Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция №7



Старт – с мысли о знании, как объяснить рождение подлинного знания, но получили необъяснимые результаты.

Появляются фигуры связи эмпириков и рационалистов: Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716): спор о формуле Ньютона-Лейбница проиграл => дурная научная репутация => умер в одиночестве. Связь с движением Розенкрейцера (за объединение разделившейся в результате Реформации Европы). Нанимается на работу к различным монархам Европы (в т.ч. одновременно к нескольким, враждующим), советует шаги по интеграции, сближению (в т.ч. и Петру I). Дневная жизнь – политико-юридическая деятельность, ночью – философское творчество. Как и Ньютон, и Спиноза – неженат (так же и Декарт, но у него была внебрачная дочь).

Видит реальную картину не только в политике, но и в философии. Философы не могли найти общий язык, он пытается найти точки соприкосновения. Видит и корень разделения: противопоставление новой философии и философии Средневековья. => I тезис: не надо противопоставлять себя средневековой схоластике, метафизике, а, наоборот, стоит изучать её. => Метафизическое обоснование нового естествознания.

Живет на континенте => в большей степени склонен к рационализму, не очень верит британским эмпирикам, но имеет опыт и Декарта, и Спинозы, видит их неудачи (душа vs разум, бесконечное vs конечное) => третий выход из ситуации: что является субстанцией и сколько их? – бесконечное множество, зачем ограничивать количество субстанций. Атрибут у Спинозы => II тезис: субстанции Лейбница (монады, учение – монадология). По Лейбницу весь мир – из таких субстанций, которые обладают двумя свойствами: организация иерархическая (менее организованная субстанция включается в субстанцию высшего уровня. Монада «душа», тело принадлежит душе), внутри каждой субстанции пребывает всё знание об окружающем мире, но оно скрыто; насколько эта субстанция осознаёт своё содержимое, а разглядывать она может только себя? «Монады не имеют окон», т.е. не взаимодействуют друг с другом. Общение между людьми – общение с самим собой, т.е. со знанием о собеседнике, которое заложено во мне (богом).

Если в субстанции всё знание о мире, то оно должно быть чётко организовано. Знание не может быть случайным набором фактов => взаимосвязь наук (Morphema Universalis) => идея Энциклопедии (то же самое, но в тексте): весь мир распределен между науками.

Принцип предустановленной гармонии: в момент сотворения мира Бог вкладывает в каждую субстанцию ту целевую установку, которая определяет дальнейшее существование этой субстанции (возвращаются целевые причины!). Действуя в соответствии с целевыми причинами, из многообразия знаний об окружающем мире выбираем нужные части (те, которые связаны с общением). От Декарта – идея мыслящей субстанции, душа – изолирована в пространстве; от Юма[12] – всё содержится в моём сознании.

Низший уровень монад – физическая монада – кластер атомов, имеющий свою цель. В мире нет пустоты, а есть совокупность монад (расхождение с Ньютоном: пространство – вместилище всех вещей). Пространство-время становится результатом взаимного расположения монад, т.е. убрана категория абсолютной СО (фактически ОТО J, а сознание по Юму – это ОТО в области психологии – топологическая модель сознания; мир несимметричен => он обязательно эволюционирует). Лейбниц первым поставил вопрос о пространстве – результат отношения монад, время – событие деятельности монад, оно относительно нас самих, и то, и другое – определяется нашей целевой установкой, которой нас наделяет создатель; она приходит извне (А может быть, целевая установка – результат взаимодействия? Но у Лейбница нет взаимодействия). Нужна динамика цели, процесс наделения целевыми установками.

Христиан Вольф – заимствует монад Лейбница, не оригинальный мыслитель, но блестящий систематизатор. Через его «Метафизику» весь просвещенный мир Германии знакомится с идеями Лейбница, т.к. у него самого это всё не систематично (заметки, обрывки) => предмет, достойный изучения => в Германии формируется

Немецкая классическая философия. В XVII веке Англия, Франция – пример для подражания для германской философии. Развитие рефлексии в Германии <= эпоха Просвещения с рационалистским уклоном в своих действиях. Эпоха Просвещения – попытка понять, что есть человек, очистить его от «культурных» отложений за последние века (в результате Реформации, гражданских войн) от государства, права, церкви, предрассудков. История человека – история отпадения от Адама, от «золотого века» (см. опять гностический миф, Примечание 3). Золотой век – не рай (царство истины Бога), а царство подлинного Человека. Бог и истина – средства достижения основной цели. 4 пути европейцев (Англия, Франция, Германия, Северная Америка; Италия и Испания теряют всякую оригинальность). Франция: противопоставление свободного человека и государственной машины. Государство – главный враг человека, то же и церковь, образование, которые прививают человеку различные предрассудки => концепция либерализма, разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная), которые будут друг друга контролировать и ослаблять. Разработка идеологии (способность человека думать определенным образом), возрождение софизма => энциклопедия и энциклопедисты (см. идею Лейбница). Англия: место подлинного человека в структуре общества-государства. Человек профессиональный, трудящийся, правильно выполняющий служебные обязанности и через это реализующий своё божественное предназначение (<=пуританская мораль кальвинистов). Принципиальная задача – профессиональное образование, не ученость – враг человека. Германия: человек подлинный – человек-гражданин. Основная проблема Германии – политическая раздробленность, средство объединения – единое государство, потребность – включить каждого человека в государственную жизнь (вся наука регулируется государством, профессоры, учёные – государственные служащие; назначения утверждались государством, должности профессора, доцента были эквивалентны военной службе). Америка: раз человек подлинный загрязнён европейской культурой, вернуться к истокам – человеку античности, реконструировать жизнь греческих городов-полисов V в. до н. э.=> греческие названия городов: Сиракузы, Филадельфия; а сейчас квази-Римское владычество над всем миром =>… должны прийти варвары и всё разрушить L (или J?).

Тенденции: 1)возврат к идее золотого века, царству идеального человека, 2) подлинный, правильный человек должен овладеть настоящим знанием, которое всё больше превращается в тексты. Мир книг заменяет природу, возникает задача систематизации текстов так, как систематизировано в природе (в Средние века природа – Божье откровение, надо всего лишь научиться читать этот текст).

Ключевая фигура германского просвещения – Иммануил Кант (1724-1804): всю жизнь прожил в Кёнигсберге, никогда не покидал территории современной Калининградской области. Пытался всё вобрать в своё сознание. Человек очень уважаемый, но бедный, только к 55 годам приобрел свой дом в Кёнигсберге (не сохр.). Образование – богословское, лютеранское (на латинской основе, писал на латыни лучше, чем на немецком). Ключевой элемент: восприятие человека как конечного по отношению к бесконечному Богу=>недоверие к человеческому разуму. Второй повлиявший момент: революция Ньютона, Ньютон – идеал, третий – идеи Просвещения (французский и германский варианты). Попытка, как Ньютон, стать ученым (небулярная гипотеза Канта-Лапласа о происхождении Солнца из газопылевого облака), годы учительства, возвращение в университет. Желая заработать побольше денег, брался за большое количество курсов (слушатели давали плату) от «Логики» Аристотеля до минералогии и географии. Стяжал все знания, которое выработало человечество, по книгам. Человек-библиотекарь (и человек-библиотека): содержание книги находит определённое место в сознании. 1770 – докторская диссертация по «Метафизике» Вольфа-Лейбница (традиционная диссертация, ничего интересного). Далее – молчит, обдумывает: почему механика Ньютона носит столь всеобщий и необходимый характер? Откуда это? И что мы можем знать об окружающем мире? 1781 – «Критика чистого разума» (на ужасном немецком языке, который ещё не приспособлен для такого рода текстов[13], но национальная философия должна быть на национальном языке) – I часть философской трилогии. 1783 – «Пролегомены» (введение в «Критику чистого разума») – облегченный вариант. 1787 - «Критика практического разума» - II часть; 1793 – «Критика способности суждения» - III часть. Канта приглашают в другие университеты, но он отказывается. К 1800 г. – маразм, склеротическое состояние, разум угасает.

Тематика: 3 книги – 3 части философской системы: 1) теория познания; 2) этика (теория человеческого поведения, как надо жить и действовать); 3) учение о прекрасном – эстетика (художественное творчество).

1) попытка разработать принципы классификации книг в библиотеке. Необходимое знание – то, что требуется в коммуникации между людьми. Успех определяется скоростью доступа к нужной информации.

Тезис I: Любое знание (человека) имеет 2 аспекта: форма знания и содержание знания. Содержание знания имеет источником внешний чувственный опыт, который ничем не определён, бесконечно разнообразен, границы не заданы. Форма знания всегда носит априорный (до-опытный) характер => подлинные законы природы [законы Ньютона] приобретают для многих людей один и тот же характер (общая форма). Эта структура (форма) задает требуемую классификацию.





Дата публикования: 2014-08-30; Прочитано: 332 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...