Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Кроме географической среды, естественным условием возникновения и развития общества является существование живых человеческих индивидов, с их определенной телесной организацией. В отличие от географической среды здесь предполагается та часть природы, которая существует в лице человека, как биологического, природного существа, т.е., иначе говоря, речь идет о народонаселении. Народонаселение - это совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей. Народонаселение выступает как:
1) производитель материальных ценностей;
2) совокупность потребителей материальных благ, необходимых для воспроизводства собственной жизни, а также и потребителей духовных ценностей, необходимых для социального развития человека;
3) воспроизводитель не только своей, но и чужой жизни посредством деторождения.
Из сказанного видно, что народонаселение играет немаловажную роль в функционировании и развитии общества. Однако, как и географическая среда, оно не является определяющим в его развитии. Численность населения создает лишь предпосылки для развития общества, а использование этой численности зависит уже от самого этого общества. Более того, сам рост населения может определяться развитием производства, характером строя, уровнем жизни.
В целом можно выделить две точки зрения на роль населения в жизни общества: оптимистическую и пессимистическую.
Представители оптимистической точки зрения (Д. Юм, А. Кондорсэ, В. Годвин) рассматривали рост населения как фактор общественного прогресса. Они считали, что, так как основой всех богатств является труд, то рост населения, производительного сословия является решающим условием прогресса. Пессимистическую группу взглядов и концепций народонаселения связывают, прежде всего, с именем английского священника Т. Мальтуса. В своей книге «Опыт о законе народонаселения» (1798 г.) Мальтус утверждал, что рост населения является тормозом общественного прогресса. Всем живым существам, по Мальтусу, свойственно стремление размножаться быстрее, чем это допускается имеющимся в их распоряжении количеством пищи. Рост населения происходит, якобы, в геометрической прогрессии, а пищи - в арифметической. Замедленный рост средств существования Мальтус обосновывал законом убывающего плодородия почвы. Отсюда он делал вывод, что главная причина бедности не зависит от образа правления, богатые не в силах доставлять бедным работу и пропитание. В нищете и других бедах народа виновны сами трудящиеся, которые «неразумно быстро размножаются». Человек, родившийся в бедной семье - «лишний человек», - говорит Мальтус. Выход - в умерщвлении (если более чем 2,5 ребенка). Голод, эпидемии, войны объявлялись им «положительными факторами». Он был также против помощи со стороны государства, т.к. она лишь способствовала росту населения.
С точкой зрения Мальтуса согласиться нельзя. Применение «закона» убывающего плодородия почвы, возможно, имело бы некоторое значения для тех времен и условий жизни людей, когда они занимались собирательством, охотой и примитивными способами земледелия. Возможность удовлетворения жизненных потребностей людей находится в зависимости не только от наличия данных природных ресурсов, но также от способа их использования. А это уже определяется не только уровнем развития техники и науки в данном обществе, но и характером господствующих общественных отношений. Неверны и основные положения теории Мальтуса. Он говорил, что рост средств существования приведет к росту населения. В действительности нет не только такой зависимости, но имеет место и прямо противоположное (рост благосостояния ведет к падению рождаемости - Западная Европа, Япония). Не прав он и когда утверждает, что средства существования растут в арифметической прогрессии. Урожайность может падать, но это лишь сигнал к тому, что надо удобрять землю, совершенствовать производительные силы. О законе же здесь речь не идет. Идеи Мальтуса нашли свое продолжение в XX в.
В 40-50-х гг. XX в. акцент делали на народонаселение колониальных и зависимых стран, добивавшихся в то время национальной независимости: экономическую отсталость и нищету населения этих стран неомальтузианцы объясняли с позиции Мальтуса и предлагали для решения этих проблем стерилизацию, повышение смертности и даже войну с применением ядерного оружия.
Мальтузианству 60-70-х гг. присуще обращение к государственной политике народонаселения, направленной на понижение высокого уровня рождаемости. Эту демографическую политику они объявляют основным элементом решения проблем преодоления экономической и культурной отсталости освободившихся от колониальной зависимости стран.
В последующие годы мальтузианцы все больше обращаются к глобальным проблемам, пытаясь найти в них подтверждение своих взглядов, как о причинах социальных бедствий, так и о путях решения проблем народонаселения. Наиболее ярко это проявляется в концепции экологического перенаселения (разновидность неомальтузианства). Пафос аргументации в этой концепции смещается с ограниченных возможностей производства на ограниченные возможности природной среды вместить быстрорастущее население и предоставить ему нужное количество ресурсов. Из этого делается вывод о необходимости прекращения роста населения и стагнации уровня производства. В противном случае, как полагают авторы этой концепции, нарастающее загрязнение среды и истощение природных ресурсов сами выступят регулирующим фактором. Нарастающее затруднение с продовольствием, рост цен, распространение болезней из-за отравления окружающей среды - все это приведет к массовой гибели людей, и население сократится до 1 - 1,5 млрд. Затем по истечении определенного времени, после самовосстановления среды, производство опять начнет набирать темпы роста, возобновится рост населения и так будет до наступления нового кризиса.
Демографическая проблема наряду с экологической на сегодняшний день является глобальной. Среди проблем народонаселения можно выделить собственно демографические (долго ли будет еще идти рост населения, какими темпами, возможна ли стабилизация населения); эколого-демографические (какова оптимальная численность Земли и ее отдельных регионов с учетом экологических требований); продовольственную проблему в связи с ростом населения; проблему занятости растущего населения в общественном производстве и др. Население Земли действительно стремительно растет. Если около 200 тыс. лет назад на Земле было примерно 1 млн. чел., то сейчас 6,3 млрд. Низкие темпы роста ожидаются лишь после 2075 года. К 2089 году рост населения по данным демографов, возможно, прекратится, достигнув 10 млрд.
Чтобы прокормить всю эту массу людей надо, по крайней мере, вдвое увеличить производство зерновых культур. Между тем, по некоторым данным, дефицит белка в мире уже составляет 20 млн. т. Удобрения и селекция себя исчерпали. Именно в связи с этим многие специалисты полагают, что существует некий предел численности населения (10 млрд. чел.), превышение которого грозит человечеству гибелью, вследствие истощения всех видов жизненных ресурсов. В то же время относительно оптимума населения на Земле есть и другие расчеты. Согласно им на Земле может нормально жить 40 – 50 млрд. человек при условии, что производство продуктов питания повсюду достигнет уровня индустриально развитых стран. К тому же мы еще далеко не полностью можем использовать то, что есть на Земле, не говоря уже об океане.
Таким образом, сбрасывать со счета демографические проблемы нельзя, хотя и не надо их абсолютизировать, как это имеет место у мальтузианства. Подчеркивая глобальный аспект демографических проблем, связанных, прежде всего, с ростом населения Земли, нельзя забывать, что во многих развитых странах есть и другие проблемы: угроза депопуляции, связанная со слишком низкой рождаемостью, низкий естественный прирост населения и быстрые темпы его постарения.
Практическое занятие «Природа как предмет философского осмысления»
1. Общество и природа, их единство и различие.
2. Общество как система и жизнедеятельность общества:
а) экономическая жизнь общества, ее место и роль в социальных процессах;
б) социальная сфера жизнедеятельности общества;
в) политическая сфера общества;
г) духовная сфера общественной жизни.
3. Единство и разнообразие исторического процесса.
Термины, которые необходимо запомнить: культура, мораль, наука, общественное производство, общественное сознание, общество, политика, право, природа, производительные силы, производственные отношения, религия, социально-экономическая формация, способ производства, цивилизация, эстетика.
Проблемно-поисковые вопросы:
1. Что есть основным социальным мотивом развития производительных сил общества?
а) стремление изменять природу;
б) развитие науки, знаний, которые постоянно расширяются;
в) характер производительных сил;
г) экономические интересы, которые вытекают из определенных отношений к собственности.
2. Какое утверждение верно?
а) способ производства развивается на основе взаимодействия природы и общества;
б) способ производства развивается на основе развития техники;
в) способ производства развивается на основе взаимодействия произволительных сил и производственных отношений;
г) способ производства развивается на основе господствующих производственных отношений.
3. Проанализируйте диалектику взаимодействия производительных сил и производственных отношений в истории какой-либо страны. Выделите этапы основных преобразований производственных отношений и проследите, как они связаны с изменениями в технике и технологиях производства.
4. В чем состоит специфика законов развития общества при сравнении с законами развития природы?
5. Общество – часть природы. Законы общего действуют на составные его части. Почему законов природы недостаточно для функционирования и развития общества? Назовите законы, которые определяют общественное развитие.
6. Рассмотрите перспективы дальнейшего развития научно-технического прогресса общества. Последовательная автоматизация и внедрение робототехники, не приведут ли в перспективе к полному вытеснению человека из сферы производства? Можно ли в таком случае считать, что производство перестанет быть сферой человеческой социальной деятельности и превратится в природный процесс?
7. Что такое ритмы истории и от чего они зависят?
Дата публикования: 2014-10-18; Прочитано: 1422 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!