Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Теория «зеркального Я», обозначив новое понимание социальной структуры, не имела достаточно глубокой концептуальной проработки, носила скорее описательно-бытийный характер, не отвечала канонам строго обоснованного знания. Однако идея, заложения в ней, оказалась достаточно плодотворной. Она содействовала тому, что целая плеяда американских ученых взялась за разработку нового теоретического направления, суть которого заключалась в осмыслении социальной структуры через факт взаимодействия между людьми в процессе их совместного проживания. Теоретические идеи символического интеракционизма явились одной из первых попыток концептуализации этого факта.
Основоположником символического интеракционизма считается американский исследователь Дж. Мид (1863 - 1931), правда, само название этого направления появилось несколько позже, в трудах его последователей. Дж. Мид попытался ответить на вопрос, как чело-
век, появляясь на свет в виде чисто «физического субъекта», превращается в личность, в необходимый элемент социальной структуры, в «социальное Я».
В работе «Разум, я и общество» (вышедшей в 1934 году и представляющей собой посмертное издание лекций, прочитанных в Чикагском университете) Дж. Мид попытался раскрыть сущность социального через такие понятия, как «коммуникация», «общение», «соучастие», «приспособление», «подражание», «жест», «отклик», «установка», «символ», «смысл», «самость», «перспектива» и т. д.
Концептуализация социальности, с точки зрения Дж. Мида, достигается путем анализа тех связей, которые устанавливаются между людьми в рамках единой социальной целостности. Именно поэтому понятие «коммуникации» становится основным и определяющим в теоретической конструкции Дж. Мида. К нему стягиваются и остальные из вышеуказанных понятий, хотя каждое из них имеет свою особую концептуальную нагрузку. Коммуникация трактуется Дж. Мидом как общение на основе языка и жеста, т.е. особых символов взаимодействия (отсюда и название этого направления — символический интеракционизм, т.к. по-английски взаимодействие -т1:егасйоп). «Принцип, который я предлагаю для определения социальной организации, - пишет Дж. Мид, - есть коммуникация, вовлекающая других в процесс соучастия. Он требует присутствия других в самости, идентификации других с самостью, обретения самосознания через других».
Коммуна и коммуникация, имея общий корень, предполагают и совместное проживание, и обмен социализирующей информацией. В основе этого обмена лежит принцип подражания, выделение главных основных смыслов общения. «Здесь налицо некий избирательный процесс, - пишет Дж. Мид, - который избирает то, что является общим. «Подражание» зависит от индивида, воздействующего на себя самого так, как другие воздействуют на него, так что он находится под воздействием не только другого, но и самого себя».
Коммуникация в данном случае понимается как многократное отражение человеком самого себя и мыслей других о самом себе до тех пор, пока социальная самость, как некий свод приемлемых установок, правил, оценок и самооценок, не превратится в личностную самость. «Более или менее бессознательно мы видим себя так, - пишет Дж. Мид, - как видят нас другие... Мы бессознательно ставим себя на место других и действуем так, как действуют другие. Я хочу просто выделить здесь некий всеобщий механизм, потому что он обладает фундаментальным значением для развития того, что мы называем самосознанием и возникновением самости. Мы посто-
янно, особенно благодаря использованию голосовых жестов, пробуждаем в себе те отклики, которые мы вызываем у других, так что мы перенимаем установки других, включая их в свое собственное поведение».
Акты общения, символического взаимодействия и есть та среда, в которой формируется личность, происходит превращение физического человека в «социальное Я». Возможность такого превращения объясняется тем, что индивид, общаясь с другими индивидами, являющимися представителями различных социальных групп и слоев общества и тем самым выступающими живыми носителями различных программ поведения, как бы списывает, считывает с них программы поведения и сознательно или несознательно превращает их в правила собственного поведения. Человек тем самым из простой живой формы, или собственного «Я», превращается в «социальное Я».
Возможность такого считывания программы поведения определяется как «индивидуальная перспектива». В такой перспективе выражается специфичность взаимодействия субъекта с окружающей средой. В силу того, что субъект общается не с одним человеком, а с множеством людей, которые являются носителями разных программ поведения, то перспективы приобретают характер объективно существующего феномена. Наличие этого феномена, по мнению автора, и. определяет природу «социального Я». Субъект социален, т.е. он погружен в систему индивидуальных перспектив, и его личная социализация представляет собой итог группового общения, или интерио-ризации «обобщенного другого». Социализированная личность представляет собой сложную систему, состоящую из сугубо индивидуальных черт, или того, что определяется понятием «Я» и социализированных качеств, определяемых понятием «Мы». Последнее представляет собой совокупность установок «других Я», «роли другого» и «обобщенного другого», т.е. интернализированную структуру групповой деятельности как своеобразную функцию взаимодействия индивидов в рамках малой группы. Так в процессе перехода от принятия роли «другого», «других», а затем «обобщенного другого» происходит превращение физиологического организма в «социальное Я».
Эти общие идеи символического интеракционизма получили свое дальнейшие развитие в творчестве другого американского исследователя Г. Блюмера (1900 - 1967), который в работе «Символический интеракционизм: перспективы и метод» и ввел в научный оборот само название этого направления.
Суть концепции Г. Блюмера выражается следующими положениями:
• деятельность человека в отношении объектов осуществляется на основании тех значений, которые этим объектам придаются;
• значения есть продукт социального взаимодействия (интеракции) между индивидами в процессе их совместного проживания;
• символизация значений, способы их изменения и применение
есть результат интерпретации знаков.
Взаимопонимание людей в процессе общения и поведения есть результат однозначного восприятия языка и тех символов, которые вырабатываются у людей в рамках той или иной культурной среды.
Оригинальный вариант символического интеракционизма развивается в работах Э. Гоффмана (1922 - 1982), который называется автором «драматургического подхода», выражающим проявления личной и общественной жизни в театральной терминологии. При этом человек одновременно выступает в качестве автора, режиссера, актера, зрителя и критика, как бы примеривая на себе разные социальные роли.
Дальнейшая концептуализация идей интеракционизма прослеживается в таких направлениях теоретической социологии, которые получили название «феноменологической социологии», основным представителем которой является американский ученый (и предприниматель) А. Шюц (1899 - 1959), и «этнометодологии» Г. Гарфинкеля (1917). Специфика этих направлений теоретической мысли определяется тем, что они касаются не столько проблем структурной организации общества, сколько способов ее понимания и объяснения, т.е. они акцентируют свое внимание на природе социального познания и знания, на способах формирования социологических понятий. И в этом плане они в значительной мере дополняют и углубляют идеи символического интеракционизма, вскрывают глубинные аспекты социального взаимодействия на уровне повседневного общения.
Теории социального обмена "ч
Сторонники символического интеракционизма стремились в основном раскрыть ментальные основы механизма общения и взаимодействия, т.е. попытались дать ответ на вопрос, как осуществляется взаимодействие, какова его психико-символическая основа. Однако не менее важное значение имеет и вопрос, что заставляет людей вступать во взаимодействие (если отбросить чисто кровнородственные, биологические связи и отношения), чем определяется ценность и необходимость самого взаимодействия. На эту сторону проблемы обратили внимание сторонники концепции обмена.
С точки зрения классического утилитаризма, человек предстает как разумное существо, стремящееся к максимальной полезности своих действий, к получению (если речь идет об экономике) максимальной прибыли в процессе товарного обмена. Постепенно, однако, идея товарного обмена приобретает более широкий социальный контекст, т.к. объектами обмена могут выступать не только материальные ценности, но и ценности культурно-духовного характера. Понятие обмена тем самым приобретает более широкий философский смысл, становится центральным понятием в ряде научных теорий, в том числе и в социологии, которая попыталась природу социального взаимодействия осмыслить именно через идею обмена.
Оригинальную концепцию социального действия и взаимодействия на основе обмена предложил американский исследователь Дж. Хоманс (1910). В своих основных работах «Человеческая группа», «Социальное поведение: его элементарные формы», «Природа социальной науки» он сформулировал основные идеи теории социального обмена.
Определяя основы своей социологической концепции, Дж. Хоманс отмечал, что задача социологии состоит в показе того, «как поведение многих людей в соответствии с психологическими положениями сплетается для образования и поддержания относительно устойчивых социальных структур».
Природа человека отождествляется, таким образом, с его психикой, с сознанием, с рациональными актами мышления, что трактуется как стремление к получению максимальных выгод. В качестве элементарного акта социального поведения рассматривается непосредственный контакт между индивидами и процесс обмена ценностями, что, по мнению Дж. Хоманса, в конце концов приводит к возникновению и поддержанию различных социальных институтов, к формированию макроструктурных образований и социальной организации.
Ключевыми понятиями новой теории стали: «деятельность», «взаимодействие», «чувства», «ценности», «обмен», «группа».
Деятельность относится к тому, что люди делают в той или иной конкретной ситуации в рамках своей группы. Взаимодействие означает процесс, в котором один человек (член группы) стимулирует деятельность другого члена группы. Чувства же трактуются как внутреннее сопровождение актов действия и взаимодействия в рамках данной группы. Чаще всего это чувства симпатии или антипатии. Все это определяется как «внутренняя система», изменение в каждом элементе которой ведет к изменению в других элементах и системы в целом, т.е. осуществляется «разработка» группы. Таким образом, группа разрабатывает самое себя, усложняет себя, выходя 166
за пределы первоначальной ситуации. Развиваясь подобным образом, она порождает новые типы деятельности, новые формы взаимодействия, новые чувства; все более и более усложняясь, преобразуется в социальный орган. На этой основе несколько проясняется и понятие обмена. «Социальное поведение, - пишет Дж. Хоманс, -представляет собой обмен ценностями (как материальными, так и нематериальными, например, знаками одобрения и престижа). Люди, которые много дают другим, стараются получить много и от других, и люди, которые получают много от других, испытывают с их стороны воздействие, направленное на то, чтобы последние могли получить много от первых. Такой процесс оказания влияния имеет тенденцию к обеспечению равновесия или баланса между обменами».
Сформировав эти теоретические положения и обобщив эмпирический материал по изучению деятельности отдельных групп в рамках промышленного производства, Дж. Хоманс сформировал ряд закономерностей, описывающих поведение индивидов в структуре малых групп. В обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом:
• если частота взаимодействия между членами группы возрастает, то усиливается и степень их симпатии друг к другу, и наоборот;
• лица, у которых взаимное чувство симпатии усиливается, выражают эти чувства посредством усиления активности своих действий, и наоборот;
• чем чаще лица взаимодействуют друг с другом, тем большее сходство проявляется в их действиях и чувствах, и наоборот;
• чем выше ранг человека в группе, тем в большей степени его действия согласуются с нормами этой группы, и наоборот;
• чем выше социальный ранг человека, тем шире диапазон его взаимодействия;
• чем выше социальный ранг человека, тем шире круг лиц, порождающих для него взаимодействие либо непосредственно, либо через посредников;
• чем меньше различия в социальном ранге у людей некоторого круга, тем чаще они взаимодействуют друг с другом;
• чем чаще люди взаимодействуют друг с другом, при том, что никто из них не порождает взаимодействие гораздо чаще, чем другие, тем выше степень их взаимной симпатии и тем более явно их чувство свободы и непринужденности в общении друг с другом;
• когда два человека взаимодействуют друг с другом, то чем чаще один из них порождает взаимодействие для другого, тем сильнее проявляется у последнего чувство уважения (или вражды) к первому.
Разобрав подобным образом процесс взаимодействия как обмена ценностями в структуре малой группы, Дж. Хоманс попытался перенести ее признаки на социальную структуру в целом, полагая, что общество представляет собой своеобразную группу, членами которой выступают различные социальные образования, взаимодействующие между собой на основе обмена. И именно стабильность и устойчивость малых групп должна служить моделью стабильности социальной структуры. «На уровне малых групп, - пишет он, - общество всегда было способно сохранять согласованность. Мы делаем, таким образом, вывод, что если цивилизации суждено сохраниться, она должна поддерживать в отношениях между группами, образующими общество и обеспечивающими центральное направление развития общества, некоторые из признаков самой малой социальной группы».
Так, начав с природы человека и элементарных актов взаимодействия, Дж. Хоманс постулирует свое особое видение социальной структуры, свое особое понимание общества. Его идеи получили дальнейшее развитие в работах П. Блау (1918). В работах «Динамика бюрократии», «Обмен и власть в социальной жизни» и «Американская структура занятости» П. Блау продолжает американскую традицию социального теоретизирования, стремясь на основе микропроцессов социального действия определить природу более крупных социальных образований и процессов: организаций, институтов, крупных социальных конфликтов. Иначе говоря, на основе поведения человека в малых группах он пытается объяснить функционирование общества в целом. Он предлагает ряд правил (или принципов) поведения, которыми осознанно или неосознанно руководствуются субъекты действия в процессе общения друг с другом, что и обусловливает формирование особых социальных подструктур. Иначе говоря, ставится задача выведения из простейших форм обмена интегральных, или эмерджентных, свойств социальной структуры, таких как ролевые отношения, власть и законность, взаимоотношения организаций и институтов.
К основным принципам можно отнести следующие:
• чем большую выгоду один человек ожидает от другого, осуществляя определенную деятельность, тем более вероятно, что он будет осуществлять эту деятельность;
• чем большим количеством вознаграждений человек обменялся с другим человеком, тем более вероятно возникновение последующих актов обмена;
• с приближением момента вознаграждения, являющегося результатом определенной деятельности, эта деятельность падает в цене и вероятность ее осуществления снижается;
• чем больше установилось отношений обмена, тем более вероятно, что управлять этими отношениями будут нормы «справедливого обмена».
Поскольку люди вступают в многочисленные варианты обмена, поскольку наблюдается определенная рассогласованность этих вариантов, баланс и стабильность в одних отношениях обмена предполагает дисбаланс и напряжение в других. Поэтому, по П. Блау, социальная жизнь полна «дилемм», напряжений, конфликтов, решая которые, люди вынуждены смягчить одни интересы и переориентироваться на другие, поддерживая тем самым многообразие социальных отношений. Такое регулирование осуществляется с помощью политических организаций, в структуре которых важную роль играет оппозиция.
Таким образом, задав определенную ситуацию обмена в структуре взаимодействия, теория социального обмена затронула многие аспекты социальной жизни - от проблем социализации личности до проблем экономического и политического сотрудничества, от вопросов устойчивости социального мира до проявлений конфликтности и социальной борьбы. Последнее, однако, затрагивалось здесь лишь вскользь. Тем не менее, проблема конфликтности в западной социологии приобрела особое значение и стимулировала появление целого класса специальных теорий, в рамках которых социальное взаимодействие стало рассматриваться через призму конфликта.
Тема 11
Социальные противоречия, конфликты и борьба
План лекции:
1. Противоречия как источник социального развития.
2. Конфликт как особая сторона социальных противоречий, его сущность, виды и способы разрешения.
3. Социология борьбы.
1. Связь и взаимодействие отнюдь не всегда выражают гармоническое состояние общества. Сторонами взаимодействия часто оказываются противоположные, негативные, отрицающие друг друга стороны. В философии такая связь называется единством противоположностей. Притяжение и отталкивание, живое и неживое, доброе и злое, прекрасное и безобразное - вот лишь некоторые примеры
таких противоположностей. Сами по себе эти стороны не являются чем-то статичным. Они постоянно изменяются, причем не всегда гармонично, а так, что одна из противоположных сторон начинает преобладать, входить в противоречие с другой стороной. Противоречие также приобретает динамическую характеристику, оно зарождается, созревает и приводит к конфликту. Поэтому первоначальное тождество или единство противоположностей в конце концов завершается конфликтом и борьбой противоположностей, что связано с изменением качества объекта и возникновением новых свойств, связей и отношений.
Борьба противоположностей, таким образом, является источником развития в природе, обществе и в мышлении. Теоретическое осмысление этой борьбы нашло свое отражение в философии Гегеля
и Маркса.
Особенность социальных противоречий состоит в том, что зарождаясь стихийно, они в конце концов отражаются в сознании людей, определяя тем самым отношение человека к человеку, группы к группе, общности к общности, государства к государству. Противоречия подразделяются на внутренние и внешние. Те, которые определяют структуру личности, группы, общности, организации или государства, являются внутренними. Отношения же между этими субъектами имеют характер внешних противоречий. А все вместе они определяют систему противоречий в обществе в целом. В рамках этой системы одни противоречия могут иметь основное, решающее значение, другие - не основное, второстепенное значение.
Большинство этих противоречий имеют перманентный, неантагонистический характер, т.е. общество как бы привыкает к ним, как к хроническим явлениям. Другие противоречия, захватывая большое количество людей, приобретают характер непримиримых, антагонистических отношений, ведущих к ожесточенной борьбе.
Таким образом, социальные противоречия можно классифицировать следующим образом:
- внутренние и внешние;
- основные и неосновные;
- главные и неглавные; -антагонистические и неантагонистические.
2. Особой формой проявления единства и борьбы противоположностей в обществе является социальный конфликт. В самом общем плане социальный конфликт представляет собой столкновение интересов различных групп, организаций и общностей по поводу наиболее важных жизненных благ.
На микроуровне социальный конфликт проявляется в том или ином коллективе и носит в основном межличностный характер.
Конфликт руководителя и подчиненного, между коллегами, между одной группой коллектива и другой.
Таким образом, конфликт представляет собой одну из наиболее распространенных форм человеческих взаимоотношений, можно сказать, основную характеристику социального бытия.
В силу многообразия социальной структуры, различных масштабов ее проявления, конфликты, имея определенный временный интервал, то вспыхивают, то затухают, превращаются в перманентное состояние общества, имея свои позитивные и негативные стороны. Задача специалистов, руководителей и исследователей - вносить в процесс их протекания разумные начала с тем, чтобы избегать трагических последствий их стихийного развития. Отсюда большая значимость конфликтологических исследований, как с философской, так и социологической точек зрения.
Марксистская традиция рассматривала природу социального конфликта с позиции макроявлений - классовых противоречий и классовой борьбы, которая неизбежно должна была заканчиваться революцией и установлением диктатуры одного из борющихся классов. В этом подходе социальный конфликт и способы его разрешения неизбежно принимали характер эпохальных исторических событий.
Западная же теоретическая традиция (в лице Г. Зиммеля, Р. Да-рендорфа и Л. Козера) попыталась рассмотреть природу конфликта на микроуровне, что определило несколько иные его характеристики и позволило выявить не столько разрушительные, сколько созидательные функции этого социального явления.
В частности, Л. Козер в своей работе «Функции социальных конфликтов» подчеркивал тот факт, что конфликт несет в себе не только деструктивную функцию, но и обладает большой позитивной тенденцией. Таковыми он считает:
• образование новых групп;
• установление и поддержание относительно стабильной структуры групп;
• социализация как индивидов, так и самих групп;
• создание и поддержание баланса власти;
• получение объективной информации об окружающей среде;
• стимулирование норм творчества и новых форм социального контроля;
• стимулирование создания новых социальных институтов.
Большое теоретическое значение имеет определение причин конфликтов. Если в марксистской теории конфликта таковыми считались экономические факторы, то в западной традиции все сводится к
политическим и даже к психологическим факторам. По мнению Р. Дарендорфа, конфликт может возникнуть в любом сообществе, в любой социальной группе, где есть отношения господства и подчинения, т.е. причиной конфликта выступает стремление к доминированию. Но доминирование в обществе всегда ведет к неравномерному распределению благ, власти и престижа, что неизбежно связано с социальным неравенством. Борьба за равенство лишь меняет людей у власти, но не ликвидирует само неравенство. Таким образом, причина конфликта и сам конфликт превращаются в перманентное состояние общества, определяют отношение социальных групп и общностей друг к другу. При этом общество распадается на три категории групп, по-разному относящиеся к самому конфликту.
Во-первых, это группы, являющиеся непосредственными участниками конфликта, его субъектами.
Во-вторых, это группы, как бы стоящие в стороне от конфликта, но старающиеся разрешить его, реализуя свои собственные эгоистические цели.
В-третьих, это группы населения, заинтересованные в ликвидации конфликта, в его скорейшем и по возможности мирном разрешении с тем, чтобы обезопасить себя и общество от разрушительных последствий.
Основные положения теории конфликта могут быть выражены следующим образом:
Структура конфликта
• наличие противоборствующих сторон (субъекты конфликта);
• наличие проблемы, вызвавшей конфликт (объект конфликта);
• характер разрешения спора (мирный или насильственный).
Типология конфликтов
В соответствии с объектом конфликта, выделяют конфликты ценностей и конфликты интересов.
В зависимости от направленности конфликтов, их подразделяют на горизонтальные (в рамках одного страта) и вертикальные (между представителями высших и низших страт).
По характеру субъектов конфликты подразделяются на личностные, между группами и общностями (слоями, классами, сословиями), между организациями и институтами, в том числе и между государствами.
По характеру регулирования конфликты подразделяются на институционализированные (имеющие нравственно-правовые нормы
регулирования) и неинституционализированные (т.е., выходящие за пределы этих норм — бунт, неповиновения, разгром).
Основными стадиями формирования социального конфликта являются:
• предконфликтная ситуация неявного накопления противоречий и начальной фазы явного обострения отношений благодаря какому-либо поводу;
• стадия активного протекания конфликта с использованием всех методов и способов борьбы вплоть до применения силы;
• стадия разрешения конфликта, имеющая свои фазы и формы полного или частичного разрешения.
Социальная профилактика общественного развития заключается в возможности успешного прогнозирования конфликта, в умении руководителей и ученых предвидеть негативные последствия конфликтных ситуаций и по возможности более быстрого перехода от первой его стадии к третьей, тем самым институционализируя конфликт.
Важным аспектом теории конфликта является изучение его динамики и способов разрешения.
Р. Дарендорф в своей теории сформулировал условия протекания конфликта с учетом его остроты и способов разрешения. Таковыми являются:
• образование конфликтных групп зависит от технических, политических и социальных условий;
• чем больше власть связана с распределением ресурсов, тем острее конфликт;
• чем больше условий для возникновения конфликтных групп, тем острее конфликт;
• увеличение числа бедных в обществе ведет к возможности насильственного разрешения конфликта;
• замедление вертикальной мобильности ведет к обострению конфликта между высшими и низшими слоями общества;
• возможность согласия между конфликтующими сторонами смягчает остроту конфликта, его насильственное разрешение;
• чем острее конфликт, тем больше изменений происходит в социальной структуре;
• чем насильственней конфликт, тем выше темпы структурных изменений в обществе.
В рамках конфликтных отношений складываются те или иные типы поведения различных групп населения и организаций. Таковыми являются:
• силовое противостояние, имеющее свой диапазон от угрозы применения силы до ее непосредственного применения;
• уклонение части населения от конфликта в силу устраненности от интересов спорящих;
• приспособление одной из сторон к требованиям оппонента проявляется в том случае, если издержки от конфликта превышают выгоду от возможной победы;
• компромисс, поиск решений путем взаимных уступок и нейтрализации эмоционального канала;
• поиск условий для сотрудничества, обсуждение спорящими сторонами различных альтернатив поведения.
Полное разрешение конфликта возможно при реализации стратегии сотрудничества, частичное при достижении компромисса. Стратегия уклонения способствует лишь отсрочке его решения.
С точки зрения разрешения конфликта, теория предполагает следующие стратегии:
• институционализация конфликта, установление общепринятых норм его регулирования;
• легитимизация процедуры разрешения конфликта, т.е. признание всеми спорящими сторонами правомерности и справедливости порядка действия;
• четкая фиксация участников конфликта;
• редукция конфликта или сглаживание его остроты.
Таким образом, любой социальный конфликт имеет в своей основе психологические, социально-политические и экономические предпосылки. Умение установить эти предпосылки, учесть это знание в своей практической деятельности является важным моментом политической мудрости руководителей различных рангов.
3. Борьба есть разрешение противоречий, определенная сторона проявления конфликта. Она имеет всеобщий характер. Наиболее очевидно она проявляется в социальной сфере. Социальная борьба является неотъемлемой стороной общественной жизни. Даже тогда, когда затихают крупномасштабные социальные конфликты, все равно остается место для многочисленных конфликтов на региональном, местном и личностном уровнях. Социологическое изучение данного феномена имеет большое практическое значение. С целью
более детального анализа этого проявления социальной жизни необходимо иметь четкое представление о видах и формах борьбы.
Виды борьбы различают в зависимости от их масштаба. С этой точки зрения социальная борьба может подразделяться на:
• межличностную;
• групповую;
• социетальную.
Межличностная борьба - это борьба индивидов за приоритет в какой-либо сфере: в семье, в коллективе, в общественном месте.
Групповая борьба представляет собой соперничество групп в различных проявлениях общественной жизни. Например, борьба жителей района и администрации по поводу строительства гаражей во дворе дома, борьба жителей подъезда со случайными посетителями, борьба жителей, не имеющих домашних животных, с жителями их имеющими, борьба рабочих и администрации предприятий при решении производственных вопросов и т.д.
Социетальная борьба - это борьба крупных общественных объединений: классов, конфессий, государств.
Формы борьбы различаются в зависимости от того, какими средствами борьба осуществляется. Таковыми, в частности, являются: тайная и явная борьба, вербальная (психологическая, идеологическая) и физическая.
По целевым установкам социальная борьба подразделяется на два основных вида: 1) борьба с целью нанесения вреда или ущерба противоположной стороне; 2) борьба, направленная на уничтожение противоположной стороны.
Основными этапами социальной борьбы являются:
• зарождение конфликта и борьбы;
• период вербального или физического запугивания;
• сам акт борьбы;
• последствия борьбы.
На основе выделенных признаков можно провести некоторую классификацию межличностных и социетальных форм социальной борьбы.
Так, на межличностном уровне тайная борьба проявляется чаще всего в виде сплетни, навета, искаженной информации. В явном и вербальном своем проявлении эта борьба приобретает характер ссоры, ругани, оскорбления. В тайно-физическом проявлении она реализуется в форме морального ущерба, наносимого одной из сторон другой стороне. В явном виде эта борьба принимает форму драки, которая заканчивается легкими или тяжелыми телесными поврежде-
ниями, вплоть до летальных исходов, влекущих за собой уголовную ответственность.
Групповая борьба также может иметь как тайные, так и явные, как вербальные, так и физические формы своего проявления. Она может осуществляться между жителями разных кварталов городов или соседних деревень; между различными группами населения, различающимися по национальным, конфессиональным или имущественным признакам; между торговцами и покупателями; между рабочими и администрацией отдельных предприятий; между различными кланами и преступными группировками и т.д. Эта борьба принимает свое выражение в форме разборок, протеста, бунта, забастовок, демонстраций, стихийных движений и т.д.
Забастовки имеют социально-экономическую или политическую подоплеку. Они случаются в производственной сфере и выражают конфликт между трудовым коллективом, с одной стороны, и предпринимателями (или администрацией) - с другой. Заканчивается такая борьба либо удовлетворением требований бастующих, либо насильственным воздействием на них: арест зачинщиков или полное увольнение бастующих (локаут).
Бунт является выражением стихийного протеста части населения (или его отдельных групп, например, молодежи, студентов, религиозных фанатиков и т.д.) против безработицы, нищеты, бесправного положения и других социальных невзгод. Как правило, эта форма борьбы сопряжена с нарушением установленного порядка, с уличными разрушениями, надругательством над государственными символами и т.д. Известны, например, стихийные движения молодежи в США и странах Западной Европы в 60 - 70 годы, протесты рабочих против повышения цен на продукты питания в Советском Союзе в 60-е годы, массовые, стихийные выступления населения в ряде союзных республик накануне распада СССР и т.д.
Социетальная борьба представляет собой проявление крупных социальных конфликтов классового, национального, конфессионального или государственного характера. Она также осуществляется в вербальной (холодной) и физической (вооруженной) формах, имеет тайные и явные разновидности.
Вербалыю-холодная война - это борьба идеологическими, политическими и дипломатическими средствами. Она может носить как скрытый, так и явный характер психологического воздействия.
Вооруженная борьба на тайном уровне реализуется в актах диверсии, в явном же виде она осуществляется в виде восстаний, революций и войн.
Восстания - это выступления широких народных масс (рабов, крестьян) против своего нищенского и бесправного существования. 176
Чаще всего восстания носят разрушительный характер. Отдельно взятые восстания, как правило, подавляются вооруженной силой и не имеют крупных социальных последствий. Однако, если такие выступления принимают массовый и перманентный характер, как это имело место в Римской империи, то они могут вести к разрушению сложившихся устоев жизни и распаду государства. В отдельных случаях восстания могут привести к смене правящей верхушки (династии) без изменения социального строя.
Революция - это такое классовое выступление широких народных масс, в результате которого происходит коренное изменение социальной структуры, как это имело место при переходе от феодального общества к капиталистическому и от последнего к обществу социалистического типа.
Диверсия (терроризм) - это тайная вооруженная борьба, ведущаяся между различными враждующими сторонами внутри государства или же приобретающая характер борьбы между государствами.
Война - это крайняя форма вооруженной борьбы внутри государства (гражданская война) или же между государствами и их блоками (мировая война). В вооруженных столкновениях всегда есть наступающая агрессивная сторона и сторона защищающаяся. Поэтому одна и та же война, с одной стороны, оценивается как захватническая, а с другой стороны - как справедливая, оборонительная или освободительная. Вооруженная борьба не исключает и психологических средств на противника, как явных, так и скрытых действий. Поэтому в ней находят свое воплощение все виды борьбы, с которыми сталкивается человеческое общество.
Тема 12
Общественное мнение как индикатор социальных процессов и явлений, проблемы его изучения и формирования
План лекции:
1. Общественное мнение как духовно-деятельный элемент социальной структуры, его природа, виды и функции.
2. Специфика социологического изучения общественного мнения. Социальная диагностика.
3. Некоторые аспекты технологии формирования и управления общественным мнением.
1. Все выше рассмотренные элементы социальной структуры представляют собой своего рода материальный субстрат этой структуры. Однако человек и общество отличаются от всех других систем объективного мира тем, что они включают в свою структуру духовные элементы. Сама по себе структура психики, сознания представляет чрезвычайно сложный феномен. В нашу задачу не входит подробный анализ этой структуры. В рамках рассматриваемого вопроса можно лишь отметить, что человеческий духовный мир подразделяется на мир знаний, мнений и верований. Знания представляют собой систему позитивных, проверенных, объективных сведений о мире, накопленных человечеством за время его существования и обеспечивающих прогресс в сфере материального производства. Вера - это система представлений о сверхреальных сущностях, поддерживаемых религией и религиозными организациями, которая имеет свой социальный смысл, в плане консолидации общества. Мнение - это живая мысль людей, их суждения и оценки по поводу тех явлений и событий, которые затрагивают их интересы и их внимание. Человек не только живет, но он еще и как бы наблюдает за своей жизнью, оценивает ее. На основе этой оценки формируется поведение человека, корректируются его действия и поступки.
Наука претендует на относительную истину, вера - на абсолютную, а мнение устраивает человека тем, что оно идет от него самого, от его собственных представлений и убеждений, вне зависимости от того, истинно оно или ложно, главное, что оно свое, личное. Часто мнение относят к ошибочному представлению, к некоему темному, субъективному знанию, как его определил еще Демокрит. Софисты же, наоборот, стремились возвысить роль мнения, полагая, что всякое мнение и есть истина. Реальная оценка гносеологических возможностей мнения лежит, видимо, посредине этих крайних точек зрения. Против того, что мнение может быть ошибочным, никто не спорит. Но оно, по принципу проб и ошибок, может давать и правильное отражение действительности. Мнение, догадка, предположение могут иметь место не только в обыденном мышлении, но и в науке, опережая процесс получения подлинного знания, и в искусстве, где есть своя система оценок. Кроме того, мнение часто и не претендует на истинное положение, а выражает именно отношение человека к действительности, его оценочные суждения, которые могут отличаться своей субъективной пестротой.
Таким образом, в социальном бытии человека четко фиксируются три духовные структуры: знание, мнение и вера. Эти структуры хотя и имеют чисто духовный смысл, тем не менее они непосредственно вплетаются в практику человека, определяют его действия и поступки. Более того, именно мнение является непосредственным и повсе-178
дневным спутником человеческой деятельности, так сказать, бытийным проявлением его сознания. Знание и вера могут существовать и отдельно от человека (в виде теоретических, идеологических или теологических систем). Мнение же есть непосредственное живое проявление сознательного отношения человека к действительности. Оно скорее имеет сиюминутный смысл. В повседневном общении человек изрекает не какие-то научные или философские истины, а излагает свое мнение по поводу тех или иных событий, дает им оценку, определяет свое отношение к ним и т.д. Так что мнение действительно составляет основное содержание повседневной человеческой жизни, определяет тот духовный фон, который сопровождает жизнь человека.
Человек может скрывать свои умыслы, но мнение он высказывает достаточно часто и открыто, будучи убежденным в своей правоте. Мнение есть выражение самости человека, его личного отношения к объективным условиям существования.
Раскрыв некоторые особенности мнения на уровне индивидуального сознания, можно перейти к определению понятия «общественное мнение».
Как сознание подразделяется на индивидуальное и общественное, так и мнение может принадлежать как индивиду, так и какому-либо объединению людей, приобретая в этом случае статус общественного. Двигаясь по основным элементам социальной структуры, можно выделить те или иные уровни проявления общественного мнения, а именно, общественное мнение группы, общественное мнение коллектива, общественное мнение жителей (села, города, микрорайона, района, области), общественное мнение общества в целом (государства) и наконец общественное мнение жителей планеты. Могут быть взяты и другие параметры общности, тогда говорят об общественном мнении интеллигенции, общественном мнении рабочих, общественном мнении молодежи и т.д.
Второй смысловой оттенок понятия общественное мнение заключается в том, что оно фиксирует некоторое преобладание одного мнения над другим, т.е. это понятие не предполагает стопроцентное выражение коллективного мнения. Так, если в коллективе 60 % поддерживают одну точку зрения, 20 % - другую, и 20 % - третью, то все равно говорят о том, что общественное мнение данного коллектива настроено на такой-то и такой-то лад. Иначе говоря, под общественным мнением выступает мнение преобладающей части коллектива, общества, сообщества, а не мнение всех членов этих объединений. Поэтому общественное мнение нельзя отождествлять с общим мнением, которое может иметь место только в микрогруппе. Кроме того, в этой связи следует отметить такой важный методологический
факт, что общественное мнение поддается измерению, что и обеспечивает его строгий научный анализ.
Следующий смысловой оттенок анализируемого понятия состоит в том, что не всякие события становятся объектом общественного мнения, а лишь те, которые затрагивают жизненные интересы большинства членов общества, привлекают к себе внимание многих людей. Чем значимее событие, тем большее число людей втягивается в его оценку, тем интенсивнее становится само общественное мнение. Поэтому общественные мнения различаются по степени своей интенсивности. Они бывают бурными или вялыми, проправительственными или оппозиционными, пацифистскими или патриотическими и т.д.
Таким образом, общественное мнение - это мнение большинства членов определенного типа сообщества по жизненно важным проблемам. Чаще всего это проблемы экономической, политической и общественной жизни.
Общественное мнение соотносится, с одной стороны, с общественным сознанием, а с другой стороны, с общественной психологией. В первом случае это соотношение выступает как взаимосвязь теоретического и обыденного сознания, во втором — как соотношение между логической и чувственно-эмоциональной формами отражения.
Структура общественного мнения определяется тем, кто его выражает, т.е. кто является его носителем (субъект общественного мнения), по какому поводу оно высказывается (объект общественного мнения или его содержание) и сам характер высказываний (оценка объекта).
Основными функциями общественного мнения является оценочная, регулятивная и контрольная.
Первая реализуется в различного рода оценочных суждениях в сфере экономики, политики, права, науки, искусства, морали, военного дела и т.д.; вторая проявляется в том, что общественное мнение через систему голосования может влиять на формирование властных структур и управленческих органов, на принятие управленческих решений. Контрольная функция проявляется в том, что общественное мнение, как и право, только своими средствами может активно влиять на членов коллектива, их поведение и поступки, на выполнение профессиональных обязанностей. Причем, это влияние может распространятся как на рядовых членов коллектива, так и на руководителей различных рангов. Падение престижа Политбюро ЦК КПСС во времена деятельности Л. Брежнева с последующим распадом Советского Союза во многом объясняется тем, что авторитет власти в глазах общественности упал до самой низкой отметки.
В силу того, что общественное мнение выражает настроения, чувства и чаяния преобладающей части общества, его изучение имеет важное значение для нормального развития как самого общества, так и его отдельных подсистем.
Рассматривая природу общественного мнения, роль в общественной жизни и возможности его изучения, необходимо иметь четкое представление об онтологических и гносеологических аспектах его проявления.
Гносеологически общественное мнение выступает как отражение явлений общественной жизни. Онтологически же оно является частью этой жизни и само изучается как духовно-практическое проявление общественной жизни философами, социологами и политиками. Общество тем самым познает самое себя, выступая и как объект, и как субъект познания.
Будучи частью общественного бытия, общественное мнение выражает состояние этого бытия, реализуясь в настроениях людей. Если при стихийном развитии эти настроения достигают негативно-критической отметки и не имеют положительного выхода, тогда наступает период кризисного развития событий, неконтролируемого действия некоторых слоев общества. Действия выходят из русла нормальной жизнедеятельности общества, из-под институционального контроля и приобретают характер стихийных выступлений, имеющих часто разрушительный характер. Таким образом, оценка ситуаций, состоящая из экономических процессов, социально-политических условий жизни, настроений людей и их общественного мнения, представляет онтологические элементы общественной жизни. Вся эта ситуация может стать объектом внешнего наблюдения и изучения. Философы, писатели и политики «схватывают» эту ситуацию в ее макропроявлениях (а иногда и провоцируют ее, будучи частью общества), когда уже трудно повлиять на нее политическими средствами. Ценность же социологического изучения общественного мнения состоит в том, что оно может зафиксировать социальное напряжение в момент его зарождения и тем самым предотвратить негативное развитие событий. В данном случае ситуацию с общественным бытием и общественным мнением можно было бы сравнить с паровым котлом. Топка - это экономическая жизнь, жидкость - социально-политические события, а пар - это общественное мнение. При перегреве жидкости пар время от времени может выходить через предохранительные клапаны. Однако, если эти клапаны засорились, то пар может разорвать котел, и вся система разрушится. Для того, чтобы этого не случилось, необходимо автоматику дополнять живым человеком - оператором, который бы следил за показа-
телями приборов и время от времени регулировал либо спускание пара, либо уменьшение подачи топлива.
Социолога как раз-таки и можно было бы сравнить с таким оператором, который внимательно следит за состоянием пара, т.е. состоянием общественного мнения. Тем более, что у него есть все необходимые средства для осуществления такого наблюдения.
2. Можно сказать, что значимость социологии во многом определяется тем, что она сумела выработать весьма надежные способы и методы изучения этого феномена социальной структуры. Как врач, стремясь установить характер заболевания, анализирует с помощью приборов состояние пациента, так и социолог, стремясь установить состояние общественных дел, прежде всего обращается к общественному мнению и по полученным данным может с определенной степенью вероятности предсказать протекание будущих социальных процессов и явлений. Изучая общественное мнение, специалисты выходят на раскрытие таких факторов, которые подспудно формируют интересы различных слоев общества. Если известна структура общественных интересов, то становится понятной и характеристика социальной ситуации, очевиднее становятся скрытые проблемы, что позволяет выделить первоочередные мероприятия по их устранению, т.е. наметить пути определения основных направлений социальной деятельности и продуманных управленческих решений.
Некое интуитивное представление об общественном мнении, о настроении людей может иметь каждый человек. Политики, философы, литераторы, высказывая свои суждения об общественном мнении, очень часто опираются именно на такое интуитивное представление о нем. Но, как уже было сказано, общественное мнение никогда не бывает общим. Оно скорее представляет собой набор разных мнений и суждений по одному и тому же вопросу. Поэтому важно знать количественное соотношение разных мнений в общей структуре общественного мнения. Этот конкретный анализ возможен лишь с позиции социологического изучения. Социология к настоящему времени накопила значительный опыт изучения этого духовного явления. Ее данные пользуются авторитетом и большим спросом, что во многом и определяет значимость социологии как науки.
В изучении общественного мнения важно преодоление двух крайностей. С одной стороны, интуитивно-скороспелых оценок общественного мнения со стороны ведущих политиков, а с другой стороны, не профессиональных способов его изучения, предпринимаемых отдельными журналистами и другими практическими работниками.
Наиболее надежная методология изучения общественного мнения разработана ведущими мировыми центрами. Одним из них является Институт Дж. Гэллана, который на протяжении уже нескольких десятилетий занимается изучением этого духовного феномена и имеет значительные достижения в этом деле.
3. В силу того, что общественное мнение не только является отражением общественной жизни, но и мощным фактором, обуславливающим эту жизнь, важно не только знать основные параметры общественного мнения, но и определенным образом воздействовать на него, управлять его развитием.
Решается эта проблема разными путями и средствами. Здесь важны как воспитательные, пропагандистские средства, так и целый комплекс практически-управленческих мероприятий и мероприятий экономического характера.
Литература, искусство, философия, религия, наука, мораль, право, средства массовой информации принимают непосредственное участие в деле формирования общественного сознания. Цель здесь у всех одна — укрепить устои общества, сделать жизнь людей стабильной, устойчивой, обеспеченной и спокойной. Правда, сама жизнь не всегда укладывается в эти разумные рамки. Действуют как внутренние силы напряжения, так и внешние деструктивные факторы. Поэтому человечеству приходится жить, постоянно преодолевая какие-то трудности и невзгоды, кризисные ситуации и конфликты, начиная от семьи и производства до проблем глобальных масштабов.
3.2. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИОЛОГИИ
3.2.1. Общие методические указания
Учитывая тот факт, что время, отводимое на освоение общего курса социологии, весьма ограничено, приходится выбирать ту или иную стратегию его изучения. А именно, либо какие-то темы курса предельно сокращать, либо от каких-то из них вообще отказываться. Очень часто сокращению подвергаются темы по прикладной социологии под тем предлогом, что вряд ли специалистам не социологам придется самим проводить какие-либо социологические исследования, что этот раздел меньше всего интересует студентов различных специальностей.
Однако это не соответствует действительности. Опыт преподавания общего курса социологии показывает, что студенты многих специальностей проявляют повышенный интерес именно к вопросам методологии социологического исследования, интуитивно чувствуя, что этот материал пригодится и в их собственных исследованиях. Кроме того, даже не проводя социологических исследований, многие специалисты в настоящее время пользуются социологической информацией и должны хорошо ориентироваться в критериях ее достоверности. Поэтому одним из вариантов изучения курса социологии может быть следующий: все темы теоретического раздела изложить в лекционной форме, а проблемы методологии прикладного социологического исследования изучать в форме семинарских занятий, тем более, что здесь много материала, требующего практического освоения.
Четыре часа, отводимых на контролируемую самостоятельную работу студентов, могут быть использованы на написание рефератов, проведение коллоквиумов и контрольных работ, тематика которых может включать вопросы как теоретического, так и прикладного характера.
В связи с тем, что по всем темам семинарских занятий о которых идет речь ниже, учебная литература повторяется, она не указывается в списке литературы, в который входят лишь дополнительные источники. В качестве основных учебников можно порекомендовать следующие: Бабосов Е.М. Прикладная социология. - Мн., 2000; Социология /Под общей редакцией проф. А.Н. Елсукова. — Мн., 2001; а также все современные учебники по социологии, которые включают раздел по прикладной социологии.
3.2.2. Тематика семинарских занятий
1. Общая характеристика прикладного социологического исследования.
2. Программа социологического исследования.
3. Выборочный метод в социологическом исследовании.
4. Эмпирические методы сбора первичной социологической информации.
5. Количественные и качественные методы обработки социологических данных. Построение выводов и рекомендаций.
6. Социологические исследования в структуре социальных технологий.
3.2.3. Планы семинарских занятий
Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 1597 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!