Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Концепция личности в творчестве Э.Фромма



Научное наследие Э.Фромма нельзя строго отнести к какой-то одной дисциплине. Однако можно определить ведущую проблему всего его творчества - проблему человека. Она занимает центральное место в работах Э.Фромма разных лет, но преимущественно в период после Второй мировой войны. Причинами актуализации личностной проблематики были и осмысление им ценности жизни человека (война активизирует саму по себе постановку этих вопросов), и развитие капитализма в новых условиях, заставившее по-другому взглянуть на проблему отчуждения человека и влияния на него деструктивных сил, и, наконец, общий резко возросший интерес к проблематике человека в мировой общественной мысли, появление и развитие радикального гуманизма. Сам Э.Фромм называет ряд крупных представителей этого течения общественной мысли, так или иначе повлиявших на его взгляды. Это Альберт Швейцер, Эрнст Блох, Иван Иллич, югославские философы из группы "Праксис" и др.

Главное в учении Э.Фромма - идея социальной обус­ловленности поведения человека, в целом процесса формирования личности. Он исходит из принципиального положения, что структура личности среднего индивида и социально-экономическая структура теснейшим образом взаимообусловлены. Социальная сре­да для личности оказывается более значимой, чем ее инстинкты, в том числе инстинкт пола. По мнению Э.Фромма, по­ведение человека нельзя объяснить на основе раскрытия только биологических механизмов, извечно присущих людям. Но нельзя искать основные мотивы поведения исключительно в социокультурных фак­торах. Социолог считает, что надо избегать изолированного анализа только биологического, только психического или только социаль­ного, поскольку в человеке все сплетено как в уникально едином существе.

Э.Фромм показал, что основной подход к изучению человеческой личности должен состоять в понимании отношения человека к миру, к другим людям, к природе и к самому себе. Человек реагирует на преобразования внешней обстановки тем, что изменяется сам. Психологические факторы, в свою очередь, способствуют дальнейшему развитию экономического и социального прогресса.

Ученый пишет, что человек знает все о самом себе, о своем прошлом, будущем, о том, что его ждет неминуемая смерть, что он бессилен и ничтожен. Человек осознает свою беспомощность и ограниченность своего существования. Человек, указывает Э.Фромм, это единственное животное, для которого собственное существование является проблемой. Он ее должен решить, и от этого никуда не уйти.

Э.Фромм считает, что личность противоречива вследствие противоречивости воздействия на нее как объективных природных процессов (жизнь и смерть), так и экономических и политических (характер влияния НТР, индустриализма, политической власти и т.д.). Отсюда – учение Э.Фромма о бытии и обладании. Смысл его в следующем. Человечество в результате наступившего кризиса близко к экономической и психологической катастрофе. Выход из кризисного положения связан только с изменением характера человека. Сейчас его ведущая установка – на обладание, будущее же – за установкой на бытие. Речь идет о переходе от потребительского общества к здоровому, нормальному обществу, основанному на господстве гуманизма. Это и есть стратегический план Э.Фромма на спасение и изменение человеческого общества.

Ученый полагает, что за "душу" человека идет борьба двух принципов - обладания и бытия. Принцип "иметь" черпает свою силу в конечном счете в биологическом факторе, в стремлении к самосохранению, а принцип "быть", что значит "от­давать", "жертвовать собой" - в социальном факторе. Он обрета­ет силу в специфических условиях человеческого существования. Следовательно, по Э.Фромму, человек должен быть самим собой, развивать присущие ему качества, а не стремиться к стяжатель­ству, к непомерным вожделениям. Это и есть проблема модусов человеческого существования, сформулированная ученым в виде известной дихотомии – иметь или быть.

Крайне важная категория учения Э.Фромма о личности – любовь. Под ней он понимал и жизненную потребность каждого человеческого существа, и великую, объединяющую людей силу. Однако современное западное общество не создает для ее (любви) развития соответствующих условий; наоборот, вместо объединяющей любви продуцируется разъединяющее зло. В работе "Искусство любить" (она переведена на русский язык) рассматривается как теория, так и практика любви. В разделе "Теория любви" любовь характеризуется как разрешение проблемы человеческого существования на протяжении всей его истории.

Э.Фромм анализирует различные виды любви, выделяя особо любовь между родителями и детьми. По такому критерию, как объекты любви, ученый выделяет следующие ее виды: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе, любовь к богу. Специальный раздел работы имеет название "Любовь и ее разложение в современном западном обществе". В других исследованиях, в частности, в работе "Душа человека" Э.Фромм выделяет "любовь к мертвому" и "любовь к живому", противопоставляя последнюю различным формам насилия. Как гуманист, он не мог пройти мимо этой сугубо личностной, но в то же время социально-этической проблемы.

Изучая проблему человека, ученый анализирует его пот­ребности - в общении, в творчестве, в познании, в ос­воении бытия, в ощущении глубоких корней, в стремлении к упо­доблению и другие. Но, поскольку Э.Фромм исследует глубинные проявления человеческого поведения, он не может уйти от анали­за деструктивных, разрушающих форм личностного бытия. Рассматривая "анато­мию человеческой деструктивности" (именно так названа одна из работ мыслителя), Э.Фромм показывает ее причи­ны. Это может быть утрата связей с самим собой, в результате чего возникает феномен деперсонализации, разрушения личности. В качестве еще одной причины анализируется потеря связей и контактов с обществом, другими людьми, отношения с которыми могут приобретать функциональный, овеществленный характер. Причиной "деструктивности" личности могут стать общественные и полити­ческие обстоятельства, создаваемые человеком, но подчиняющие его себе. В книге "Анатомия человеческой деструкти­вности" Э.Фромм пишет, что он обращается к реальным усло­виям существования живого действительного человека.

Ученый подчеркивает, что в каждом человеке заложены две тенденции - любовь к жизни (биофилия) и любовь к смерти (нек­рофилия). Человек может стать биофилом или некрофилом. Если он утрачивает стремление к жизни, торжествует инстинкт смерти. В словарях некрофилия характеризуется как подверженность сексуальному влечению к трупу. У Э.Фромма это понятие значитель­но шире и богаче. Оно вообще строится не на сексуальной осно­ве. Речь идет о стремлении к разрушению в самых различных фор­мах.

Один из случаев некрофилии Э.Фромм рассматривает в работе "Адольф Гитлер. Клинический случай некрофилии". В кни­ге под таким названием приводится и другая, близкая по духу работа Э.Фромма "Генрих Гиммлер: клини­ческий случай садизма"[115]. Подход к некрофилии у Э.Фромма связан с анализом ее возникновения в условиях современного от­чужденного, дегуманизированного общества. Ученый рассматривает некрофильство как потенциальную опору диктатур, терроризма. На вопрос "как распознать некрофила?" Э.Фромм отвечает: его влекут к себе тьма и бездна. Человек сам взращивает в себе комплексы некрофила, связанные с жестокостью, дистрофией чувств.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 414 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...