Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Буржуазные реформы 70 - 80-х гг. XIX в



Перед новым правительством встала задача ускоренного укрепления страны в экономическом и военном отношении, сформулированная лидерами Мэйдзи-Исин в виде лозунга «создание богатой страны и сильной армии». Важнейшим шагом к осуществлению этой политики была аграрная реформа 1872 - 1873 гг., которая имела далеко идущие социальные последствия. Реформа, закрепившая новые поземельные отношения, привела к ликвидации феодальных прав на землю. Земля превратилась в отчуждаемую собственность, облагаемую единым поземельным налогом в пользу государственной казны. Если крестьяне, наследственные держатели земельных участков, получали их в собственность, то крестьяне-арендаторы никаких собственнических прав на землю не приобрели. Право собственности на заложенную землю было признано за теми, кому эта земля была заложена. У крестьян была изъята и общинная земля — луга, леса, пустоши.

Одной из главных целей этой акции было получение государственной казной средств, необходимых для превращения Японии в «современное» государство, для модернизации промышленности и укрепления армии. Князьям сначала была установлена высокая пенсия, равная 10% условного валового годового земельного дохода. Затем эта пенсия была капитализирована и князья получили денежную компенсацию за землю в виде правительственных процентных облигаций, с помощью которой японская знать в 1880-х гг. стала обладательницей значительной доли банковского капитала. Это способствовало впоследствии ее быстрому переходу в разряд верхушки торгово-финансовой и промышленной буржуазии.

Прежние удельные княжества были реорганизованы в префектуры, непосредственно подчиненные центральной власти. Вместе с феодальными правами на землю князья окончательно лишились на местах и политической власти. Этому способствовала и административная реформа 1871 г., на основе которой в Японии было создано 50 крупных префектур во главе с назначаемыми из центра префектами, строго отвечающими за свою деятельность перед правительством.

Аграрная реформа привела к укреплению позиций «новых помещиков», новой денежной знати, состоящей из ростовщиков, рисоторговцев, сельских предпринимателей, зажиточной сельской верхушки — госи, фактически сконцентрировавших землю в своих руках. В то же время она больно ударила по интересам мелких землевладельцев-крестьян. Высокий поземельный налог привел к массовому разорению крестьян, к бурному росту общего числа крестьян-арендаторов, эксплуатируемых с помощью рычагов экономического принуждения.

Требования, продиктованные угрозой экспансии стран Запада, нашедшие выражение в формуле «богатая страна, сильная армия», определили в значительной мере содержание и других реформ Мэйдзи, в частности военной. В 1878 г. был введен закон о всеобщей воинской повинности, принятие которого стало прямым следствием, во-первых, роспуска самурайских формирований, во-вторых, провозглашения в 1871 г. «равенства всех сословий». Хотя армия Японии создавалась по европейскому образцу, ее идеологическую основу составляла средневековая самурайская мораль с культом императора - «живого бога», патернализмом («офицер - отец солдат») и пр.

В 1872 г. был принят также закон о ликвидации старых званий, упрощавшее сословное деление на высшую знать (кидзоку) и низшее дворянство (сидзоку); все остальное население было отнесено к «простому народу». «Равенство сословий» не шло дальше военных целей, разрешения смешанных браков, а также формального уравнения в правах с остальным населением касты отверженных («эта»). Офицерские должности и в новой армии замещались самураями. Воинская повинность не стала всеобщей, от нее можно было откупиться. Освобождались также от воинской повинности чиновники, студенты (в основном дети из состоятельных семей), крупные налогоплательщики.

Капиталистическому развитию страны способствовали и ликвидация всех ограничений на развитие торговли, феодальных цехов и гильдий, тарифных барьеров между провинциями, упорядочение денежной системы. В 1871 г. были введены свободное передвижение по стране, а также свобода выбора профессиональной деятельности. Самураям, в частности, было разрешено заниматься торговлей и ремеслом. Кроме того, государство всемерно стимулировало развитие капиталистической промышленности, предоставляя предпринимателям займы, субсидии, налоговые льготы, вкладывая средства государственной казны в строительство железных дорог, телеграфных линий, предприятий военной промышленности и пр.

Заимствование чужеродных достижений культуры носило в Японии исключительно утилитарно-практический характер и не затрагивало духовных основ японского общества. Чтобы обеспечить господствующее положение синтоизма, христианство в 1873 г. было запрещено, буддизм поставлен в прямую зависимость от государственной религиозной идеологии. В 1868 г. был принят указ о «единстве отправления ритуала и управления государством», создано по старому образцу «Управление по делам небесных и земных божеств» (Дзингикан).

В 1869 г. Дзингикан учреждает институт проповедников, которые должны были распространять среди народа тэнноистские принципы, положенные в основу династийного культа «единства отправления ритуала и управления государством». В 1870 г. принимаются два новых императорских указа о введении общенациональных богослужений, а также о пропаганде великого учения «тайкё» - доктрины о божественном происхождении японского государства, ставшего идеологическим оружием японского воинствующего национализма.

В 1885 г. создаются отдельные министерства и кабинет министерств европейского образца, ответственный в своей деятельности перед императором. В 1886 г. восстанавливается в качестве совещательного органа при императоре ликвидированный ранее Тайный совет. В этом же году вводится экзаменационная система назначений на чиновничьи должности. В 1888 г. проводится новая административная реформа. В каждой префектуре создаются выборные органы управления, обладающие совещательными функциями, которые, в свою очередь, находятся под строгим контролем министерства внутренних дел. Своеобразным венцом этого законодательства стал полицейский закон об охране порядка, принятый в 1887 г. и закрепивший под страхом суровых наказаний создание тайных обществ, созыв нелегальных собраний, издание нелегальной литературы. Движение «за свободу и народные права» было разгромлено с помощью репрессивных мер.





Дата публикования: 2014-10-18; Прочитано: 746 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...