Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности становления и развития права Франции



В IХ – ХI вв. во Франции устанавливается принцип территориального действия права, т.е. население подчинялось тем нормам права, которые сложились на территории его проживания (правовой партикуляризм).

Появление этого принципа объяснялось:

1) господством натурального хозяйства, обособлением отдельных феодальных сеньорий;

2) сосредоточением в руках сеньоров политической, судебной власти.

Такое положение способствовало замене племенных обычаев нормами местного обычного права (кутюмами). В период феодальной раздробленности кутюмы являлись основным источником права. Франция вплоть до ликвидации феодализма не имела единой правовой системы. В зависимости от источников права вся страна делилась на две части, приблизительной границей между которыми является река Луара. Территория южнее этой границы называлась «страной писаного права», ибо на ней действовало римское право, приспособленное под влиянием обычаев к новым условиям, за ним признавалось значение «общего обычая». Север Франции считался страной «обычного права», ибо территориальные обычаи – кутюмы являлись основным источником права.

В период формирования централизованного государства сословно представительной монархией предпринимаются попытки систематизации и записи кутюмов.

Людовик IХ предписал свои бальи создать обычаи округов, отредактировать и прислать их в парижский парламент.

В 1453 г. Карл VII предписал собрать кутюмы, обыкновения, различные формулы, применяемые судами, а также с помощью знающих людей записать обычаи и весь материал представить в парламент, который должен его изучить, отредактировать и представить на утверждение короля. Таким образом, было записано и получило силу закона около 300 местных кутюмов и 60 больших кутюмов, т.е. обычаев, действие которых распространялось на большой территории.

В период абсолютной монархии при Людовике XIV было запрещено выявлять в судах обычаи путем опроса знающих людей и всякое изменение обычаев или введение новых обычаев могло иметь место только по указу короля. Известны несколько сборников обычаев, составленных в неофициальном порядке: в 1389 г. бальи Жак Д`Аблейг составил «Большой сборник обычаев Франции»; в 1282 г. королевский бальи и сенешал Филипп де Бомануар составил «Кутюмы Бовези», охватывавшие обычаи сенешалов Франции.

Однако сборники кутюмов, составляемые как по королевскому велению, так и в частном порядке, не создавали общего права для всего государства. Право продолжало сохранять свой партикуляристский характер.

Писаными источниками права являлись акты королевской власти: указы, эдикты, ордонансы.

Первоначально акты королевской власти имели реальную силу только на территории королевского домена, но по мере усиления королевской власти их общеобязательное значение распространяется на всю территорию страны.

В XVI в. возникает обычай представлять королевские акты в парижский парламент с целью занесения их в реестр, что было равнозначно их опубликованию.

Источником права, вносившим общие начала, единообразие в пеструю систему обычного права являлось римское право.

Если на юге оно выступало в качестве основного источника права, то на севере господствовало обычное право.

Римское право выступало в качестве объединяющего фактора. Наряду с ним, в качестве дополнительного источника, действовало множество местных кутюмов.

Наряду с ордонансами существовали распоряжения крупных сеньоров, именовавшихся «ассизами».

Особое развитие и значение во Франции получило городское право.

Особое развитие в феодальной Франции получили институты цивильного права: вещное право, обязательственное право, брачно-семейное право.





Дата публикования: 2014-10-18; Прочитано: 430 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...