Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Краткий биографический очерк и общая характеристика социологического учения



Один из выдающихся представителей социологической науки Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) родился во французском городе Эпиналь в семье раввина. Здесь он закончил колледж, отсюда отправился для продолжения обучения в Париж, где провел большую часть своей жизни, написал многие свои труды, создал кафедру социологии Сорбонны и умер (прямо по французскому афоризму: “Поэты рождаются в провинции, а умирают в Париже”). В парижском Лицее Людовика Великого Э.Дюркгейм готовился к конкурсному экзамену для подготовки в Высшую нормальную школу, куда поступил в 1879 году. В это время в пансионе Жоффре он познакомился с Жаном Жоресом, будущим руководителем Французской социалистической партии, страстным борцом против колониализма, милитаризма и войны. В Высшей нормальной школе, одном из наиболее сильных учебных заведений Франции, он слушал лекции знаменитых ученых того времени историка Фюстеля де Куланжа и философа Эмиля Бутру. Сдав в 1882 г. экзамен на звание преподавателя философии, он на три года уехал педагогом этой дисциплины в Санс и Сен-Кантен.

В 1885-1886 гг., взяв годовой отпуск для занятий общественными науками, Э.Дюркгейм “повышал квалификацию”, сказали бы мы современными терминами, в Париже, а затем в Германии у известного социального психолога В.Вундта. Это позволило ему в течение следующего года написать и опубликовать сразу три статьи, после чего решением министра в 1887 г. он был назначен профессором педагогики и социологии в университете г.Бордо. Курс, который читал здесь Э.Дюркгейм, был первым курсом социологии во французских университетах. И еще одно обстоятельство нужно здесь специально отметить: именно с этого периода социология и педагогика оказались тесно связанными в теоретической и практической (педагогической) деятельности французского ученого. В конце 80-х – начале 90-х гг. Э.Дюркгейм продолжает преподавать и пишет ряд статей на самые разные темы: об убийстве и рождаемости, о дефиниции социализма и др.

90-е годы можно определить как самый плодотворный - с точки зрения написания работ крупной формы - этап в творчестве Э.Дюркгейма. В 1893 г. он защищает докторскую диссертацию на тему “О разделении общественного труда” - вместе с диссертацией на латинском языке “Вклад Монтескье в становление общественной науки”. Первая диссертация была опубликована в этом же году в виде книги. Вслед за ней, в 1895 г., он издает следующую свою монографию – “Правила социологического метода” (в русском переводе книга получила название “Социологический метод”), а еще через два года, в 1897 г. – новую работу под названием “Самоубийство”. Помимо трех наиболее фундаментальных своих работ (как выяснилось впоследствии), Э.Дюркгейм написал и опубликовал несколько крупных статей в “Философском обозрении” и основанном им в 1896 г. “Социологическом ежегоднике”. Так что, действительно, десятилетие (а, точнее, семилетие, начиная с 1893 г.) стало необыкновенно результативным в творческом отношении.

Новый этап в деятельности, прежде всего педагогической, начинается с 1902 года, когда его приглашают работать внештатным сотрудником в Сорбонну на кафедру педагогики филологического факультета. Помимо вопросов образования и воспитания, которые его очень привлекают не только как теоретика, но и практика - педагога, он все больше и больше занимается религиозной проблематикой. Многолетний интерес к последней в конце концов находит свое отражение в еще одном фундаментальном произведении Э.Дюркгейма – “Элементарные формы религиозной жизни” (1912), которая рядом специалистов по творчеству социолога считается самой значительной его работой. С 1906 г. он становится штатным профессором и руководителем названной выше кафедры, где преподает и социологию, и педагогику. В 1913 г. эта кафедра получает название кафедры социологии Сорбонны.

Все эти годы Э.Дюркгейм много пишет и выступает по социологическим проблемам морального сознания, образования и воспитания. В этой связи следует назвать его знаменитую лекцию “Педагогика и социология” (изданную отдельной работой), сообщение во Французском философском обществе “Детерминация морального факта”, лекционный курс в “Коллеж де Франс” “Выдающиеся педагогические учения во Франции начиная с ХVIII в.”, выступление на философском конгрессе в Болонье на тему “Суждение о реальности и ценностное суждение”.

Начавшаяся в 1914 г. мировая война приносит Э.Дюркгейму горе и страдание. В 1916 г. погибает на Салоникском фронте его единственный и горячо любимый сын, подававший большие надежды молодой социолог, в котором отец видел продолжателя своего дела. Смерть сына усугубила болезнь и ускорила кончину Э.Дюркгейма. Это произошло в ноябре 1917 г.

Французский ученый остро чувствовал кризис буржуазного общества и стремился противопоставить ему, снять его отрицательное влияние с помощью социологического обоснования планов общественного переустройства. Для достижения этой цели он активно использовал популярный в конце ХIХ - начале ХХ вв. лозунг общественной солидарности, уделив немало внимания его теоретическому обоснованию. Будучи настроенным антиреволюционно и реформаторски, Э.Дюркгейм приветствовал создание и организацию профессиональных корпораций, которые, по его мнению, существенно улучшают общественную мораль. Работая многие годы в области теории и практики педагогики, он считал, что существенной перестройке должна подлежать вся система образования и воспитания. Значительную положительную роль в этом процессе, по его мнению, призвана была сыграть социология.

Исследования Э.Дюркгейма в области религии, развивавшиеся параллельно с изучением воспитания и обучения, привели его к пониманию необходимости борьбы против церковного влияния на школьное и университетское образование, против засилья клерикалов. Он внес немалый вклад в обоснование политики отделения церкви от государства и школы от церкви. Эта борьба, в которой Э.Дюркгейм участвовал непосредственно, увенчалась успехом: во Франции в 1905 году был принят соответствующий закон.

Э.Дюркгейм создал и оставил после себя мощную школу социологов, которая просуществовала вплоть до начала 30-х гг. Его учениками были такие известные исследователи, как М.Мосс, М.Хальбвакс, Ф.Симиан, Э.Леви-Брюль, А.Юбер, А.Герц и др. Французский мыслитель был не чужд политических страстей, о его связях с французскими социалистами и дружбе с их вождем Жаном Жоресом достаточно много говорилось и писалось в свое время. Но его отношение к социализму как учению было неоднозначным. Достаточно сказать, что Э.Дюркгейм рассматривал социализм как исключительно ошибочное экономическое учение, к тому же не уделяющее должного внимания моральным проблемам. Что же касается конфликта между классами, проблему которого социалисты считали едва ли не самой главной в обществе, то по этому вопросу французский социолог имел иное мнение. Он считал, что улучшение жизни рабочих наступит в результате реформ общественного устройства, которые будут приняты вследствие осознания их необходимости всеми классами общества, и, таким образом, оно окажется вне сферы социальных конфликтов. Теперь перейдем к рассмотрению конкретных проблем социологического творчества Э.Дюркгейма.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 370 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...