Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Немного истории. Теорию "естественного права" позднее развивал английский философ и политический мыслительджон Локк (1632-1704)



Сущность права, его развитие изучали крупнейшие мыслители. Древнегреческие философы Сократ (470-399 до н,э.), Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.) обсуждали такие проблемы, как соотношение права и справедливости, права и закона, права и силы. Вопросами права занимался и древнеримский философ, оратор и государственный деятель Цицерон (106-43 до н.э.). Он был сторонником республиканского строя, государство понимал как дело народа, считал основной причиной происхождения государства врожденную потребность людей жить вместе. При этом Цицерон отмечал связь государства и собственности и видел одну из причин образования государства также в необходимости охраны собственности. Цицерон был одним из первых теоретиков идеи "естественного права", его правовая теория строилась на обращении к природе, ее разуму и законам. Он считал, что законы общества должны соответствовать справедливости и праву. Один из сформулированных им правовых принципов - "Под действие закона должны подпадать все".

Теорию "естественного права" позднее развивал английский философ и политический мыслитель Джон Локк (1632-1704). Он считал, что "естественное право" выражает разумность человеческой натуры и поэтому требует мира и безопасности для всего человечества. Среди основных прав человека Локк называл право собственности, право на жизнь и свободу. Политическая власть и государство, по его мнению, являлись результатом общественного договора. Он отвергал любую форму абсолютной власти, которая предполагает бесправие подданных. Локку принадлежит идея разделения властей, при этом законодательную власть он считал верховной.

Французский философ, писатель, историк Шарль Монтескье (1689-1755) в своих произведениях разрабатывал теорию о позитивном законе (т.е. законе, написанном людьми), который, по его мнению, во все эпохи и у всех народов имеет одно происхождение - потребность в порядке. Он считал идеалом английскую систему, на деле осуществившую разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.

Учение немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804) о государстве и праве основано на идеях "естественного права". Он провозгласил "категорический императив1" - внутреннее нравственное повеление: "Поступай так, чтобы правша твоего поведения могли стать принципом всеобщего законодательства". Кант различал три категории права: естественное, которое имеет в качестве источника самоочевидные, бесспорные принципы; позитивное, установленное законодателем; и справедливость - притязание, не обеспеченное законом и принуждением. Он считал, что разделение властей - основа благоденствия государства и предотвращения деспотизма.

Происхождение государства Кант связывал с общественным договором. Он считал, что все отдельные лица, составляющие народ, заключают такой договор в целях общей выгоды и в соответствии с упомянутым императивом и отказываются от своей внешней свободы, чтобы тотчас обрести ее в качестве членов государства. Право же должно гарантировать реализацию этой обретенной в государстве свободы. Но так как не все согласовывают свои действия с категорическим императивом, то право неизбежно должно быть принудительным и регулировать внешнюю форму поведения людей, независимо от мотивов этого поведения (т.е. регулировать поступки, а не мысли и чувства). Только таким образом можно достичь того, чтобы право стало обязательным для всех.

Кант утверждал, что в государстве, подчиненном правовым законам, должен действовать принцип, согласно которому законодатель не может решить относительно народа то, что народ не может решить относительно самого себя. Если же государство уклоняется от данного принципа соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности.

Главными идеями в творчестве русского мыслителя А.Н. Радищева (1749-1802) были прославление свободы (вольности) и необходимость ликвидации в России крепостного права. Он писал, что самодержавие есть "наипротивнейшее человеческому естеству состояние", или, иными словами, самодержавие противно естественным правам человека. Самодержавию Радищев противопоставлял "жизнь под властью законов"'.

Таким образом, в теории права прослеживается диалектический2 подход к этому явлению. Право должно соединять в себе естественное право, существовавшее помимо государства, и позитивное право, устанавливаемое государством. Здесь можно вспомнить короля из сказки Экзюпери3 "Маленький принц", который, прежде чем повелеть солнцу зайти, уточнил по календарю время этого события и сказал: "Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны". Действительно, законы будут выполняться тогда, когда они исходят из реальных условий жизни и отвечают потребностям общества.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 296 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...