Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Исторически термин «нация» (от лат. nascor – рождаться) использовался еще в Древнем Риме. Он применялся наряду с термином греческого происхождения «этнос». Впоследствии «нацией» стали называть общности, образованные в результате слияния нескольких этносов, но такой подход не остался единственным. В ряде трактовок нация означает и этническую общность, и все население государства, а в английском языке характеризует государство.
Современное понимание нации сложилось в конце XVIII века. В эпоху французской и американской революций под нацией понималось сообщество граждан, коллективный суверенитет которых создал государство. Нация представляла общий интерес всего населения, этнические особенности не имели существенного значения. Общность языка была важна в сугубо прагматическом плане. Новый политический порядок легитимизировался народным суверенитетом. Нация, по Б. Андерсону, «воображаемое политическое сообщество». Оно воображаемо потому, что члены даже маленькой нации лично не знакомы друг с другом, тем не менее представление об их общности имеется в уме каждого из них. Нации воображаются как ограниченные сообщества, за границами которых располагаются другие нации. Несмотря на эксплуатацию и неравенство, нация всегда понималась как горизонтальное братство. Нация является реальной социальной сущностью лишь в той мере, в какой она соотнесена с государством и репрезентирующим ее национализмом. Государства и националистические движения могут произвести нации, но не наоборот (Э. Хобсбоум, Э. Геллнер). Нация – политическое сообщество по волеизъявлению, принадлежность к которому не зависит от социального, конфессионального или этнического происхождения. Тем самым любому гражданину государства обеспечивается национальная идентичность. Две трети европейских государств обязаны своим появлением сепаратистскому национализму, и только три трети европейских государства образованы в результате объединения: Швейцария (из 22 кантональных государств в 1848 г), Италия (из 8 государств в 1859 – 1866 гг.), Германия (из 36 членов Северо-Германского союза в 1871 г).
Помимо государственного, политического понимания нации существует этническое понимание, в соответствии с которым этнос как союз людей характеризуется общностью происхождения, традиций, языка, религии. Во времена Французской революции и Просвещения стала возрождаться народная культура в противовес культуре придворной и церковной, а также литературному языку. Духовные лидеры этнических («национальных») движений, ориентируясь на крестьянскую культуру, разработали на основе одного или нескольких наречий стандартные письменные языки. В XIX – XX веках культурно-этнические движения приобретают политический характер, выдвигают требования собственного национального государства. Этнические меньшинства к нации не причисляются и нередко дискриминируются, хотя формально обладают гражданскими правами, как и нация – носитель государства. Понятно, что гомогенные этнонациональные государства могут создаваться либо путем этнической ассимиляции, либо через насилие, изгнание, геноцид. Длительное существование им не обеспечено [см.: Э.Ян. Государственное и этническое понимание нации: противоречия и сходство// Полис. 2000. № 1. с. 114-123].
Следует учитывать, что этнокультурные черты неизбежно присущи и государственным нациям, так как в нацию включаются языковые и этнические меньшинства, да и титульная нация, давшая название государству, также имеет этнические особенности. Потому вряд ли может быть успешной ассимиляторская политика по отношению к этнически-языковым меньшинствам, которая является отражением аграрного и придворного-централистского общества. В современных условиях растет мобильность людей, усиливается смешивание обществ. Стремление к универсальной монокультуре означает лишь ее обеднение. 150 лет назад люди говорили на 15 тысячах языков, теперь – на 8 тысячах. Дальнейшее катастрофическое сокращение числа языковых культур и усиление борьбы за независимость среди сильных языковых сообществ ведет к национальным войнам и конфликтам.
Выход видится в учете и поддержке культурно-этнических различий вместо их уничтожения. Замена «плавильного котла» политикой «крупно нарезанного салата» способствует гражданских прав. Чтобы не было сепаратизма и абсурдного роста числа государств, необходимо поддерживать единство государственной нации и многообразие составляющих ее этнонаций, вырабатывать мультинациональную концепцию демократии.
Таким образом, нация рассматривается как народ, имеющий собственное правительство и территорию, пределы которой признаются другими нациями. Существование наций обусловлено общностью территории, языка, экономических связей, психологического склада.
Этническая политика, национально-этнические отношения
Этническая политика – одно из направлений политики государства, касающееся его взаимоотношений с этническими группами, а также регулирования отношений между этническими общностями, населяющими страну.
В силу полиэтнического состава многих государств мира, в том числе и Беларуси, этническая политика государства приобретает особую значимость и актуальность, так как сфера национальных отношений весьма подвижна, касается всех областей жизни общества.
Этническая политика связана с решением проблем, касающихся:
– становления единой политической нации;
– защиты и реализации национальных интересов государства;
– положения национальных меньшинств;
– миграции;
– демографической ситуации;
– связей с зарубежными соотечественниками.
Объективной предпосылкой возникновения и развития национальных отношений является существование социально-этнических групп, отличающихся по происхождению, языку, культуре, этническому самосознанию, религии. Национальные отношения не существуют в «чистом виде», они переплетены с другими общественными отношениями и проявляются во всех сферах жизни государства. Любая проблема (культурная, религиозная, языковая, экономическая) может приобрести национальный характер, если затрагивает интересы той или иной этнической общности. Специфика национальных отношений состоит в том, что они зачастую имеют острый характер, сопровождаются разного рода иллюзиями, мифами, предрассудками, сильными эмоциями, ведут к конфликтам.
Взаимодействие этнических общностей может происходить в различных формах. Так, в современном мире активно идут процессы миграции (лат. migratio – переселение), то есть передвижение этнических групп, переселение их в другие регионы, в иную этническую или культурную область. В политическом плане мигранты могут создавать серьезные проблемы для стран, куда они переселяются. Так, нелегальная миграция идет из стран Африки в Европу, из Латинской Америки в США и т.д.
Развиваются в мире процессы интеграции (integration – объединение в целое каких-либо частей), характеризующиеся установлениемэтнических, культурных контактов различных народов в пределах одной социально-политической общности, государства (ЕС, Россия, США и др.).
Консолидация – процесс слияния обычно родственных по языку, культуре народов в единую этническую общность (например, теленгиты, челканцы, кумандинцы, телеуты и др. образовали алтайский народ).
Ассимиляция – процесс этнического взаимодействия этносов, в результате которого представители одного этноса усваивают язык и культуру другого этноса и полностью утрачивают прежнюю этническую принадлежность. Ассимиляция бывает естественная (добровольная) и насильственная. Политика насильственной ассимиляции сопровождается, как правило, конфликтами, насилием.
Аккомодация или адаптация означает приспособление людей к жизни в новой этнической среде или приспособление этой среды к ним для взаимного сосуществования.
Аккультурация – процесс взаимопроникновения культур, в результате которого происходит изменение их первоначальных моделей. В зарубежной литературе зачастую под аккультурацией понимают процесс распространения у народов Азии, Африки, Америки европейской культуры, социальных институтов, форм хозяйства, т.е. европеизацию.
Этническая ситуация в ряде молодых государств Азии и Африки характеризуется трайбализмом (англ. tribe – племя) – сохранением племенной обособленности. Трайбализм проявляется в политическом обособлении на основе родоплеменного деления, в активном участии кланов в общественной жизни, в борьбе за ресурсы, власть, в истреблении других народностей и т.д.
Этническая политика в любом государствезатрагивает положение национальных меньшинств. Меньшинством принято считать любую группу (народность), состоящую из граждан данного государства, составляющую меньшинство по отношению к большинству населения, имеющую свою специфику в области культуры, языка, традиций, религии. Дж. С. Милль считал, что тирания большинства – одно их худших зол, от которого общество обязано защищаться, как и против любой формы злоупотребления властью.
В различных государствах типы политики в отношении национальных меньшинств могут быть следующие:
– плюралистическая – предполагает высокую степень самостоятельности меньшинств в решении их внутренних дел;
– интеграционная – государство стремится интегрировать, сближать народы, но позволяет им сохранять самобытность, развивать культуру, традиции;
– ассимиляционная – нацелена на гомогенность, утверждение общих черт в культуре. Ассимиляция может быть добровольной, естественной или насаждаться властным структурами.
– сегрегационная – политика изоляции национальных меньшинств, которые ставятся в подчиненное положение.
После первой мировой войны Лигой Наций была создана система защиты меньшинств. Вопрос о меньшинствах не считался внутренним делом государства. После второй мировой войны эта система была упразднена в связи с тем, что права человека уже содержат в себе защиту прав меньшинств. В политической практике во время второй мировой войны использовался жестокий институт коллективной ответственности.
Государство выселяло миллионы людей с их родной земли, применялись насильственная ассимиляция, обмены населения. В СССР выселялись немцы, крымские татары, народы Кавказа, в Польше в 1947 году около 150 тысяч украинцев переселены в западные районы страны и рассеяны. Следствием так называемой операции «Висла» стала репрессивная политика польского государства к украинцам с погромами, конфискацией имущества. По советско-польскому соглашению в 1946 году около 600 тысяч украинцев были депортированы из Польши, из них около 150 тысяч добровольно. Из Беларуси были депортированы поляки. В 1990 году акция «Висла» была официально осуждена.
В современных условиях приходит признание гуманности, демократичности существования меньшинств, национально-этнического плюрализма. Важным институциональным решением является создание автономий. Различают две их разновидности:
– самоуправление, основанное на территориальном принципе;
– самоуправление, основанное на персональном принципе.
Низовые организации (самоуправление меньшинств) функционируют как государственные институты. В условиях плюралистической демократии обеспечивается представительство меньшинств в парламенте, местных органах, бюджетные дотации (доля в бюджете). Организационное и политическое представительство национальных меньшинств в рамках существующих государств позволяет обеспечить им необходимые условия для развития и сохранять территориальную целостность государства.
Важное значение имеет правовое закрепление положения национальных меньшинств. Государства-члены Совета Европы в 1995 году приняли рамочную Конвенцию «О защите национальных меньшинств». В ней отмечается, что потрясения, имевшие место в европейской истории, продемонстрировали необходимость защиты национальных меньшинств для стабильности, демократической безопасности и мира на континенте. Важно не только уважать этническую, культурную, религиозную, языковую самобытность любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству, но и создавать условия, позволяющую выражать эту самобытность. Развитие терпимой и процветающей Европы зависит не только от сотрудничества между государствами, но и основывается на трансграничном сотрудничестве между местными и региональными властями при соблюдении конституционной и территориальной целостности каждого государства.
В статье 1 этого документа провозглашается, что защита национальных меньшинств, прав и свобод лиц, принадлежащих к этим меньшинствам, является областью международного сотрудничества. Без ущерба для мер, принимаемых в развитии своей общей интеграционной политики, государства воздерживаются от любых действий, имеющих целью ассимиляцию лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, вопреки их воле. В свою очередь, национальные меньшинства обязаны соблюдать национальное законодательство и уважать права других лиц. В 1992 году ООН приняла Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Как члены ООН страны связаны международными обязательствами по данному вопросу. Игнорирование прав меньшинств представляет собой угрозу международному миру.
В Беларуси действует закон «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь», который гарантирует свободное развитие национальных меньшинств, сохранение и развитие их культур, право изучения и пользования родным языком. Культурные объединения национальных меньшинств вправе осуществлять хозяйственную деятельность, устанавливать культурные связи с соотечественниками за пределами страны.
В Республике Беларусь проживают представители более 140 этнических групп. По данным переписи населения 1999 года 81% населения являются этническими белорусами, 19% – представителями других национальностей. Среди наиболее крупных – 11 % русских, 3,9 % – поляков, 2,4% – украинцев, 0,3% – евреев.
В Беларуси отсутствует межнациональная напряженность, нет каких-либо столкновений на этнической почве. Для белорусского общества характерны давние и прочные связи между этническими группами. Многие люди не придают национальной принадлежности человека никакого значения при выборе друзей, спутника жизни, деловых контактах и т.д.
Национальная политика Беларуси строится на понимании белорусской нации как согражданства, как совокупности граждан различных национальностей. Государственные структуры стремятся обеспечить оптимальные условия для развития культур всех национальностей. В Беларуси действуют 122 общественные организации, представляющие граждан 24 национальных меньшинств. Их деятельность связана с изучением истории, культуры своих народов, проведением встреч, семинаров, фестивалей, выставок, налаживанием связей со странами происхождения. Создаются культурно-просветительские центры, самодеятельные коллективы народного творчества, школы выходного дня, проводятся республиканские фестивали национальных культур. Многоплановую работу с диаспорами проводят Белорусское общество дружбы и культурных связей с зарубежными странами, белорусское общество по связям с соотечественниками за рубежом «Радзіма». Большую поддержку общественным объединениям оказывает Государственный комитет по делам религий и национальностей, призванный проводить эффективную этническую политику в интересах всех народов, проживающих на территории страны.
Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 2245 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!