Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Разработочная часть фуги



Эту часть называют также средней, а иногда - свободной.

Обычно от экспозиционной части к разработке ведет более или менее развитая интермедия. В большинстве случаев в ее пре­делах нет ясно выраженной каденции и, следовательно, нет ос­нований относить ее ни к экспозиции, ни к разработочной части: она занимает промежуточное положение, а грани частей определяются окончанием последнего экспозиционного и нача­лом первого серединного проведения темы. Но иногда в интер­медии содержится каденция, которая и считается гранью между частями.

Главная задача сере­динной части фуги – развитие темaтического материала экспозиции (т. е. материала темы, противосложений, интермедий). Оно осуществляется средствами ладотонального и полифонического варьи­рования.

1. Во вторых частях классических фуг используются тональности, параллельные экспозиционным. Возникает яркий ладо­вый контраст частей. Позднее композиторы использовали и бо­лее широкий круг тональностей.

2. Среди средств полифонического варьирования, применяе­мых в разработке фуги, ведущая роль принадлежит подвижному контрапункту, обновляющему вертикальные и горизонтальные отношения голосов, но сохраняю­щему в неизменном виде тематический материал. Для разработочной части одних фуг характерно увеличение интервала имитации. В разработочной части других фуг сокращается время имитации – имитирующий голос вступает, не дожидаясь окончания темы и как бы сжимая тему. Такое «сжатие» имитации во времени назы­вается стреттой.

Чаще всего вертикальные и горизонтальные отношения в имитации меняются одновременно, налицо вдвойне подвижной контрапункт.

3. В разработке фуги нередко применяются и преобразования темы (тема в обращении, в ритмическом увеличении), а в связи с этим иногда и противосложения.

Встречаются фуги, в которых развитие тематизма осуществля­ется исключительно средствами сложного контрапункта, а ладо­тональное движение не выходит за пределы экспозиционных то­нальностей (фуга II c-moll из II тома ХТК Баха).

Встречаются и такие фуги, в которых именно ладотональное развитие является определяющим. И все же большинство фуг гармонично сочетает полифонические и ладотональные средства раз­вития.

Строение средних частей в фугах очень разнообразно, их величина колеблется от крайне малой до значительно превышающей первую часть, число проведений темы неопределенно.

Есть фуги:

- с единственным серединным проведением (фуга II c-moll из I тома ХТК Баха);

- с двумя проведениями (фуги IV cis-moll, VII dis-moll, IX E-dur из I тома ХТК Баха);

- фуги, в которых серединных прове­дений больше, чем экспозиционных (в фуге № 12 Шостаковича экспозиционных проведений 4, а серединных - 10).

В фугах с небольшим числом проведений темы в разработоч­ной части естественно повышается роль интермедий; напротив, большое число проведений нередко связано с активным использованием стретт.





Дата публикования: 2014-08-30; Прочитано: 1420 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...