Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Идеология классического либерализма начала видоизменяться в XIX веке. Либерализм эволюционировал в сторону либерального реформизма. Одним из первых среди идеологов либерализма, увидевшим необходимость и перспективность этой стратегии, был Дж. Ст. Милль (1806–1877 гг.), который уже в середине XIX века указывал на необходимость гибкой социальной политики, направленной на сглаживание тех неровностей, которыми судьба несправедливо наделила человечество, но в рамках ныне существующего, т.е. буржуазного, общественного порядка. Дж.Ст. Милль показал, что существуют пределы свободы личности, которые устанавливаются не только государством, но и деятельностью самих индивидов, т.е обществом. Государство и общественный сектор экономики могут стать средством реализации свободы. Таким образом, под сомнение был поставлен принцип невмешательства государства в сферу рыночной экономики.
Тенденция развития буржуазного реформизма становится заметной с 70–ых гг. XIX века. Реформами в области избирательной системы, взимания подоходного налога, развитием антитрестовского и трудового законодательства отмечен этот период в США, Англии, Франции, Германии. Государственное регулирование экономики и реформы стали рассматриваться как необходимое условие совершенствования общества и разрешение его противоречий.
Вмешательство государства в экономику усилилось в годы первой мировой войны и, особенно, во время «великой дипресии» - мирового кризиса 1929–1933 гг.
Огромные вклад в формирование доктрины либерального реформизма внес английский экономист Дж. Кейнс(1883–1946 гг.). Его экономическая теория, сформулированная под воздействием мирового экономического кризиса, включала в себя активное вмешательство государства в социально–экономическую сферу, в частности, всемерное увеличение расходов государства, расширение общественных работ, инфляционную и цикличную налоговую политику, цикличное балансирование бюджета, достижение баланса "спроса" и "полной занятости" и др. Свое политическое воплощение либеральный реформизм по Кейнсу получил в "новом курсе" президента Ф.Д. Рузвельта, благодаря которому США вышли из экономического кризиса и успешно осуществили глубокую экономическую перестройку общества.
"Звездный час" либерального реформизма в США приходится на 60–е гг. XX века, на период правления администраций Дж. Кеннедии Л. Джонсона. Идеологами либерального реформизма была выдвинута концепция "государства благосостояния", которая отражала новую роль государства в социальной сфере западных стран. Социальная политика в капиталистических странах стала важнейшей сферой деятельности государства, ассигнования на социальные нужды выросли в гигантских размерах. Оптимистическая целеустремленность идеологов и политиков была связана с успехами научно–технической революции и экономическим ростом. Казалось, что наступила эра технических ответов на социальные вопросы, и экономический рост при рациональной социальной политике решит, наконец, социальные вопросы и покончит с бедностью.
Социальный либерализм действительно сумел разрешить многие вопросы, связанные с образованием, медицинским обслуживанием, социальным страхованием, занятостью, правами меньшинства, расширением участия граждан в политическом процессе. Но безработица и бедность остались, хотя в размерах, не сравнимых с XIX веком. Социальный либерализм породил и новые проблемы. Разрастание государственных общественных политик приводило к росту бюрократических структур и бюрократизации политики. Увеличение социальных программ породило своеобразную "революцию растущих притязаний" и граждане стали смотреть на государство как на орган, который должен им обеспечить все права, в том числе и социальные, во все возрастающих размерах. Возникли и многие другие проблемы, требовавшие новых идеологических подходов в 80–е годы XX века.
Несмотря на существенные отличия, либеральный реформизм не порвал идеологической связи с классическим либерализмом. Мостом между старым и новым либерализмом стала приверженность индивидуальной свободе, социальному прогрессу, политическому плюрализму и демократии. Только теперь достижение всего этого признавалось невозможным без государственного вмешательства, так как только государство, являясь, с точки зрения либералов, органом надклассовым, способно выступить беспристрастным посредником между социальными интересами и действовать ради общего блага и во имя свободы каждого.
В 70–е гг. ХХ века для защиты классических либеральных ценностейвозникает либертализм. Его представители: Ф.Хайек, Л. фон Мизес, Р. Нозик. Ф. Хайек в работе «Дорога к рабству» и Р. Нозик в работе «Анархия, государство и утопия» выдвинули следующие принципы либертализма: любое экономическое планирование ведет к политической диктатуре, планирование – символ диктатуры, конкуренция – символ свободы; основа развития общества – принцип индивидуализма, частной собственности и свободного рынка, а значит – «нулевого государства» или «ультраминималистского государства». Эти идеи повлияли на формирование идеологии неоконсерватизма.
В 70–е гг. ХХ века ренессанс либеральной идеологии связывают и с идеями Джона Ролза, высказанными в его работе «Теория справедливости». Дж. Ролз попытался теоретически обосновать возможность совместимости принципов свободы и равенства.
Главное воздействие либеральной идеологии на индивидуальное и общественное сознание связано с тем, что либерализм утверждает индивидуально–личностное начало бытия. Эта идеология сумела донести в качестве универсальных по своей сути ценностей – самоценность человеческой личности, права и свободы человека и демократию. Либерализм изменил политическую практику и политический язык, привил новую правовую культуру, новое правосознание; способствовал развитию гражданского общества и правового государства.
Таким образом, либеральная идеология представляет собой достаточно цельную теоретическую систему, имеющую ряд признаков. В экономике – это обоснование экономической свободы и права собственности; в социальных отношениях – равенство возможностей; в политике – защита представительной, плюралистической демократии; в духовной жизни – свобода мысли и слова; в религии – антиклерикализм; в морали – индивидуализм. Современный либерализм является выразителем интересов среднего класса. Как идеология современный либерализм, подобно классическому либерализму, выступает за динамичное, ориентированное на социальный прогресс общество, в котором личностный фактор, личные заслуги и результаты находились бы на первом плане. Эта идеология требует от личности максимальной реализации своих способностей, желания брать на себя ответственность за собственную судьбу, не рассчитывая на благотворительность и гарантии государства–покровителя.Принципы либерализма нашли закрепление во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г. Главное достоинство либерализма в защите прав и свобод человека.
Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 4229 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!