Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской



Дискуссия о путях и центрах объединения русских земель.

Вопрос о путях и центрах объединения русских земель в XIV – первой половине XV в. в течение десятилетий был бесспорным. Как в дореволюционной историко- графии (возможно, за исключением С. М. Соловьева), так и в советских исторических исследованиях и научно-популярной литературе не было сомнения в том, что сама история, сама судьба предначертала именно Москве, Московскому княжеству явиться миру в качестве собирателя русских земель, а впоследствии стать инициатором и создателем Русского централизованного государства. Правда, в зарубежных работах отмечалось, что процесс этот был сложным и противоречивым, что не только Московское княжество, но и другие политические центры средневековой Руси, а также сопредельных стран, в первую очередь Литва, претендовали, и небезуспешно, на эту роль в российской истории. Однако этим взглядам трудно было пробиться через толщу официальной историографии.

Лишь в 90-е гг. XX в. стала формироваться и другая точка зрения. Ее смысл заключался в том, что процесс собирания русских земель не был заранее предопределенным, что вовсе не Москва поначалу выступала инициатором собирания русских земель, а Тверь, а впоследствии Литов- ско-Русское государство, где 90 % населения было русским и православным. Эти взгляды отражены в работах Д. Н. Александрова, А. Н. Сахарова, С. В. Думина и др. (см., например: Александров Д. Н. Южная, Юго-Западная и Центральная Русь в XIII–XIV вв. и образование Литовского государства. – М., 1994; Александров Д. Н., Во- лодихин Д. М. Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII–XVI вв. – М., 1994; Сахаров А. Н. Основные этапы внешней политики России с древнейших времен до XV в. // История внешней политики России. Конец XV– XVII век: От свержения ордынского ига до Северной войны. – М., 1999; Думин С. В. Другая Русь (Великое княжество Литовское и Русское) // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX в. – М., 1991).

В частности, Д. Н. Александров указал на попытку собрать русские земли и централизовать власть в XIII в. князьями Галицко-Волынского княжества, а позднее – Черниговским и Брянским княжествами. А. Н. Сахаров обратил внимание на то, что не Москва, а Тверь, ее великий князь Михаил Ярославич начал собирать под своей рукой северо-восточные русские земли.

Все эти авторы отметили важную историческую роль, которую сыграло в данном процессе Великое Литовское и Русское княжество в XIV в. При этом ученые полагают, что катализатором объединения во многом были отношения русских земель и Золотой Орды. Литовско-Русское государство, независимое от Орды, именно этим во многом и притягивало к себе другие русские земли. Тверь в начале XIV в. стала подниматься к роли объединителя русских земель также на антиордынской и антимосковской основе, поскольку Московское княжество шло прочно в фарватере политики Орды.

И лишь когда в Литве произошел поворот в сторону католицизма и унии с Польшей, а Москва прочно взяла в свои руки инициативу борьбы с Ордой и добилась на этом пути впечатляющих успехов при Дмитрии Донском, объединительная поступь Москвы, к которой потянулись все антиордынские и антилитовские силы, стала безаппеляци- онной.

Против этих позиций выступают Б. Н. Флоря, А. Л. Хо- рошкевич, другие историки, которые придерживаются традиционных концепций. Эти взгляды выражены в книге Т. В. Пашуто, Б. Н. Флори, А. Л. Хорошкевич «Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства» (М., 1982).

Княжества Северо-Восточной Руси.

Результатом монго- ло-татарского нашествия и установившегося ига стало то, что дальнейшее развитие отдельных русских княжеств пошло различными путями. Западнорусские земли (Полоцкое, Ту- рово-Пинское, позже Смоленское княжества) не смогли противостоять натиску возникшего в XIII в. Литовского государства. В XIV–XV вв. они оказались в составе Великого княжества Литовского. Не смогли сохранить независимость и земли Юго-Западной Руси. Владения потомков Даниила Галицкого были поделены в середине XIV в. между Литвой и Польшей. К Великому княжеству Литовскому отошел и Киев. Лишь в Северо-Восточной и Северо- Западной Руси продолжали существовать самостоятельные княжества, находившиеся, однако, в вассальной зависимости от Золотой Орды.

Постепенно в Северо-Восточной Руси выделяются самые крупные и сильные княжества – Московское, Тверское, Суздальское, Нижегородское, Рязанское. Центром Руси считалось Владимирское великое княжество со столицей Владимир-на-Клязьме. Ярлык хана Золотой Орды на это княжение давал его обладателю верховную власть над всеми княжествами северо-востока и северо-запада (Новгород Великий и Псков). Однако фактически все княжества се- веро-востока, так же как и Новгород и Псков, оставались самостоятельными государствами.

Княжества заключали между собой договоры о границах, торговле, решении спорных дел, выдаче беглых крестьян и холопов, взаимной военной помощи, об общей линии во внешних делах. Споры и усобицы между правителями, нарушения договоров и взаимные нападения были явлением постоянным.

Недоразумения между правителями нередко улаживали с помощью старших или нейтральных князей и духовных владык. В этом плане большую роль играли русские митрополиты, перешедшие в конце XIII в. из Киева во Владимир, а в XIV в. – в Москву. Митрополиты Кирилл, Петр, Алексей и другие владыки олицетворяли сохранявшееся, несмотря на раздробленность, духовное (религиозное) единство Руси. При отсутствии политического, государственного единства это имело весьма важное значение – митрополиты, архимандриты, епископы как бы собирали воедино помыслы и стремления русских людей, отделенных друг от друга границами княжеств, враждовавших нередко между собой. Они часто мирили князей, как это делал, к примеру, Сергий Радонежский – основатель Троицкого монастыря.

Земли каждого княжества состояли из городов и волостей. Ими управляли княжеские бояре и слуги – наместники и волостели, сидевшие в них обычно по году или по два на «кормлении»: собирая подати в великокняжескую казну, они сами содержались – «кормились» – за счет горожан и крестьян.

В княжествах правители вели все дела с помощью Боярской думы – совета из бояр. Бояре также возглавляли управление теми или иными «путями» – отраслями дворцового хозяйства, отсюда их наименование – «путные бояре» (пути конюший, сокольничий, стольничий, ловчий, чашничий; соответствующие им должности, ставшие позднее чинами,– конюший, стольник, чашник и др.).

Борьба за первенство.

Между княжествами развернулась борьба за первенство на Руси. По существу, речь шла о том, какое княжество возглавит процесс объединения русских земель. Формой этой борьбы в первой половине XIV в. стала схватка между правителями крупнейших княжеств за титул великого князя владимирского. Получивший его князь присоединял к своим владениям богатые земли Владимирского княжества, получал большие доходы с Новгорода и считался первым среди других князей. Судьба великого княжения владимирского зависела от воли золотоордынского хана.

Наиболее развитым и сильным княжеством в начале XIV в. стало Тверское. Именно в Твери появился первый в послемонгольской Руси каменный храм. Тверской правитель Михаил Ярославич, племянник Александра Невского, в 1304 г. получил от хана ярлык на великое княжение владимирское. Однако вскоре на арену борьбы за политическое лидерство выдвигается Москва. Александр Невский завещал Москву младшему сыну Даниилу. При нем она стала столицей княжества, самого, пожалуй, захудалого и незавидного на Руси. Однако на рубеже XIII и XIV столетий его территория заметно расширяется: в нее включают Коломну (1300) и Можайск (1303) с их землями, захваченными полками Даниила и его сына Юрия. По завещанию князя Ивана Дмитриевича, бездетного внука Александра Невского, к Москве переходит Переяславское княжество.

Юрий Данилович, ставший московским князем после смерти отца в 1303 г., начал борьбу с Михаилом Яросла- вичем за владимирский престол. В 1317 г. ему удалось, женившись на сестре хана Золотой Орды Узбека, получить ярлык великого князя владимирского. Со своей дружиной и татарским отрядом Юрий двинулся против Твери, но потерпел поражение. В плен к тверскому князю попала жена Юрия, сестра хана. Вскоре она умерла, и московский правитель обвинил Михаила Ярославича в ее отравлении. Тверской князь был вызван в Орду и после суда казнен в 1318 г. Но схватка за власть не окончилась. Вскоре Юрий потерял доверие Узбека. Сын Михаила Ярославича Дмитрий в 1325 г. в Орде зарубил московского князя. Разгневанный этим самосудом Узбек приказал казнить Дмитрия, но ярлык на великое княжение владимирское дал его брату Александру. Московским князем стал брат Юрия Иван Данилович по прозвищу Калита.

Все эти годы на Руси царило, по словам летописей, «смятение» – города и села грабили и выжигали ордынские и свои же русские отряды.

В 1327 г. в Твери вспыхнуло восстание против ордынского отряда во главе с Чол-ханом. Поводом к нему стала стычка на торгу – татарин отобрал лошадь у местного дьякона, и тот призвал на помощь земляков. Сбежался народ, зазвучал набат. Собравшись на вече, тверичи вынесли решение о восстании. Они со всех сторон бросились на насильников и угнетателей. Чол-хан и его приближенные укрылись в княжеском дворце, но его подожгли вместе с ордынцами. Немногие оставшиеся в живых бежали в Орду.

Узбек двинул против Твери татарский отряд и приказал присоединиться к нему русским князьям со своими войсками. Активное участие в походе принял московский князь Иван Калита. Огнем и мечом прошли каратели по тверским землям. Александр Михайлович бежал в Псков, потом в Литву. После тверского восстания Узбек решил разделить великое княжение владимирское на две части: московский князь получил Новгород и Кострому; Владимир, Нижний Новгород и Городец отошли под власть еще одного великого князя владимирского – Александра Васильевича, правителя Суздаля. Лишь после его кончины в 1332 г. Иван Калита получил ярлык на все владимирское княжение.

Иван Калита. Став правителем «надо всею Русскою землею», Иван Данилович старательно расширял свои владения. Он прикупал, присоединял с помощью династических браков, захватывал новые земли. В Орде он вел себя смиренно и льстиво, не скупился на подарки хану и его женам, князьям и мурзам. При Иване Калите сбор дани Орда уже полностью передала русским князьям, прежде всего великому князю владимирскому. Московский князь исправно доставлял положенный «выход» в Сарай, беспощадно выколачивал его с подданных. Враги князя говорили, что часть собранного оседала в его кремлевских подвалах. Начиная с Ивана Даниловича ярлык на владимирское княжение получали, за немногими исключениями, его потомки – московские правители. Они возглавляли Московско-Владимирское княжество, одно из самых обширных государств в Восточной Европе. Ивану Калите покорились князья ростовские, галицкий, белозерский, угличский.

Благодаря осторожной политике великого князя владимирского, его показной покорности и смирению, исправному поступлению «выхода» хан Узбек и его преемники долгие годы не предпринимали больших походов против русских земель. Прекратились ордынские погромы, настало время, которое современники назвали «тишиной великой». «Христиане» отдохнули «от великой истомы, многих тягот и насилия татар». Иван Калита принял также меры против разбойников, которых было немало в лесах в те смутные годы. Все это способствовало хозяйственному развитию, росту населения во всех русских землях, и прежде всего в московских.

Митрополит всея Руси Петр подолгу жил в Москве, в которой стараниями московского князя выросло несколько каменных церквей. Митрополит поддерживал политику великого князя владимирского, также оказывавшего всяческую помощь церкви. Сам Иван Калита проявлял непоказное христианское благочестие. По преданию, он всегда ходил с кошелем (калитой) на поясе, оделяя нищих и убогих (отсюда и его прозвище). В каменном Успенском соборе Московского Кремля митрополит Петр был похоронен после кончины. Москва, а не Владимир стала отныне центром митрополии, фактической церковной столицей Руси. Это свидетельствовало о возросшей мощи и влиянии княжества.

От Калиты до Дмитрия Донского. Политику Ивана I Даниловича Калиты продолжали его сыновья – Семен Гордый (1340–1353) и Иван II Красный (1353–1359). Эта политика была дальновидной и целеустремленной – действуя разными методами, применяя то оружие, то деньги и хитрость, московские правители медленно, но верно укрепляли свою власть, положение Москвы как политического центра Руси, объединяли вокруг нее русские земли. Князь Семен правил твердо и властно (отсюда его прозвище – Гордый), ему подчинялись другие русские князья. Он и его брат Иван Красный (красивый, прекрасный) часто ездили в Орду, и на Руси по-прежнему, как и при их отце, не бесчинствовали татарские отряды. Однако в годы их правления москвичам пришлось выдерживать борьбу с новгородцами и рязанцами, Литвой, шведами и ливонцами.

После кончины Ивана II на престол вступил 9-летний Дмитрий Иванович. Митрополит Алексей и московские бояре выступили против притязаний суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича на владимирское княжение. В ход пошли деньги и подарки (в Орде) и военная сила (на Руси), и вскоре князь-соперник смирился, отказался от ярлыка в пользу Москвы, а позднее выдал свою дочь Евдокию замуж за Дмитрия Ивановича. Они стали союзниками, забыв старые распри.

Москве пришлось отбивать нападения литовских войск. Трижды, с интервалом в два года (1368, 1370, 1372), «ли- товщина» подкатывалась к Москве, но не смогла взять ее благодаря возведенному в 1367–1368 гг. вокруг города кремлю из белого камня (это была первая каменная крепость в Северо-Восточной Руси). В союзе с Олъгердом Ге- диминовичем, великим князем литовским, выступал Михаил Александрович, князь тверской. Они разоряли московские города и волости. В ответ московские полки жгли тверские селения.

Тверской князь дважды получал в Орде ярлык на великое княжение. Но поход 1375 г., организованный Москвой и носивший общерусский характер, положил конец его притязаниям. Тверь капитулировала. Михаил признал себя «младшим» по отношению к «старейшему» князю московско-владимирскому, отказался от претензий на владимирский стол, от союза с Литвой, обязался выступать вместе с Москвой против Орды.

События 60-х – первой половины 70-х гг. XIV в. укрепили роль Москвы как общерусского центра. Ее авторитет на Руси сильно вырос. Договор с Новгородом предусматривал совместную борьбу с Ливонским орденом, Литвой и Тверью. Попытка Рязани, усилившейся в те годы, противостоять Москве закончилась неудачей.

Начало открытой борьбы против Золотой Орды. Постепенно Москва и другие русские княжества переходили к противостоянию Орде. Этому способствовала начавшаяся там «великая замятия» – кровавые междоусобицы, свидетельствовавшие о вступлении этого государства в период раздробленности. За два с половиной десятилетия в Орде сменилось до двух с половиной десятков ханов, случалось, что правили сразу два хана – к востоку от Волги и к западу от нее. Появлялись и исчезали временщики. Одним из них, самым сильным, был Мамай, темник, т. е. командующий 10-тысячным отрядом военачальник. Он фактически правил Ордой от имени ханов, которых русские летописцы звали «мамаевыми царями». Ожесточенная борьба ослабила Орду, и подвластные ей народы начали расправлять плечи.

В 1365 г. рязанские князья разгромили войско ордынского князя. Он сжег Рязань, но, когда возвращался с полоном и награбленным имуществом, его настигли в степи рязанцы. Ожесточенное сражение закончилось их победой. Через два года та же участь постигла другого ордынского князя, разорившего нижегородские земли. Дмитрий и Борис Константиновичи, князья нижегородский и Городецкий, полностью разгромили «рать татарскую» на реке Пьяне.

Прошло три года, и ордынцы опустошили Рязанскую землю. Опасность угрожала московским владениям. Дмитрий Иванович и его двоюродный брат Владимир Андреевич, князь серпуховско-боровский, привели войско на Оку-реку «и татар не пустили и все лето там стояли».

В середине 70-х гг. XIV в. Дмитрий прекратил выплату дани Орде и тем самым порвал с ней отношения. Тогда же восставшие жители Нижнего Новгорода перебили 1,5-тысячный ордынский отряд – «ни един от них избысть возмездия». В ответ Мамай послал карательный отряд, разоривший нижегородские места. В 1377 г. московские войска во главе с князем Дмитрием Михайловичем Боб- роком-Волынцем и нижегородская рать взяли город Булгар и другие ордынские города на Средней Волге. Там некоторое время «сидели» русские наместник и сборщик пошлин. Часть торгового пути по Волге оказалась под контролем Москвы.

Но в том же году ордынцы разгромили московских и нижегородских воевод на реке Пьяне. Недооценив силы врага, проявив беспечность, они потеряли бдительность – сложили доспехи в телеги и мешки (стояла сильная жара) и увлеклись хмельным питием («ездят пиани»). Неожиданный удар ордынцев закончился их полной победой. Победители подвергли страшному погрому Нижний Новгород и другие города княжества.

Год спустя Мамай послал против Москвы войско во главе с опытным полководцем Бегичем. Но Дмитрию Ивановичу и его соратникам урок Пьяни пошел впрок. Навстречу татарам вышло большое московское войско во главе с самим правителем. Противники, примерно одинаковые по численности, сошлись в начале августа 1378 г. на реке Воже, в рязанских землях к югу от Оки. 11 августа орСтроительство Московского Кремля в 1367 г. Миниатюра из летописи.

дынская конница переправилась на северный берег Вожи и обрушилась на центр русских полков, которым командовал сам Дмитрий Иванович.

Его большой полк отбил натиск и перешел в контрнаступление. С флангов бросились в бой полки правой и левой руки. Их мощный удар привел к разгрому и бегству ордынцев. Многие, в том числе и Бегич, погибли; другие, бросив огромный обоз, бежали в степи.

Куликовская битва. Мамай, озлобленный поражением, организовал набег на Рязанское княжество и вновь разорил его. Ордынский правитель стал готовить новый большой поход, мечтая повторить нашествие Батыя («как при Батые было»). Он стремился восстановить власть Орды над Русью, возобновить поступление дани, подорвать растущее могущество Москвы.

Мамай собрал воинов со всей Орды, нанял в итальянских колониях, существовавших тогда в Крыму, тяжело вооруженных пехотинцев. Со своим войском он двинулся на Русь и остановился в августе 1380 г. у ее границ в верховьях Дона, поджидая полки своего союзника – великого князя литовского Ягайлы Ольгердовича.

Готовилась и Русь. Помимо московских дружин, в войске Дмитрия Ивановича были полки из многих земель Северо-Восточной Руси, пришли отряды из западнорусских земель во главе с братьями Ягайлы. Князь повел свое войско к Коломне, из нее – к Лопасне левым берегом Оки, затем на юг от нее, к Дону, у впадения в него реки Неп- рядвы. В русской армии были не только «князья русские», «воеводы», бояре, дружинники, но и «все люди», «народ», т. е. крестьяне, горожане.

Русские переправились через Дон в ночь на 8 сентября 1380 г. Здесь, у устья Непрядвы, на обширном Куликовом поле, всхолмленном, пересеченном оврагами и речными долинами, утром началась кровопролитная битва. В центре русских войск стоял большой полк, на флангах – полки правой и левой руки, впереди – передовой полк, позади – запасной, на восточной окраине, в зеленой дубраве за рекой Смолкой, – засадный полк. Мамай в центре поставил пехоту, на флангах – конницу.Вооружение дружинника времен Дмитрия Донского.

По преданию, сигналом к сражению стал поединок Пересвета и Че- лубея, русского и ордынского богатырей, погибших в схватке. Ордынские силы обрушили страшный удар на передовой полк, полностью его уничтожили, но и сами потеряли много воинов. Затем ордынцы набросились на большой полк и прорвались к стягу великого князя. На помощь пришли брянские, владимирские и суздальские дружины. Большой полк устоял. «И была брань крепкая, и сеча злая, и лилась кровь, как вода, и падало мертвых бесчисленное множество от обеих сторон, от татарской и русской. Не только оружием убивали, но и под конскими ногами умирали, от тесноты великой задыхались, потому что не могло вместиться на поле Куликовом, между Доном и Ме- чой, такого множества сошедшихся сил».

Ордынцам не удалось сломить и правый фланг русских. Мамай перенес удар на левый их фланг. Сюда смерчем налетели конные ордынские полки, и русские начали медленно отступать. Враг рвался вперед, отбросил и резервный полк, начал обходить большой полк.

Наступил критический момент сражения, и тут в бой неожиданно для ордынцев вступил засадный полк во главе с князем Владимиром Андреевичем и Дмитрием Михайловичем Боброком. По призыву Боброка: «Час прииде и время приближеся! Дерзайте, братья и други!» – свежая русская конница, вихрем вырвавшись из дубравы, обрушила удар на врага во фланг и тыл. Он был настолько стремителен и страшен, что ордынцев, смятых и разгромленных, охватила паника. Их конница бросилась бежать, смяв свою же пехоту, и устремилась к Красному холму, где находилась ставка Мамая.

Началось общее бегство. Войско Мамая перестало существовать, а сам он бежал в Крым и там погиб.

Победа Дмитрия Ивановича над Золотой Ордой вдохнула новые силы и надежды в сердца русских людей, поразила воображение современников и потомков. «По Русской земле, – ликует автор «Задонщины» – повести XIV в. о Куликовской битве, – распространилось веселие и отвага, и вознеслась слава русская...» Москва показала себя политическим лидером Руси, а ее князь, прозванный Донским,– вождем национального значения. Русский народ, воодушевленный великой целью, нанес удар огромной силы тем, кто хотел повторить «Батыев погром».

Правда, два года спустя Тохтамыш, новый хан Золотой Орды, неожиданно пришел на Русь, ослабленную потерями на Куликовом поле. Он подошел к Москве, обманом захватил и сжег город. Русь вынуждена была возобновить уплату дани Орде. Однако это не могло свести на нет все результаты Куликовской битвы. Объединение русских земель продолжалось.

Дмитрий Иванович многое сделал для Руси. С мальчишеского возраста и до конца дней своих он непрерывно в походах, заботах, хлопотах. Приходилось ему бороться и с Ордой, и с Литвой, и с русскими соперниками. Улаживал князь и церковные дела: он пытался, правда, неудачно, сделать митрополитом своего ставленника, священника Митяя (Михаила).

Полная забот и треволнений жизнь не стала долговечной для князя; он прожил неполных четыре десятка лет. Но, заканчивая свой недолгий земной путь, Дмитрий Донской оставил сильно окрепшую Русь, заветы на будущее. Умирая, он передал, не спрашивая согласия хана Тохта- мыша, своему сыну Василию (1389–1425) владимирское великое княжение как свою вотчину и выразил надежду, что «Бог переменит Орду», т. е. освободит Русь от ига.

Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. Заметную роль, причем не только в церковно-духовных, но и в политических событиях на Руси времени Дмитрия Донского, играли церковные пастыри. Они немало способствовали усилению Москвы, собиранию русских земель, укреплению авторитета власти великого князя. Наставник князя Дмитрия московского, фактический правитель Москвы в годы его малолетства, митрополит Алексей происходил из рода черниговских бояр, переселившихся в Москву. Родился он в конце XIII или в начале XIV в., в 20-летнем возрасте стал монахом, а 1352 г. – епископом владимирским, а в 1354 г. – митрополитом всея Руси. Его недю-

Кольчуга, найденная на Куликовом поле. жинный ум и широкое образование, твердость характера и энергия объясняют то большое влияние, которое он приобрел не только в правящих кругах, но и по всей Руси. Тому же способствовали благочестие и строгость в личной жизни. Умирая в 1378 г., митрополит Алексей хотел видеть своим преемником игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского, самого почитаемого подвижника Русской православной церкви.

Родился Варфоломей (так звали Сергия до принятия монашества) в 1314 г. (по другой версии – в 1322 г.) в семье ростовских бояр. При Иване Калите родители Варфоломея, обнищавшие от ордынских поборов и ратей, переехали в глухие леса к северу от Москвы – в городок Радонеж. После их кончины сын ушел в Хотьково-Покровс- кий монастырь. Некоторое время спустя вместе со Стефаном, старшим братом и монахом этого монастыря, он основал пустынь (монастырь). Братья построили там церковь Святой Троицы, на месте нынешнего соборного храма Святой Троицы Троице-Сергиева монастыря. Приняв здесь иночество в 1337 г., Сергий Радонежский стал игуменом новой обители. Его смирение и трудолюбие, большое нравственное влияние прославили Троицкий монастырь, в котором он установил строгие порядки согласно общежительному уставу. Эти порядки стали образцом для многих других обителей. Сам Сергий основал несколько монастырей, его ученики – до 40 обителей.

Сергий снискал огромный авторитет на Руси. «Тихими и кроткими словами» он укрощал распри, примирял князей, добивался их подчинения великому князю Дмитрию Ивановичу. Он же, по преданию, благословлял Дмитрия Донского на решительную борьбу с Ордой. По просьбе московского правителя Сергий скрепил его духовную грамоту (завещание) в 1389 г. Но стать митрополитом он решительно отказался, не желая возвышаться над другими людьми.

ДОКУМЕНТЫ

Духовная грамота московского князя Ивана Калиты. Около 1339 г.

Завещаю сыновьям своим отчину свою Москву, а раздел учинить им такой. Дал я сыну старшему Семену: Можайск со всеми волостями, Коломну со всеми Коломенскими волостями, Городенку, Мезыню, Песочную и Середокоротну, Похряне, Устьмерску, Брошевую, Гвоздну, Ивани деревни, Маковец, Левичин, Скульнев, Канев, Гжель, Горетову, Горки, село Астафьевское, село на Северске в Похрянском уезде, село Константиновское, село Орининское, село Островское, село Копотенское, сельцо Микулинское, село Малаховское, село Напрудское у города...

Даю сыну моему Ивану: Звенигород, Кремичну, Рузу, Фо- минское, Суходол, Великую слободу, Замошскую слободу, Угож, Ростовцы, Окатьеву слободку, Скирминовское, Трост- ну, Негучу; а села: Рюховское, село в Замошской слободе, село Семчинское...

Я дал сыну моему Андрею: Лопасню, Северскую, Наруниж- ское, Серпухов, Нивну, Темну, Голичихи, Щитов, Пере- мышль, Ростовец, Тухачев; а села: село Талежское, село Серпуховское, село Колбасинское, село Нарское, село Пере- мышльское, село Битяговское, село Труфоновское, село Яси- новское, село Коломенское, село Ногатинское...

А княгине моей с меньшими детьми даю: Сурожик, Муш- кину гору, Радонежское, Бели, Ворю, Черноголовль, на Воре слободку Софроновскую, Вохну, Дейково, Раменье, Да- нилищеву слободку, Машев, Сельну, Гуслицу, Раменье, что было за княгинею; а села: Михайловское, Луцинское, село у озера, село Родонежское, Дейгунинское, Тыловское, Рогож, Протасьевское, Аристовское, Лопастьнское, Михайловское на Яузе, 2 села Коломенских.

В перечислении владений Ивана Калиты выделите наиболее значительные и соотнесите их с картой на вклейке....Великий же князь пришел к реке Дону за два дня до Рождества Святой Богородицы... Пришли они к Дону, стали тут и много раздумывали. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон», а другие сказали: «Не ходи, так как умножились враги наши, не только татары, но и Литва, и рязанцы...» [Дмитрий] сказал брату своему и всем князьям и воеводам великим: «Подошло, братья, время битвы нашей...» И велел мосты мостить и о бродах разузнавать в ту ночь. На следующий день, в субботу рано, 8 сентября, в самый праздник, во время восхода солнца была тьма великая по всей земле, мгла, не было света от утра до третьего часа... Князь же великий приготовил свои полки великие, и все его князья русские свои полки подготовили, и великие его воеводы оделись в одежды праздничные, и случайности смертельные уничтожились... Когда князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Не- прядвы Господь Бог один вел его...

И было это в шестой час дня, начали появляться поганые... И тут приготовились татарские полки против христиан, и встретились полки; и, великие силы увидав, пошли, и гудела земля, горы и холмы тряслись от множества воинов бесчисленных... Когда бились они с шестого часа до девятого, пролилась, как дождевая туча, кровь обоих – русских сыновей и поганых... А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его...» И сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к орде... И гнали их до речки Мечи...

§ 23. Образование единого государства – России. Иван III

Наследники Дмитрия Донского.

При Василии I Дмитриевиче к московским владениям было присоединено Нижегородское княжество, «Малая Пермь» – земли по реке Вычегде, населенные коми. В 90-е гг. XIV в. на некоторое время присоединили Двинскую землю, принадлежавшую Новгороду Великому.

Внешнеполитическое положение Руси оставалось сложным. В 1395 г. Тимур {Тамерлан), властитель Средней Азии, разгромив хана Тохтамыша, подошел с юга к русским землям. Василий I с войском стал на Оке, но Тимур, разгромив город Елец, ушел восвояси.

Литовцы в том же году захватили Смоленск, разорили Рязанское княжество. Витовт, великий князь литовский, заключив союз с Ливонским орденом, планировал поход с целью захвата Новгорода и Пскова. В начале XV столетия он же организовал новый поход на Смоленск (его жители в 1401 г. восстали, перебили наместников из Литвы и своих бояр-предателей), на Псков, захватил Вязьму.

В 1408 г. Русь подверглась новому большому нашествию. Правитель Орды Едигей разгромил многие города, но Москву взять не смог. Он получил денежный откуп и ушел в Орду, где вскоре началась новая «замятия».

В Орде нарастали признаки политического распада, на Руси, наоборот,– политического объединения вокруг Москвы. Этому не могли помешать ни противодействие князей-соперников из других княжеств, ни борьба за власть среди членов московской правящей династии.

Кончина Василия I сделала великим князем московско-владимирским его сына Василия II (1425–1462). Но на престол заявил притязания его дядя Юрий Дмитриевич, князь звенигородско-галицкий. Борьба за московский престол, принявшая характер военных действий и длившаяся более четверти столетия, протекала с переменным успехом. Поначалу верх одержал Василий II, и Юрий отказался от своих притязаний. Но позже Юрий дважды захватывал Москву, изгонял из нее племянника (1433 и 1434 гг.). В 1434 г. Юрий умер, имея титул великого князя владимирского, и Василий II вернулся в Москву. Но борьбу продолжил сын Юрия Василий Косой. Его отряды действовали в Вятке и Устюге Великом, Вологде и Костроме. Однако около Ростова Василия Юрьевича разбили московские воеводы. Василия взяли в плен, ослепили и заточили в тюрьму, однако его место занял брат – Дмитрий Шемяка (прозвище происходит от слова «шеемяка», т. е. драчун).

Феодальная война, в которой Василий II стал олицетворением объединительных стремлений русских людей, а его соперники – символом децентрализации, осложнялась другими заботами. Пришлось отбивать попытки папы римского подчинить Русь своему влиянию, проведя унию православной и католической церквей. На соборе в Ферраре и Флоренции (1438–1439) митрополит всея Руси Исидор, грек по происхождению, согласился на унию. Но в Москве ее отвергли, Исидор, посаженный в тюрьму, вскоре бежал. Собор русских священнослужителей избрал в 1448 г. вместо него нового митрополита – Иону; русская церковь стала с этого времени автокефальной (независимой от константинопольского патриарха). Возобновились татарские набеги. Хан Улу-Мухам- мед, изгнанный из Сарая, осел на Средней Волге. Он не давал покоя пограничным областям Руси, доходил до окрестностей Москвы. В 1445 г. его сыновья нанесли сильное поражение под Суздалем русскому войску, сам Василий II попал в плен. Его отпустили за огромный выкуп, который собирали по всей стране. Авторитет Василия сильно упал, и, пользуясь этим, Шемяка, договорившись с московскими боярами и горожанами, захватил столицу. Василия II схватили, ослепили и отправили в ссылку; с тех пор его называли Темным. Дмитрий Шемяка, став великим князем, проявил себя как слабый правитель. Он восстановил самостоятельность Суздальско-Нижегородского княжества, раздавал привилегии, льготы крупным землевладельцам, увеличил налоги, истощал казну, при нем процветало взяточничество в суде (недаром сохранилось выражение «Шемякин суд»).

Нарастало всеобщее недовольство, и Шемяку изгнали из Москвы, куда вернулся Василий Васильевич. В 1453 г. Дмитрий Юрьевич умер в Новгороде, по слухам, отравленный агентами московского правителя.

Иван III. Объединение русских земель вокруг Москвы.

После кончины Василия II Темного в 1462 г. на престол вступил его сын и соправитель Иван III Васильевич (1462–1505). К тому времени ему было 22 года. Он продолжил политику своего родителя, прежде всего в делах объединения земель Руси вокруг Москвы и борьбы с Ордой. Человек осторожный, расчетливый, он медленно, но верно проводил свой курс на покорение оставшихся независимыми княжеств, подчинение своей власти разных владетелей, возвращение русских земель, захваченных Литвой.

В отличие от своих предшественников Иван III непосредственно не возглавлял войска на полях сражений, а осуществлял общее стратегическое руководство их действиями, обеспечивал полки всем необходимым. И это давало очень неплохие результаты. Несмотря на кажущуюся медлительность, он, когда нужно, проявлял решительность и железную волю.

Споры вокруг имени Ивана III начались еще при его жизни. Находились люди из церковных и придворных кругов, недовольные его подчас крутой политикой по отношению к монастырям (одно время князь хотел отобрать у них земли) или некоторым боярам, которые критиковали его, называли правителем нерешительным, даже трусливым (например, во время столкновения с Ордой в 1480 г.). Споры эти продолжили историки последующих времен. При всем том жизнь Ивана III (а судьба отмерила ему более шести десятков лет) была наполнена бурными и важными событиями, имевшими исключительное значение для истории Отечества.

Уже в конце правления Василия II Москва начала стеснять независимость Господина Великого Новгорода – его внешние сношения были поставлены под контроль московского правительства. Но новгородские бояре во главе с Марфой Борецкой (Марфой Посадницей), вдовой посадника Исаака Борецкого, стремились сохранить самостоятельность республики. Они вели переговоры с Литвой. Иван III и московские власти расценили это как политическую и религиозную измену. Поход на Новгород московского войска, разгром новгородцев на реке Шелони в 1471 г. и в Двинской земле привели к включению обширных земель республики в число московских владений. Окончательно этот акт был закреплен во время похода на Новгород в 1477–1478 гг. В 1472 г. частью единого государства стала «Великая Пермь» (верховья Камы), в 1489 г.– земли на реке Оби и Вятка (Хлынов).

Присоединение новгородских земель предопределило судьбу Тверского княжества. Его теперь со всех сторон окружили московские владения.

Увоз вечевого колокола из Новгорода. Миниатюра из летописи.В 1485 г. войска Ивана III вошли в пределы Тверской земли, князь Михаил Борисович бежал в Литву. Тверичи целовали крест князю Ивану Ивановичу Молодому, сыну Ивана III и Марии Борисовны (сестры последнего тверского князя). Он получил от отца Тверь в удельное владение. В том же году Иван III принял официальный титул «великий князь всея Руси». Так рождалось единое Русское государство, а в источниках того времени впервые появляется название «Россия». Гербом государства стал заимствованный из Священной Римской (Германской) империи двуглавый орел.

Позже, уже при Василии III, сыне Ивана III, были присоединены земли Псковской республики (1510). Этот акт носил формальный характер, так как фактически Псков был под контролем Москвы с 1460-х гг. В 1514 г. в состав России включили Смоленск с его землями, еще позднее – Рязанское княжество (1521), тоже фактически потерявшее самостоятельность еще в конце XV столетия. Так сложилась территория единого Русского государства.

Правда, внутри государства еще долгое время существовали удельные княжества братьев, а затем сыновей Ивана III. Но великие князья последовательно ограничивали их права (запрет чеканки своей монеты, сокращение судебных прав и др.), при первой возможности прибирали эти земли в свои руки.

Создание новой системы управления. Москва шла по пути централизации во всех делах. Иван III и его сын Василий III заставили платить налоги в казну частновладельческих крестьян наравне с черносошными (государственными) и дворцовыми, ограничивали привилегии бояр, иерархов, монастырей в судебных и податных делах.

Судебник 1497 г. – первый кодекс законов единой России – закрепил единое устройство и управление в государстве. Высшим учреждением была Боярская дума – совет при великом князе; ее члены управляли отдельными отраслями государственного хозяйства, исполняли обязанности воевод в полках, наместников в городах. Волостели из числа «вольных людей» осуществляли власть в сельских местностях – волостях. Появляются первые приказы – органы центрального управления, их возглавляли бояре или дьяки, которым великий князь «приказывал» ведать те или иные дела.

Судебник впервые в общегосударственном масштабе ввел правило, ограничивавшее выход крестьян; их переход от одного владельца к другому теперь разрешали только один раз в году в течение недели до и недели после Юрьева дня осеннего (26 ноября), после окончания полевых работ. Кроме того, выходцев обязали платить владельцу пожилое – деньги за «двор» – хозяйственные постройки.

Судебник ставил под контроль центра местное управление в лице кормленщиков. Вместо дружин создается единая военная организация – московское войско, основу которого составляли дворяне-помещики. Они по требованию великого князя должны были являться на службу с вооруженными людьми из своих холопов или крестьян, в зависимости от величины поместья («конно, людно и оруж- но»). Число помещиков при Иване III сильно выросло за счет холопов, послужильцев и иных, которым раздавали земли, конфискованные у новгородских и прочих бояр, у князей из присоединенных областей.

Свержение ига Орды.

Наряду с объединением земель Руси, правительство Ивана III решило и другую задачу общенационального значения – освобождения от ордынского ига.

XV столетие стало временем заката Золотой Орды. Внутреннее ослабление, междоусобицы привели к отделению от нее ряда ханств: Казанского, Астраханского, Сибирского, Узбекского, Крымского, Ногайской Орды. Остатки Золотой Орды теперь называли Большой Ордой. Это было все еще сильное государство, которое требовало от Руси выплаты дани, совершало набеги на нее.

Иван III прекратил выплату дани Большой Орде. Ее правитель хан Ахмед (Ахмат) в 1480 г. повел большое войско на Русь. Он подошел к Оке в районе впадения в нее реки Угры, около Калуги, ожидая помощи от своего союзника великого князя литовского, бывшего одновременно и польским королем, Казимира IV Ягайловича. Но союзник Ивана III крымский хан напал на Великое княжество Литовское, и Ахмед так и не дождался помощи.

У устья Угры осенью 1480 г. разыгрались многодневные сражения. Попытки ханской конницы перейти реку русские ратники отбили огнем из пушек, пищалей, стрельбой из луков. После ожесточенных схваток, потеряв большое число воинов, Ахмед бежал от Угры в степи. Ему стало известно, что его владения в Орде подверглись нападению и погрому – туда по Волге приплыла русская рать. Вскоре Ахмед погиб.

Русь сбросила окончательно ненавистное иго, терзавшее ее народ около двух с половиной столетий.

Россия стала в полном смысле независимым, сильным государством, и Иван III с гордостью мог заявить иноземным послам: «Мы Божиею милостию государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а постав- ление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы».

При московском дворе утверждается пышный церемониал по византийскому образцу. Этому способствовала женитьба Ивана III на Софье Палеолог, племяннице последнего императора Византии, павшей под ударами турок в 1453 г.

Войны с Литвой и Ливонским орденом. Русское многонациональное государство. Возросшая сила Руси позволила ее политикам поставить на повестку дня возвращение русских земель, утерянных в бурях иноземных нашествий и ордынского владычества. Уже с конца 1480-х гг. начинаются «наезды» русских отрядов на пограничье Литвы – земли бывших Смоленского, Черниговского, Полоцкого и других княжеств. На службу к Москве переходят князья воротынские, белевские и иные из так называемых Верховских княжеств (в верховьях Оки), находившихся в зависимости от великого князя литовского. По договору 1494 г. к России отошла Вязьма. А во время русско-литовской войны 1500–1503 гг. московские войска освободили многие

города по реке Десне. Полки князя Даниила Щени, выдающегося русского полководца той поры, наголову разгромили на реке Ведроши войска литовского гетмана (главнокомандующего) князя Константина Острожс- кого (14 июля 1500 г.).

На стороне великого князя литовского Александра Казимировича, зятя Ивана III (он был женат на его дочери Елене, но это не предотвратило войны), выступил Ливонский орден. Но тот же Щеня одержал и здесь блестящую победу – разбил ливонцев при Гельмете под Дерптом в 1501 г.

По договору с Литвой 1503 г. к России перешли земли по Десне и Сожу, в верховьях Днепра и Западной Двины с Черниговом, Новгород-Северским, Стародубом, Гомелем, Брянском и т. д. Несколько лет спустя Александр Казимирович начал новую войну (1507–1508) против Москвы в союзе с Ливонией и Крымом. Но он не добился успеха и вынужден был признать прежние приобретения России.

Нападения союзника Литвы, крымского хана, на русские земли стали предлогом для новых походов Василия III на запад (1512–1514). В результате их московские полки овладели Смоленском.

Русские люди могли гордиться тем, что было сделано в славные десятилетия конца XV и начала XVI столетия. Автор XVI в. так отразил чувства своих современников: «Наша великая Русская земля освободилась от ига... и начала обновляться, как будто перешла от зимы к тихой весне. Она снова достигла своего древнего величества, благочестия и спокойствия, как при первом князе Владимире».

Процесс объединения земель, образование единого государства способствовали консолидации русских людей, началу складывания великорусской народности. Ее территориальной базой были земли Владимиро-Суздальского княжества, населенные некогда вятичами и кривичами, и Новгородско-Псковская земля, где жили новгородские слове- не и кривичи. Рост экономических и политических связей, общие задачи в борьбе за национальную независимость с Ордой, Литвой и другими противниками, исторические традиции, идущие из времен домонгольской Руси, стремление к единству стали движущими факторами их объединения в рамках одной народности – великорусской. В то же время начинается отделение от нее других частей бывшей единой древнерусской народности. На западе и юго-западе в результате ордынских нашествий и захватов литовских, польских, венгерских правителей шло формирование украинской (малороссийской) и белорусской народностей.

В составе России с момента ее зарождения, помимо русских, жили и другие народности. Некоторые из них входили еще в состав Древней Руси. Таковы угро-финские племена (меря, мещера, корелы, чудь, ижора и др.). На Крайнем Севере обитали коми-зыряне, коми-пермяки, ненцы (самоеды) и др.

В XIV–XV вв. все северные народы стали подданными Москвы, и туда устремились ее купцы, промышленные люди. Добытые ими меха расходились по Руси и по окрестным странам. В Перми проповедовал среди коми учение Христа Стефан Пермский, осевший в Усть-Выми. Она стала центром Пермской епархии, которую он и возглавил (1383). Стефан создал для коми специальную азбуку. Епархия была своего рода полунезависимым вассалом Москвы. Ее владыки заняли богатые и обширные земли по Вычегде.

Во время похода 1483 г. воеводы Ивана III пришли в «Югру на Обь великую реку». Они разбили на реке Пелы- ме местного князя Асыку, затем князей югорских на Оби. Поход 1499–1500 гг. воеводы князя Семена Курбского привел к присоединению Югры, расположенной в Западной Сибири, к России.

«Стояние на Угре». Гибель хана Ахмата. Из летописи

В том же году [1480] пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет со всею Ордою [на Русскую землю]...Князь же великий [Иван III Васильевич] послал своего сына [князя Ивана] и брата [князя Андрея] и воевод со всеми войсками на Угру. И придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы... Царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле, мимо Мценска и Любутска и Одоева и, придя, остановился у Воротынска... Ахмат пришел к Угре со всем войском, желая перейти реку. И пришли татары, и начали стрелять в наших, а наши в них... И отбили татар от берега, и много дней они подступали и не могли перейти реку, и стояли, ожидая, когда замерзнет река... Когда же река замерзла, князь великий велел сыну своему, великому князю Ивану, и брату своему, князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами прийти к нему к Кременцу, боясь татарского нашествия, чтобы, соединившись вместе, бороться с врагом. В граде же Москве все были в страхе. Когда наши отступили от берега, тогда татары, одержимые страхом, побежали, думая, что русские пускают их на другой берег, желая с ними биться... Князь же великий с сыном и с братьями, и со всеми воеводами пошел к Боровску, говоря, что там учинит с ними бой.

Царь [Ахмат] убежал в Орду, и пришел на него ногайский царь Ивак и Орду взял и его убил...

На основании документа и текста параграфа оцените справедливость традиционного названия событий на Угре – «стояние».

Судебник 1497 г.

57. О христианском отказе. А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в ле- сех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да поидеть прочь, и он платит четверть двора, а два года поживеть да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре годы поживет, и он весь двор платит.

§ 24. Культура и быт XIV–XV вв.

Развитие культуры обусловлено главными моментами, характерными для данной эпохи: раздробленностью и ордынским игом. С первым из них связано появление многих местных центров культуры, известное «сужение горизонта» в сравнении с культурой предшествующего времени, со вторым – страшный урон культурным ценностям, упадок культуры и затем ее возрождение в эпоху национального подъема – во времена Куликовской битвы и образования единой России.

Фольклор.

Устное народное творчество – былины и песни, пословицы и поговорки, сказки и заговоры, обрядовая и иная поэзия – отразило представления русских людей о своем прошлом, об окружающем мире. Былины о Василии Буслаеве и Садко воспевают Новгород с его бурной городской жизнью, торговыми караванами, плывущими в заморские страны.

Именно в эти столетия окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, об Илье Муромце и других богатырях земли Русской. В былинах, кроме фактов древнерусской истории, отражаются и более поздние события, связанные с ордынским нашествием и игом: битва на Калке, победа на поле Куликовом, освобождение от ига Орды.

Фольклорные черты имеют многие произведения литературы – сказания, например, о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и о Евпатии Коловрате, о защитнике Смоленска Меркурии, «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».

Историческая песня о Щелкане Дудентьевиче рассказывает о восстании тверичей против Чол-хана и его отряда: «И бысть между ими бой. Татарове же, надеющися на самовластие, начаша сечи. И абие стекашася человеци и смятошася людие, и удариша в колоколы и сташа вечи- ем. И поворотися весь град, и весь народ том часе собра- шася, и бысть в них замятия. И кликнуша тверичи и начаша избивати татар...» В песне, с одной стороны, довольно точно изображен ход восстания 1327 г., а с другой – игнорируется тот факт, что татары в конце концов отомстили тверичам. Составители песни, не принимая это обстоятельство во внимание, исходя из правоты народа, утверждают иное: «Ни на ком не взыскалося».

Литература. Историческая мысль.

В литературе большое место заняли героическая и «житийная», или биографическая, темы. В ряде воинских повестей рассказано о нашествии монголо-татар, борьбе с ними. Защита родной земли, бесстрашие в борьбе с ее врагами, захватчиками,– постоянный их мотив: «Лутче нам смертию живота купи- ти, нежели в поганой воле быти».

Возвышенную и патриотическую повесть об Александре Невском написал, по предположению ученых, его дружинник. Он воспевает «мужество и житие» своего героя – «великого князя нашего и умного, и кроткого, и смышленого, и храброго», «непобедимого николи же», – описывает битвы, выигранные «многомысленным» полководцем, его поездку в Орду и кончину.

Позднее на основе этой повести создано «Житие святого Александра Невского». Его герой изображен идеальным правителем, подобным библейским и римским героям: лицом подобен Иосифу, силой – Самсону, премудростью – Соломону, храбростью – римскому императору Веспасиану.

Под влиянием «Жития святого Александра Невского» подверглось переделке «Житие святого Довмонта», псковского князя XIII в., победителя литовских князей и ливонских рыцарей. Краткое и сухое первоначальное житие превратилось в пространное, наполненное возвышенными и живописными описаниями подвигов псковского героя повествование.

Другие повести и жития посвящены князьям, погибшим в Орде: ростовскому князю Васильку Константиновичу, черниговскому князю Михаилу Всеволодовичу, тверским князьям Михаилу Ярославичу и Александру Михайловичу и др. Все они представлены как неустрашимые защитники христианской веры, т. е. своей земли, народа.

Во второй половине XIV – начале XV в. появилось значительное число произведений о борьбе с Ордой – Куликовской битве («Задонщина», летописные повести, «Сказание о Мамаевом побоище»), Тохтамышевом разорении 1382 г., «приходе» на Русь Тамерлана, нашествии Едигея.

Особое место среди этих памятников занимает «Задонщина». Ее автор, Софоний Рязанец, рассматривает события 1380 г. как прямое продолжение борьбы Киевской Руси со степными хищниками-кочевниками. Недаром образец для него – «Слово о полку Игореве», которое повествует о походе Игоря Святославича на половцев в 1185 г. Победа на Куликовом поле – возмездие за поражение на Калке. Из «Слова о полку Игореве» Софоний заимствует образы, литературный стиль, отдельные обороты, выражения.

Высокие образцы народно-поэтической речи дают и другие произведения. Таков лирический плач «Повести о разорении Москвы ханом Тохтамышем»: «Кто бо не воспла- чется таковыя погыбели славного града сего». В разоренной столице, продолжает автор, царили «плач и рыдание, и вопль мног, и слезы, и крик неутешимый, и стенание многое, и печаль горькая, и скорбь неутешимая, беда нестерпимая, нужа ужасная, и горесть смертная, страх, ужас и трепет».

В житиях митрополитов Петра и Алексея прославляется деятельность этих сторонников Москвы. Они полны описаний подвигов и чудес, связанных с их именами.

Ведущее место в литературе и исторической мысли занимали летописи. После перерыва, вызванного Батыевым нашествием, летописное дело возобновляется более или менее быстро при дворах князей, митрополитов и епископов. Летописи велись уже в 40-е гг. XIII в. в Ростове Великом, Рязани, затем во Владимире (с 1250 г.), Твери (с конца XIII в.). Продолжалось летописание в Новгороде и Пскове.

Во всех летописях отразились местные интересы, взгляды князей и бояр, церковных иерархов; иногда – взгляды простых, «меньших» людей. Таковы, например, записи одной из новгородских летописей о мятеже середины XIII в.:

И рекоша меншии у святаго Николы (церкви Николы Чудотворца. – В. Б.) на вечи: «Братье! Ци како речеть князь: «Выдайте мои ворогы!» И целоваша Святую Бого- родицю (икону Богоматери. – В. Б.) меншии, – како стати всем, либо живот (жизнь. – В. Б.), либо смерть за правду новгородскую, за свою отчину. И бысть в вятших (богатых, знатных. – В. Б.) совет зол, – како победити меншии, а князя ввести на своей воли».

Речь идет о восстании, в ходе которого новгородцы разделились надвое – «меньшие» (бедные) против «больших» (богатых); если первые противостояли вторым и князю, то вторые стремились «победити» первых, а князя держать «в своей воле». Характерно, что «за правду новгородскую, за свою отчину», т. е. за интересы Новгородской земли, стоят, по этой записи, именно «меньшие», а не «большие» люди.

Составление летописей и других сочинений, переписка рукописей переживают подъем со второй половины XIV в. Постепенно ведущее место переходит к Москве. В самой столице, ее монастырях (Симонов, Андроников и др.)» Тро- ице-Сергиевой обители в это и более позднее время переписывается большое число рукописей духовного и светского содержания (Евангелия, летописи, жития святых, слова, поучения и др.).

В московских летописных сводах конца XIV–XV в. проводятся идеи единства Руси, сохранения в Москве киевского и владимирского наследия, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и борьбе с Ордой. Изложение мировой истории, с включением и русской, дается в «Русском хронографе».

Свои летописи вели в Твери, Нижнем Новгороде, Рязани и других центрах. Все они, как и московские памятники, начинают изложение с «Повести временных лет». Тем самым они подчеркивают преемственную связь с древнерусской книжностью. В подавляющем большинстве летописей, помимо отражения своих, местных забот и интересов, звучат общерусские мотивы, используются записи из других, «не своих» летописных центров. Естественно, что тверской летописец исходит из того, что именно его город, земля могут и должны возглавить Русь, собирающую воедино свои земли. Так же думали и другие летописцы.

Летописям придавали большое значение в обосновании исторических прав тех или иных князей, политических центров. Недаром Иван III, отправляясь в поход против Новгорода в 1471 г., взял с собой дьяка, умевшего читать старые летописи. Он должен был обосновать с их помощью права своего государя на новгородские земли как вотчину его предков, великих князей киевских.

Зодчество, живопись. Андрей Рублев. Возведение деревянных построек – изб и хором, часовен и церквей – возобновилось после монголо-татарского нашествия довольно быстро. Ведь жизнь требовала жилья и храма, хотя бы и самого скромного. Первые новые каменные здания появляются в конце XIII в. В XIV–XV вв. их число намного увеличивается. До нашего времени сохранились церкви Николы на Липне под Новгородом (1292), Федора Страти- лата на Ручью (1360), Спаса на Ильине улице (1374) и других в самом Новгороде.

В городах и монастырях строят каменные стены, другие крепостные сооружения. Таковы каменные крепости в Изборске, Орешке и Яме, Копорье и Порхове, Московский Кремль и т. д. В Новгороде Великом в XV в. построили комплекс зданий Софийского дома – резиденции архиепископа (Грановитая палата, часозвоня, дворец владыки Евфимия), боярские палаты.

Церкви и соборы обычно расписывали фресками, в алтарях и на стенах развешивали иконы. В летописях иногда приводятся имена мастеров. В одном из московских летописных сводов, к примеру, записано, что Архангельский собор (1344) расписывали «русскыя писцы... в них же бе старейшины и начальници иконописцем – Захарья, Иосиф, Николае и прочая дружина их».

Среди мастеров, работавших в Новгороде, особенно прославился Феофан Грек, или Гречин, приехавший из Византии. Его фрески в церкви Спаса на Ильине улице поражают величественностью, монументальностью и большой экспрессией в изображении библейских сюжетов. Работал он и в Москве. Епифаний Премудрый, составитель житий святых, величал Феофана «преславным мудрецом», «философом зело хитрым», «изографом нарочитым и живописцем изящным в иконописцах». Он пишет, что мастер работал в свободной, легкой манере: стоя в церкви на подмостках и накладывая краски на стены, он в то же время беседовал со зрителями, стоявшими внизу, а их собиралось всякий раз довольно много.

Высшей степени выразительности, совершенства русская фресковая живопись и иконопись достигли в творчестве гениального Андрея Рублева. Он родился около 1360 г., стал монахом Троице-Сергиева монастыря. Вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца Андрей Рублев расписывал стены Благовещенского собора Московского Кремля, затем, на этот раз в сотрудничестве с другом Даниилом Черным, Успенский собор во Владимире. Позднее Андрей и Даниил работали над фресками и иконами для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В конце жизни мастер трудился в Андрониковом монастыре в Москве, где умер и похоронен около 1430 г.

Творчество Андрея Рублева высоко ценили уже в XV– XVI вв. По словам современников и близких по времени потомков, он «иконописец преизрядный и всех превосходящий в мудрости». Эпоха национального подъема времен Куликовской победы отразилась в творчестве великого художника – мир его образов, идей звал к единению, согласию, гуманности.

Самая известная его работа – икона «Троица». Она полна мягкости и гармоничности, благородной простоты в изображении фигур и прозрачности, нежности красок. Художник отражает характерные черты русской природы и человеческой натуры. Это же присуще и другим иконам и фрескам Андрея Рублева, изображающим Иисуса Христа («Спас»), апостолов, ангелов. Творчество великого художника высоко ценили потомки: о нем упоминают летописи, его иконы дарили влиятельным людям, князьям. Стоглавый собор 1551 г. повелел «писать иконописцам иконы... как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие (известные, прославленные. –В. Б.) иконописцы».

В XV в. на иконах, помимо традиционных сюжетов из Библии, житий святых, все чаще появляются пейзажи (леса и горы, города и монастыри), портреты (например, на иконе «Молящиеся новгородцы» – портреты членов боярской семьи), батальные сцены (например, битва новгородцев с суздальцами на одной из новгородских икон).

Быт. Деревянная в основном Русь часто страдала от пожаров, войн, междоусобиц. Поэтому не сохранились постройки той эпохи. Имеются лишь их изображения на миниатюрах летописей да археологические остатки.

Изба русского человека была деревянной, с такими же полами, с двускатной крышей, тесовой или соломенной. Глинобитная печь (у богатых – из кирпича), стоявшая в избе, топилась по-черному. Под полом вырывали яму для хранения продуктов. Окна делались под потолком – через них выходил печной дым, закрывались они заволоками (заслонками) из дерева.

Бедные селяне и горожане сооружали избу-полуземлянку: вырывали в земле выемку, над ней ставили каркас из дерева, который обмазывали глиной. По сделанным в грунте ступеням спускались вниз, перед входом стояло крыльцо. Печь, глиняная, куполообразная по форме, стояла в углу; топилась она по-черному.

Деревянная «срубная» изба, стоявшая на земле, имела нередко подклеть – нижнее помещение для скота, имущества. Хозяева, более или менее состоятельные, жили наверху – в горнице (на горе, вверху). Еще более богатые имели клети с подклетями – летними неотапливаемыми помещениями, в них жили только летом, хранили вещи. Горницу, имевшую «красные» окна, пропускавшие больше дневного света, звали светлицей. Они имелись у богатых хозяев – обычно для женщин, которые занимались здесь шитьем, вышиванием. В очень богатом доме имелся третий ярус – терем. В верхние ярусы вела наружная лестница.

В домах стояли деревянные столы, скамьи, вдоль стен – лавки; у князей, бояр, в монастырях имелись еще и табуретки, украшенные резьбой, живописью, с подушками; под ноги ставили маленькие скамеечки.

Избы бедняков по вечерам освещали деревянными лучинами. Их вставляли в печную щель. У богатых для лучин имелись металлические светцы. Употребляли и сальные свечи в деревянных или металлических подсвечниках, стоявших на столе.

Простолюдины носили короткие рубашки из домотканого сукна и беленого холста, стянутые по талии поясами, – это было удобно для пахаря, рыболова, ремесленника, занятого тяжелой работой. Зимой они надевали меховую одежду – медвежью шубу (она считалась «простонародной»). Деревенские жители носили лапти из лыка, городские – кожаную обувь.

Во время раскопок находят немало женских украшений: серьги, шейные гривны, бусы (из сердолика, хрусталя), браслеты, перстни, пряжки, пуговицы; мужчины носили пряжки для поясов, пуговицы и цепи.

Больше дошло до нас сведений об одежде богатых людей. Она изображалась на миниатюрах и фресках, перечислялась в княжеских завещаниях. Как правило, эти одежды длинные, до пят, по подолу, у обшлагов и ворота украшены вышивкой, драгоценными каменьями. Довольно много разновидностей этих одеяний имелось у мужчин: шуба, кожух, опашень, однорядка; у женщин: шуба, опашень, летник, кортель, телогрея. Шили их из привозных сукон, бархата, атласа, камки. Украшалась одежда отложными широкими воротниками («ожерелья»), соболями, шитыми по шелку драгоценными камнями, жемчугом.

Даже некоторые монахи были склонны к роскоши: носили «немецкое платие», «с пухом шубы», за что их обличали миряне. А священники жаловались, что молодые люди носят дорогие одежды, драгоценные каменья, красят, как женщины, щеки, носят красные сапоги, шитые шелками, очень тесные – до того, что вынуждены «великую нужу терпети». Под одежду в плечах модники клали деревяшки, чтобы казаться выше ростом. Да «и ина много понуждаються творити неполезна». У женщин и того больше ухищрений: без меры белят и красят лицо, «чернят глаза», выдергивают свои брови, приклеивают другие и «выспрь возводяще», т. е. вверх их выводят. Голову по тогдашней моде делали круглой, манипулируя волосами.

Посуду делали из дерева и глины. Варили пищу в железных и медных котлах. Металлической посудой пользовались преимущественно бояре и князья. Помимо медной и железной посуды, употреблялась оловянная, серебряная и золотая.

Ели прежде всего блюда из ржи, пшеницы, ячменя. Ржаной хлеб потребляли простые люди, пшеничный – богатые. Зерно дробили в больших деревянных ступах (из целого ствола), потом растирали на ручных жерновах; наконец, просеивали через решето. Тесто замешивали на теплой воде («укроп»), пекли на закваске («квас»). Обычные хлебы звали ковригами, получше – пирогами, хлеб круглой формы – калачом. Из пшена (проса) варили кашу, которую ели с медом, из овсяной и гороховой муки – кисели.

Из овощей употребляли капусту в свежем и квашеном виде и морковь, репу и редьку, свеклу и огурцы, лук и чеснок, тыкву и др. Мясо – говядина, свинина, баранина, птица – на столе бедного человека появлялось нечасто; гораздо доступнее была рыба. Из молочных продуктов употребляли масло, молоко, творог (называли его и сыром).

Еду приправляли солью, растительным маслом, которое делали дома (с помощью деревянного жома), укропом, перцем и др. Соль была дорога, на ней наживались купцы, даже князья. Дома изготовляли хлебный квас, пиво, мед (разбавляя его водой, подвергали брожению). Ели яблоки и груши, вишни и сливы, смородину и лесные орехи.

Богатые люди ценили хороших поваров за их «хитрость» – умение приготовить «сладкие сняди», устроить «многоразличные трапезы», продолжавшиеся по нескольку часов. На них пили домашние меды, пиво, «заморские» вина. Подобные пиры устраивали не только знатные, но и простые люди по церковным праздникам, в связи с древними обрядами. Например, в четверг на Страстной неделе (перед Пасхой) устраивали трапезу в память по умершим. Топили баню, в ней вешали полотенца и ставили кушанья. Души умерших («навьи») могли помыться и покушать. Потом ели присутствовавшие, поминали тех, кто ушел в лучший мир.

На Пасху, Петров день, Николин день, храмовые праздники делали складчину – мирской пир. Для него заранее всем миром варили мед и пиво, готовили всякую снедь. В подобной братчине (общем пире) участвовали все жители села, деревни, улицы. Летом пировали под открытым небом, около церкви, зимой – в доме у священника или в мирском помещении.

На столы ставились большие деревянные ковши с пивом и медом; по краям висели маленькие ковшики, которыми и черпали напитки. На пирах заводили пение и пляски под музыку. Подобные «бесовские игрища» нередко осуждались священниками. Так, «Слово о богаче и Лазаре» сообщает о «веселии многом» на пиру у богатого человека, с гуслями и свирелями, песнями и плясками, которые устроили «смехотворны» и «празднословны». Частыми гостями на праздниках были скоморохи.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 3990 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.04 с)...