

[79] Т. е. после интимной близости с женой или после выделения спермы.

[80] Самым лучшим является корень дерева арак, именно их привозят из арабских стран, где растёт это дерево и продают в большинстве магазинов. Они бывают и без обработки, сухие, а также с обработкой в целлофане. Лучше не обработанные, но их перед употреблением надо смягчить в тёплой воде.

[81] Слова «Аллаху акбар»

[82] Высшая ступень Рая.

[83] Имеется в виду место, где Пророк صل الله عليه وسلَّم Мухаммад * в Судный день с позволения Аллаха встанет на заступничество мусульманам и оказания помощи им, ибо, только он в этот великий день будет беспокоиться за свою общину.

[84] Лента вокруг головного убора, желательно чтобы было длиной до двух метров.

[85] Райское верховое животное на котором Пророк совершил ночное путешествие из Мекки в Иерусалим.

[86] Т. е. «ваджжахту»





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1706 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...