Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социальные статусы и социальные роли 7 страница



Следующий тип отклоняющегося поведения — ритуалистский. Он характеризуется принятием общественно одобряемых, институцио­нальных средств достижения целей, но отказом от некоторых из са­мих целей. В частности, это касается цели безудержного стремления к успеху. Для многих ритуалистов характерен афоризм «Высоко взле­тишь — больно упадешь», отсюда для них типичны, по мнению Мер-тона, высказывания «Я стараюсь не высовываться», «Не нашего ума дело», «Я играю осторожно» и т.д. Как отмечает американский социо­лог, «это тип приспособления индивида, лично стремящегося избе-

1 Мертон Р К. Социальная структура и аномия // Социол. исслед. 1992 № 3. С. 110



Глава 28. Отклоняющееся поведение и социальный контроль



жать опасностей и неудач посредством отказа от основных культур­ных целей и приверженности любому обещающему безопасность ру­тинному распорядку и институциональным нормам»1.

Ретритизм как способ адаптации отмечен двумя отказамиот об­щественно одобряемых целей и от подобных же средств их достижения. Этот тип отклоняющегося поведения связан с уходом или даже бегст­вом от реальности жизни (от англ. retreat — бегство). Он характерен прежде всего для маргиналов — бродяг, наркоманов, бомжей, душевно­больных, алкоголиков и т.д. Они создают собственную замкнутую суб­культуру, которая по своей природе чрезвычайно пассивна и не направ­лена открыто против общества. Зато последнее, как правило, не приемлет ретритизм в достаточно жесткой и агрессивной форме, тре­буя от государства непримиримой борьбы с ним. Ретритизм презирают потому, что относящиеся к этому типу отклоняющегося поведения лю­ди отказываются от стремления к успеху как главной цели жизни и от принятых в обществе институциональных средств ее достижения. По существу, ретритизм означает способ самоизоляции от общества, отка­за от взаимодействия с ним.

Наконец, пятый тип девиации — мятеж, т.е. отрицание господст­вующих в обществе целей и средств и их замена новыми. В сравнении с ретритизмом, который также отвергает принятые в обществе цели и средства, мятеж как способ отклоняющегося поведения характеризу­ется внутренней и внешней активностью его субъектов, готовностью изменить общество в корне, даже путем социальной революции. Мя­теж — это наиболее радикальный способ адаптации, возникающий тогда, когда существующее общество в каких-то важных аспектах сво­ей жизни исчерпало себя — как с точки зрения целей, так и принятых в нем средств его изменения.

Рассмотренная типология отклоняющегося поведения и способов ин­дивидуальной адаптации свидетельствует о том, что личность пытается противостоять аномии, вырабатывая определенные приспособительные реакции. Именно эти пять способов адаптации, рассмотренные Мерто-ном, и есть основные пути поиска равновесия в отношениях между лич­ностью и обществом. Причем важно отметить, что ищет их прежде всего не общество, а индивид. Своим положением в обществе озабочен в пер­вую очередь он сам. Задача современного развитого общества — пойти ему навстречу, облегчить поиск взаимопонимания, своеобразного «кон­сенсуса», создать благоприятные условия деятельности, которые снизи­ли бы до минимальных пределов возможности социальных отклонений в поведении. Другими словами, стоит проблема социального контроля.

1 Там же С 111.


520 Раздел V. Личность

§ 4. Социальный контроль

Понятие социального контроля

Термин «социальный контроль» был введен в научный оборот Г. Тар-дом и означал в его первоначальной трактовке средство возвращения правонарушителя (преступника) к нормальной жизни. Затем сам Тард стал рассматривать социальный контроль как. фактор социали­зации личности. Находясь под влиянием идей Тарда, представители Чикагской социологической школы, прежде всего Р. Парк, характери­зовали социальный контроль как целенаправленное влияние общест­ва на индивида в целях создания и обеспечения в обществе социаль­ного порядка. В свою очередь, под влиянием работ Чикагской школы, идеи социального контроля очень быстро распространились и в аме­риканской, и в европейской социологии.

В самом общем виде под социальным контролем будем понимать ре­гуляцию поведения субъектов социального действия с помощью норма­тивных механизмов и санкций. Социальный контроль связан не только с девиантным поведением, он имесг отношение ко всякому групповому либо индивидуальному действию, которое регулируется социальными нормами и правилами, ценностями, образцами и стандартами поведе­ния. Поэтому, когда А.М. Яковлев характеризует социальный контроль как «способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативно­го (в том числе правового) регулирования»*, он прав. Но нас в данной главе социальный контроль интересует с точки зрения его связи с от­клоняющимся поведением. Отсюда внимание будет обращено прежде всего на эту сторону дела.

Вместе с тем есть некоторые аспекты теории социального контроля, которые одинаково значимы для изучения любого вида поведения. Нач­нем с того, что социальный контроль традиционно рассматривается как часть общего процесса социализации. Чем она эффективнее, тем эффек­тивней социальный контроль, поскольку социализация способствует формированию «нормативного» поведения личности, т.е. соответствую­щего принятым в обществе правилам, нормам, обычаям и т.д. Тем самым социализация формирует внутренний контроль на основе индивидуаль­ных самооценок, что делает менее нужным внешний контроль.

Далее, социальный контроль проявляет себя через групповое дав­ление и групповой контроль. На поведение индивида влияет норматив­но-ценностный механизм тех групп, в жизнедеятельность которых он включен. В случае нарушения принятых норм и правил, обычаев и

' Российская социологическая энциклопедия С 213


Глава 28 Отклоняющееся поведение и социальный контроль



традиций начинает работать «механизм» группового давления и груп­пового кон гроля.

Наконец, социальный контроль выступает в форме принуждения, осуществляемо/о через санкции. Они могут применяться как в рамках группового давления, так и — более широко — через институциональ­ные и социаяьпые механизмы. Принуждение — э го крайняя форма со­циально! о контроля. Она используется тогда, когда индивиды не хотят строить свое поведение в соответствии с действующими в обществе ре­гуляторами социальных отношений. Другими словами, принуждение применяется относительно отклоняющегося поведения.

Социальный контроль и отклоняющееся поведение

Н. Смелзер, полагая, что социальный контроль — это совокупность норм и ценностей общества, а также санкции, применяемые в целях их осуще­ствления, делает важное добавление: в исследованиях девиации он «озна­чает усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание девиантов или их исправление»1. Здесь он исходит из понимания основных разновидное ten социального контроля Т. Пар-сонсом, который писал об использовании в целях его установления изоля­ции, обособления и реабилитации девиантов^. Эти три разновидности ха­рактеризуют такую форму социального контроля, как принуждение.

Изоляция означает использование тюрьмы для отлучения деви­анта от общества, не предусматривающее реабилитации (пожизнен­ное заключение). Обособление связано с частичной (временной) изоляцией девианта, скажем, в психиатрической больнице. Что каса-егея реабилитации, то она имеет самые разные формы и програм­мы — с помощью труда, образования, лечения (в группах типа «аноним­ных алкоюликов», с использованием методов психотерапии и т.д.) — и направлена на то, чтобы помочь девиантам наш и свое место в жизни.

В работах многих западных социологов проблема социального контроля была поставлена именно в связи с анализом отклоняющего­ся, прежде всего агрессивного, поведения определенной группы деви­антов. Необходима была реакция общества на такое поведение, и ею мог стать лишь социальный контроль. Социологи установили, что он в состоянии оказывать двоякое действие на отклоняющееся поведе­ние: либо смягчать его характер и последствия, либо, наоборот, спо­собствовать усилению девиаций в обществе.

Возникает вопрос, при каких условиях появляется первое и в ка­ких обстоятельствах — вюрое. Смягчение социальных отклонений

' Смелзер II Дж Социология С 227 ^ См Pat sons T The Sotial System



Раздел V Личность



\1 i


происходит тогда, когда насилие в обществе минимизировано, его официальные структуры проявляют известную толерантность (тер­пимость) по отношению к различным проявлениям девиаций. Суще­ственную роль играет общая экономическая и политическая ситуация в стране Благоприятные условия жизни ее населения способствуют оптимизации социального контроля и снижению удельного веса нега­тивных девиаций в обществе Обострение обстановки, тем более на­ступление кризисных периодов не способствуют эффективности со­циального контроля; скорее, наоборот, это делает использование его механизмов затруднительным.

Активизация девиат ного поведения в обществе и неэффектив­ность социального контроля возникают тогда, когда его структуры ис­пользую г экстремистские и догматические методы давления, наси­лия. Эго усиливает маргинальность и, выражаясь терминами Р. Мсртона, ретритизм в отклоняющемся поведении, а в определен­ных обстоятельствах способно даже привести к мятежу как способу смены целей и средств их достижения в обществе В качестве приме­ра активизации отклоняющегося поведения в России в резулыате не­эффективного социального контроля назовем недальновидную, а по­рой и преступную государственную политику, выступающую факюром алкоголизации населения1

Формальный и неформальный социальный контроль

Социальный контроль выступает в двух основных видах: как формаль­ный и неформальный. Первый осуществляется соответствующими ор­ганизациями и является официальной процедурой. Так, правом фор­мального контроля пользуются органы правопорядка. Работники правоохранительных органов следят за соблюдением законов, подзакон­ных актов, многочисленных правовых норм и правил поведения в обще­стве. Их деятельность сопровождается выполнением большого количе­ства бюрократических процедур, т.е. она формализована. В системе органов правопорядка, осуществляющих функции формального кон­троля, занят громадный штат сотрудников — в милиции, суде, прокура­туре, тюрьмах и др. Крайне важными органами формального контроля являются налоговые службы, от которых благополучие в стране зависит не меньше, чем порядок — от правоохранительных органов. Отклоняю­щееся поведение является проблемой «номер один» для формального социального контроля.


1 Подробнее см 3auepa.ee Г Г Государе! венная политика как фактор алкоюлша-ции населения//Содиол ж след 1997 №4


Глава 28 Отклоняющееся поведение и социальный контроль 523

Если формальный контроль осуществляется в больших, государст­венного значения организациях, то неформальный часто реализуется через небольшие группы. Можно говорить о нескольких типах нефор­мального контроля. Одни из наиболее распространенных — награды (вознаграждения) и наказания. Первые проявляются в виде улыбок, добрых жестов, аплодисментов, одобрительных кивков, рукопожатий, словесных поздравлений и т.д Вторые — наказания — выражаются не­довольным тоном и взглядом, нахмуренными бровями, критическими суждениями, резкими замечаниями, даже руганью и угрозами.

В ряде случаев неформальный социальный контроль находит весь­ма специфические формы подчеркнутого игнорирования группой сво­его члена. Если, к примеру, студент не считается с интересами группы, ведет себя эгоистично, то это может вызвать его отторжение, а иногда и молчаливый бойкот. Как видно, отклоняющееся поведение члена груп­пы встречает соответствующую реакцию в виде неформального соци­альною контроля.

В заключение следует отметить, чго социальный контроль не сво­дится только к воздействию общества, социальных групп, институтов и организаций на личность. Это лишь одна сторона социального кон­троля, хотя и очень важная, особенно когда речь идет об отклоняю­щемся поведении. Если же иметь в виду многообразие видов челове­ческих действий, то социальный контроль представляет собой широкое социальное поле взаимодействующих индивидов, их различ­ных общностей, социальных структур, общества в целом. Его главная задача — наиболее полно учитывать интересы и потребности челове­ка с помощью базирующегося на социальном порядке рационально организованного общества.

Вопросы и задания

1 Какое поведение называскя отклоняющимся?

2 В чем проявляется позитивная и neiai-ивная направленность девиаций1'

3 Как можно отличить девиантное поведение о г норма гивного?

4 Какие теорешческие объяснения причин девианшого поведения существуют'''
Обратите особое внимание на социоло1 ические теории и расскажите о них

5 Проанализируйте известные вам типологии девиашного поведения (включая
выполняемые ими функции), достоинства и ограничения каждой

6 Раскройте содержание гиполоши девиат пою поведения (способов индивиду­
альной адаптации), принадлежащей Р Мерюну

7 Что такое социальный контроль?

8 Какие виды социального контроля вы знаете?

9 В чем специфика девиаций в современном российском обществе? Каковы их при­
чины?



Раздел V. Личность


Литература

Волков ЮТ., Добренькое В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М., 2000. Гл 5.

Гидденс Э. Социология. М., 1999 Гл. 5.

Добренькое В.И., Кравченко AM. Социология: В 3 т. М., 2000. Т. 3. Гл. 9.

Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1994.

Мертоп Р. Социальная теория и социальная структура // Социол. исслед. 1992. № 2-5.

Рывкиш Р.В. Социальные корни криминализации российского общества // Социол. исслед. 1997. № 4.

Социология в России М., 1998. Гл. 29.

Фролов С.С. Социология. М., 1996. С. 107-126.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 482 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...