Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
С именем Рене Декарта (1596–1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое – духовное – бытие, в противопоставление телу и всему внешнему, материальному миру. Их абсолютная разнородность – главный пункт учения Р. Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение этого нового объекта исследования сначала в рамках философии, затем с середины XIX в. – в психологии как самостоятельной науке. Р. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий. В системе Р. Декарта ее философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души» – последнее произведение, законченное Р. Декартом незадолго до смерти – принято считать собственно психологическим.
Сноска в рамке
Рене Декарт (1596 - 1650)
Рене Декарт родился 31 марта 1596 г. в семье мелкого чиновника на далеком западе Франции, недалеко от современного города Тур.
После окончания иезуитского колледжа Рене нанялся солдатом, а потом стал писарем сначала в армии французского, а потом баварского королей. Вместе с армией Декарт кочевал по всей Западной Европе. В путешествиях он, по его же словам, "изучил Большую книгу мира - мать Природу", много читал, а при случае - общался с современными ему учеными и философами.
За 31 год непрерывной работы, в условиях преследования католической и протестантской церквями он сделал и описал ряд научных открытий, которые вошли в золотой фонд научных знаний человечества. Им сформулированы законы инерции, преломления и отражения лучей, сохранения и измерения движения, алгебры переменных величин, условных рефлексов у животных, относительности движения, ввел использование в математике и физике оси координат. Он автор теории, объясняющей образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи (вихри Декарта). Ввел представление о рефлексе (дуга Декарта).
Он создал философию, которая еще при его жизни превратилась в доминирующую в философской мысли Европы школу и направление, которая взяла его имя (Де Карт, по латыни - Cartesius) - картезианство. В основе философии Декарта дуализм души и тела, мыслящей и протяженной субстанции. Материю отождествлял с протяжением (или пространством), движение сводил к перемещению тел. Безусловная основа всего знания, по Декарту, непосредственная достоверность сознания (мыслю, следовательно, существую). Существование Бога рассматривал как источник объективной значимости человеческого мышления.
Рассуждения о душе и теле не были исходными в философии Р. Декарта. Он стремился к построению истинной системы знаний, для чего избрал в качестве первого шага к истине метод сомнения. Его следует применять не всегда, а только «тогда, когда мы задаемся целью созерцания истины» (Декарт, 1950), т.е. в области научного исследования. Р. Декарт подчеркивал новизну своего подхода: впервые систематическое сомнение используется как методический прием в целях философского и научного исследования. «Можно сомневаться во всем, что прежде полагали за самое достоверное, даже в математических доказательствах… – ведь ошибаются же некоторые люди, рассуждая о таких вещах» (Декарт, 1950). В истории описана юмористическая ситуация, связанная с авторитетом Аристотеля, который в одном из своих трудов заявил, что у мухи четыре лапки. Данный факт ученые даже не потрудились перепроверить в течение полутора тысяч лет.
«Я мыслю, значит, я существую» – знаменитый афоризм Р. Декарта. Он избирает новый способ исследования: отказывается от объективного описания «Я» и обращается к рассмотрению только своих мыслей (сомнений) или субъективных состояний. Мышление – это чисто духовный, абсолютно бестелесный акт, который Р. Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанции. Но если вещь мыслящая есть нечто телесное, то можно сделать вывод о существовании двух субстанций. Р. Декарт по этому поводу замечает: «Можно недоумевать, не одна ли это и та же натура, которая вместе и духовная, и телесная, которая и думает, и пространство занимает, но путем, мною предложенным, мы познаем ее только как духовную» (Современная психология…, 1999). Качественное различие свойств материи превращается в отрыв некоторых из них от материи, что и воплотилось в разделении всего существующего на две субстанции. Сознание Р. Декарт описывает в противоположность телу, с которым отождествляет материю и дает геометрическое представление о ней, и разрабатывает систему протяжения, которая сегодня известна как декартова система координат.
В основе дуалистической теории Р. Декарта лежит идея о тождестве материи и протяжения: «Природа материи, то есть тела, рассматриваемого вообще, состоит не в том, что оно вещь твердая, тяжелая, окрашенная или иным каким образом возбуждающая наши чувства, но в том только, что оно – субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину» (Современная психология…, 1999). Телу свойственна также делимость, пространственная форма, перемещение в пространстве в результате толчка и т.д.
Сопоставление духовной и телесной субстанции привело Р. Декарта к выводу «о полнейшей разнице, существующей между душой и телом», которая состоит «в том, что тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух совсем не делим» (Декарт, 1950).
Из положения о двух абсолютно противоположных субстанциях, каждая из которых не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой, следовал вывод об их независимом существовании. Мыслящая вещь, или субстанция, вся сущность которой состоит в одном мышлении, – это душа. Она «всецело и поистине раздельна с моим телом, и может быть или существовать без него» (Р. Декарт, 1950).
В объяснении влияния нервов на движения мускулов и работу органов чувств Р. Декарта использует понятие «о животных духах». «Животные духи» – это «тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро, подобно частицам пламени, вылетающим из огня свечи». Причина всех движений в том, что некоторые мускулы сокращаются, а противоположные им – растягиваются. Это происходит из-за перераспределения духов между мышцами, что возможно потому, что «в каждом мускуле имеются небольшие отверстия, через которые эти «духи» могут перейти из одного в другой» (Декарт, 1950). От этого мускул, из которого они выходят, слабеет, а мускул, в который приходят больше «духов», сокращается и приводит в движение ту часть тела, к которой он прикреплен.
Движение мускулов осуществляется посредством работы нервов. Нервы – это как бы трубочки, в которых есть «сердцевина, или внутреннее вещество, которое тянется в виде тонких ниточек от мозга, откуда оно берет свое начало, до оконечностей других членов, с которыми эти ниточки соединены». Ниточки, составляющие сердцевину нерва, всегда натянуты. Натяжение нитей приводит к тому, что открываются клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы, направляющиеся к разным членам. «Животные духи» переходят в эти нервы, входят в соответствующий мускул, раздувают его, заставляя укорачиваться – происходит движение (Ждан, 1999).
Таким чисто телесным механизмом объясняются не все движения, а только те, которые производятся без участия воли: ходьба, дыхание и вообще все отправления, общие для человека и животного.
Объяснение непроизвольных движений представляет исторически первую попытку рефлекторного принципа. В то же время в рефлексе как механизме, совершенно независимом от психики, проявляется механистическая односторонность Р. Декарта.
В объяснении механизма взаимодействия души и тела выступают глубокие противоречия философского учения Р. Декарта. С одной стороны, утверждается, что душа имеет отличную и независимую от тела природу. С другой – тесно с ним связана: душа непротяженна и помещается в маленькой железе мозга (эпифизе) (Марцинковская, 2001).
Учение Р. Декарта о душе и теле и об их субстанциональном различии породили философскую психофизическую проблему: хотя различия между духовным и телесным признавалось и до Р. Декарта, но четкого критерия выделено не было. Единственным средством познания души, по Р. Декарту, является сознание. Р. Декарт намечает непосредственный путь познания сознания: сознание есть то, как оно выступает в самонаблюдении.
Дуализм Р. Декарта стал источником кардинальных трудностей, которыми отмечен весь путь развития будущей психологической науки. Новые решения проблем, выдвинутых Р. Декартом, предложил голландский философ Бенедикт Спиноза (1632–1677). Он снял дуализм, имеющийся в философии Р. Декарта. Основное сочинение Б. Спинозы – «Этика». Книга изложена геометрическим способом в виде теорем. Б. Спиноза, в отличие от Р. Декарта, разрбатывает монистическое учение: есть только одна субстанция – это то, что существует само в себе и представляется само через себя. «Существование субстанции и ее сущность – это одно и то же» (Спиноза, 1936). Однако Б. Спиноза различает «сущность» и «существование». Сущность – это характеристика вещи, то, без чего вещь перестает быть тем же самым. Существование – это наличие или отсутствие данной вещи. Б. Спиноза выводит следующие свойства субстанций:
1. Она ничем не производится, не сотворена, существует в силу самой себя.
2. Она вечна, бесконечна, одна, в отличие от множественности конкретных вещей.
3. В ней нет целей, она действует только по необходимости, т.е. в соответствии с объективными закономерностями.
4. Субстанцию Б. Спиноза называл Богом или Природой: как выражающее бытие вне нас существующей природы. В таком контексте философия Б. Спинозы – монистична.
Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 1005 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!