Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Развитие науки и литературы



Революции конца XVIII - ХIХ вв. готовились не только переменами в жизни общества, но и переменами в умах людей, в их мировоззрении - восприятии окружающего мира. Уже на протяжении ХVIII - ХVIII вв. все больше распространялось мне­ние, что Бог не влияет непосредственно на отдельного человека, на его успехи или неудачи в жизни. Все зависит от личных уси­лий, от ума, настойчивости, упорного труда. Несправедливо, что положение человека и условия его жизни предопределяются рож­дением. Эта идея стала обоснованием революций.

Литература. Конец ХVIII в. и почти вся первая половина ХIX в. ознаменовались романтическим движением, охватившим европей­ские государства. Романтики противопоставляли чувства разуму. Они ценили вдохновение, непосредственность чувства, высту­пали против правил, устанавливаемых разумом. Они преклоня­лись перед природой и стремились непосредственно прочувство­вать ее загадочные феномены. В искусстве романтики ценили не­повторимое, индивидуальное. Своеобразным манифестом фран­цузских романтиков стал роман «Собор Парижской Богомате­ри » В.Гюго.

. В 20-е гг. XIX в. в культуре зарождается критический реализм. Критические реалисты не отрицали прогресса, как некоторые ро­мантики, и не отворачивались от суровой действительности. У писателей и художников реалистического направления прояв­ляется интерес к многостороннему воспроизведению действитель­ности, к широким обобщениям.

Отражение экономических, политических, нравственных про­тиворечий своего времени в полноценных художественных обра­зах - основная заслуга писателей критического реализма. Вели­кие писатели-реалисты О. Бальзак и Ч.Диккенс в своих романах всесторонне раскрыли жизнь современного им общества. Никогда впоследствии европейская литература больше не достигала такой высоты и широты художественного обобщения, какое было у пред­ставителей критического реализма XIX в.

Бальзак представлял себе общество как систему насилия над естественными страстями человека, т. е. как сплошную драму, в которой, по его мнению, заключается правда искусства. Писатель углубленно исследовал причины и следствия, закономерности общественного бытия, и внимание его сосредоточивалось не на самих катастрофах, а на условиях, их вызвавших. Картина всех слоев французского общества с их противоречиями и борьбой раз­ворачивалась в его произведениях.

Диккенс считал своим долгом «показать суровую правду» жиз­ни, чтобы устранить существующее в ней зло. Обличая пороки в жизни Англии, Диккенс показывал душевные качества простых людей, выдержавших тяжелые жизненные испытания. Понятие о красоте у Диккенса неразрывно связано с добром, в то время как зло воспринималось им как уродство и отклонение от нормы.

Поэт Г. Гейне - «энтузиаст свободы» Германии начал свой творческий путь как романтик. Однако он не уводил своих чита­телей в мир идеализированного Средневековья, не погружался в фантастику. Он уделял внимание общественным вопросам, ши­роко использовал народное творчество. Вершиной поэтического творчества Гейне является его политическая поэма «Германия» («Зимняя сказка»), созданная в 1844 г. Рисуя в ней немецкую жизнь, поэт смеялся над теми, кто пытался успокоить народ сказ­ками о загробном мире. Гейне хотел «землю в небо превратить и сделать землю раем». Через всю поэму проходит тема грядущей революции.

В конце ХIХ в. в литературе, изобразительном искусстве, архи­тектуре, театре, музыке появляются новые стили и направления, то сменяющие друг друга, то существующие одновременно. Про­исходит переоценка ценностей. Изменения в жизни общества, открытия в науке и технический прогресс - все это требовало осмысления, нового взгляда. К этой задаче по-разному подошли искусство реализма и разнообразные нереалистические течения, объединенные под названием декаданса (фр. decadeпce - упадок).

Символизм - одно из самых значительных явлений в литерату­ре декаданса - сформировался во Франции в 80-е гг. XIX в. Символисты называли себя певцами «заката, упадка, гибели», без­надежности и разочарования. Они отказались от изображения ре­альности, предпочитая «внутреннюю сущность» внешнему образу, видимости. Для символизма характерны уход за пределы реального мира, многозначительность, мистические намеки, образы, лишен­ные конкретности, ориентация не на разум, а на чувства.

Наиболее талантливыми поэтами-символистами во Франции были П. Верлен и А. Рембо. В Англии символисты сплотились вокруг журнала «Желтая книга», с которым был связан и О. Уайльд ­самый значительный представитель английского символизма. Перу писателя принадлежат сказки, сатирические пьесы, поэтическая исповедь «Из бездны», роман «Портрет Дориана Грею». Бельгий­ский драматург Метерлинк способствовал развитию традиций сим­волизма в театре (сказка «Синяя птица»).

Важным явлением в литературе и искусстве был натурализм, который зародился во Франции в начале 70-х гг. XIX в. Натуралисты считали, что факты ценнее самого прекрасного вымысла, и писатель должен фиксировать события реальной жизни. Предполагалось, что быт так же подчиняется строгим законам, как и точные науки. Поэтому главное в литературе - документальность и точность описания. Одним из самых ярких представителей нату­рализма является Э. Золя, хотя его творчество нельзя сводить ис­ключительно к натурализму. В 1868 г. Золя приступает к работе над 20-томной серией «Ругон-Маккары», которую закончит спустя четверть века. Серия получает подзаголовок «Биологическая и об­щественная история одной семьи в эпоху Второй империи».





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 750 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...