Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 4. Воспитание и школа в Древней Индии



1. Руководство наставника

2. Содержание обучения

3. Обучение в буддийских монастырях

1. В Индии брахманы, жившие при дворах индийских правителей и знати, выполняли не только жреческие обязанности, но и функции учителей-наставников.

В начале I тыс. до н. э. здесь сложилось представление о том, что все члены трех высших сословий - варн (брахманы, кшатрии и шудры) обязаны пройти период ученичества под руководством наставника-брах­мана.

Брахманские тексты содержат многочисленные описания ритуала по­священия и наставления ученику.

Церемония посвящения в ученики рассматривалась как действительное "зачатие" и "второе рождение", поэтому прошедшие его назывались "дваждырожденными"; учитель-гуду становился духовным "отцом" мальчика, а другие его ученики - "братьями".

Благочестивые "дваждырожденные" приводили своих детей к брахма­нам в учение.

Выбору учителя придавали огромное значение и рекомендовали обра­щать внимание не только на его ученость, но и на происхождение и доброе поведение.

После церемонии посвящения ученик поселялся в доме гуру и прохо­дил курс обучения священным текстам и религиозным обрядам, а также воспитания в духе почтительности и повиновения наставнику. Ученик должен был вести самый скромный образ жизни. Платы гуру не предусматривалось, но ученики прислуживали учителю.

В учение к брахману поступали в возрасте 7-8 лет, период ученичества обычно продолжался до совершеннолетия (16 - 18 лет), иногда и значи­тельно дольше.

Система обучения в доме гуру теоретически распространялась на все три высшие варны, но фактически ученичество проходили лишь брах­маны, остальные чаще ограничивались формальной церемонией посвя­щения.

Своего рода школы возникали в буддийских монастырях, и вступавшие в монастырь также выбирали себе наставника.

2. Письменность в Индии была легкой для усвоения, и часто письму и счету обучали мальчиков еще до посвящения.

Основным предметом изучения были ведийские гимны и веданги (вспо­могательные дисциплины, изучающие фонетику, этимологию, грамма­тику и др., необходимые для правильной передачи Вед). Позже стали широко преподавать философские доктрины, логику и по­этику, преимущественно в городах, ставших к концу I тыс. до н. э. цент­рами образования (Таксила, Варанаси).

Научные тексты составлялись в форме сутр - максимально кратких пра­вил, рассчитанных на запоминание. Сутры сопровождались устным ком­ментарием учителя и часто без него были непонятны. Впоследствии ста­ли составлять научные трактаты в стихах - тоже для облегчения запоминания.

Ученики сидели на земле вокруг учителя и повторяли сказанное им, заучивая стих за стихом. Употреблялась сложная система тренировки памяти, заучивание слов парами.

Обучение отдельным дисциплинам и профессиональное образование в сере­дине и конце I тыс. до н. э. имели не меньшее значение, чем духовное ученичество.

Профессиональное обучение, доступное в основном трудовому населе­нию - шудрам, обычно также предусматривало жизнь в доме учителя-наставника.

Девочки не проходили ученичества; их посвящением считали свадьбу, а гуру - свекра.

3. Обучение в буддийских монастырях проходило в форме ежедневного заучивания отдельных частей духовных текстов и периодических общих песнопений.

По стереотипным канонам проходили беседы монахов о жизни Будды и

его учеников, о нравственности и поведении монахов. Итог беседе часто

подводил сам учитель.

Использованные источники:

Российская педагогическая энциклопедия. С. 297.

Вопрос 5. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае

1. Древнекитайские школы

2. Задержание и принципы обучения

3. Особенности образования в Хаиьскую эпоху

4. Идей Конфуция в области образования

1. Наиболее обстоятельным источником по системе обучения в Китае яв­ляется "Ли цзи" - книга о ритуале и обычаях, составленная в IV - I вв. до н. э. и пользовавшаяся высоким авторитетом в Ханьскую эпоху1 (конец III в. до н. э. - начало III в. н. э.).

Древние школы существовали как в отдельных кланах, так и в более об­ширных общинных и административных объединениях - уездах, облас­тях и, провинциях.

Участие государства в деле образования всегда было заметным: при Ханьской династии была создана сеть государственных начальных школ, и число учащихся в них составляло несколько десятков тысяч.

Дети аристократии обучались в дворцовых школах.

В середине I тысячелетия до н. э. много было и частных школ с платным обучением на дому. Первая в Китае частная школа была организована Конфуцием (Кун-цзы).

2. В Китае развился настоящий культ учености и нравственной регламен­тации. Основной целью обучения признавалось воспитание нравов на примере древних образцов.

Выбору учителя придавалось огромное значение, поскольку учитель счи­тался прежде всего воспитателем ученика; к нему следовало относиться с чрезвычайным почтением. Наставник олицетворял старших как в се­мье, так и в государстве.

Обучение начиналось, как правило, с 7 лет, когда девочки и мальчики переставали "есть вместе и сидеть на одной циновке". Во II - I вв. до н. э. официальной идеологией стало конфуцианство и в основу образования был положен канон конфуцианских книг - "Четве-рокнижие", "Пятикнижие".

Канон включал древние песни ("Шицзин"), книги хроник, по филосо­фии и гаданию, своды изречений об этике, государстве, семье. Начальное образование продолжалось около 7 лет и состояло прежде все­го в изучении письма (несколько тысяч иероглифов), а также языка, стиля, стихосложения.

Императорская династия Хань, по которой названа эпоха, правила в Китае с 206г. до н. э. по 220 г. н. э. - Прим. ред.

Дальнейшие этапы включали заучивание наизусть древних текстов, их комментирование и составление подражаний.

Заучивание канонов имело не только образовательное, но и воспита­тельное значение - ученики воспринимали моральные правила конфу­цианства как аксиомы.

К детям относились как к маленьким взрослым, требуя от них безуслов­ной дисциплины и почтительности. Бамбуковая или деревянная палка были обычным средством воспитания.

"Великую науку" представляли так называемые шесть искусств:

• этика и ритуал,

• каллиграфия,

• счет,

• музыка,

• умение стрелять из лука и управлять колесницей.

В "Ли цзи" сформулированы четыре основных принципа обучения:

учить вовремя, пресекая дурное, пока оно не обнаружилось;

• учиться, пока не упущено время;

• соблюдать последовательность в учении, не разбрасываясь;

• учиться с товарищами, поскольку у того, кто учится один, кругозор ограничен и познания скудны.

Обобщая опыт школ великих философов середины I тысячелетия до н. э., "Ли цзи" особое внимание уделяла возникновению связи между учите­лем и учениками, когда учитель "ведет, но не тянет, побуждает, но не заставляет, открывает пути, но не доводит до конца". В этом случае меж­ду учителем и учеником возникало согласие, учиться было легко, уче­ник начинал думать.

Однако практически система образования в Китае к концу эпохи древ­ности приобретала все более официальный схоластический и принуди­тельный характер.

3. В Ханьскую эпоху осуществлялась огромная работа по редактированию древних литературных текстов, составлению словарей и библиографи­ческих справочников.

Создавались и специальные пособия для школ, например, для изуче­ния иероглифики - связные тексты, где ни один иероглиф не повто­рялся.

В Ханьскую эпоху возникла и экзаменационная система, окончательно развившаяся в средневековье:

• молодые люди, выдержавшие экзамены на знание 9 тысяч иероглифов, получали государственные должности;

• отличившиеся в сложных экзаменах на знание конфуцианских текстов попадали в императорскую канцелярию.

Таким образом наиболее способные люди даже из простонародья могли ступить на чиновную лестницу и двигаться вверх по ней. Еше со времен Конфуция в качестве идеала восхвалялся тип ученого, который

• живет в чрезвычайной бедности, сверяя свое поведение с обычаями древности,

• не боится говорить правду даже императору,

• с трудом поступая на службу, в отставку уходит с легкостью.

4. На основе собственной педагогической практики и обобщения прежне­го опыта в области образования Конфуций высказал много ценных идей, которые в течение длительного периода времени были широко распро­странены в Китае и составили основу китайской традиционной системы классического образования:

• развитие человека зависит от образования, а потому каждый должен стре­миться к совершенствованию и повышению образовательного уровня;

• главная цель образования - воспитание всесторонне развитого в нрав­ственном отношении человека;

• обучать и воспитывать надо всех людей;

• каждый человек в обществе должен занимать свое положение по отно­шению к правителю, родителям, братьям, друзьям, подчиненным;

• правильность взаимоотношений людей в обществе зависит от их воспи­тания, которое должно культивировать гуманность и добродетель;

• воспитанный человек отличается вежливостью и воспитанностью.

• в основе образования - морально-нравственное воспитание;

• моральное воспитание (этикет, церемонии и обряды, поэзия, музыка) включает гражданское воспитание, нормы поведения человека, лояль­ность и преданность, доверие;

• принцип компромисса, осуществляемый путем координации разнооб­разных отношений людей в обществе;

• процесс обучения должен быть связан с размышлением.

Использованные источники:

Российская педагогическая энциклопедия. С. 297 - 298.

Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: История и современность.

- М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 195 - 196.

Вопрос 6. Воспитание и образование в Древней Греции

1. Образование на Крите

2. Гомеровское образование

3. Спартанская воспитательная система

4. Афинское воспитание

1. Во II тысячелетии до нашей эры Крит был колыбелью одной из великих цивилизаций человечества и одной из первых цивилизаций в Европе.

Образование на Крите можно считать процедурой введения древнего минойца1 в социо-экономическую, политическую и религиозную среду.

Воспитание молодого поколения в минойском обществе обозначалось термином "пайдес" (от "пайс" - ребенок) и включало не только фор­мальные, но и неформальные типы обучения и воспитания, предна­значенного для высших классов (царь, жрецы, благородные люди). Образование осуществлялось в семье и в различных общественных и религиозных видах деятельности на фестивалях, танцах, в театре, на атлетических соревнованиях.

Формальным образованием на минойском Крите считалось обучение письму профессиональными писцами.

Для высшего класса образование включало не только письмо, но и ма­тематику, музыку, танцы, рисование, астрономию, курсы по религии и праву, архитектуру, медицину и военные упражнения.

2. Представление об идеальном образце поведения существует уже у героев поэм Гомера, которого Платон называл первым воспитателем эллинов. Основной метод воспитания в гомеровской Греции - подражание образ­цам, в том числе и мифологическим. Сами гомеровские герои впослед­ствии становятся образцами для благородного юноши-аристократа: честь героя требует достойно держать себя не только на совете и в бою, но и во время спортивных состязаний, и на пиру ("Всегда быть лучшим и пре­восходить других"), а его доблесть позволяет поддерживать достоинство.

Из поэм Гомера и мифов известно, что мальчиков учили метанию ко­пья, бегу, верховой езде, охоте, игре на лире.

В греческом полисе воспитание рассматривалось как одна из основных функций государства, здесь впервые была поставлена задача обучения и воспитания детей (главным образом мальчиков) всего свободного на­селения.

Основным воспитательным институтом в полисах VII - VI вв. до н. э. была система религиозных празднеств.

1 Критская культура именуется также минойской. - Прим. ред.

3. Вместо идеи личных достижений, характерной для гомеровской Гре­ции, Спарта выдвинула идею процветания города-государства. Новый порядок в области образования был частью более широкой политичес­кой реорганизации, введенной, как считалось, в VIII веке н. э. законо­дателем по имени Ликург.

Наиболее важным делом для Спарты были безопасность и контроль над рабами. Этот фактор определил спартанскую систему воспитания.

Основной ее целью было воспитание смелости и преданности городу-государству.

Согласно Плутарху, задачи спартанской системы воспитания:

• сформировать послушание, физическую и умственную смелость,

• научить детей переносить боль, быть хорошими солдатами и хорошими гражданами.

Организация спартанского образования тщательно планировалась.

Дети Спарты жили все вместе, тренируясь и играя в одинаковых усло­виях.

Девочки в Спарте воспитывались так же, как и мальчики, и тоже долж­ны были быть сильными и здоровыми.

Детей делили на группы, которыми руководили молодые люди 19 или 20 лет, заканчивающие свое образование.

Ребенок с 7-летнего возраста становился членом группы, в которой он проводил целый день; с 12 лет он покидал дом и жил только с другими членами своей группы. У него не было личной жизни до 30 лет. За всем воспитанием в городе-государстве следил ответственный педо-ном. Он ходил в сопровождении группы мужчин с хлыстами, которые помогали ему поддерживать дисциплину.

4. В Афинах Перикла основной задачей была калокагатия, т. е. воспитание всесторонне развитого человека - умного, честного, физически креп­кого, с хорошими манерами. Интересы государства и каждого отдель­ного человека совпадали и устремлялись к цели формирования гармо­нической личности с тренированным телом, умом, воображением, вкусом и моралью.

В Афинах не было системы общественного обязательного образования. До 7 лет все свободнорожденные дети воспитывались в семье; с ними были мать, нянька, раб-дядька.

После 7 лет девочки оставались в семье, а мальчики начинали посещать платные школы (одновременно или последовательно):

мусические (для детей от 8 до 16 лет) - дававшие-литературное и музы­кальное образование и некоторые научные знания;

палестры (13 - 14 лет) - школы пятиборья: бег, прыжки, борьба, пла­вание, метание диска. Большое внимание уделялось искусству танца, в

котором пытались передать гамму человеческих переживаний. Ученики участвовали в народных играх и зрелищах. Здесь известные граждане вели с детьми беседы на нравственные темы;

гимнасии (16 - 18 лет) - их было три: Академия, Ликей и Киносарг. Обучались в них наиболее состоятельные юноши, они совершенствова­лись в гимнастике, здесь шла и умственная тренировка. Сюда приходи-ли и взрослые мужчины, чтобы послушать популярного философа, поделиться новостями, понаблюдать за состязаниями молодежи - так осуществлялось свободное общение взрослых и подростков;

эфебии (18 - 20 лет) - двухгодичные военные государственные орга­низации, где юношей учили военному делу. Искусству слова обучали софисты - странствующие учителя.

Использованные источники:

Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогичес­кой мысли): Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2002. С. 13. Российская педагогическая энциклопедия. С. 42. Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира. 130 - 132, 134 - 136.

Вопрос 7. Философы Древней Греции о воспитании

1. Демокрит

2. Сократ и его ученики

3. Платон

4. Аристотель

1. Взгляды древнегреческих философов на воспитание оказали весьма су­щественное влияние на развитие педагогической мысли в последующие эпохи.

Демокрит (460 - 370 до н. э.) - один из первых философов Древней Греции, занимавшихся проблемами воспитания; считал, что воспита­ние ведет к обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить", "хорошо гово­рить", "хорошо делать".

Педагогические идеи Демокрита можно сформулировать следующим образом:

• хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его ру­ками действует природа, ибо человек является ее частицей - "микро­космом";

• родителям важно посвятить себя воспитанию детей;

• процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд, кото­рый преобразует природу человека;

• важным в образовании является не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта;

• естественно прибегать к принуждению учащихся, а также формировать у них стремление постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности.

2. Софисты стремились к воспитанию политически активных граждан по­лиса.

Основным они считали преподавание красноречия -риторики и объяс­няли это тем, что человек, овладевая искусством риторики, приобрета­ет умение завоевывать мнение большинства, а следовательно, угадыва-. ет смысл общего блага.

Самый известный представитель философии софистов - Сократ (470/ •469- 399дон. э.). Педагогические сужд е ния Сократа:

• главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование;

• человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине;

• счастье - в устранении противоречия между личным и общественным бытием;

• задача наставника - в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика ("повивальное искусство");

• самопознание - наиболее верный путь проявления способностей челове­ка. Сократ придавал особое значение природной предрасположенности и связывал природные способности человека с правом на образование. Сократ был одним из родоначальников диалектики как метода установ­ления истины путем постановки наводящих вопросов - сократического метода. Его главное дидактическое достижение - диалектический спор ("майевтика").

Ученики Сократа, высказывавшие интересные мысли о воспитании:

Ксенофонт (430 - 355 до н. э.) - автор первого античного педагогическо­го романа "Воспитание Кира". Полагал, что образование должно быть прежде всего делом государства, которому следует воспитывать совер­шенных граждан; первооснова нравственного воспитания - формирова­ние чувства справедливости;

Антисфен (450 - 360 до н. э.) - считал, что в воспитании необходимо прежде всего приближаться к миру реальных явлений, приучать воспи­танников преодолевать трудности и лишения, презирать мирские бла­га, причем основным методом воспитания должен быть пример на­ставника.

3. Платон (428/427 - 348/347 до н. э.) также был учеником Сократа, что отразилось и на его взглядах на проблемы воспитания и образования

молодежи. Платон основал философскую школу - Академию (387), ко­торой сам руководил.

Методика обучения восходила к сократическим беседам, спорам, диа­логам.

По мысли философа, в идеальном аристократическом государстве-по­лисе воспитание детей в семье и школьное обучение должны осу-, ществляться под контролем государства и в его интересах. Платону принадлежит заслуга осмысления целей и содержания школь­ного образования.

Содержание школьного образования раскрыто во многих произведени­ях Платона:

• в "Протагоре", "Федоне", "Государстве", "Пире", "Федре" рассматрива­ется сущность воспитания;

• в "Теэтете" излагается теория познания;

• в "Меноне" высказывается идея о познании как припоминании того, что душа знала до своего земного воплощения;

• в позднем сочинении "Законы" образование трактуется как то, что ве­дет с детства к добродетели, заставляет человека страстно желать и стре­миться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо под­чиняться или же начальствовать.

Проблема отбора и передачи научных знаний у Платона связана с его учением о "мире идей' - особом интеллектуальном мире, по сути дела -мире человеческого знания. По мнению Платона, идеи - вечны, а вещи -лишь тени мира идей, которые отражаются в мире вещей и не являются истинно существующими.

В соответствии со своим учением о мире идей Платон предлагал окру­жить ребенка впечатляющими образами прекрасного и доброго, кото­рые должны пробуждать в его душе смутные воспоминания об идеаль­ном мире.

4. Аристотель (384 - 322 до н. э.) - ближайший ученик Платона; развивал как философские и педагогических идеи учителя, так и свои собствен­ные.

Около двадцати лет был участником афинской Академии, а затем был приглашен царем Филиппом Македонским воспитывать его сына Алек­сандра. Вернувшись в Афины, создал собственное учебное заведение - Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет.

Аристотель

• ставил наставника на самую высокую ступень в обществе;

• полагал, что человек обладает одновременно душой растительной, ду­шой животной и душой разумной;

• идеал счастья - блаженство - видел прежде всего в напряженной работе по постижению основ мироздания.

Аристотель заложил важные предпосылки теоретического осмысления бытия и процесса воспитания и обучения как части этого бытия.

Взгляды Аристотеля на воспитание и образование по его трактату "Поли­тика":

• он придавал первостепенное значение общественному, государствен­ному воспитанию;

• допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца, однако настаивал, чтобы семейное воспи­тание находилось под присмотром государственных чиновников - педо-номов;

• считал, что мальчиков с 7 лет должно воспитывать государство. В круг предметов начального образования должны включаться грамматика, гимнастика, музыка и иногда - рисование;

• предлагал начинать воспитание школьника с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспита­нию духа".

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 43 - 44, 47 - 49.

История педагогики и образования. С. 61 - 63.

Вопрос 8. Воспитание и образование в эпоху эллинизма

1. Образовательные, научные и культурные центры

2. Появление учебных пособий

3. Характер образования

1. В эпоху эллинизма (III - I вв. до н. э.) создавались новые научные и культурные центры:

• в Александрии в начале III века до н. э. был организован знаменитый Мусейон с библиотекой, зверинцем и ботаническим садом. В Александ­рийской библиотеке собирались и изучались сочинения по всем отрас­лям литературы, науки и культуры, здесь формировалась филологичес­кая традиция работы с текстами;

• другим научным центром был Пергам;

• большими библиотеками славились Апамея, Антиохия, Сиракузы;

• знаменитым центром риторики был Родос.

Наряду с Академией и Ликеем в Афинах в самом конце IV века до н. э. возникли философские школы Эпикура ("Сад") и стоиков ("Портик"), что превратило Афины в центр воспитания.

2. Появились учебные пособия по всем областям знания эпохи эллинизма:

• грамматика Дионисия Фракийского, имевшего множество последова­телей,

• пособие Аристоксена "Начала гармонии",

• "Введение в гармонию" Клеонида,

• "Начала" Евклида,

• "Введение в арифметику" Никомаха из Герасы,

• ряд сочинений по логике и языкознанию, созданных представителями стоической философии, и др.

3. Характер начального образования в эпоху эллинизма по сравнению с классической эпохой практически не изменился.

Круг занятий на более высокой ступени - в грамматической школе - уже определялся новым характером эллинистической образованности. Под руководством грамматика, обычно в помещении гимнасия, чита­лись "авторы", прежде всего Гомер, Гесиод, позднее - Аполлоний Родос­ский; лирики Алкман, Алкей, Сапфо, Пиндар и др. (по выбору учителя, часто современники); трагики - Эсхил, Софокл, Еврипид. Из ораторов особое внимание уделялось Демосфену. С произведением ученика знако­мило резюме. В заключение тексту давалась оценка и выводилась мораль. Чтение и толкование "авторов" сопровождались упражнением в сочини­тельстве, причем были отработаны школьные жанры этих упражнений - прогимнасмы (предварительные упражнения). Обучение красноречию было специальной задачей риторской школы. Широкая образовательная программа имела вводный характер и не была рассчитана на профессиональную подготовку, которая приобреталась в частном порядке путем изучения риторики, философии и медицины у знаменитых учителей и в наиболее известных центрах эллинистическо­го образования.

Система государственного высшего образования - воспитание эфебов -предполагала прежде всего военные и физические упражнения, а также уроки, выступления и лекции.

Использованные источники: Российская педагогическая энциклопедия. С. 43 - 44.

Вопрос 9. Воспитание и школа в Древнем Риме

1. Семейное воспитание

2. Древнеримская школа

1. Влияние эллинистического воспитания в III веке до н. э. распространя­лось на Рим, который стал к этому времени ведущим в военном отно­шении государством Средиземноморья, но находился на относительно низкой стадии культурного развития. Влияние семейного воспитания было доминирующим.

Основные принципы:

• подчеркнутая верность нравам предков;

• дети и рабы равно были в полном подчинении у отца семейства;

• авторитет и влияние матери, которая сама вскармливала ребенка, были велики для него в течение всей жизни;

• девочки воспитывались в семье и для семейной жизни;

• мальчики получали практическое воспитание и, сопровождая отца, зна­комились с кругом его обязанностей и с делами государства.

2. Характер школьного обучения в Риме, в общем, мало чем отличался от обычной школьной практики эллинизма. Методика обучения была та же, а цели образования были несколько более прагматичны, что пре­вращало римские учебные заведения в типичные "школы учебы", раз­вившиеся в эпоху средневековья.

Элементарное образование давалось в так называемых тривиальных шко­лах - частных учебных заведениях с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко в них наряду с мальчиками учились и девочки. Размещались тривиальные школы где придется: в жилище учителя, в мастерской ремесленника, а то и прямо на улице, во двори­ке или на перекрестке, откуда и пошло название: тривиум - перекрес­ток. Дети сидели на полу, а учитель - на стуле, который и служил ему кафедрой. Детей учили законам Рима, чтению, письму, счету. Школы повышенного типа - грамматические - первоначально открыва­лись греческими учителями и ничем не отличались от подобных школ в других частях эллинистического мира. Со II века до н. э. начали распрос­траняться латинские и смешанные греко-латинские грамматические шко­лы. Обучались в них мальчики от 12 до 16 лет. Для этих школ создавались пособия, содержавшие отрывки из сочинений Гомера, Вергилия, Цице­рона, Тита Ливия и других авторов.

Для молодежи аристократического происхождения существовали, как и в Греции, риторские школы. Программа занятий здесь складывалась из обучения основам ораторского искусства в виде выполнения упражне­ний по составлению речей на заданную тему. Учителя ораторского ис­кусства одновременно давали своим учащимся необходимые каждому культурному римлянину того времени знания философии, права, исто­рии. Обучение было ориентировано на достаточно разностороннее для того времени умственное образование.

В школьной риторике сложилась структура образцовой речи:

• вступление,

• изложение существа дела,

• приведение доказательства собственной позиции и опровержение утверж­дений противника,

• заключение.

Для детей римской знати создавались своеобразные воспитательные центры - коллегии юношества.

Римский писатель и ученый Варрон (116 - 27 до н. э.) называл девять основных школьных дисциплин:

• грамматика,.

• риторика,

• диалектика,

арифметика,

• геометрия,

• астрономия,

• музыка,

• медицина,

• архитектура.

Школьные предметы назывались "свободными искусствами", потому что предназначались для детей свободных граждан.

К исходу римской истории утвердилось двухчастное деление школьного курса "семи свободных искусств":

тривиум - его составляли грамматика, риторика и диалектика;

квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Заслуга в создании этой классификации принадлежит римскому фило­софу и автору школьных учебников Боэцию (Ьк. 480 - 575 до н. э.). В осно­ву построения школьных пособий им был положен принцип компиляции -сведения в единый текст фрагментов различных источников. Учебники, составленные Боэцием, оказали сильное воздействие на средневековую школу.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 75 - 77.

Российская педагогическая энциклопедия. С. 44.

Вопрос 10. Педагогические идеи Древнего Рима

1. Римские мыслители о воспитании

2. Педагогические: идеи Квинттиана

1. Педагогические идеи Древнего Рима развивались под сильным влияни­ем эллинской философской мысли.

Один из первых представителей римского просвещения - Катон Стар­ший (234 - 149 до н. э.). Он составил римскую риторику, опираясь на греческие каноны, хотя был эллинофобом. Настаивал на консервации римской традиции домашнего воспитания.

Мыслитель и политик Цицерон (106 - 43 до н. э.) также находился под влиянием греческой философской традиции. Душевную жизнь человека он рассматривал как сложный поток меняющихся состояний и считал, что силы, которые препятствуют его гибели, должно развивать домаш­нее воспитание - семья. Полагал, что полноценного образования дос­тойны немногие, так как большинство римлян нуждаются прежде всего в "хлебе и зрелищах".

Сенека (4 до н. э. - 65 н. э.) считал, что образование должно формировать прежде всего самостоятельную личность, и критиковал тогдашнюю школьную систему, которая воспитывает "ум, но не душу". Не согла­шался с существовавшими в то время требованиями канонического образования ("семь свободных искусств"), исходя из своего понимания нравственности.

Плутарх (ок. 45 - ок. 127) вслед за Катоном и Цицероном с особым вниманием относился к вопросам воспитания и обучения в семье. Он советовал избегать жестоких наказаний - по его словам, бить ребенка все равно что "подымать руку на святыню".

2. Адвокат и оратор Квинтилиан (42 - ок. 118) - яркая фигура римской философской и педагогической мысли.

Главный труд - трактат "Ораторское образование", состоящий из 12 книг. Наиболее известны "О домашнем воспитании мальчика" и "О ритори­ческом обучении".

Основные мысли Квинтилиана о воспитании:

высказывал уверенность в положительных основах человеческой нату­ры, не считая, однако, такие свойства единственными (дети "от приро­ды склонны к худшему"). Побороть дурные наклонности помогает воспитание;

• чтобы достичь высоких результатов в педагогике, необходимо соеди­нить природную доброту человека и воспитание, так как эти начала не могут существовать раздельно;

• воспитание должно формировать свободного человека;

• цель воспитания - в серьезной подготовке к исполнению гражданских обязанностей;

• идеал человека-гражданина - афинский политический деятель Перикла;

• образование должно быть общедоступным, поскольку все нормальные дети римских граждан достойны получать образование.

Он верил в созидательные возможности школьного обучения и отдавал предпочтение организованному школьному обучению по сравнению с домашним ("свет хорошей школы лучше одиночества семьи"), утверж­дая, что дух соревнования, честолюбия в процессе обучения "зачастую бывает причиной добродетелей".

Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством орато­ра ("поэтами родятся, а ораторами становятся"). Достичь такого высокого результата он предлагал с помощью определенной системы обучения:

• первой ее ступенью было домашнее воспитание. Следовало выбирать кор­милицу с правильным произношением и оберегать от домашних учите­лей-полузнаек. До 7 лет ребенок должен был овладеть латинской и час­тично греческой грамматикой. В ходе домашнего обучения необходимо пробуждать интерес "похвалой" и "забавами", чтобы "ребенок не возне­навидел ученье, соблюдая, однако, определенную меру" ("золотую се­редину");

• в программу первоначального школьного обучения включался ряд предме­тов. На первом месте стояли занятия грамматикой и стилем, мораль, начала математики, музыка;

• в грамматической школе предлагалось изучать одновременно ряд учеб­ных дисциплин, не заботясь об обязательном совершенном овладении ими, главным предметом была грамматика;

• в риторической школе основным предметом называлась риторика, под которой понималось "искусство красноречия". На занятиях по риторике преподавателю было рекомендовано, например, читать сочинения с заведомыми просчетами в стиле, заметить и исправить которые должны были сами учащиеся.

Обучение следовало вести индуктивным путем - от простого к сложно­му, на основе работы памяти.

Использованные источники: Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 54 - 57.

Вопрос 11. Влияние раннего христианства на воспитание и обучение

1. Зарождение христианских общин

2. Боепитание и обучение в христианских общинах

3. Педагогические идеи христианских мыслителейм

4. Основы христианского воспитания

1. В восточных провинциях Римской империи в I веке н. э. возникают ран­нехристианские общины, отражавшие надежду наиболее угнетенных слоев народа на приход Мессии, Спасителя.

В первые три столетия нашей эры христиане подвергались преследова­ниям со стороны государственной власти Римской империи прежде всего за отказ признавать божественность императоров. Со времени императора Константина I Великого (ок. 285 - 337), когда Миланским эдиктом (313) христианство было признано равноправной религией, христиане-учителя получили возможность свободно препода вать в тривиальных и грамматических школах и толковать античную исто­рию, литературу и философию с позиций христианского вероучения.

2. Основными способами обучения в христианских общинах были:

• устные и письменные назидания,

• совместное чтение отрывков из библейских книг,

• составление и произнесение проповедей,

• разучивание молитв, псалмов, притч,

• чтение вслух переводов священных текстов с древнееврейского на арамейский и греческий и т. д.

Особое значение в христианских общинах придавалось созданию у их членов внутреннего настроя, эмоциональной приподнятости, отноше­ния к учению как богоугодному делу.

Руководители первых христианских общин одновременно являлись и воспитателями, поэтому их называли "учителями праведности". Содержание образования ориентировалось на Библию - собрание кано­нических сочинений, состоящее из Ветхого Завета и Нового Завета:

• первая часть - иудейские священные тексты II и I тысячелетий до н. э., в том числе притчи царя-мудреца Соломона, содержание которых было положено в основу воспитания;

• вторая часть своими евангельскими и апостольскими текстами служила собственно христианскому обоснованию целей и содержания воспитания.

3. Климент Александрийский (ум. в 211/212 н. э.) - священнослужитель и руководитель школы христианского богословия в Александрии.

Он был автором дошедшей до нас книги "Педагог", в которой нарисо- ван образ педагога, ведущего юношей по пути добра и в активном диа­логе закладывающего основы постижения истины. Климент Александрийский полагал, что:

• помимо внешней образованности человек должен обладать религиозным чувством;

• цель воспитания - ввести ребенка в христианский образ жизни;

• должно уметь ставить воспитательные цели и соответствующими сред­ствами влиять на ход их достижения;

• целью деятельности педагога является не простая передача знаний, не "научение", а "улучшение души";

• пример жизни педагога - образец для подражания воспитанникам. Климентом детально описаны правила поведения ребенка. Семь свобод­ных искусств рассматривались им лишь в качестве дополнительного сред­ства воспитания.

Ориген (ок. 186 - 253/254), известный богослов и философ, возглавил школу в Александрии после Климента. Он видел в человеке "соедине­ние тела с духом", что и создает, по его мнению, возможность борьбы со злом и ведет к самоусовершенствованию самого человека. Наиболее видным христианским мыслителем эпохи Древнего Рима был Августин Аврелий, прозванный Блаженным (354 - 430). Августин был широко образованным человеком, философом, усвоив­шим идеи скептицизма и неоплатонизма. Христианином он стал уже в зрелом возрасте, в 387 году, начав вести аскетическую жизнь, система­тически упражняясь в духовном самосовершенствовании. В автобиогра­фическом труде "Исповедь" он проследил в основном весь путь станов­ления человека-христианина с детских лет до зрелого возраста. Цель воспитания, по Августину, - слияние с Богом. Основой знания он считал сочетание ощущений, мыслей и благочести­вых стремлений. Ведущим методом познания, по его мнению, является самоуглубление, так как истина заключена в душе и лишь познание этой истины приводит развивающегося человека к Богу. Религиозный государственный деятель остготского государства Кассио-дор (ок. 487 - ок. 578) основал в Италии монашеское общежитие, кото­рое благодаря библиотеке и скрипторию (книгохранилищу) стало од­ним из центров средневековой науки. Сам Кассиодор написал ряд школьных учебников, пользовавшихся популярностью на протяжении всех средних веков: "Наставление в божественном чтении", "Наставле­ние в мирском чтении", "Об орфографии" и др.

4. Таким образом, к концу Римской империи начала складываться прин­ципиально новая форма воспитания - христианское воспитание. Для него были характерны:

• особое внимание к личности человека, его/уше;

• приоритет веры над знанием, наукой;

• понимание обучения Священному Писанию как богоугодного дела;. • неразрывная связь образования с нравственным воспитанием;

• осознание воспитывающей роли труда и важности осуществления с ран­них лет трудового воспитания.

Использованные источники: История педагогики и образования, С. 80 - 84.

Вопрос 12. Воспитание и образование в Византии

1. Домашнее воспитание

2. Школьная система

3. Педагогическая мысль

4. Значение византийского влияния на развитие просвещения

1. В Византийской империи (IV в. - XV в.) высокого уровня развития дос­тигли домашние формы воспитания и обучения детей и молодежи, харак­терные еще для греко-римского мира.

В знатных семьях мальчика 5-7 лет отдавали в руки наставника-педаго­га, в обязанности которого входило наблюдать за играми ребенка, раз­влекать его и учить грамоте.

Конечно, о воспитании детей особенно заботились в семьях с высоким социальным статусом, но и в семьях ремесленников дети обучались письму и чтению, если грамотными были их родители.

В состоятельных и знатных семьях грамоте обучались не только мальчи­ки, но и девочки; в простонародных семьях в основе лежало трудовое и начальное христианское воспитание, передача от отца сыну знания оп­ределенного ремесла, а от матери дочери навыков домоводства.

2. Система образования в византийском обществе была на протяжении ты­сячелетия наиболее передовой.

На первой ступени обучения - в школах грамоты - дети получали эле­ментарное образование. Число таких школ могло сокращаться или уве­личиваться, но сеть их была более широкой, чем в Западной Европе. Курс обучения, как правило, длился 2-3 года, а дети начинали учить­ся с 5 - 7-летнего возраста.

Византийская школа грамоты являлась как бы христианизированным продолжением эллинистической элементарной школы. Произошли лишь некоторые изменения в средствах обучения.

В содержании начального образования отсутствовала физическая подго­товка детей, а музыка и мелодекламация заменялись церковным пени­ем. Учителя начальных школ - дидаскалы - использовали мнемоничес­кие приемы и соблюдали последовательность в обучении - от простого к сложному, от известного к новому.

Элементарные школы для большинства детей были первой и последней ступенью организованного обучения.

Повышенное образование византийцы получали в частных, церковных и государственных грамматических школах.

Цель обучения в конечном счете состояла в формировании у юноше­ства общей культуры и красноречия, развития мышления. Важным сред­ством обучения считалось состязание школьников друг с другом в тол­ковании текстов и риторике.

Методика обучения в повышенных школах была традиционной: учитель читал, давал толкование, задавал учащимся вопросы, отвечал на вопросы учени­ков, организовывал дискуссии. Школьное обучение имело своей целью на­учить детей активному владению речью, развить у них умение пересказы­вать, цитировать на память тексты, давать описания, импровизировать. Ученики составляли речи, комментарии к текстам, давали описания памят­ников искусства, импровизировали на произвольную тему и пр. Овладение искусством толкования требовало от учеников достаточно широких знаний в области античной и библейской истории, геогра­фии, мифологии и т. д.

Создание высшей ступени образования - характерная черта византийской цивилизации. В этом отношении Византия являлась прямой наследницей высших школ греко-римского мира. В V веке продолжали действовать выс­шие школы в Александрии, Афинах, Антиохии, Бейруте, Дамаске. В Константинополе высшая школа была организована при императоре Феодосии II в 425 году и получила наименование "Аудиториум" (от лат. "audire" - слушать). Само название говорит об основном методе препо­давания: это были лекции и комментарии преподавателей, которых на­зывали "консулами философии", "главами риторов".

В константинопольской высшей школе времени ее расцвета обучали пла­тоновской и неоплатоновской философии, комментированию и крити­ке греческих текстов, знакомили с комментариями к сочинениям отцов церкви, с метафизикой как методом исследования природы, филосо­фией, богословием, медициной и музыкой. Основной формой обучения являлся диспут.

Идеал выпускника высшей школы - энциклопедически образованный в тогдашнем понимании государственный или церковный деятель.

Об уровне обучения в этой школе можно судить по деятельности ее уче­ников - славянских просветителей Кирилла (Константина-философа) и Мефодия, организовавших в славянском мире школы "ученья книжного".

Помимо высших школ в Византии существовали своеобразные круж­ки-салоны, как бы домашние академии, объединявшие образованных людей, группировавшихся вокруг мецената-философа. Эта традиция шла от греко-римского мира, философских школ древности. Примером мо­гут служить кружки патриарха Фотия (IX в.), Михаила Пселла (XI в.), императора Алексея I Комнина, (ок. 1048 - 1118), кружок, созданный при дворе императора Андроника II Палеолога (XIV в.), который назы­вали "школой всяческих добродетелей", "гимназией эрудиции".

3. Византийские богословы в течение VI - XV вв. предложили ряд идей, составивших основы религиозного воспитания и обучения, которые ока­зали сильное влияние на весь православный средневековый мир:

Авва Дорофей (VI в.) рассматривал светскую образованность как путь познания божественной истины;

Максим Исповедник (VII в.) определял человека как микромир, кото­рый следует путем воспитания привести к гармонии между земным и небесным существованием;

Иоанн Дамаскин (675 - 753), будучи одним из первых средневековых схоластов, в философско-педагогическом трактате "Источник знания" развивал идею универсальной, энциклопедической образованности;

• патриарх Фотий (820 - 897) учил, что подрастающее поколение должно усваивать точно сформулированные общечеловеческие нравственные нормы в православной христианской интерпретации;

Симеон Новый Богослов (949 - 1022) крайне отрицательно относился к светской образованности и ратовал за монастырское религиозное обу­чение и воспитание;

Михаил Шелл (1018 - 1096), общественный деятель и философ, вклю­чал в программу образования освоение светских знаний, не противоре­чащих догматам церкви, и религиозное обучение;

Георгий Гемист Шифон (1355 - 1452) полагал, что достижение совер­шенства - цель идеального воспитания;

Григорий Палама и Георгий Схоларий - религиозные деятели периода XIV - XV вв., когда в педагогической мысли Византии резко усилились кле­рикальные тенденции, - крайне отрицательно относились к светской образованности, античному знанию; считали главным при становле­нии личности нравственно-религиозное воспитание.

4. Генезис образования и воспитания в Западной Европе невозможно пол­ностью уяснить без учета традиций византийского просвещения.

Страна высокой образованности, Византия оказала огромное культур­ное воздействие на государства Востока, Западной и Восточной Евро­пы, послужив для остального мира мостом, соединившим античность и средневековье.

Гуманистическая концепция человека, ставшая с XIV века знаменем эпохи Возрождения, выработана Европой и Византией совместно.

Труды ряда византийских педагогов-философов пользовались популяр­ностью в ученых кругах Западной Европы. К ним относятся:

• "Шестоднев" Василия Кесарийского,

• "Источник знания" Иоанна Дамаскина.

Византия оказала сильное влияние и на становление воспитания и об­разования в арабо-исламском и славянском мирах.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 64 - 66, 70 - 71.

История педагогики и образования. С. 93 - 96.

Вопрос 13. Воспитание и школа на Ближнем и Среднем Востоке в VII - XVII вв.

1. Формирование исламской традиции в воспитании

2. Система образования

1. На Ближнем и Среднем Востоке в VII - IX вв. в воспитании создается исламская традиция.

В эпоху средневековья в мусульманском мире выработались четкие ре­лигиозно-правовые нормы, определявшие цели, формы и методы ис­ламского воспитания. Они легли в основу воспитания в каждой общи­не, в каждой семье и школе, а также в основу педагогических идей средневекового мусульманского Востока.

Основателем ислама считается реальное историческое лицо Мухаммед (ок. 570 - 632), а главной священной книгой мусульман - Коран, собра­ние проповедей, произнесенных Мухаммедом и записанных его бли­жайшими сподвижниками.

Основные источники исламского воспитания:

Коран;

Сунна (в переводе - "пример", "образец", "образ действия") - другая свя­щенная книга, созданная в VII - IX вв. Содержит рассказы о поступках и изречениях Мухаммеда, которые должны служить образцом поведения;

шариат ("глубокое знание"), свод правовых и богословских нормативов, регулирующих всю жизнь мусульманина;

"адат" - исторические традиции и обычаи, сохранение которых исламом являлось одной из причин его успеха у разных народов.

Исламское воспитание в эпоху европейского средневековья осуществ­лялось на основе сочетания шариата и адата:

с одной стороны, соблюдение норм ислама, сходных с библейскими,

с другой - следование привычным для народа вековым традициям.

Важнейшим институтом мусульманского воспитания являлась семья. Некоторые характерные черты исламского семейного воспитания:

полную ответственность отца семейства за воспитание мальчиков и де­вочек и перед Аллахом, и перед общиной, и перед своим родом;

• раздельное воспитание мальчиков и девочек в семье.

2. Важным средством распространения культуры стали арабский язык и араб­ская письменность, созданная еще в IV в. на основе арамейского письма.

Образованные люди, способные проповедовать Коран и обучать грамо­те, становились учителями в повсеместно создававшихся при мечетях элементарных школах. Обучение в них начиналось с устного ознакомле­ния с правилами Корана, их первоначального осмысления; затем пере ходили к чтению и переписыванию текстов. Начиная посещать школу с 6 лет, дети находились в жестких условиях - многочасовые, монотон­ные занятия, суровые наказания за леность и проступки.

В качестве примера реализации исламской концепции образования приве­дем школьную систему Ирана, сложившуюся к IX веку и представлен­ную двумя типами школ: арабо-грамматической - "мактаб", обучение в которой проходило на основе Корана, и школой персидского направле­ния - "куттаб", в которой преимущественно изучалась история Ирана.

Повышенное образование давалось в медресе, появление которых обыч­но связывают с необходимостью толкования Корана. Целью обучения здесь было прежде всего религиозное образование. Большое внимание уделялось при этом развитию умственных способностей, в первую оче­редь - памяти. В содержание образования входили:

мусульманская теология, t/ правоведение,

• арабский язык с упором на грамматику,

• каллиграфия,

• диалектика.

Шагом вперед в развитии просвещения можно считать организацию в Багдаде по инициативе считавшегося покровителем наук халифа Маму-на (786 - 833) "Домов мудрости" - своего рода культурных центров, в которых крупнейшие ученые обсуждали тексты античности и вели дис­куссии по проблемам современного им мира.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 129 - 133.

Вопрос 14. Педагогическая мысль Востока в эпоху средневековья

1. Мыслители Арабского Востока, выдвигавшие педагогические идеи

2. Характеристика основных педагогических концепций

1. Мыслители Арабского Востока посвятили свои труды разработке про­граммы гармонического развития личности.

К ученым, уделявшим большое внимание проблемам воспитания, от­носятся:

• основатель арабской философии Абу-Юсуф Якуб ибн-Исхак Кинди (801 -873);

• философ аль-Фараби (870 - 950);

• выдающийся мыслитель аль-Бируни (970 - 1048);

названный современниками "владыкой наук", советник правителей раз­ных стран Ближнего и Среднего Востока Ибн Сина, в латинской транс­крипции - Авиценна (980 - 1037);

один из наиболее выдающихся философов Востока алъ-Газали (1056/59 -1Ш);

"мудрец мудрецов" ибн Бадж (латинизированное имя Авенпаце (конец XI в.- 1139);

популяризатор аристотелизма и одновременно оригинальный ученый из Андалузии ибн Рушд (латинизированное имя Аверроэс) (1126 - 1198);

иранский философ Насирэддин Туей (1202 - 1273); V яркий представитель плеяды мыслителей средневекового Востока, араб­ский ученый Абдуррахман ибн Халдун.

2. Характеристика основных.педагогических концепций:

Абу-Юсуф Якуб ибн-Исхак Кинди, считая науку выше религии, полагал, что при воспитании надо формировать не мусульманский фанатизм, а высокий интеллект. Он выдвинул концепцию четырех видов интеллекта:

• актуального,

• потенциального,

• приобретенного,

• проявляющегося.

По аль-Фараби, цель воспитания - подвести человека к этому благу че­рез поощрение стремления совершать добрые дела; осознать, что имен­но является добрым или злым, помогают знания.

Аль-Бируни утверждал, что главная цель воспитания - нравственное очи­щение, куда входит очищение от бесчеловечных обычаев, фанатизма, безрассудства, жажды властвовать. В его более чем ста пятидесяти трак­татах во множестве разбросаны важные плодотворные педагогические идеи - наглядности и системности, развития познавательных интересов обучения и др.

Ибн Сина (Авиценна) немало лет посвятил преподавательской деятель­ности и оставил множество работ, среди которых выделяется "Книга исцеления", куда вошли имеющие прямое отношение к педагогической теории трактаты "Книга о душе", "Книга знаний", "Книга указаний и наставлений". Главные идеи:

• разностороннее воспитание и обучение, и прежде всего музыке, по­эзии, философии;

• организация совместной учебы воспитанников, внесение духа сопер­ничества;

• совместное обучение должно проходить на разных уровнях в соответ­ствии со способностями учеников;

фундамент всякого образования - овладение чтением и письмом;

общее развитие должно предшествовать предпрофессионалъному и про­фессиональному обучению. Как только подросток овладевал грамотой, его следовало готовить к будущей профессии. Затем надлежало вводить в собственно профессию: подросток должен начать трудиться и зарабаты­вать деньги.

Аль-Газали уделял проблемам воспитания большое внимание. Четырех­томный компендиум ученого "Воскрешение наук о вере" посвящен, в частности, развитию человеческих способностей, приемам наблюдения за детьми с целью их воспитания. Душа ребенка приобретает нужные очертания, если воспитатели, особенно родители, выполняют опреде­ленные педагогические рекомендации. Учитель принимает ребенка от родителей и продолжает традиции семейного воспитания. Нравственное начало, полагал аль-Газали, формируется путем самовоспитания и под­ражания мудрым наставникам. По мере образования, укрепления ин­теллекта вырастает роль самовоспитания. Самовоспитание начинается с самонаблюдения и самопознания.

Нравственное самосовершенствование - одна из постоянных тем вос­точных философов и ведущая, например, в трактатах по психологии, логике и этике ибн Баджа (Авенпаце).

Ибн Рушд (Аверроэс) как педагог известен прежде всего благодаря трак­тату "Система доказательств". Последовательный рационалист, ибн Рушд утверждал важные дидактические принципы сознательности, научно­сти, наглядности.

Разноообразные.идеи о воспитании и образовании содержат более чем 150 трактатов Насирэддина Туей. В его педагогических трудах "Обучение мудрости", "Книга мудрости", "О воспитании обучающихся", "На­ставление обучающемуся на пути учебы" и других представлены раз­мышления о целесообразности гармонии умственного, эстетического и физического воспитания.

Абдуррахман Ибн Халдун органично увязывал обучение с общим разви­тием нравственным воспитанием.

Главные идеи Ибн Халдуна:

• овладение наукой требует систематических интеллектуальных усилий;

• избегать изучать одновременно несколько предметов и обучать так, что­бы учащиеся переходили от одного предмета к другому;

• вначале следует дать краткий очерк предмета, затем сосредоточиться на деталях, а в итоге рассмотреть неясное и спорное;

• обучение должно усложняться постепенно, иначе ученик испытывает утомление, теряет надежду овладеть знанием.

Самым эффективным приемом обучения на высшей ступени образова­ния Ибн Халдун считал дискуссии.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 74 - 77.

Вопрос 15. Воспитание и обучение в средневековой Индии

1. Брахманская и буддийская педагогические традиции

2. Мусульманская педагогическая концепция

3. Попытки реформирования средневековой Системы образования

1. Индуистская и буддийская педагогические традиции претерпели в сред­невековом индийском обществе определенную эволюцию. Главенствующее положение занимали брахманы, чьи дети готовились к занятию должностей священнослужителей. В то же время усиливалась практическая направленность обучения представителей двух других выс­ших каст.

Буддийская система образования имела более демократический харак­тер, поскольку не принимала во внимание кастовые различия. Буддисты отказались от домашнего обучения, передав образовательные функции монахам. В буддийских монастырях дети и подростки обучались 10 - 12 лет.

Обучение имело сугубо религиозно-философскую основу. Постепенно происходило сближение брахманской и буддийской педа­гогических традиций, в результате чего сложилась единая культурно-образовательная система.

Эта система пришла в упадок в XI - XII вв., когда значительная часть Индии оказалась под властью вторгшихся мусульман.

2. Мусульманская педагогическая концепция основывалась на том, что вер­шины воспитанности достиг человек, активно использующий знания, то есть имела интеллектуалистский смысл.

В XVI - XVII вв. существовали четыре типа мусульманских школ началь­ного и повышенного начального образования:

школы Корана (изучение Корана на арабском языке было непременным условием обучения и воспитания мусульманина) - чтение Святой кни­ги, без уроков письма и счета;

персидские школы - счет, чтение и письмо персидского языка на образ­цах поэзии Саади, Хафиза и др. (персидский язык в то время ис­пользовался государственными чиновниками и учеными);

школы персидского языка и Корана - сочеталась программа первых двух школ;

арабские школы для взрослых - чтение и толкование Корана, литератур­ное образование в духе персидской традиции.

Высшее образование мусульманам давалось в медресе и монастырских учебных заведениях - даргабах.

Высокой репутацией пользовались медресе Хайрабада, Джампура, Фи-розабада. Расцвет этих центров просвещения пришелся на XV - XVII вв. Здесь в десятках учебных заведений, где занимались тысячи студентов различных конфессий, преподавали известные ученые и литераторы со всего Востока.

К числу наиболее крупных можно отнести даргаб в Дели. 3. В XVI веке в Индии были сделаны попытки реформирования средневеко­вой системы мусульманского образования. Основатель династии Вели­ких Моголов Бабур (1483 - 1530) поставил цель поддерживать школы для организованной подготовки верных слуг государства. В продолжение такой политики император Акбар (1542 - 1605) предпринял шаги по изменению и обновлению системы образования и воспитания. Ближайший советник императора Акбара Абу-л Фазл Аллами (1551 - 1602) выступал против деспотического домашнего воспитания, религиозного фанатизма и сословности обучения; сделал попытку ввести для всех подданных, независимо от касты и вероисповедания, единое светское образование - планировалось ввести в обязательные учебные планы свет­ские науки:

• арифметику,

• алгебру,

• геометрию,

• медицину,

• агрономию,

• основы управления,

• астрономию.

Отсутствие материально-педагогических предпосылок, серьезного кон­троля привели к тому, что смелые планы Акбара и Аллами по большей части остались нереализованными.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 81 - 84.

Вопрос 16. Воспитание и школа в средневековом Китае

1. Образование в период династий Цинь и Хань

2. Расцвет культуры и образования в течение Щ - Хвв.

3. Педагогические идеи XI - XII вв.

4. Монгольские школы и письменностьв период династии Юань

5. Образование в период династии Мин

6. Китайская школа при династии Цин

1. К средневековой эпохе в истории Китая относится временной отрезок, с конца I тысячелетия до н. э. до конца XIX в. н.э. Эта эпоха складывалась из ряда периодов, каждый из которых отмечен определенными тенден­циями и событиями в педагогической мысли и школьном деле:

династия Цинь (И в. до н. э.) - упрощена и унифицирована иероглифи­ческая письменность, что существенно облегчило обучение грамоте. Со­здана централизованная система образования, состоявшая из прави­тельственных (казенных) школ (Туань Сюэ) и частных школ (Сы Сюэ) и просуществовавшая в общих чертах до начала XX века;

династия Хань (II в. до н. э. - II в. н. э.) - появилась бумага, что позволило осуществить подлинную революцию в средствах обучения. Приобрела достаточно ясные очертания трехступенчатая система образования -начальные, средние и высшие школы. Первые высшие школы (Тай Сюэ) являлись столичными государственными учреждениями и предназнача­лись для сос





Дата публикования: 2014-10-07; Прочитано: 5219 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.096 с)...