Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Концепция глобализации в социологии



Концепция постмодернизма была центром дискуссий и различного рода социологических рефлексий в 80-е – первой половине 90-х гг. На смену ей во второй половине 90-х гг. пришла логически вытекающая из нее концепция глобализации. Этот термин стал сегодня едва ли не самым популярным и в научной, и в публицистической литературе. Если же учесть, что в мире возникли не только теории глобализации, но и реальные протестные антиглобалистские движения, объединяющие представителей десятков стран, то становится понятной необходимость разобраться в содержании реальных процессов и теориях, их интерпретирующих.

Глобализация выступает как современный этап развития всего человеческого общества, поэтому она становится объектом особого, может быть, даже самого пристального социологического внимания. Оно обусловлено тем, что глобализация - это в первую очередь реальное развитие цивилизации в конце ХХ – начале ХХI вв., представляющее собой создание единой и взаимосвязанной системы в области экономики, политики, культуры, массовых коммуникаций; это процесс возрастающего воздействия различных факторов международного значения на социальную действительность во всем мире; это усиливающаяся опасность мирового терроризма, ядерной войны, религиозного фундаментализма, уничтожения природной среды, эпидемиологических заболеваний и т.д. Перечень глобальных вопросов современности может быть значительно увеличен. При этом под ними мы будем понимать совокупность проблем, затрагивающих коренные жизненные интересы всего человечества и требующих совместных, коллективных решений со стороны большинства или хотя бы многих, в первую очередь, развитых стран.

Сегодня о глобализации не пишет только ленивый. Нас, однако, будут интересовать не любые, а лишь социологические интерпретации этого феномена. Одной из первых попыток его анализа стала характеристика глобализации производства, или экономической глобализации, рассматриваемой как процесс интеграции экономической деятельности во всемирном масштабе, главную роль в котором играют транснациональные корпорации. Появилось даже понятие глобального капиталиста как общей совокупности ролей, учреждений и структур, выполняющих функции капитала и внутри данного общества, и во всемирном масштабе.

Вначале глобализацию рассматривали как следствие влияния Запада, а посттрадиционное общество характеризовали как первое глобальное общество. Сегодня, однако, ясно, что глобализацию нельзя понимать только лишь как вестернизацию. Между тем, такой подход можно было обнаружить в концепции мир-системного анализа И.Валлерстайна, особенно в ее начальном варианте, в котором имело место утверждение о глобальном превосходстве США – единственной сверхдержавы после разрушения Советского Союза. Сейчас понятно, что глобализация - это процесс в полной мере плюралистический.

Данную позицию отстаивает Р.Робертсон[198]. Он считает, что глобализация должна рассматриваться не как исключительный результат развития Запада, его истории, а как следствие взаимодействия западных стран со всем остальным миром, причем взаимодействия многостороннего, происходящего в экономической, военно-политической, торгово-технологической, культурной, религиозной, коммуникативной и иных сферах. По мнению Р.Робертсона, глобализация соединяет в себе многие образцы изменения и является итогом плюралистического развития мира.

Э.Гидденс, уделивший проблеме глобализации большое внимание в связи с анализом общества позднего модерна, пишет, что, на первый взгляд, для людей это явление имеет место не "здесь и сейчас", в повседневной жизни, а где-то далеко, "там", во всемирных социальных отношениях. Для социолога, однако, считает Э.Гидденс, эта ситуация представляется совсем иной, и он рассматривает глобализацию как явление, которое затрагивает каждодневные интересы человека[199]. Глобализация трактуется английским социологом как интенсификация социальных отношений всемирного характера, которые связывают находящиеся на удалении друг от друга локальные контексты жизни так, что процессы и события, происходящие в одном месте, обусловливают процессы и события, происходящие далеко от них, и наоборот, сами обусловливаются ими[200].

Глобализация характеризуется Э.Гидденсом как естественное продолжение модерна в новых социально-экономических и политических условиях 90-х гг., или условиях позднего модерна. При этом он говорит о пяти основных чертах глобализации.. Первая – это возникновение глобальной взаимосвязанности экономических процессов, где, как уже отмечалось выше, существенную роль сыграли транснациональные корпорации. Вторая черта – это появление новой системы международных отношений между нациями – государствами. Третья черта определяется складыванием нового мирового военного порядка – с учетом того обстоятельства, что современное вооружение и военная сила приобретают глобальный характер, превращая локальные вооруженные конфликты во всеобщие. Четвертая черта означает дифференциацию и разделение труда между различными странами и частями планеты. Наконец, пятая черта, которая сегодня становится одной из наиболее значимых и обсуждаемых, - "культурная глобализация". Она означает бурное развитие технологий коммуникации, глобальный трансфер культурных ценностей, реальных достижений в области культуры, вкусов.

После того как были рассмотрены основные движения социальной мысли 80-90-х гг. ХХ в. и определены их воздействия на социологию, целесообразно хотя бы кратко остановиться на некоторых появившихся в ней в этот период "объединительных" теориях. Это существенно значимо, поскольку из только что данной характеристики ос­новных теоретических движений в социологии с очевидностью вытекает главная их тенденция и направленность - синтезиро­вать и интегрировать лучшие достижения социологической науки, преодо­леть их концептуальную разобщенность. Начнем с теории структурации Э.Гидденса.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 415 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...