Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Смутное время



Дискуссии о причинах Смутного времени.

Смута как определенный период в русской истории получила различное толкование в исторических работах.

В дореволюционной историографии причины и ход Смуты в основном объяснялись династическим кризисом, пресечением династии Рюриковичей, появлением Лжедмитрия I, происками Речи Посполитой, что и породило «смятение умов» в Российском государстве, появление разного рода авантюристов и честолюбцев, которые играли судьбами сотен тысяч людей.

Правда, и до революции некоторые историки (в первую очередь С. М. Соловьев и особенно С. Ф. Платонов в своем труде «Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI–XVII вв.») предпринимали анализ социально-экономических корней Смуты.

В советской историографии, напротив, именно поиск социально-экономических, классовых причин Смутного времени стал стержнем исследований, посвященных истории Смуты. Некоторые авторы вообще считали, что основным событием и содержанием Смуты стала Крестьянская война под руководством И. И. Болотникова. Они отрицали само понятне «Смутное время» как «буржуазное». Об этом писали И. И. Смирнов (Восстание Болотникова. 1606–1607 гг. – М., 1951), А. А. Зимин (В канун грозных потрясений. Предпосылки Первой крестьянской войны в России. – М., 1986), В. И. Корецкий (Закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй половине XVI – начале XVII в. – М., 1970; Формирование крестьянского права и Первая крестьянская война в России. – М., 1975).

Но одновременно складывалась и другая точка зрения на причины и ход Смутного времени. Ее выразителем стал ленинградский историк Р. Г. Скрынников. В своих работах «Россия накануне Смутного времени» (М., 1980), «Россия в начале XVII в. Смута» (М., 1988) он уделил основное внимание социально-политическим аспектам того времени, ожесточенной борьбе за власть в правящих кругах России. Именно он вернул тому периоду понятие «Смутного времени».

В известной степени позиция Р. Г. Скрынникова нивелировала классовый акцент, проставленный на событиях Смуты рядом авторов.

В своей более поздней работе «Спорные проблемы восстания Болотникова» в журнале «История СССР» (1989, № 5) Р. Г. Скрынников вообще отказывает движению Болотникова в праве называться крестьянской войной, поскольку в составе войска Болотникова не возобладали «антикрепостнические элементы», как это пытались представить сторонники классовых оценок Смуты, и никакой программы уничтожения крепостного права у вождя движения не было. В выпущенной в США в 1993 г. книге «Гражданская война в России в начале XVII столетия (1603–1607). Характер и движущие силы. Новые перспективы московской истории» автор считает, что в центре Смуты была гражданская война.

Н. И. Павленко также считал, что восстание Болотникова было в основном казачьим выступлением и главным его требованием стало восстановление сословных привилегий казаков (статья Н. И. Павленко «К вопросу о роли донского казачества в крестьянских войнах» в сборнике «Социально-экономическое развитие России» (М., 1986).

Четко выразил эту точку зрения на Смуту американский историк Ч. Даннинг: гражданская война стала смыслом Смуты, а ее причинами – протест против введения самодержавия при Иване Грозном, кризис поместной системы землепользования, закабаление крестьян в конце XVI в., политика Годунова в отношении пограничных территорий и казаков, а также трехлетний голод (статья Ч. Даннинга «Была ли в России в начале XVII века Крестьянская война» в журнале «Вопросы истории» (1994, № 9).

В последние годы, уже на рубеже XX и XXI вв. взгляд на Смуту как прежде всего на гражданскую войну в России был дополнен новыми оценками с точки зрения цивилизационного развития страны: события Смуты рассматривались в качестве попытки России в сфере политической перейти к моделям Польши и Швеции, где появились представительные органы, выборность монарха (Речь Пос- политая) (А. Н. Сахаров «Смутное время» в книге «История человечества» (т. VIII, Россия, М., 2003, с. 169–192).

Борис Годунов. Ко времени воцарения в 1598 г. Борису Годунову было примерно 47 лет. Он прошел страшную опричную школу при дворе Ивана Грозного, был женат на Марии Лукьяновне – дочери Малюты Скуратова. В год женитьбы царского сына Федора на сестре Годунова Ирине Борис стал боярином. При царе Федоре он был, по су

Борис Федорович Годунов.

ществу, правителем государства, устранив со своего пути соперников в борьбе за власть – бояр И. Ф. Мстиславского, Шуйских и др.

После кончины Федора Ивановича по инициативе патриарха Иова и других доброхотов Бориса Федоровича избрали на Земском соборе царем и великим князем всея Руси. Во время венчания на царство, 1 сентября 1598 г., Годунов, обращаясь к патриарху, обещал: «Бог свидетель сему, никто не будет в моем царствии нищ или беден». Потрясая воротом сорочки, он возгласил: «И сию последнюю разделю со всеми».

Положение нового монарха было шатким: многие знатные бояре были недовольны его избранием, считая себя обойденными. Помнили о гонениях и опалах, от него исходивших. Ширились слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия в Угличе. Современники признавали за Годуновым и положительные качества – недюжинный ум, милосердие, великодушие, нищелюбие.

Годунов пытался обеспечить жизнь простого народа. Власти сняли недоимки по налогам, прямые налоги начали заменять косвенными, объявили амнистию. В начале XVII в. разрешили и частично восстановили право перехода крестьян в Юрьев день, пытались упорядочить крестьянские повинности. Все это несколько нормализовало положение в стране.

Но многое вызывало недовольство – подозрительность, мнительность царя Бориса, его склонность к наветам придворных друг на друга, вера в предсказания колдунов, гадалок, в доносы. Возобновились ссылки, пострижения в монахи неугодных лиц (в том числе бояр Захарьиных-Юрьевых, которые теперь носили фамилию Романовых). Ситуация сильно осложнилась в начале XVII столетия, когда страну потрясли события, приведшие в ужас современников и сыгравшие трагическую роль в личной судьбе царя Бориса и его семьи.

«Голодные бунты». Три года подряд с 1601 г. весной и летом по всей России шли проливные дожди. Ранней осенью их сменяли заморозки, хлеба не вызревали, погибали на корню. Разразился страшный голод. Авраамий Па- лицын, келарь Троице-Сергиева монастыря, записал в своем «Сказании», что только в Москве за эти годы только на трех кладбищах похоронили 127 тысяч человек, умерших от голода. Погибло огромное число людей. Везде бродили нищие. Бояре и дворяне выгоняли со своих дворов холопов, чтобы не кормить их. На окраины, особенно юго- западные и южные, бежали тысячи крестьян, холопов, посадских людей. Там скапливался горючий материал, готовый вспыхнуть в любое время. Власти именуют этих людей «ворами», «разбойниками», «лихими людьми». И недаром – ведь они нападают на имущих людей. Было известно, что у тех имелись большие запасы хлеба от прошлых лет. Но они приберегали его, чтобы взвинтить цены и нажиться.

Уже с 1601 г., по словам того же Палицына, началось «смятение во всей Русской земле», «разбойничество во всей России». Отряды разбойников нападали на помещиков и богачей. В 1603 г. началось восстание Хлопка. Вспыхнуло оно в юго-западных уездах страны, где собрались тысячи холопов, из которых, судя по прозвищу, вышел предводитель восстания, и других обездоленных людей. Отряды повстанцев собрались в войско и двинулись к столице. Против «воров» было послано большое войско во главе с окольничим И. Ф. Басмановым, молодым и способным военачальником.

В октябре 1603 г. оба войска сошлись к западу от Москвы. Повстанцы неожиданно напали на авангард Басманова, разгромили его. Погиб и командующий. Сражение основных сил было ожесточенным и кровопролитным. Лишь с большим напряжением правительственное войско одолело рать Хлопка. Его, как и многих повстанцев, взяли в плен и казнили. Но многие из них бежали туда, откуда пришли,– на юго-западные окраины.

Восстание Хлопка стало кульминацией «голодных бунтов» 1601 –1603 гг. и в дальнейшем переросло в движения времени самозванцев.

Первый самозванец. Под именем Дмитрия Ивановича, или царевича Димитрия, сына Ивана IV Грозного и Марии Нагой, выступал, как считали тогда многие, Григорий Отрепьев. Он был мелким дворянином из Галича, ставшим после скитаний монахом, послушником у патриарха Иова в Москве. Отрепьев бежал в Речь Посполитую, где назвал себя царевичем, чудесно спасшимся от убийц, подосланных Борисом Годуновым, и заявил права на престол московских государей. Его поддержали король Сигиз- мунд, магнаты (крупные феодалы), шляхта (дворяне) и католическое духовенство, мечтавшие о русских землях и иных богатствах. Папский нунций (посол) благословил «царевича», принявшего тайно католичество,– папский Рим надеялся ввести в Россию унию католичества и православия, подчинить ее своему влиянию.

Человек одаренный, авантюрист по натуре, «царевич» был одержим мечтами о власти, славе, богатстве. Его стремления подогревали польские авантюристы, в том числе Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы Юрия Мнишека, в которую он влюбился. «Царевич» обручился с ней, обещая ее отцу, своему тестю, русские земли, деньги и привилегии.

В октябре 1604 г. отряд Лжедмитрия I переправился через Днепр и вошел в пограничные уезды России. Откликаясь на грамоты-призывы самозванца, местные жители – дворяне, крестьяне и холопы, посадские люди и казаки, тысячи беглецов, в том числе и соратники Хлопка, – встают под знамена «царевича Дмитрия». Все они надеялись, что новый царь облегчит их положение, сбросит ненавистную власть Годунова и его «злых бояр». «Царевич» обещал всем льготы, облегчение в налогах.

Лжедмитрию один за другим сдаются города Моравск и Чернигов, Путивль и Рыльск, Курск и Кромы. Приходят к нему и запорожские казаки. К январю 1605 г. его отряд, сначала небольшой, превратился в 15-тысячное войско. На его сторону перешли многие бояре, недовольные, по тем или иным причинам, Годуновым, его правительством. От самозванца они, как и дворяне, надеялись получить новые земли, крестьян, жалованье.

В январе 1605 г. у села Добрыничи, под Севском, встретились армия Лжедмитрия (23 тысячи человек) и войско боярина князя Ф. И. Мстиславского (20 тысяч). Самозванец потерпел полное поражение, хотел бежать в Польшу, но местные жители не пустили его. С помощью населения юго-западной России он собрал новые силы и стал одерживать верх над воеводами Годунова, захватывал города и уезды. Самозванец шел к Москве, обещая сторонникам «вольности» и «благоденственное житие».

7 мая 1605 г. под Кромами после известия о смерти Б. Годунова вспыхивает восстание в царском войске, и оно заявляет о поддержке «царевича Дмитрия». 20 июня 1605 г. тот вступает в Москву, где 2 июня тоже вспыхнуло восстание против юного царя Федора Борисовича Годунова, который был убит. Месяц спустя «царевич» венчается на царство в кремлевском Успенском соборе.

Царь и великий князь всея Руси Дмитрий Иванович предпринял некоторые шаги в пользу поддержавших его крестьян и холопов: дал свободу тем, кто попал в кабальные холопы в голодные годы, освободил на 10 лет от налогов жителей Комарицкой волости на юго-западе. Но в целом он продолжал крепостническую политику своих предшественников, нуждаясь прежде всего в поддержке дворян. Срок «урочных лет» был увеличен с 5 до 5,5–6 лет, дворяне жаловались землями и крестьянами. Из армии по его приказу «выбили» крестьян, холопов, посадских людей, распустили и казачье войско.

И сам Лжедмитрий, и его приближенные из русских и особенно поляков, пришедших с ним, расхищали казну. Пришельцы смотрели на Россию как на завоеванную страну: оскорбляли национальные, религиозные чувства ее жителей. Всех возмутили женитьба царя на Марине Мнишек, бесчинства шляхтичей, слухи о переходе правителя в католичество. Нарастало недовольство, и 17 мая 1606 г. против «истинного царя», как еще недавно величали самозванца, в Москве вспыхнуло восстание, организованное во многом князьями Шуйскими. Лжедмитрий стал его первой жертвой, погибли некоторые его сторонники, множество шляхтичей. 19 мая на Красной площади в цари «выкрикнули» боярина князя Василия Ивановича Шуйского.

Восстание Болотникова.

Василий Шуйский давно мечтал о высшей власти, шел к ней, не брезгуя интригами и хитростью. Еще в 1591 г., прибыв в Углич во главе комиссии, он подтвердил версию о самоубийстве царевича Дмитрия. Когда же этот «Дмитрий» вошел в Москву, столь же легко и быстро присягнул ему, уверяя всех, что полтора десятилетия назад царевич не погиб, а остался жив, спасся чудесным образом. Но вскоре он начал интриговать и против «царя Дмитрия Ивановича». Боярина разоблачили, но Лжедмитрий помиловал его, возвратив из ссылки ко двору. Смерть самозванца привела боярина к заветному трону, и он провозгласил курс на возврат к прежним порядкам. Свое вступление на престол царь ознаменовал особой «крестоцеловальной записью». Впервые российский самодержец брал на себя обязательства не наказывать своих подданных без судебного выяснения их вины. Однако судьба явно не благоволила новому царю.

Бежавшие из Москвы сторонники Лжедмитрия I распустили слухи, что «истинный царь» не погиб в Москве 17 мая, а спасся и пребывает-де где-то в Польше, скрываясь от «злых людей». Слухи и разговоры эти подогревал князь Г. 77. Шаховской, приспешник самозванца. Он уехал из Москвы в Путивль, и город этот стал своего рода столицей «правительства царя Дмитрия». А в Речи Посполитой скрывался русский дворянин Михаил Молчанов, тоже ближайший клеврет самозванца, к тому же похожий на него внешне. Он-то и выдавал себя за спасшегося «царя Дмитрия».

Шуйскому так и не удалось подчинить своей власти юго-западные уезды России, здесь посланных им воевод свергали и убивали. Вскоре у повстанцев появился предводитель – Иван Исаевич Болотников. Военный холоп князя А. А. Телятевского, богатого и знатного боярина, он в молодости во время военного похода попал в плен к крымским татарам. Его продали в Турцию, где он стал гребцом на галере. Болотникова вместе с другими невольниками освободили венецианцы, и он оказался в Венеции, затем побывал в Венгрии и Германии. Одно время Болотников возглавлял 10-тысячный отряд запорожских казаков, воевавший против турок. В Речи Посполитой он встретился с Молчановым, который выдавал себя за Дмитрия Ивановича. С письмом от него он прибыл к Шаховскому в Путивль. Болотников становится главным предводителем повстанческого войска. Его целью был поход на Москву, восстановление на престоле «законного царя». Десятки городов и уездов присягнули ему на верность.

Восстание Болотникова – кульминация, наивысший этап мощного движения начала XVII в., невиданного ранее по своим масштабам. Его называют гражданской войной, поскольку в нее включились все социальные группы и сословия. Причем представители их оказались в обоих лагерях – повстанческом и правительственном.

Болотников с войском двинулся из Путивля на Москву. По пути он одерживает несколько блестящих побед под Кромами, Калугой, Серпуховом. Иностранцы-современни- ки восхищаются военными талантами «полководца», «гетмана» царя Дмитрия. Другое войско восставших во главе с Истомой Пашковым, дворянином из города Венева, шло, одерживая победы под Ельцом, селом Троицким, на Мценск, Тулу, Зарайск, Коломну, тоже на Москву. В его армию вливались дворянские отряды, в том числе рязанский 77. Ляпунова, тульский Г. Сумбулова.

В конце октября 1606 г. обе повстанческие армии начали осаду Москвы. Продолжалась она пять недель – до начала декабря. Происходили вылазки, сражения. Довольно быстро начались разногласия среди повстанцев, между их вождями Болотниковым и Пашковым. В конце концов, Пашков, Ляпунов, Сумбулов со своими отрядами перешли к Василию Шуйскому. Сильно ослабили позиции Болотникова и его уверения о спасении царя Дмитрия, обещания скорого его прибытия под Москву. Многие москвичи сами видели мертвого Лжедмитрия, а их делегации, прибывшей в стан Болотникова в селе Коломенском, он не смог предъявить живого царя.

В стычках и сражениях под стенами столицы перевес постепенно перешел к воеводам Шуйского. В решающей битве у Коломенского 2 декабря они одержали решительную победу над восставшими. Многие из них погибли, попали в плен, и их казнили. Но значительное число болот- никовцев спаслось, бежав к Калуге и Туле.

Болотников в Калуге быстро организовал ее оборону, привел в порядок свою сильно поредевшую рать. Д. И. Шуйский, брат царя, подошедший к городу, безуспешно попытался взять его с ходу. Началась осада. Правительственные войска не полностью блокировали Калугу, и Болотников получил помощь из соседних городов. Кровопролитное сражение в декабре 1606 г. закончилось страшным разгромом войска Шуйского. Через неделю к Калуге с новой армией подошел И. И. Шуйский, другой брат царя. Царские ратники подвели к стенам Калуги «примет» – гору из дров, чтобы зажечь город. Но с помощью подкопа Болотников взорвал его, и противник потерпел новое поражение. В руки повстанцев попала вся артиллерия, много другого оружия, припасов.

Другим центром движения вскоре стала Тула, где засели болотниковцы, бежавшие из-под Москвы. Сюда же прибыло новое повстанческое войско. Его возглавлял «царевич Петр» – бывший посадский человек из Мурома, потом холоп Илья Горчаков, принявший имя «сына» царя Федора Ивановича. Среди его воевод был и князь Теляте- вский – бывший владелец Болотникова.

Придя в Тулу, «царевич Петр» (Илейка Муромец) послал своих воинов к Болотникову, и они вместе с ним громили Д. И. Шуйского под стенами Калуги. Позднее Теля- тевский разбил воевод Шуйского под Веневом и Тулой. Но в феврале и марте воеводы «Петра» потерпели поражения. Василий Шуйский, ободренный этими победами, отправил новое войско под Калугу. Но его вновь разбил тот же Те- лятевский. В мае Болотников и Телятевский наголову разгромили царскую армию под Калугой; погибли ее командующие и тысячи ратников. Повстанцы же Болотникова и Телятевского, объединившись, ушли в Тулу. Василий Иванович Шуйский.

Сюда 21 мая 1607 г. выходит из Москвы, собрав большую армию, сам царь Василий. Навстречу ему выступило войско Болотникова – Теляте- вского, но под Каширой оно потерпело поражение. Неделю спустя то же произошло под Тулой. Началась ее осада, длившаяся четыре месяца.

Потери, страшный голод сильно ослабляли силы сторонников «царя Дмитрия». К тому же осаждавшие перегородили плотиной реку Упу, на которой стоит Тула, и в ней началось наводнение. Осажденные были вынуждены пойти на переговоры с царем. Они капитулировали в октябре 1607 г. при условии сохранения им жизни. Но царь не сдержал слово – вскоре «царевича Петра» повесили, а Болотникова, сосланного в Каргополь, ослепили, потом утопили.

ДОКУМЕНТ

Конрад Буссов (иноземный современник событий) о Борисе Годунове

Борис полагал, что он достиг царства своей хитростью, без

помощи Божией, и поэтому должен был узнать, что его хитрые уловки не помогут ему перед Господом Богом, и хотя все его начинания были разумными, ни одно из них не кончилось добром. Заключенные им союзы с могущественными властителями ни к чему не привели, все труды и старания, которые он с великим разумением положил на улучшения в стране, мало кем ценились, неслыханно обильная милостыня, которую он раздавал во время длившейся несколько лет подряд великой дороговизны, не спасла бедный народ от сильного голода и мора в его стране, и люди гибли тысячами...

Когда из-за ужасной дороговизны и голода начались столь страшные, бесчеловечные и в некоторых местностях никогда не слыханные убийства и на всех улицах ежедневно стали находить множество трупов людей, умерших от голода, и об этом сообщали царю Борису, надумал он эту беду и Божью кару отвратить своей казной и приказал у наружной городской стены, которая в окружности составляла четыре немецких мили, с внутренней стороны отгородить четыре больших площади, куда ежедневно рано утром собирались бедняки города Москвы и каждому давали одну деньгу, а их 36 идет на один талер. Такое благодеяние побуждало бедных поселян бросать и покидать дома все и бежать с женами и детьми в Москву, чтобы тоже получить эти деньги.

§31. Смутное время (продолжение)

Второй самозванец.

Сдача Тулы не привела к окончанию гражданской войны. Она продолжалась к югу от Оки, в Поволжье, Пскове, Астрахани. Еще летом 1607 г. объявился новый самозванец – Лжедмитрий II, происхождение которого неизвестно. На его сторону, опять в надежде на «доброго царя», встали жители юго-запада России.

К «воскресшему» царю Дмитрию пришли, в числе прочих, и остатки болотниковцев. Многие города и уезды признали власть «законного царя». Шуйскому остались верны Сибирь и некоторые города Европейской России – Смоленск, Коломна, Рязань, Нижний Новгород, Казань. К самозванцу прибыли донские казаки во главе с

И. М. Заруцким, ряд московских бояр и дворян, недовольных царем Василием. В войске Лжедмитрия II, ставшего под Москвой, у села Тушино (самозванца прозвали «тушинским вором»), и в отрядах, действовавших по стране, насчитывалось десятки тысяч человек. Здесь возникла своя Боярская дума, приказы, шла раздача земель дворянам.

В Тушино потянулись большие польские отряды Лисовского, Рожинского и других авантюристов. Самозванца «признала» «царица» Марина Мнишек. Снова возрождались планы папы римского и короля польского – об окатоличивании русских, захвате их земель. Пришельцы, как и казаки, вели себя в России как завоеватели. Их грабежи и насилия вызывали возмущение и сопротивление.

Тушинцы захватывали центральные и северные уезды, везде брали ценности, обложили жителей большими налогами. 16 месяцев (с сентября 1608 г. по январь 1610 г. с перерывами) они безуспешно осаждали Троице-Сергиев монастырь. Не помогли ни большие силы (от 15 до 30 тысяч воинов), ни штурмы, ни блокада обители, ни опустошение ее окрестностей.

Уже с конца 1608 г. русские люди поднимаются на насильников и грабителей. В поволжских, северных уездах отряды из крестьян, ремесленников, местных дворян вели борьбу против тушинцев.

Однако положение царя Василия Шуйского становилось все более тяжелым. В поисках спасения он заключил договор со шведским королем (февраль 1609 г.), получив военную помощь – 15-тысячный отряд Я. Делагарди. За это он уступил город Корелу с уездом. В мае 1609 г. русско-шведский отряд во главе с М. В. Скопиным-Шуйским, племянником царя, двинулся из Новгорода к Москве. Он громил тушинцев, освобождал города и уезды, монастыри, в том числе временно снял осаду с Троицкой обители.

Скопин вошел в Москву, и вскоре Тушинский лагерь распался. Сам «тушинский царик» бежал в Калугу. Некоторые тушинские бояре предложили престол королевичу Владиславу, сыну польского короля.

Открытая интервенция Польши и Швеции. Первое ополчение. Осенью 1609 г. армия Сигизмунда III появилась под Смоленском, который оставался верным царю Шуйскому. Русскую армию, шедшую к городу на выручку, разгромил у села Клушино гетман С. Жолкевский.

К Москве снова подошел Лжедмитрий II. В осложнившейся обстановке в июле 1610 г. группа московских бояр и дворян свергла с престола царя Шуйского. Власть перешла в руки «седмочисленных бояр» во главе с князем

Ф. И. Мстиславским, они тоже предложили трон Владиславу. По их приглашению в столицу вошел отряд С. Жол- кевского. Самозванец бежал в Калугу, и здесь его вскоре убил татарский князь Урусов, служивший ему.

В Москве жители присягнули Владиславу. Но в других городах и уездах многие люди не хотели поступать по примеру «семибоярщины». Более того, их жители выступали против интервентов. Они слали друг другу грамоты, договаривались действовать вместе. Впереди шла Рязань. В ней сформировалось ополчение, выступившее для освобождения Москвы. Возглавил его П. Ляпунов. В нем участвовали дворяне, посадские люди, казаки из южных уездов. К ополчению присоединяются остатки тушинских отрядов, в основном из казаков, во главе с Д. Т. Трубецким и И. М. Заруцким. Вместе с Ляпуновым они вошли в состав «Совета всея земли», своего рода временного правительства.

Между тем в Москве, еще до подхода ополчения, в марте 1611 г. вспыхнуло восстание против поляков А. Гон- севского (начальник гарнизона) и его русских приспешников – боярина М. Салтыкова и купца Ф. Андронова. На Сретенке храбро сражался отряд стольника князя Д. М. Пожарского. Раненного в жарком сражении, его увезли в родовую вотчину – село Мугреево в Суздальском уезде. До семи тысяч москвичей погибло от рук интервентов. Выгорела вся Москва, подожженная ими по совету Андронова.

Подошедшие под стены столицы отряды ополчения встали у ее юго-восточных, восточных и северных окраин. Преодолевая «тесноту великую», интервенты, засевшие в Москве, с трудом добывали съестные припасы в ее окрестностях. Руководители ополчения восстанавливали власть по стране. По приговору 30 июня 1611 г. вновь создавались приказы. Трактовал приговор и сословные права дворян на земли и крестьян.

Поместья, жалованье полагалось давать и казакам, и их атаманам, но их запрещалось назначать на прибыльные государственные должности. На этой почве разгорелись разногласия между казаками и дворянами, получившими право на эти должности. Пункт о выдаче помещикам беглых крестьян и холопов, а многие из них стали казаками, в том числе и в ополчении, вызвал их ярость против Ляпунова. Это недовольство подогревали казацкий предводитель Заруцкий, враждовавший с Ляпуновым, и поляки, осажденные в Москве. Ляпунова вызвали на казацкий круг, общую сходку, и убили. Вскоре ополчение распалось. Многие его отряды разошлись по домам, лишь казаки Трубецкого и Заруцкого остались под Москвой.

3 июня 1611 г., после 20-месячной осады, пал Смоленск. Сигизмунд III объявил, что сам станет царем в Московском государстве. А в середине июля 1611 г. шведы Дела- гарди захватили Новгород с его землями; новгородский митрополит и воевода признали зависимость от Швеции и повели речь об избрании ее королевича русским государем.

Второе ополчение. Освобождение России.

России грозила утрата национальной независимости, расчленение земель. В эту тяжелую, лихую годину в Нижнем Новгороде, большом и богатом городе, посадские люди во главе с Кузьмой Мининым, простым «говядарем» (торговцем мясом) и посадским старостой, организовали сбор средств на создание нового ополчения. В Поволжье, Поморье и других местах создаются отряды ополченцев, собираются деньги, припасы.

Второе, или Нижегородское, ополчение возглавили Кузьма Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Первый заведовал казной, хозяйством ополчения, второй стал военным руководителем. Со всех сторон шли отряды к Нижнему, и ополчение, сначала имевшее 2–3 тысячи воинов, быстро увеличивало свои ряды. Помимо русских людей, в нем были татарские, башкирские отряды. В марте 1612 г. оно двинулось к Костроме и Ярославлю. По пути в него вливались новые подкрепления. В начале апреля в Ярославле был создан «Совет всея земли» – правительство из представителей духовенства, Боярской думы, дворян и посадских людей. Фактически его возглавляли Пожарский и Минин. Начали работать приказы.

В июле ополчение вышло из Ярославля к Москве, поскольку его руководители получили весть, что туда из Польши идет с войском гетман Ходкевич. В конце месяца первые отряды подошли к столице с северной стороны. В августе появились главные силы. Под столицей их встретили отряды Заруцкого и Трубецкого. Но Пожарский и Минин предпочли не объединяться с ними, встали отдельно. Вскоре Заруцкий ушел в Коломну.

22 августа у Москвы расположилось войско Ходкевича с огромным обозом. Он пытался прорваться к осажденным в городе. Но его всякий раз отбрасывали ополченцы Пожарского и Минина и отряды Трубецкого – то западнее Боровицких ворот, то у Донского монастыря. Не стяжав успеха, потеряв много людей и возов с продовольствием, гетман ушел из-под Москвы. Осада города продолжалась. В нем начался голод, и осажденные в конце октября 1612 г. капитулировали. Ополченцы торжественно вступили в Кремль – Москва, сердце всей России, была освобождена усилиями всего народа, который в тяжелый для России час проявил выдержку, стойкость, мужество, спас от национальной катастрофы свою страну.

Конец Смуты.

«Совет всея земли» созвал представителей разных слоев населения на Земский собор (духовенство, боярство, дворянство, посадские люди, казачество, черносошное крестьянство). В январе 1613 г. он избрал царем молодого Михаила Федоровича Романова – сына тушинского патриарха Филарета, в миру – боярина Федора Никитича Романова, родственника по женской линии царей Ивана IV Грозного и Федора Ивановича. Избрание царя означало возрождение страны, ограждение ее суверенитета, самостоятельности и самобытности.

Новому правительству пришлось решать трудные задачи. Страна была разорена, истощена. По градам и весям бродили шайки разбойников и интервентов. Один из таких польских отрядов, еще до приезда в Москву Михаила Романова (он тогда находился в костромском Ипатьевском монастыре), действовал в Костромском и соседних уездах. Поляки появились в одной из деревень Романовых, схватили старосту Ивана Сусанина и потребовали, чтобы он показал им дорогу туда, где находился его молодой барин. Сусанин завел их в дебри и, погибнув сам под саблями врагов, погубил отряд. Подвиг костромского крестьянина сыграл свою роль не только в спасении Михаила Федоровича, но и в предотвращении новой смуты в стране в случае гибели молодого Романова.

Московские власти повсюду посылают воинские отряды, они постепенно освобождают страну от шаек. Поход в Россию, предпринятый подросшим королевичем Владиславом осенью 1618 г., окончился неудачей. 1 декабря того же года в деревне Деулино, около Троице-Сергиева монастыря, заключили перемирие на 14,5 лет. Военные действия прекращались, Польша оставляла за собой Смоленск и обширные земли на западе России.

Ранее, 27 февраля 1617 г., по Столбовскому договору установили мир между Россией и Швецией. Швеции передавались земли по южному и восточному берегам Финского залива с городами Ивангород, Ям, Копорье, Орешек. Россия потеряла выход к Балтийскому морю.

Задачу «умирения» отношений с соседними странами удалось наконец решить. Оставались дела внутренние, прежде всего продолжавшиеся волнения и восстания обиженного люда. «Вольные казаки» в эти годы захватывали Чебоксары, Цивильск и другие города в Поволжье, Вятский уезд и город Котельнич на северо-востоке, осаждали Нижний Новгород и Казань. В Пскове и Астрахани долгие годы вели между собой ожесточенную борьбу «лучшие» и «меньшие» люди. В Пскове в некоторые годы восставшие устанавливали «смердов самовластье», отстраняя от дел воевод, бояр и дворян. В обоих городах действовали самозванцы.

Правительство Романова энергично боролось с восставшими. Применяли как военную силу, причем воевод нередко поддерживали местные жители, уставшие от бесчинств казаков, так и такие способы, как принятие казацких атаманов на службу в качестве помещиков с наделением их землей с крестьянами. Гражданская война подходит к концу. Но ее отголоски, последние раскаты слышали еще несколько лет, до 1617–1618 гг.

Смута, называемая современниками еще и «московским или литовским разорением», закончилась. Она оставила тяжелые последствия. Многие города и селения лежали в развалинах. Россия потеряла немало своих сыновей и дочерей. Разорены были сельское хозяйство, ремесла, угасла торговая жизнь. Русские люди возвращались на пепелища, приступали, как исстари повелось, к святому делу – возрождали свои жилища и пашни, мастерские и торговые лавки.

Смутное время сильно ослабило Россию, ее народ, но одновременно показало его силу.

ДОКУМЕНТ

Второе ополчение. Из «Нового летописца»

О приезде из городов ратным людем и казною из городов

В Нижнем же казны становяше мало. Он же нача писати по городом в Поморские и во все Понизовые, чтоб им они помогали итти на очищения Московского государства. В городах же слышаху в Нижнем собрания, ради быша и по-

сылаху к нему на совет и многую казну к нему посылаху и свезоша к нему из городов многую казну. Слышаху же в городех ратные люди, что в Нижнем збираютца все свободный чин, поидоша изо всех городов. Первое приидоша коломничи, потом резанцы, потом же из украинных городов многия люди и казаки и стрельцы, кои сидели на Москве при царе Василье. Они же им даваша жалованье...

О приходе в Ярославль

Князь же Дмитрей же Михайлович и Кузма... поидоша в Ярославль. Костромичи ж их проводиша с великою радо- стию и даша им на подмогу многую казну... Ярославцы же их принята с великою честию и принесоша дары многия. Они же их принята у них ничево и, быв в Ярославле, начата промышляти, како бы им итти под Московское государство на очищение. К ним же начата из градов приез- жати многие ратные люди и посадские люди привозити на помочь денежную казну...

О побое гетманском и об отходе гетману от Москвы

И августа в 24 день... поидоша етман з запасом на проход в Москву. Князь Дмитрей же Тимофеевич Трубецкой с ратными людьми ста от Москвы реки от Лужников. Князь Дмитрей же Михайлович с своей стороны ста у Москвы реки, у Ильи пророка Обыденного, а воевод, кои с ним приидоша из Ярославля, поставиша, где был древяной град по рву. А против етмана послаша сотни многия. И бою бывшу великому с утра до шестаго часу, етман же, видя против себя крепкое стояние московских людей, и напусти на них всеми людьми, сотни и полки все смяша, и втоптал в Москву реку. Едва сам князь Дмитрей с полком своим стоял против их. Князь Дмитрей же Трубецкой и казаки все поидоша в табары. Етман же, пришед, ста у Екатерины мученицы христовы и табары постави. И острожок, что был у Климонта... сидеша в нем казаки, литовские люди взяша и посадиша своих литовских людей. Людие же сташа в великой ужасти и посылаху х казаком, чтобы сопча промышляти над етманом. Они же отнюдь не помагаху. В та же время прилучися быти в полках у князь Дмитрея Михайловича Пожарского Троицкому келарю Аврамию Палицыну, и пойде в табары х казаком и моляша их и посули им многую монастырскую казну. Они же, ево послушавше, поидоша и придоша с обеих сторон от Трубецково полку и от Пожарсково и совокупив- шеся вместе, острожок Клементьевской взяша и литву побита: одних венгорей побита семьсот человек, и опять седо- ша в остроге, а иные пехота легоша по ямам и по кропивам на пути, чтоб не пропустить гетмана в город... Дню же бывшу близко вечера, Бог же положи храбрость в немощнаго: приде бо Кузма Минин ко князю Дмитрею Михайловичю и просяще у него людей. Князь Дмитрей же ему глаголаше: «емли, ково хощеши». Он же взя рохмистра Хмелевского да три сотни дворянския, и перешед за Москву реку и ста против Крымского двора. Тут же стояху у Крымского двора рота литовская конная да пешая. Они же быша Богом гонимы... не дождався их, побегоша к табарам Хаткеевым, рота роту смяху. Пехота же, видя то, из ям и ис кропив поидо- ша тиском к табарам. Конныя же все напустиша. Етман же, покинув многие коши и шатры, побежа ис табар. Воеводы ж и ратные люди сташа по рву древяного города, коши же и шатры все поимаша. Многие же люди хотяху битися... Огню же бывшу и дыму, яко от пожара велия, гетману же бывшу в великой ужасти, и отойде к Пречистой Донской и стояще во всю нощь на конех. На утрие же побегоша от Москвы. Срама же ради своего прямо в Литву поидоша...

О взятии города Китая

Литовским же людем в городе бысть теснота великая: никуда их не выпускаху. Гладу же у них бывшу великому, выпущаху из города всяких людей. По милости же всещед- раго Бога... поидоша приступом и Китай взяша и многих литовских людей побиша...

О выводе боярском и о сдаче Кремля города

Литовские ж люди, видя свое неизможение и глад великой, и град Кремль здавати начаша и начаша уговариват- ца, чтобы их не побили, полковником же и рохмистром и шляхтам, чтобы итти ко князю Дмитрею Михайловичи) в полк Пожарскому, а к Трубецкому отнюдь не похотеша итти в полк. Казаки ж, видя то, что приидоша на Каменной мост все бояре, и собрашася все, з знаменами и со оружием приидоша и хотяху со князь Дмитреевым полком битися, едва у них без бою пройде. Казаки ж поидоша к себе в табары, а бояре из города выидоша. Князь Дмитрей же Михаилович прия их с честию и возда им честь велию. На утрии же Струе полковник с товарыщи Кремль город зда- ша. И Струса взяша в полк ко князь Дмитрею Тимофеевичу Трубецкому со всем полком ево. Казаки ж весь ево полк побиша, немногие осташа. Будилов же полк взяша в князь Дмитреев в полк Михаиловича Пожарсково и их послаша по городом ни единова ни убиша и не ограбиша их. Сидение ж их бяша в Москве таково жестоко: не токмо что собаки и кошки ядяху, но и людей руских побиваху и ядя- ху, но и сами друг друга побиваху и едяху...

1. На основе отрывков из «Нового летописца», текста учебника и карты на вклейке составьте рассказ об освобождении Москвы от захватчиков. Обратите внимание на состав ополченцев, на места, у которых проходили бои.

2. Как на основании документов можно охарактеризовать причины победы Второго ополчения?

§ 32. Первые Романовы

Царь Михаил Федорович.

Налаживание мирной жизни в России началось с 1613 г., с воцарения на русском престоле новой династии Романовых. Михаил Федорович Романов стал царем в неполные 17 лет. Вельможи видели в нем, с его робостью и хилым здоровьем, добротою и простотою, своего рода «второе издание» царя Федора Ивановича и рассчитывали на его «повадливость». Так и пошло при дворе, но до поры до времени, точнее же, до возвращения царева отца из польского плена в 1619 г. Умный, властный, даровитый Филарет, ставший патриархом, правил не только своим духовным ведомством, но и вместе с сыном всем государством Российским. Его официально называли, как и царя, «великим государем», в грамотах имена царя и патриарха стояли рядом.

Михаил Романов как царь устроил, кажется, всех, так как выбрали, по словам историка В. О. Ключевского, «не способнейшего, а удобнейшего». Делами по управлению государством, помимо царя и патриарха, занимались, как издавна велось, угодные им лица из бояр и иных вельмож – родственники, свойственники, фавориты из числа знатных семей – Романовых, Шереметевых, Черкасских, Стрешневых и иных.

Царь испытал личные потрясения. Когда ему исполнилось 20 лет, он на смотре невест выбрал М. И. Хлопову, дочь незнатного дворянина, ему полюбившуюся. Но матушка, старица Марфа (в девичестве – Ксения Ивановна Шестова, дочь костромского дворянина, тоже незнатного), не дала ему благословения. В сентябре 1624 г. он женился на княжне М. В. Долгорукой, неохотно, впрочем, его чувство к первой избраннице не остыло. Но молодая царица вскоре заболела и умерла. Год спустя монарх вступил во второй брак – с Е. JI. Стрешневой, от нее имел сына Алексея, будущего царя, и дочерей Ирину, Анну, Татьяну, помимо детей, умерших в раннем возрасте. Скончался Михаил Федорович в ночь на 13 июля 1645 г. в возрасте 49 лет.

Царь Алексей Михайлович.

Недолго жил и его сын и преемник царь Алексей Михайлович (родился 19 марта 1629 г., умер 29 января 1676 г.). Получив трон по праву наследования, он был твердо уверен в богоизбранности своей власти. Алексей, как и отец, отличался мягкостью, кротостью характера, но мог проявлять и вспыльчивость, гневливость. Современники рисуют его внешность так: полно-та, даже тучность фигуры, низкий лоб и белое лицо, пухлые и румяные щеки, русые волосы и красивая борода, наконец, мягкий взгляд. Его «гораздо тихий» нрав, благочестие и богобоязненность, любовь к церковному пению и соколиной охоте сочетались со склонностью к нововведениям, знаниям.

В первые годы правления Алексея Михайловича большую роль в государственных делах играл его «дядька» (воспитатель) боярин Б. И. Морозов, ставший свояком царя (они были женаты на родных сестрах), и родственники по первой жене – Милославские.

Алексей Михайлович пережил бурную эпоху «бунтов» и войн, сближение и разлад с патриархом Никоном. При нем расширялись владения России и на востоке, в Сибири, и на западе, проводилась активная дипломатическая деятельность.

Немало было сделано и в области внутренней политики. Проводился курс на централизацию управления, укрепление самодержавия. Отставание страны от передовых европейских стран диктовало необходимость приглашения иностранных специалистов по мануфактурному производству, военному делу, вызывало первые опыты, попытки преобразований (заведение школ, полки нового строя и др.).

В своих дворцовых владениях царь был рачительным хозяином, строго следил за тем, чтобы его крепостные крестьяне имели исправное хозяйство и исполняли свои обязанности, вносили всякие платежи. От первой жены М. И. Милославской Алексей Михайлович имел 13 детей; от второй – И. К. Нарышкиной – троих детей. Многие из них рано умерли. Трое его сыновей стали царями (Федор, Иван и Петр), дочь Софья – регентшей при малолетних царях-братьях (Иване и Петре).

Царская власть. Хотя Михаил Романов стал царем по воле Земского собора – органа сословного представительства, его, как и предшественников, быстро начали рассматривать как богоизбранного государя, получившего власть от «прародителей своих» – представителей династии Рюриковичей. Избрание первого Романова стали осмысливать как проявление божественной воли. Эти идеи высказывались в официальных документах и летописных сводах, публицистических и исторических сочинениях в течение всего столетия.

В тех редких случаях, когда царь являлся народу, он поражал тех, кто его видел, своим великолепием – богатыми одеждами и каретами, разодетой свитой и многочисленной охраной. Иностранных дипломатов, которых царь принимал в Грановитой палате Кремля, удивляли торжественный и таинственный московский церемониал, великолепие и богатство помещения с его роскошным убранством, важность и строгость обычаев, больше же всего – сам царь, неподвижный и недосягаемый, «аки Бог в горних пределах», его пышный, нескончаемый титул. Его полагалось произносить полностью, без малейшего пропуска, чтобы (не дай бог!) не допустить умаления чести государевой, а тем самым государственной, российской.

Боярская дума. Считалось, что царь правит страной вместе с Боярской думой. В нее входили представители четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. В первый чин, самый важный и престижный, назначались царями лица из представителей фамилий Рюриковичей и Гедиминовичей, т. е. потомков правящих домов Древней Руси (Воротынские, Мстиславские и др.) и Великого княжества Литовского (Голицыны, Куракины и др.), а также старых московских боярских родов (Романовы, Морозовы, Салтыковы, Шереметевы, Шейны и др.). Все они были выходцами из почти 60 наиболее древних и знатных семей.

В XVII в. немалое число людей вошло в состав Думы благодаря родству с царями по женской линии: Стрешневы при царе Михаиле, Милославские и Нарышкины при его сыне и внуках. Такую же роль играл фавор при дворе – так возвысились, например, при Алексее Михайловиче А. С. Матвеев и A. JI. Ордин-Нащокин.

Число членов Боярской думы менялось. В конце 70-х гг. XVII в. в ней было 97 человек: 42 боярина,

27 окольничих, 19 думных дворян и 9 думных дьяков. Аристократический характер Думы сохранялся, но все же не оставался неизменным – туда попадало все большее количество дворян и дьяков.

Царь заседал с Думой во дворце или, в случае отъезда в подмосковные села и монастыри, вне столицы, поскольку думные чины его сопровождали. Обычно Дума собиралась не в полном составе: кто-то служил воеводой в городах и полках, кто-то выезжал в составе посольств за рубеж. Думское сидение начиналось с восходом (летом) или до восхода (зимой) солнца и с перерывами продолжалось иногда до позднего вечера. Обычно по указанию царя обсуждали и решали наиболее важные государственные дела: объявление войны, заключение мира, сбор чрезвычайных налогов, принятие нового закона и т. д., спорные или сложные вопросы по представлению приказов – министерств XVII столетия, по жалобам отдельных лиц. Решение Думы становилось законом или его разъяснением.

Постепенно роль Боярской думы уменьшалась. Наряду с ней существовала при царе так называемая ближняя или тайная дума. В нее царь включал не всех бояр, а лишь некоторых – по своему личному усмотрению, иногда и не членов «большой» Думы.

Несмотря на ослабление роли Думы в государстве во второй половине XVII столетия, она по-прежнему вместе с царем руководила страной. Окончательное ее падение относится ко времени правления Петра I.

Земские соборы.

В еще большей мере изменилась роль Земских соборов. Они стали органом представительства дворян и посадских людей. В начале XVII в. в условиях социальных потрясений, иностранных вторжений, ослабления государственной власти их значение сильно возросло.

И в годы Смуты, и в начале правления царя Михаила центральная власть остро нуждалась в поддержке «всей земли». Земские соборы, по существу, превратились в орган распорядительной власти, в котором большую, даже решающую роль играли представители дворянства и посадских людей. Собор свои функции, такие важные и нужные для страны, выполнял с соизволения и по указаниям верховной власти, которая была сильно озабочена тем, чтобы после страшного разорения побыстрее «землю устроить».

Земские соборы при царе Михаиле созывали часто, чуть ли не ежегодно. Первое время они по-своему выражали волю «всей земли». Но позднее, когда возвратился из польского плена патриарх Филарет, отец царя, когда образовалось постоянное правительство, роль соборных депутатов стала сводиться к возбуждению ходатайств перед верховной властью, которая принимала соответствующие решения, становившиеся законами.

Земский собор с самого начала был обречен на роль послушного орудия в руках самодержавия. Во-первых, большая часть населения, прежде всего крепостные крестьяне, была отстранена от представительства на соборах. Во-вторых, созывались они лишь тогда, когда в них нуждалась верховная власть.

В первой половине XVII в. Земские соборы рассматривали вопросы войны и мира, сбора экстренных налогов и отношений с соседними странами. После 1653 г., когда Земский собор вынес решение о принятии Малороссии в российское подданство, деятельность этого сословно-представительного учреждения, по сути дела, прекращается. Правительство иногда созывало лишь выборных от како- го-либо одного сословия, и эти комиссии рассматривали по его поручению некоторые вопросы. Формирующаяся абсолютная монархия уже не нуждалась в подобном органе управления. Тот же процесс упадка представительных органов происходил тогда почти во всех европейских странах. Главной опорой власти выступали бюрократия и армия.

Центральное управление. В области управления правительство шло по пути бюрократической централизации. В XVII в. приказная система стала гораздо более разветвленной и громоздкой, чем в предыдущем столетии. С расширением территории, усложнением и оживлением государственной, хозяйственной жизни число центральных ведомств быстро росло. Существовало до 80 приказов, но постоянных – вдвое меньше; остальные возникали по мере надобности и, просуществовав год-другой, исчезали.

Между приказами отсутствовало четкое разделение функций. Одни ведали какой-либо отраслью управления в масштабе всей страны. Другие могли заниматься теми же делами на определенной территории. Запутанность в приказном управлении сильно мешала делу.

Приказы, с одной стороны, полностью подчинялись царю и Боярской думе, не имели никакой самостоятельности в решении дел, с другой – давили, как пресс, на органы местного, особенно выборного, управления.

Первое место среди приказов принадлежало Разрядному приказу, или Разряду. Он «разряжал», «наряжал», т. е. распределял, назначал, служилых людей по отечеству – дворян – на службу по военному, гражданскому и придворному ведомствам. Разряд вел списки всех дворян по городам с уездами, так называемые десятни.

Поместный приказ ведал поместными и вотчинными землями центра Европейской России, где располагались основные земельные владения феодалов – поместья, которыми они владели на условном праве (после прекращения службы эта земля возвращалась в царскую казну), и вотчины (безусловные, наследственные владения). Если Разряд определял поместный «оклад» дворянина – размер его земельного владения, то Поместный приказ выделял реальную «дачу» из наличного земельного фонда.

Ямской приказ обеспечивал организацию ямской гоньбы – почтовой связи для нужд государства.

Три приказа ведали финансами. Приказ Большого прихода собирал через своих представителей на местах таможенные доходы, наблюдал за мерами длины и веса. Приказ Новой четверти, или Новая четь, ведал кабацкими сборами в Москве и южных городах, вел борьбу с незаконной продажей вина и табака. Приказ Большой казны имел широкие полномочия: в его подчинении были казенная промышленность и торговля, сами торговцы – гости, торговые люди Гостиной и Суконной сотен; наконец, Денежный двор, т. е. чеканка монеты.

Некоторые приказы ведали судебными делами: Разбойный, занимавшийся уголовным делопроизводством, разбирал дела об убийствах, разбоях, кражах по всей стране, кроме Москвы; Земский ведал уголовными делами, а также осуществлял полицейские функции в столице.

В Челобитном приказе судились начальники, дьяки, подьячие, сторожа самих приказов. Этот же приказ выступал в роли высшей апелляционной инстанции по судебным делам всех остальных приказов. Приказ как бы стоял над другими учреждениями. Сходные, но более широкие функции имел Приказ тайных дел, контролировавший деятельность всех государственных учреждений, послов, воевод. Ему же подчинялось все хозяйство царской семьи. Существовал он, правда, недолго – с 1654 г. до смерти Алексея Михайловича (1676).

Компетенция нескольких приказов носила областной характер. Всем Поволжьем, землями бывших Казанского и Астраханского ханств управлял Приказ Казанского дворца. Он же ведал землями Сибири. В 1637 г. для управления Сибирью учредили специальный Сибирский приказ. В него поступал ясак.

Особое место занимала группа дворцовых приказов, ведавших обслуживанием царского семейства и двора.

Внешнеполитические функции были прерогативой Посольского приказа. Он ведал сношениями с иностранными государствами, отправлял туда посольства, принимал иностранные посольства, вел дела с иностранными купцами, в том числе и судебные. Он же собирал со всей страны налоги на выкуп пленных – полоняничные деньги.

Обороной государства, а это тоже функция внешнеполитического характера, занималась группа военных приказов, одновременно имевших и некоторые внутриполитические функции. Разрядный приказ, главный из них, руководил военными операциями. Другие приказы – Стрелецкий, Пушкарский, Иноземский, Рейтарский и Казачий – ведали специальными родами войск.

Единства в распределении дел между приказами не существовало. Вся эта громоздкая махина с трудом поддавалась контролю верховной власти. Выход она искала в организации приказов, поставленных над всеми другими приказами: Тайного, Челобитного и т. д., в передаче управления ряда приказов (например, Посольского и соединенных с ним учреждений) в руки одного начальника, обычно боярина.

Темные стороны приказного строя – неразбериха в компетенции, мелочная опека сверху и столь же мелочное давление самих приказов на местные органы управления, знаменитая московская волокита и взяточничество – вызывали недовольство подданных, нередко поднимавших восстания, направленные, среди прочего, и против приказных злоупотреблений.

Местное управление.

Основной территориально-административной единицей России был уезд. Образование уездов восходило к временам, когда в единое государство включались отдельные княжества и их уделы. Из них и выросли уезды, различавшиеся и размерами, и численностью населения. Они делились на станы и волости.

Еще в середине XVI в. в уездах вместо наместников и волостелей появились земские избы во главе с земскими старостами. Их избирали местные крестьяне и посадские люди из своей среды. Старосты управляли посадами и волостями, собирали налоги, вели суд по гражданским делам. Уголовные дела рассматривали губные старосты, сидевшие в губных избах, их избирали из своей среды местные дворяне.

Но уже к концу XVI в. в ряде пограничных городов и уездов, где требовалась сильная власть, появились воеводы, и не только в роли военачальников, но и главных администраторов и судей как по гражданским, так и по уголовным делам. Воевода отвечал за поступление всех сборов, выполнение казенных служб, всяких повинностей, имел полицейские функции. С начала XVII в. воеводская власть постепенно и довольно быстро распространяется на всю страну, подчиняя и вытесняя органы самоуправления.

Соборное уложение 1649 г.

После Смуты оживилась законодательная деятельность. С воцарением Михаила Федоровича многое нужно было восстанавливать, переделывать или делать заново. Один современник в связи с этим довольно точно заметил: «Царство внове строитися начат».

После Судебника 1550 г. было издано много указов и приговоров высших властей. И когда в ходе городских восстаний 1648 г. дворяне и посадские люди поставили вопрос об упорядочении управления, в том числе и о составлении нового свода законов, в распоряжении властей, согласившихся с этим требованием, оказался обширный материал из «новоуказных статей».

Составление свода поручили комиссии из пяти человек (бояре князь Одоевский (глава комиссии) и князь Прозоровский, окольничий князь Волконский, дьяки Грибоедов и Леонтьев). «Приказ князя Одоевского» и составил новое Уложение. В январе 1649 г. его утвердили на Земском соборе, потом отпечатали в московской типографии и разослали по учреждениям всей страны. Соборное уложение состояло из 25 глав и 967 статей.

Соборное уложение 1649 г. стало заметным шагом вперед в развитии отечественного законодательства. Прежде всего оно говорило о дворянстве, защищало его интересы;трактовало и вопросы, связанные с положением других сословий: помещичьих и черносошных крестьян, посадских людей, холопов, стрельцов, казаков и прочих.

Уложение удовлетворило прежде всего требования дворян и посадских людей. Глава XI «Суд о крестьянех» детально трактовала вопрос о крестьянской крепости. Сыск беглых крестьян стал бессрочным, говорилось о штрафе за укрывательство беглых, о праве помещика и вотчинника на имущество крестьянина, которое шло на уплату долгов несостоятельных владельцев, о праве дворян фактически на куплю и продажу крестьян и др.

Уложение исходило из монопольного сословного права феодалов на землю и крестьян. Но оно предусматривало и их обязанность служить с поместий и вотчин; за уклонение от службы грозила конфискация половины поместья, битье кнутом, за измену – смертная казнь и полная конфискация имущества.

Для посадских людей Уложение закрепляло их монопольное (исключительное) право на занятие торгово-ремесленной деятельностью.

Важное место в Уложении заняли вопросы охраны чести и здоровья царя, царской власти, представителей «государева двора» и церкви. Оно вводит в связи с этим понятие государственного преступления.

В целом Соборное уложение стояло на защите интересов самодержавной монархии, верхов общества, узаконив окончательное оформление крепостничества и тенденции перехода к абсолютизму в государственно-политической жизни России.

Суд и армия.

Высшими судебными инстанциями были царь и Боярская дума. Основная масса судебных дел решалась в приказах, а также воеводами, помещиками и вотчинниками. Характерно, что органы государственной власти и управления ведали судом. Суд отличался самовластием приказных, местных начальников, волокитой и мздоимством. Наряду с состязательным процессом (выслушивание показаний истца и ответчика) все большее распространение получал сыскной процесс с его доносами и арестами, очными ставками и пытками.

Русское войско состояло в XVII в. из служилых людей по отечеству (бояре и дворяне), служилых людей по прибору (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.), нерусских народов (башкиры, татары и др.). Дворяне являлись на службу в города и полки дважды в году или в военные походы вместе со своими вооруженными слугами. Приборные служилые люди комплектовались из вольных людей, родственников самих стрельцов и др.

В военное время из податных сословий собирали даточных и посошных людей для вспомогательных работ в войске и участия в военных действиях.

Общая численность ратников, к концу XVI в. составлявшая 100 тысяч человек, в годы Смуты и после нее сильно уменьшилась, ее удалось восстановить только к началу 30-х гг. XVII в.

С 1630 г. началось создание полков нового строя – солдатских, рейтарских, драгунских из добровольцев, в том числе иностранных наемников. Два десятилетия спустя в полки нового строя стали набирать людей из крестьян и посадских людей. Роль дворянской поместной конницы постепенно падала. И наоборот, возрастала роль солдат и стрельцов. Например, в 1651 г. в русской армии насчитывалось 37,5 тысячи дворян; тридцать лет спустя (1680) – только 15,8 тысячи. Численность же солдат резко возросла.

ДОКУМЕНТЫ

Структура Соборного уложения 1649 г.

Глава I. О богохулниках и о церковных мятежниках.

Глава II. О государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать.

Глава III. О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакова бесчиньства и брани не было.

Глава IV. О подпищикех, и которые печати подделывают. Глава V. О денежных мастерех, которые учнут делати воровские денги.

Глава VI. О проезжих грамотах в ыные государьства.

Глава VII. О службе всяких ратных людей московского государьства.

Глава VIII. О искуплении пленных.

Глава IX. О мытах и о перевозех, и о мостах.

Глава X. О суде.

Глава XI. Суд о крестьянех.

Глава XII. О суде патриарших приказных, и дворовых всяких людей, и крестьян.

Глава XIII. О монастырском приказе.

Глава XIV. О крестном целовании.

Глава XV. О решенных делах.

Глава XVI. О поместных землях.

Глава XVII. О вотчинах.

Глава XVIII. О печатных пошлинах.

Глава XIX. О посадских людех.

Глава XX. Суд о холопех.

Глава XXI. О розбойных и о татиных делех.

Глава XXII. Указ за какие вины кому чинити смертная казнь, и за какие вины смертию не казнити, а чинити наказание.

Глава XXIII. О стрелцах.

Глава XXIV. Указ о атаманех и о казакех.

Глава XXV. Указ о корчмах.

Соборное уложение 1649 г. Глава XI. Суд о крестьянех

1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы, и епископом, или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными, и за комнатными людьми, и застольники и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной и в иные приказы после московского пожару прошлого 134 году, те беглые крестьяне, или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая съвозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи, по писцовым книгам, з женами и з детми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.

2. Такъже будет кто вотчинники и помещики и учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых в дворцовых селех, и в черных волостях, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или в казаках, или в пушкаря, или в иных каких-нибудь служилых людех в замосковных и в украйных горо- дех, или за патриархом, или за митрополиты, или за архиепископы и епископы, или за монастыри, или за бояры, и за околничими, и за думными и за комнатными людьми, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жилцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики: и тех крестьян и бобылей по сыску от- давати по писцовым книгам, которыя книги писцы в Поместной приказ отдали после московского пожару прошлого 134 году, будет те их беглыя крестьяне, или тех их беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне или их дети по новым дачам написаны за кем в отделных или в отказных книгах. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет.

§ 33. «Священство» и «царство»

Русская церковь по-прежнему играла немалую роль в жизни страны. Она, с одной стороны, поддерживала светскую, царскую власть, с другой – нередко противостояла ей. Церковные иерархи скопили в течение столетий значительные богатства – земли, деньги и прочие ценности.

На них с интересом поглядывали и казна, и дворяне. К тому же церковь, опираясь на свои экономическую силу и духовный авторитет, пыталась оказывать влияние на государственные дела. Со времени принятия христианства на Руси снова и снова всплывал вопрос: что выше – «священство» или «царство», т. е. духовная или светская власть?

Патриарх Филарет. Правда, с началом новой династии этот вопрос временно потерял актуальность, поскольку царь и патриарх были сыном и отцом. Представитель древнего рода московских бояр Филарет в миру звался Федором Никитичем Романовым и был племянником первой русской царицы Анастасии Романовны, двоюродным братом царя Федора Ивановича. Хорошее по тому времени образование (знал, например, латынь) и начитанность, веселый нрав и красивая внешность, добрая слава отца и тетки при дворе и в народе сделали его довольно рано человеком известным, популярным. С середины 1580-х гг., в возрасте примерно 30 лет, он упоминался как боярин, служил в воеводах, вел переговоры с послами. При Годунове Федора Никитича сослали в Антониев-Сийский монастырь под Холмогорами (1601) и постригли в монахи. С воцарением Лжедмитрия I его вернули в Москву, он получил сан митрополита ростовского; при втором самозванце в Тушине – патриарха. Законный патриарх Гермоген выражал тогда сочувствие Филарету, считая его, и с полным на то основанием, пленником и жертвой «воров» – тушинцев.

После сведения с царского престола В. И. Шуйского и начала «семибоярщины» Филарет был в числе тех, кто приглашал польского королевича Владислава на русский престол. В составе «великого посольства» он участвовал в переговорах об этом под Смоленском с польским королем Сигизмундом III. Но тот решил сам стать царем. Филарет и другие послы не согласились с таким оборотом дела, и их увезли в Речь Посполитую как пленников. Лишь после Деулинского перемирия 1618 г. его вместе с другими пленными отпустили на родину, и Филарет занял патриаршее место, пустовавшее с 1612 г., когда умер в заключении Гермоген.

Филарет сразу включился в дела, и не столько по церковному ведомству, сколько по управлению государством. По его инициативе приняли важные решения: провели учет земельного фонда, чтобы упорядочить взимание налогов, наладили судопроизводство с целью уменьшить произвол властей в центре и на местах, уменьшили податные привилегии монастырей. В церковной жизни Филарет выступал против насилия и мздоимства, нравственной распущенности и вольнодумства, в церкви стало больше порядка и спокойствия. Человек крутой, властолюбивый и «опальчивый», он, по словам современника, «владителен таков был, яко и самому царю боятися его»; он «всякими царскими и ратными делами ведал», был честен, «несребролюбив».

Среди прочих инициатив Филарета – начало Смоленской войны с Польшей. В разгар ее он скончался, не дожив два-три года до 80 лет. Два десятилетия спустя русская церковь вступила в эпоху бурных потрясений.

Церковная реформа. К середине XVII в. выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много описок, искажений, изменений. Это и не удивительно: переписчики, используя тексты ветхих рукописей, не все могли прочитать, кое-что дописывали по памяти, домысливали, поправляли и тем самым нередко искажали смысл переписанного.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 2292 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.056 с)...