Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Реформы Ивана Грозного



Начало правления Ивана IV.

Великий князь всея Руси Василий III умер в 1533 г., оставив наследником трехлетнего сына Ивана при регентше-матери Елене Васильевне (из рода князей Глинских). Пять лет спустя Иван IV потерял и родительницу. Правитель-мальчик, наделенный умом, насмешливый и ловкий, с ранних лет чувствовал себя сиротой, обделенным вниманием. К этому прибавилась ожесточенная борьба за власть боярских группировок Глинских и Вельских, Шуйских и Воронцовых.

Одни из бояр (Глинские, Вельские) проводили политику укрепления центральной власти, еще при Елене Глинской была введена единая общерусская монета – серебряная копейка, заменившая многочисленные деньги удельных земель. Другие (Шуйские), наоборот, выступали за усиление позиций феодальной аристократии (раздача земель, привилегий, налоговых и судебных, боярам, монастырям). К управлению страной приходила то одна, то другая группировка, все это сопровождалось интригами и казнями. Боярское правление (1538–1547) надолго запомнилось русским людям беззастенчивым расхищением казны, раздачей должностей «своим людям», расправами, разбоями.

В такой обстановке рос великий князь Иван Васильевич. Уже в те годы в его характере формируются непривлекательные черты: пугливость и скрытность, мнительность и трусливость, недоверчивость и жестокость. Наблюдая сцены междоусобий и расправ, он и сам, взрослея, входил во вкус – отдает, например, своим псарям приказ казнить неугодного ему князя Андрея Шуйского.

Молодого великого князя возмущали неправедные дела бояр в городах и волостях – захваты крестьянских земель, взятки, судебные штрафы и пр. От их лихоимства страдали дворяне и «черные люди» – крестьяне и ремесленники, а главное (в глазах Ивана IV) – казна, порядок и спокойствие в государстве.

Венчание на царство.

Распри вельмож-правителей, притеснения с их стороны вызвали общее недовольство крестьян, посадских людей, дворян, значительной части бояр и духовенства. С надеждой многие смотрели на Ивана IV.

Когда он вошел в «возраст», его венчали на царство. В январе 1547 г., когда Ивану было 16 лет, его короновали в Успенском соборе Московского Кремля. По «чину венчания», составленному митрополитом Макарием, убежденным сторонником единодержавия московского государя, Иван Васильевич стал именоваться царем и великим князем всея Руси. Его власть, как подчеркивалось, имеет божественное происхождение. Тем самым повышался авторитет российского правителя, род которого, как тогда считали московские политики, восходил к римскому императору Августу, преемнику Юлия Цезаря. От имени последнего происходит и слово «царь».

В следующем месяце молодой царь женился на Анастасии Романовне Юрьевой, дочери окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева. Новые родственники царя, появившиеся при дворе и получившие высокие чины и должности, митрополит Макарий, их сторонники из бояр и князей вскоре объединились против Глинских, возглавивших правительство. Представился и подходящий случай.

Летом 1547 г. в Москве вспыхнуло восстание. 21 июня огромный пожар почти дотла спалил столицу. Сгорело 25 тысяч дворов, остались без крова 80 тысяч москвичей (почти все ее население), 1700 человек погибли, начавшиеся эпидемия и голод косили людей. Поползли слухи, что «Москву-де подожгли Глинские, а бабка царя Анна Глинская колдовала: вынимала сердца человеческие и клала их в воду да тою водою, ездя по Москве, кропила, и оттого Москва выгорала». Подобный оборот событий оказался выгоден для Захарьиных и их сторонников.

26 июня простые москвичи собрались на вече и по его решению двинулись в Кремль, схватили и убили одного из Глинских – дядю царя боярина князя Юрия, его брат Михаил Глинский успел бежать из столицы. Дворы ненавистных правителей подверглись разгрому.

Царь Иван уехал из-за пожара из Москвы в подмосковное село Воробьево (на Воробьевых горах). Сюда 29 июня явились восставшие, вооруженные чем попало, и потребовали у царя отдать им на расправу Анну и Михаила Глинских. Иван уговаривал прекратить восстание, уверял, что Глинских у него нет. Москвичи, поверив ему, ушли в город. Восстание вскоре утихло, но память о нем Иван IV сохранил на всю жизнь: «От этого вошел страх в душу мою и трепет в кости мои, и смирился дух мой».

Реформы Избранной рады.

К концу 40-х гг. XVI в. При молодом царе складывается кружок придворных деятелей, который вместе с ним энергично занялся наведением порядка в государстве. Это новое правительство позднее князь Андрей Курбский назвал Избранной радой (рада – совет). По сути дела, то была так называемая Ближняя дума, составленная из особо приближенных к царю членов «большой» Боярской думы. Видную роль в ней играли Алексей Федорович Адашев, происходивший из богатых костромских дворян и ставший волей царя думным дворянином (третий чин в Боярской думе после боярина и окольничего), а также глава Посольского приказа (министерства иностранных дел XVI–XVII вв.) Иван Михайлович Висковатый, думный дьяк (четвертый думский чин), духовник царя Сильвестр, несколько знатных князей и бояр.

Конец февраля 1549 г. удивил москвичей пышным и торжественным действом: по улицам, прилегавшим к Кремлю, в красивых каретах, возках, на лошадях, украшенных богатой сбруей, в царский дворец съезжались, пробираясь через толпы народа, бояре и столичные дворяне, руководители церкви и дьяки. Их собрание, названное современниками «Собор примирения», услышало упреки монарха в насилиях и поборах времени его малолетства, когда бояре, «аки звери лютые, все делали по своему хотению». Впрочем, Иван Васильевич от гневных упреков перешел к делу: призвав всех к совместной работе, объявил о необходимости и начале реформ.

Согласно программе, намеченной этим первым в истории России Земским собором, т. е. представительным органом при царе, реформы начали с преобразований военных.

Согласно приговору 1550 г., запретили местнические споры между воеводами во время походов; все они, в соответствии со строгим распорядком, подчинялись первому воеводе большого полка, т. е. главнокомандующему. В том же году появляется войско из стрельцов – воинов, вооруженных не только холодным оружием, как дворянская конница, но и огнестрельным (пищали; предшественников стрельцов звали пищальниками). В отличие от дворянского войска, которое созывали как ополчение в случае необходимости, стрельцы служили постоянно, получали обмундирование, денежное и хлебное жалованье.

По Судебнику 1550 г., заменившему Судебник 1497 г., ликвидировали привилегию монастырей не уплачивать подати в казну, запретили превращать в холопов детей боярских (дворян). Затруднялся переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день путем увеличения размера взимаемого с них пожилого. Новый кодекс законов усиливал контроль над судебной деятельностью наместников и волостелей в городах, уездах и волостях. Наиболее важные дела стали решать в Москве царь и Боярская дума; на местах же за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники (выборные люди из местных дворян, посадских людей и черносошных (свободных) крестьян).

Церковный собор 1551 г. принял Стоглав – сборник решений собора в виде ста глав-статей из ответов на вопросы царя Ивана IV о церковном «строении». Он укреплял дисциплину, регламентировал церковную жизнь – службы и обряды в храме, бытовые стороны монастырского и церковного обихода. Но намерения царя конфисковать земли церкви и монастырей на соборе одобрены не были. Правительство организовало описание земель, ввело определенную единицу поземельного налога – большую соху. Одинаковую сумму налога брали с 500 четвертей «доброй» (хорошей) земли в одном поле с черносошных крестьян; с 600 четвертей (четверть – половина десятины) – с церковных земель; с 800 четвертей – со служилых феодалов (помещиков и вотчинников).

Важные реформы были проведены в центральном и местном управлении. В Москве складывается система приказов – бояре и дьяки с помощниками управляли разными делами: Посольский приказ – внешними связями с окрестными государствами; Разрядный – дворянским войском, он назначал воевод в полки, города, руководил военными действиями; Поместный – наделял землями служилых людей; Стрелецкий – ведал стрелецким войском; Разбойный – судом над «лихими людьми»; Большой приход – сбором общегосударственных налогов; Ямской – почтовой службой (ямская гоньба, ямы – почтовые станции с ямщиками); Земский – охраной порядка в Москве. Существовал своего рода «приказ над приказами» – Челобитный, который разбирал жалобы по разным делам, контролируя тем самым другие приказы; возглавлял его сам Адашев. По мере присоединения к России новых земель возникали и новые приказы – Казанский (ведал Поволжьем), Сибирский. В середине 50-х гг. завершили так называемую губную (губа – округ) реформу, начатую еще в 1539 г.: наместников и волостелей (кормленщиков) лишили права суда по важнейшим уголовным преступлениям и передали его губным старостам из числа местных выборных дворян.

Подчинялись они Разбойному приказу. Затем власть наместников и волостелей вообще ликвидировали. Теперь их функции переходили к органам земского самоуправления в лице «излюбленных голов» и их помощников – целовальников. И тех и других выбирали из своей среды местные дворяне, посадские люди и черносошные крестьяне.

Уложение о службе (1556) установило единый порядок военной службы с поместий и вотчин: со 150 десятин земли каждый дворянин должен выставить воина на коне и в полном вооружении («конно, людно и оружно»); за лишних воинов полагалось дополнительное денежное возмещение, за недодачу – штраф. Во время походов служилым людям платили строго определенное жалованье – денежное и хлебное. Вводились периодические военные смотры, десятни – списки дворян по уездам.

Реформы Избранной рады способствовали консолидации дворянства в единое сословие, укрепили государственное управление, военную систему государства, заметно усилили его централизацию. В этом же направлении развивалась налоговая система – вводились новые налоги («пищальные деньги» – на содержание стрелецкого войска, «поло- няничные деньги» – на выкуп пленников), росли старые налоги (например, «ямские деньги» – на почтовую службу, «на городовое дело» – строительство городов, крепостей). Все преобразования имели своей целью в первую очередь укрепление мощи государства. Проводилась политика своего рода компромисса – сочетание интересов всех слоев феодалов – от мелких провинциальных дворян до вельмож-бояр.

Россия к середине XVI в. Российское государство к середине столетия заметно окрепло. Население (до 3 млн человек) из центра стало перебираться на окраины – на юг до Оки, в Прикамье, на Урал. Увеличились размеры поместного и монастырского землевладения, расширяется барщина. С 60-х гг. начали расти натуральные и денежные поборы с владельческих крестьян, а их земельные наделы уменьшаются (к 70-м гг. вдвое, до 3–4 десятин). По словам известного публициста XVI в. монаха Ермолая- Еразма, «крестьяне беспрестанно несут различные тяготы: когда дают оброки серебром, когда ямские подати, когда иные».

В стране растут старые, возникают новые города или поселения торгово-промышленного типа – рядки, посады, которые подчас превращались в города. То же происходило с крепостями, около которых появлялись посады.

В середине столетия Россия имела до 160 городов. Самый крупный из них – Москва – насчитывал до 100 тысяч жителей. Англичанин, побывавший тогда в русской столице, счел, что она больше Лондона с его предместьями.

Города играли существенную роль в хозяйственной жизни. Их жители – ремесленники и торговцы – снабжали горожан и окрестных деревенских людей изделиями своего производства, служили посредниками в обмене товарами. Богатые купцы – гости и торговые люди Суконной и Гостиной сотен – вели крупные операции по торговле зерном, пушниной, рыбой, солью и другими товарами на внутреннем и внешнем рынках. Появлялись торговые дома, купеческие династии. Самыми известными и богатыми купцами и промышленниками были Строгановы, владевшие обширными землями в Предуралье. На промыслах применяли труд наймитов из обедневших горожан и крестьян (на добыче соли, на транспорте – гужевом и речном, в мастерских по изготовлению икон и рукописных книг и т. д.).

Торговали русские купцы с Крымом и Турцией, Кавказом и Средней Азией, Ираном и Индией, странами Западной и Южной Европы. Ездили туда по Волге, через Крым, Литву, Нарву. Торговле русских купцов в восточном и южном направлениях всячески мешали Казанское, Астраханское и Крымское ханства, в западном направлении – Великое княжество Литовское и Ливонский орден.

В 1553 г. царь Иван Васильевич принял в Кремле необычного гостя – капитана английского корабля Ричарда Ченслера. Тот, пытаясь пробраться по «Дышучему морю» (Северному Ледовитому океану) в Индию, доплыл до устья

Северной Двины и оттуда прибыл в Москву. Вскоре в Англии появилась «Московская компания», началась русско- английская торговля.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 835 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...