Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Поэзия и проза. Их дифференцирование



Если смотреть на поэзию прежде всего и главным образом как на известный способ мышления и познания, то так же нужно будет смотреть и на прозу. <...>

Как для определения поэзии обращаемся к ее простейшей форме, то есть к слову с живым представлением, так для генетического определения прозы следует взять во внимание следующее. Жизнь такого слова с внутренней стороны состоит в том, что около представления собираются выделенные из чувственных образов признаки, пока представление не станет с ними в противоречие или не потеряется в их массе как несущественное. Тогда слово теряет представление и остается лишь звуковым посредником между познаваемым или объясняемым и объяснением (первообразная форма прозы). <...> При этом прозаическое слово не станет образным оттого, что мы, так сказать, разменяем его на конкретный образ, что например, по поводу услышанного выражения «картина такого-то «Еловый лес» мы одновременно представим себе знакомую нам картину (ее образ), а не станем вызывать в сознании последовательно возникающего ряда ее признаков (понятия). В обоих случаях, то есть заменяется ли прозаическое слово образом или понятием, то и другое стремится к уравнению с познаваемым при помощи слова. Уравнение понятия с познаваемым есть его определение. Усложнение этой последней деятельности создает науку.

Наиболее общие категории науки, факт и закон, напоминают категории искусства, в частности поэзии: образ и значение, но во многом отличны от последних.

а) Установление факта предполагает в пределах всеобъемлющей субъективности человеческой мысли совершившееся разграничение областей объективного и субъективного; он есть результат критики, то есть сомнения, завершившегося сознательного отнесения мыслимого к первой из этих областей. <...>

Поэтический образ не нуждается в такой поверке. Поэтическая правда, например, выражения «безумных лет угасшее веселье» состоит в способности или неспособности вызывать в мысли известное значение, а не в поверке тождества или нетождества веселья со светом, способности или неспособности веселья угасать. Поэтическая правда — меткость слова. То жа и в применении к более сложным поэтическим образам.

б) <...> От конкретного явления в научном факте остается только то, что он имеет отношение к соответствующему закону. Общая формула науки есть уравнение; факт=закону. <...>

Отлично от этого общая формула поэзии (respective искусства) есть <о4 (образ), X (значение)», то есть между образом и значением всегда существует такого рода неравенство, что А меньше X Установление равенства между А и X уничтожило бы поэтичность, то есть или превратило бы образ в прозаическое обозначение частного случая, лишенного отношения к чему-либо другому, или превратило бы образ в научный факт, а значение в закон. X по отношению к А есть всегда нечто иное, часто даже неоднородное. Поэтическое мышление есть пояснение частного другим неоднородным с иным частным.

Поэтому если поэзия есть иносказание, [аХкцуорга] в обширном смысле слова, то проза, как выражение элементарного наблюдения, и наука стремятся стать в некотором смысле тожде-словием (raoToXoyia).

X (значение поэтического образа) заметно изменяется при каждом новом восприятии А (образа) одним и тем же лицом, а тем более — другим; между тем А (образ), единственное объективно данное в поэтическом произведении, при восприятии остается приблизительно неизменным. Поэтому в противоположность отношения закона и факта в поэзии образ неподвижен, значение изменчиво, определимо лишь в каждом отдельном случае, а в ряду случаев безгранично.

в) В науке отношение частного случая к закону <...> доказывается посредством разложения частного случая. <...> В поэзии (и вообще в искусстве) связь образа и значения не доказывается. Образ возбуждает значение, не разлагаясь, а непосредственно. <...> Наоборот, легкость апперцепции художественного образа соразмерна его совершенству (для нас) и испытываемому нами удовольствию.

Когда возникает проза? Проза для нас есть прямая речь не в смысле первообразности и несложности, а лишь в смысле речи, имеющей в виду или только практические цели, или служащей выражением науки. Прозаичны — слово, означающее нечто непосредственно, без представления, и речь, в целом не дающая образа, хотя бы отдельные слова и выражения, в нее входящие, были образны.

Лишь время возникновения прозы как выражение степеней науки, уже предполагающих письменность, может быть в некоторых случаях указано с приблизительной точностью. Но появление науки в письменности не есть время ее рождения, а речь с незапамятных времен имела и значение чисто практическое к вместе подготовляла науку. Нельзя себе представить такого состояния человека, когда бы он, говоря, не производил в себе усложнения мысли, влекущего за собой потерю представлений. <...>

Разграничение деятельностей вообще не ведет к их умалению. <...>

Дифференцирование поэзии и прозы не ведет к гибели поэзии. <...> Таким образом, в правильном развитии языка, в разграничении в нем поэтических и прозаических стихий нельзя усмотреть ничего ведущего к ослаблению поэтической деятельности, напротив, многое ведущее к усложнению и усовершенствованию поэтических образов. <■.>

Текст печатается по изд.: Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976, с. 286—290, 299—300, 309—310, 330—33!, 340—342, 364—371.





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 808 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2025 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...