Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Этот раздел целесообразно начать с высказывания Н.Г. Чернышевского: «...человеческое тело -
лучшая красота на земле». Многие мыслители высоко ценили активное стремление к достижению красоты тела как одной из составляющих гармонично развитого человека.
Широко известно высказывание Гегеля, что «греки сперва сами преобразовали себя в прекрасные формы, а затем объективно выражали их в мраморе и на картинках». И действительно, скульпторы Эллады, вероятно, имели перед собой достойную «натуру», ибо в Древней Греции превыше всего ценились крепкое здоровье и красота сильного человеческого тела. Как тут не вспомнить слова древнегреческого гимна: «Здоровье — благо высшее для смертных, второе – быть красивого сложения».
Представления об идеале телосложения менялись и меняются в веках и даже неоднократно на протяжении одного столетия. Идеал трактуется по-разному в отдельных странах, регионах. Достаточно часто он меняется и сейчас, что можно объяснить практикой ныне процветающей раскрутки в средствах массовой информации отдельных моделей, кинодив или персон.
При всем разнообразии в подходах к оценке телесной красоты разными авторами и исследователями все, в конце концов, сводится к обязательному наличию гармонии в красивом теле. Эта пропорциональность основана на строгом математическом соотношении отдельных частей тела.
Так, признаком совершенства физического облика еще в древнеарабских странах считалось условие, при котором длина большого пальца укладывалась вдоль того
Рис. 2.2, Антропометрическая
соразмерность тела человека —
«квадрат древних»
или иного звена тела строго Определенное количество раз. Древние греки, у которых культ человеческого тела был достаточно высок, в своих представлениях о красоте фигуры человека также опирались на антропометрическую соразмерность тела человека.
Антропометрическая соразмерность четко отразилась в классических пропорциях работ древнегреческих скульпторов. За основу их разработок по определению пропорций тела брались единицы меры, равные той или иной части тела человека. Такой единицей меры, называемой модулем, считается высота головы. По Поликлету, высота головы при нормальной фигуре человека должна укладываться восемь раз в высоте роста тела. Так, согласно «квадрату древних» (см. рис. 2.2), размах распростертых рук равен росту тела. Длина бедра укладывается четыре раза в высоте роста; ширина плеч, взятая между акромиальными точками (дистальный конец ключицы), равен длине бедра, а также четвертой части высоты роста. Удвоенная окружность запястья равна окружности шеи, а удвоенная окружность шеи — окружности талии и т.д.
Эти измерения отображают усредненные данные «идеальной» фигуры, принятой в работе древних художников и скульпторов, и которая, конечно, может являться определенным ориентиром и для современного человека (например, при коррекции своего физического развития и сложения — см. гл. 11). Но только ориентиром, поскольку у людей небольшого роста считается нормальным, когда голова «укладывается» в высоте тела 7—7,5 раза, а у людей высокорослых — 8,25 или 8,5 раза.
Мы уже говорили о том, что пропорциональность тела является предпосылкой для его нормального функционирования. По этому поводу известный врач и педагог В.В. Гориневский еще в 1913 г. писал, что красивое «в большинстве случаев не противоречит понятию о здоровом». При неиспорченности вкусов «нездоровье» не может ассоциироваться с понятием о красивом. В то же время многими авторами подчеркивалась важность сочетания совершенной телесной организации человека с его физическими и духовными возможностями. Их отсутствие может помешать заметить в человеке его внешнюю эстетическую привлекательность. Необходима гармония физического и духовного. В этом плане очень важно и то, что эстетика физической культуры и спорта является эстетикой деятельности.
Эстетическая составляющая в физическом воспитании развивает способность не только замечать красоту, но и изыскивать и вносить посильный вклад в ее созидание. Один из прославленных советских гимнастов 1940—1950-х гг. Н. Серый так говорил о гимнастике: «Она словно пальцы скульптора способна создавать формы тела, превращать слабого в сильного, исправлять такие недостатки, как впалая грудь, сутуловатость, опущенные плечи, вялость и неловкость движений».
Таким образом, при всем разнообразии индивидуального эстетического восприятия телесной красоты основой красоты тела является его совершенная пропорциональность. Она же создает объективные предпосылки для здорового, нормального функционирования всех физиологических систем организма.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2956 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!