Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Повседневная социальная реальность и жизненный мир как предмет феноменологической социологии



Рассмотрим основные положения феноменологической социологии А.Шюца. Его взгляды базировались на идеях У.Джемса, М.Вебера, Дж.Г.Мида, а также, как было отмечено выше, Э.Гуссерля и М.Шелера. Социолог критиковал позитивизм за неверное понимание природы социальных явлений, которую его представители приравнивали к природе естественных, т.е. природных явлений. Главное отличие здесь состояло в том, по А.Шюцу, что природные явления не имеют внутреннего смысла, тогда как социальные явления его имеют. А смысл этот придает социальным явлениям интерпретирующая дея­тельность человека. Отсюда - центральные понятия феноменологи­ческой социологии А.Шюца: жизненный мир, повседневный мир (пов­седневность), социальный мир. Все названные понятия тождественны. В целом это мир, наполненный смыслом, который придают ему люди в пов­седневной жизни. Задача социологии - изучать не реальность мира, а те смыслы и значения, которые люди придают его объектам. По существу мы видим здесь оп­ределенную разновидность понимающей социологии.

Близость А.Шюца идеям М.Вебера состоит и в том, что он исполь­зует понятие конструктов (у Вебера это идеальные типы). В концепции австрийского социолога рассматриваются "конструкты первого порядка" (повседневные ти­пы) и "конструкты второго порядка" (объективные научные поня­тия). Вторые связаны с первыми генетически и отражают их. Но обычно социолог имеет дело с конструктами второго порядка, т.е. с на­учными понятиями, и через них получает знание о повседневном мире. Таким образом А.Шюц пытался установить связь между абст­рактными научными понятиями и жизненным миром, миром повсед­невной деятельности и знания. Здесь главное заключалось в том, чтобы понять процесс становления объективности социальных фе­номенов на основе субъективного опыта индивидов.

Люди, по А.Шюцу, живут в целом ряде миров (мир опыта, мир науки, мир религиозной веры, мир душевной болезни, мир худо­жественной фантазии и т.д.). Каждый из них есть сово­купность данных опыта, которая характеризуется определенным "когнитивным стилем". Когнитивный стиль - это сложное образо­вание, показывающее специфическую форму вовлеченности лич­ности в активную деятельность. Австрийский социолог считает, что "исследование основных принципов, в соответствии с которыми человек в повседневной жизни организует свой опыт и, в частности, опыт социального мира, является первостепенной задачей методологии общественных наук"[168].

Для австрийского социолога как для феноменолога основное - это не сами объекты, а их значения, созданные деятельностью нашего разума. Самый значимый итог феноменологической социологии А.Шюца - это анализ свойств обыденного мышления и повседневности, которую он рассматривал как одну из сфер человеческого опыта, характе­ризующуюся особой формой восприятия и осмысления мира.

Следо­вательно, главной задачей социологии является получение "орга­низованного знания социальной реальности", открытие общих принципов организации социальной жизни. С этой целью А.Шюц формулирует "правила" социальной жизни, предназначенные для оптимизации взаи­мопонимания людей (например, правило "взаимозаменяемости точек зрения": "если я поменяюсь местами с другим человеком, то буду воспринимать ту же самую часть мира, по существу, в той же перспективе, что и он").

В соответствии с научной позицией А.Шюца люди воспринимают различные объекты как феномены (явления) на основании пяти чувств, присущих человеку. Однако выявление формы, цвета, звука и.т.д. объекта позволяет сказать нам о нем не так много, как хотелось бы. Для того чтобы объект стал для людей значимым, они должны перейти от чувственного опыта по отношению к нему к его логическому упорядочению и определению. Этот переход осуществляется сначала в сознании отдельного индивида, а затем, что еще более важно, во взаимодействии между индивидами (происходит переход от субъективности к интерсубъективности).

Здесь приобретает значение особое понимание того, что такое человеческое действие. Если в рамках многих теоретических подходов действие выступает как отношение к внешним объектам и другим людям, то в феноменологической социологии оно рассматривается как воздействие сознания на чувственный опыт с целью получения знания. Другими словами, действие есть внутренний процесс осознания – как индивидуального, так и группового, коллективного. В этом состоит суть феноменологической социологии. В то же время нужно иметь в виду, что особую роль в ней играет знание, без него упорядочивание чувственного восприятия мира человеком невозможно. Поскольку чувственное восприятие – компонент повседневной жизни, постольку главную роль в феноменологической социологии играет повседневное знание.

А.Шюц исходит из того, что мир, в котором живут люди, - это мир объектов с более или менее определенными качествами. Каждый из этих объектов связан с предшествующим опытом обыденного сознания людей, живущих в своём повседневном бытии среди себе подобных. Человеческий мир – это и мир природы, и мир культурных объектов и социальных институтов. Люди стремятся наладить с ним взаимоотношения и воспринимают его как не субъективный, а интерсубъективный мир. Последний и есть социальная реальность. Задача же социологии состоит в том, чтобы получить о нем упорядоченное знание, а также раскрыть значения и смыслы, которые лежат в основе этого знания.

Интерсубъективный мир, по А.Шюцу, это общий для всех людей мир, актуально данный или потенциально доступный каждому на основе интеркоммуникации и языка. Социолог называет этот мир "высшей реальностью", потому что с какой бы иной реальностью не имел дело человек, как бы далеко он не удалялся от повседневной действительности, в конечном счете он всегда в нее возвращается. В этом смысле она является первичной и высшей по отношению к другим реальностям.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 437 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...