Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

15 страница. Наряду с вотчиной и поместьем существовали и другие виды фео­дального землевладения — земли, тянувшие к господарскому дворцу



Наряду с вотчиной и поместьем существовали и другие виды фео­дального землевладения — земли, тянувшие к господарскому дворцу, и земли духовных учреждений.

Каждый землевладелец старался получить от господаря жалован­ную грамоту на землю. Однако эти грамоты, как видно из источни­ков, имели силу только при жизни господаря, выдавшего их. Поэтому Стефан Великий (1457 — 1504) подтверждает грамоты своих пред­шественников, в частности Александра Доброго, а также грамоты, ко­торые писались по его собственному указанию.

Обязательственное право получило значительное раз­витие в XVIII в. в связи с расширением товарооборота в стране. До­вольно развитой была практика договорных отношений. Особенно часто встречались договоры купли-продажи, мены, займа, имуществен­ного и личного найма.

Наследственное право было мало разработано. Ряд норм этого права содержался в Уложении Василия Лупу. Вотчина полностью или по частям переходила к ближайшим наследникам землевладельца в зависимости от степени родства с последним, в первую очередь к его детям обоего пола. Сестры наследовали вотчину или ее часть наравне с братьями.

Семейное право. Эта отрасль также не получила детальной раз­работки. Имелись лишь отдельные нормы в Уложении Василия Лупу. В основном брачно-семейные отношения регулировались каноничес­ким правом.

Классовый принцип в области семейного права был выражен очень ярко Так, если феодально зависимая девушка — крестьянка выходи­ла замуж в другое село, то за нее платили выкуп князю — главе общи­ны. В случае женитьбы цыгана одного феодала на цыганке, принад­лежавшей другому крепостнику, дети от их брака распределялись между хозяевами родителей

Уголовное право. Разработке норм уголовного права Уложение Василия Лупу уделяло больше всего внимания (в нем содержалось более 1000 статей, относящихся к этой отрасли права). Законодатель­ство усиливало всеми мерами уголовно-правовую защиту жизни, иму­щества и привилегий феодалов от нараставшей классовой борьбы за­крепощаемого крестьянства и низов городского населения.

Основной принцип феодального права как права-привилегии про­водился в Уложении ярко и откровенно. Нормы уголовного права Уло­жения носили открыто классовый характер, выражая интересы пра­вящего класса молдавских феодалов.

Закон давал понятие преступления, умысла, рецидива, соучастия, подстрекательства, недоносительства, невменяемости, давности, не­обходимой обороны, крайней необходимости и др. Он различал оди­ночное и групповое преступление, указывал на обстоятельства, смяг­чающие ответственность, выделял причинную зависимость между противоправным действием и наступившим результатом.

Система наказаний по Уложению была направлена на усиление уголовной репрессии за действия против господствующего класса. Наказание преследовало цель не только возмездие, но главным обра­зом устрашения. Об этом свидетельствовали такие виды квалифици­рованной смертной казни, как сожжение и погребение заживо, сажание на кол, залитие горла расплавленным металлом, или такие членовредительные наказания, как отсечение руки, носа, языка, ослепле­ние, кастрация.

Характерной чертой системы наказаний по Уложению была их неопределенность, зависимость от воли судьи, особая мягкость нака­зания для представителей господствующего класса при особой жесто­кости наказаний для эксплуатируемых низов. Наказание было тем выше, чем выше по общественному положению был потерпевший и чем ниже преступник. Так, любой боярин, совершивший умышленное убийство, если он знатный, богатый и нужный государству, наказы­вался по воле судьи штрафом на большую сумму денег, в то время как незнатный карался смертной казнью.

Уложение предусматривало ряд преступлений, направленных глав­ным образом против феодально-крепостнического строя. Те, кто по­ведет весь народ или город против судьи, наказываются как совер­шившие преступление против самого господаря. Убийство правителя (судьи), господарских слуг и других феодалов рассматривалось как посягательство на самого господаря. Эта категория преступлений влек­ла за собой самые тяжкие виды наказаний, степень которых зависела исключительно от воли феодального суда. Посягательство на прави­теля наказывалось вначале отсечением руки, привязыванием к хвос­там лошадей и доставкой в таком виде на место казни, где виновный четвертовался.

Уложение знало преступления против финансовых прав государ­ства. За подделку монеты фальшивомонетчику отсекали голову, а за­тем сжигали. Большое внимание уделялось борьбе с преступлениями против земельной собственности: противоправное пользование зем­лями и водами и завладение ими. Виновные в этих преступлениях под­вергались беспощадному избиению и высоким штрафам, а при нали­чии насильственных действий при захвате земли — смертной казни.

Уголовный процесс в феодальной Молдавии носил инквизицион­ный характер. Уложение предусматривало пытки в стадии разбира­тельства дела, но специально оговаривало, что людей именитых, т. е. принадлежащих к классу феодалов, пытать было нельзя.

* * *

Общественный, политический строй и право феодальной Молда­вии были аналогичны этим институтам, сложившимся у других наро­дов нашей страны в соответствующую эпоху. Подобно народам За­кавказья, Молдавия испытала трехвековой турецкий гнет и была ос­вобождена от него русскими войсками.

Глава 12. Государство и право на территории Латвии и Эстонии (XI — XVIII вв.)

§ 1. Возникновение государственности в центральной Прибалтике

Процесс возникновения классового общества у ливов, куршей, земгалов, селов, латгальцев и эстов происходил неравномерно. Факто­ром, способствовавшим экономическому и политическому развитию Прибалтики, являлось общение с русскими княжествами. Некоторые земли были их данниками. Русские князья не вмешивались во внут­ренние дела прибалтийских народов, не навязывали местному населе­нию своего уклада жизни и своей веры. Дань в Прибалтике собира­лась в определенных местах, в так называемых погостах, подобно тому, как это было на Руси. Уплата дани была признаком вассальных отно­шений. Однако многие земли не платили регулярной дани. Русских феодалов и местную знать связывали общие торговые интересы. На­личие торгового пути по Даугаве (Западной Двине) и из Новгорода вдоль южной части Финского залива («путь из варяг в греки») по­ложительно сказывалось на социально-экономическом развитии При­балтики.

В конце XII — начале XIII в. в восточной части Латвии уже су­ществовали государственные образования — Ерсика и Кокнесе, кото­рые находились в вассальной зависимости от Полоцкого княжества. В. Е. Калнынь полагал, что достаточно развитое раннефеодальное об­щество сложилось в Латвии еще в XI в.* «Хроника Ливонии», состав­ленная в начале XIII в. священником Генрихом, повествует о том, что в Прибалтике существовали сеньоры и нобили — знать, выдвинувша­яся из среды разбогатевших общинников.

* См.: Калнынь В. Е. Очерки истории государства и права Латвии в XI—XIX вв. Рига, 1980. С. 9.

В Эстонии в это время сложились племенные союзы во главе со старейшинами. Важные дела решались на народных собраниях. Од­нако со временем вопросы на этих собраниях стали решаться уже не всем свободным населением, а лишь феодализирующейся родоплеменной знатью, сосредоточившей власть в своих руках. Некоторые из ста­рейшин стали уже по существу князьками. Племена объединялись преимущественно для военных целей, экономические связи были еще слабы. Примитивным было и правовое оформление объединений.

В XIII в. немецкие и датские феодалы, воспользовавшись разоб­щенностью местных народов и ослаблением русских княжеств, вторглись в пределы Прибалтики. Римский папа — покровитель крес­тоносцев — провозгласил себя сюзереном прибалтийских земель. За­хват этих земель и учреждение церковной десятины сыграли важней­шую роль в формировании феодальных повинностей. Государствен­но-правовая организация создавалась и развивалась как орудие гос­подства немецких феодалов и римско-католической церкви.

§ 2. Государство и право Ливонии (ХШ — середина XVI в.)

В результате немецко-датского завоевания на территории нынеш­них Латвии и Эстонии образовалась Ливония (по имени одного из местных народов —ливов). Она была объединением клерикально-феодальных государств и городов. Раздробленность Ливонии, отсутст­вие центральной власти объясняются интересами римско-католичес­кой церкви. Последняя могла лучше осуществлять свое господство в малых, раздробленных феодальных владениях. В Ливонии фактичес­ки не было верховного сеньора (сюзерена). Каждый из крупных сюзе­ренов или ландесгерров имел свое войско и выступал самостоятельно во внешнеполитических отношениях, имел высшую судебную власть в пределах своих владений, право на чеканку своей монеты. Ландесгерры, отдавая часть земель в лен своим вассалам, образовали иерар­хическую структуру землевладения. Сложность вассальных отноше­ний усугубляла неопределенность границ отдельных владений.

Взаимоотношения ливонских властей между собой и с иностран­ными государствами базировались преимущественно на принципах «кулачного права». Формально-юридическая зависимость не всегда закреплялась в правовых актах. Всеобщий ландтаг Ливонии объеди­нил шесть феодальных государств, входивших в нее: Ливонский ор­ден, датские владения в Северной Эстонии, земли Рижского архие­пископа и пр. Большое значение в управлении Ливонией имели церковь и различные корпорации (рыцарские ордена, гильдии, цехи). Длительные феодальные войны разоряли страну. В XV — XVI вв. по­литическое влияние ведущей силы — орденского государства — ста­ло ослабевать, чему способствовало поражение немецкого ордена в битве под Грюнвальдом в 1410 г., реформаторское движение в Герма­нии и Ливонии в XVI в. Ливонские вассалы и городские бюргеры при помощи реформации надеялись избавиться от верховной власти ка­толического ордена и епископов, что им и удалось.

Феодальная раздробленность Ливонии создавала серьезные пре­пятствия на пути дальнейшего развития производительных сил Эсто­нии и Латвии. Политическая изоляция и военная слабость сыграли роковую роль для ливонских феодалов в серединеXVI в., когда на территорию Ливонии стали претендовать Швеция, Польша, Литва и Россия. В результате Ливонской войны (1558 — 1583) ливонские фео­дальные государства распались.

Общественный строй Ливонии характеризуется господствующим положением завоевателей. Класс феодалов стал формироваться в ос­новном из немецких захватчиков; латышские и эстонские земли пере­шли в руки епископов и ордена, а также на праве лена их вассалам. Местные (латышские и эстонские) землевладельцы лишились поли­тических прав. Постепенно развилась особая группа вассалов — ры­царей, которая сохранила свои особые привилегии вплоть до XIX в.

Право местного населения Прибалтики не ушло дальше обычно­го. Немцы принесли с собой развитое право, создали законодательст­во, опиравшееся на принципы германского права. Эти законы дей­ствовали в той или иной мере потом вплоть до XIX в.

Для Ливонии была характерна правовая пестрота. В разных ее государствах действовали отличные друг от друга правовые системы. Еще большее значение имело разделение правовых норм по сослов­ному принципу: существовало рыцарское право, городское, кресть­янское. Большое значение имели каноническое право, рецепция рим­ского права.

В XIV столетии было составлено «Ливонское зерцало» (перера­ботанное для Ливонии «Саксонское зерцало»).

В Прибалтике действовало несколько заимствованных из запад­ноевропейского ленного права сборников рыцарского права (Ливон­ское рыцарское право, Вальдемар-Эрикское ленное право и др.). Нем­цы кодифицировали местное обычное право, приспособив его в качестве крестьянского права. Оно включало в себя нормы граждан­ского, уголовного и процессуального права. В XIV — XV вв. было издано несколько сборников крестьянского права Ливонии.

§ 3. Курляндское герцогство

После распада Ливонии на юго-западе от реки Даугавы в 1561 г. образовалось Курляндское герцогство, находившееся в вассальной зависимости сначала от Литвы, а потом от Речи Посполитой. Немец­кое дворянство в Курляндском герцогстве не только сохранило при­вилегии, но и расширило свои экономические и политические пози­ции. В первой половине XVII в. оформилось курляндское рыцарское сословие. Бюргерство Курляндского герцогства было развито срав­нительно слабо, поскольку здесь преобладали мелкие города. Духо­венство (в основном представители лютеранской веры) также не игра­ло значительной роли в политической жизни страны. В положении полного бесправия находилось латышское крестьянство, что побуж­дало его к классовому сопротивлению. Часто совершались побеги крепостных, хотя они карались отсечением ноги.

В силу вассальной зависимости от Польши герцог Курляндии был обязан нести ленную службу и держать 100 вооруженных всадников в боевой готовности. Законодательная власть герцога была ограниче­на. Вопросы, касающиеся дворян, он мог решать только совместно с ними.

Герцог имел право назначать чиновников, но по согласованию с дворянством. Он мог также чеканить монету. Внешнюю политику гер­цог должен был согласовывать с Польшей.

В результате Ливонской войны были ликвидированы феодальные государства ордена и епископов. Эстония во время этой войны нахо­дилась в составе Русского государства, но затем ее северная часть была завоевана Швецией, южная отошла к Польше (1582 г.). Островом Сааремаа с 1559 г. владела Дания. В дальнейшем Швеция в результате войны с Польшей существенно расширила свои владения в Прибалти­ке. Северная война (1700 — 1721) открыла необходимый для России доступ к Балтийскому морю и обеспечила ей экономические морские связи со всем миром. Шведские и польские колонизаторы вынуждены были уступить России свое господство в этом районе.

* * *

Прибалтика с давних пор входила в орбиту Древнерусского госу­дарства. В условиях феодальной раздробленности и монгольского нашествия влияние русских княжеств здесь ослабло. Этим воспользо­вались крестоносцы, по преимуществу немецкие, создавшие в ХШ в. самостоятельные государства Прибалтики. В отличие от литовцев предкам латышей и эстонцев создать свою государственность не уда­лось. Пришельцы стали господствующим классом, а коренное населе­ние — классом угнетенных. В отличие от Молдавии, где оккупанты допустили существование молдавской государственности и использо­вали ее в своих целях, немцы не позволили коренному населению иметь какие-нибудь свои национальные институты. Вместе с тем нельзя не отметить, что в Прибалтику пришли не только рыцари. Здесь посели­лись немецкие купцы и ремесленники, строившие прекрасные города, дворцы, храмы.

Подобно Закавказью Прибалтика стала ареной столкновений не­скольких держав. Кроме немцев сюда вторглись Дания, Швеция, Поль­ша, время от времени перекраивавшие политическую карту Прибал­тики. Только присоединение к России создало здесь определенную политическую стабильность, а вместе с ней условия для всесторонне­го развития края, выведшие его в число наиболее передовых районов Российской империи.

Глава 13. Закавказские и среднеазиатские государства (XIV — середина XIX в.)

§ 1. Закавказские государства

После распада империи Чингиз-хана, ее преемников Закавказье стало ареной борьбы других захватчиков, которые покоряли здешние народы. В ходе борьбы с турками, персами и другими агрессивными соседями народам Закавказья временами и местами удавалось восста­навливать свою государственность. В наибольшей мере это касается Грузии. Азербайджанские и армянские территории по преимуществу управлялись администрацией завоевателей. Только присоединение к России избавило Закавказье от постоянных нашествий.

Грузинские государства. В XIV в. Грузия испытала кратковремен­ный подъем, связанный с правлением царя Георгия V Блистательно­го. Вскоре, однако, она попала в сферу империи Тимура. В XV в. Гру­зинское государство распалось на три царства (Картли, Кахети, Имерети), три грузинских княжества (Самцхе, Гурия, Мингрелия) и Аб­хазское. Предпосылкой распада явилась слабость экономических свя­зей между грузинскими землями и естественные при феодализме цен­тробежные тенденции. Феодальный распад способствовал захвату не­которых грузинских земель. Самцхе, Аджара и Сванети оказались под властью турок.

Проходит время, и в раздробленной на отдельные царства и кня­жества Грузии вновь проявляются устремления к объединению. Под­тверждением этому является создание военного союза между грузин­скими царствами в 1758 г., целью которого была совместная борьба против врага. В 1790 г. с целью спасения родины имеретинский царь Соломон II и владетели княжеств обратились к царю Картли-Кахетии Ираклию II и попросили взять в руки управление всей страной, объ­единить всю Грузию, при этом они добровольно уступали ему свои царские права. Для рассмотрения этого вопроса в Тбилиси состоялось «дарбазоба» (заседание государственного совета). Но Ираклий II на­отрез отказался, мотивируя это нежеланием обострять внешнеполи­тическую обстановку. В действительности раздробленность Грузии помогла персидскому шаху Ага-Мохаммед-хану в 1795 г. захватить Грузию.

Однако дальнейшая судьба грузинских земель связывается все больше с историей России. Еще в XVII в. некоторые грузинские госу­дарства просились в подданство России. Новые шаги в этом направ­лении делаются в конце XVIII в. Но только в XIX столетии грузинс­кие государства одно за другим входят в состав Российской империи. Процесс этот проходит разными путями — мирными и немирными. В 1801 г. в состав России реально вошла Картли-Кахетия, затем Имеретия (1810), Гурия (1828), Мингрелия (1857), Сванетия (1858). В 1864 г. в состав Российской империи вошло также Абхазское княжество.

Общественный строй. Ряд характерных свойств общест­венного строя Грузии XIV — XIX вв. был обусловлен своеобразием развития здесь феодализма. Самыми знатными и крупными феодала­ми являлись в Грузии царь, царица, их дети, князья и церковь. Класс феодалов распадался на несколько категорий, связанных отношения­ми сюзеренитета-вассалитета, с наделением вассалов обычным имму­нитетом. Правители (мтавари) и тавади (лицо высшего слоя класса феодалов) были в номинальных вассальных отношениях с царем. Со своей стороны правителей связывали такие же отношения с князьями и азнаурами, а князей — с собственными азнаурами.

Тавади на основании грамот царя осуществляли управление в сво­ем владении. Они представляли собой тот социальный слой, который при царском дворе по наследству получал высокие должности. Тава­ди во многом отличались друг от друга как по происхождению, так и по количеству земли и крепостных. Согласно законодательству более позднего периода дворяне подразделялись на дидебулов (вельмож), средних тавади и низших тавади.

В XVI — XVII вв. азнауры превратились в лиц, служивших царю, церкви или отдельным феодалам. Среди них наибольшими привиле­гиями пользовались азнауры царя. За службу сеньору им даровалась земля с крепостными крестьянами. В случае перехода на службу к дру­гому сеньору они оставляли землю.

В зависимости от древности рода, количества земли и крепостных азнауры делились на три категории.

В грузинской феодальной иерархии значительное место в качест­ве коллективного феодала занимала церковь — престолы католикоса и епархий и большие монастыри. Они были владельцами обширных земель и большого количества крепостных. У церкви были и свои вас­салы — церковные азнауры.

К классу феодалов примыкали и крупные купцы. Основной про­изводительной силой общества этого периода являлся класс крепост­ных крестьян. Феодал мог продать, подарить крестьянина. Существо­вала правовая норма, согласно которой крестьянин должен был пере­даваться со всей семьей. За преданную службу господин мог не только освободить крестьянина от повинности, но и даровать ему личную свободу. Срок поиска беглого крестьянина составлял 30 лет. Кресть­янин нес обычные феодальные повинности: барщину и оброк, а также государственные повинности. Существовали различные категории крестьян.

В более поздний период весьма распространенным было требова­ние защиты «порядка крепостного права», согласно которому госпо­дин не мог требовать от крестьянина большей службы, чем было пред­усмотрено обычным правом («порядком крепостного права»).

Отдельный слой составляли находившиеся в высшей прослойке крестьянства, примыкавшие к азнаурам, но еще лишенные личной сво­боды крестьяне-служители. Служители были у царя, членов его семьи, у светских и церковных феодалов. Служителям приходилось выпол­нять по отношению к господам различную службу, главное же, они должны были идти вместе с ними в поход. В основном из служителей комплектовались вооруженные силы феодалов (армия, полиция).

Ремесленники и купцы объединялись в профессиональные корпо­рации.

Государственный строй. В Грузии структура государ­ственного механизма фиксировалась в законодательстве. Крупнейшим из законов такого рода был «Распорядок царского двора» (XIV в.).

Согласно этому закону во главе государства стоял монарх, обла­давший не только светской, но и духовной властью. Стремления царя к неограниченной власти подавлялись государственным советом — Дарбази. В его компетенцию входили рассмотрение вопросов войны и мира, принятие законов, назначение на высокие должности, а иног­да рассмотрение судебных споров.

Дарбази противостоял сравнительно более позднего происхожде­ния верховный орган управления (то же, что и правительство) под названием Совет везирей (савезиро). Он был укомплектован управителями-везирями отдельных ведомств. К ним принадлежали: мцигно-бартухуцеси чкондидели (во всех царствах второй человек после царя, который был главой всех светских и духовных ведомств), управляю­щий государственной казной и чиновник, возглавляющий многочис­ленный аппарат, занятый службой в царском дворце.

Предметом обсуждения Совета везирей становились все важней­шие дела и прежде всего связанные с безопасностью страны и укреп­лением ее обороноспособности.

Для оперативного разрешения особо значительных вопросов со­бирался порой не весь состав Совета везирей, а несколько везирей, имевших более высокие звания, или же везири, которые по тем или иным вопросам были связаны с заинтересованными ведомствами.

Конкретное управление разного рода делами в центре и на местах осуществляли многочисленные чиновники, состав которых несколь­ко различался в различных грузинских государствах.

Большое значение как в деле укрепления царской власти, так и во взаимоотношениях с внешним врагом придавалось вооруженным си­лам феодалов. Здесь в качестве воинов мы видим как феодалов, так и их служителей (мсахури). Территория всех царств была разделена на четыре военно-административные единицы. Во главе каждой из них стоял первейший (великий) феодал — полководец. Он осуществлял как сбор армии, так и руководство ею в бою.

Во второй половине XVIII в. Ираклием II была сформирована наполовину регулярная армия, в которой воинами в основном явля­лись крестьяне. В армию они призывались сроком на один месяц. У армии был свой устав, с помощью которого регулировались общие военные вопросы.

Право. Необыкновенно плодотворными были для грузинского правотворчества XIV — XVIII вв. Правда, до нас не дошли судебники единой Грузии тех лет, но составленные в отдельных царствах и кня­жествах кодексы создают ясное представление о законотворческой деятельности. Эти сборники порой быстро распространялись по всей стране, что было обусловлено их общим источником — грузинским обычным правом. Среди них следует назвать: Уложение царя Георгия (1335), Судебник Бека и Агбуга (XIV в.). Законы Вахтанга VI (начало XVIII в.). Законы католикосов (XVI в.) и др.

Дошедшие до нас судебники дают сведения о том, что в Грузии широко была распространена практика работы законодательных ко­миссий, в которых принимали участие представители различных со­циальных слоев, среди них «ученые люди» и даже крестьяне. Комис­сия вначале изучала вопросы, связанные с правовыми нарушениями, а затем составляла судебники. Особенно бурно развивалась законода­тельная деятельность во второй половине XVIII в., когда были внесе­ны многие изменения в гражданское и особенно уголовное право.

С этим периодом связано составление проектов таких законода­тельных сборников, как Судебник царевича Давида, Законоположе­ние Иоанна Багратиони и Гражданское законоположение неизвестного автора, на которых лежит отпечаток высокого юридического мышле­ния. Правда, вследствие упразднения грузинской государственности они не были проведены в жизнь.

Несмотря на обширное законодательство, в Грузии действовало и обычное право.

Наряду со светским широко применялось каноническое право. Имели силу как общехристианские, так и собственно грузинские ис­точники. Среди них заслуживают внимания памятники национально­го происхождения: Законы католикосов (XVI в.). Грамота памяти Пи­цунды (XVIII в.), Закон об отравлении, против колдовства и гадания (вторая половина XVIII в.) и др.

В гражданском праве были хорошо разработаны отдельные ин­ституты вещного, обязательственного и наследственного права. Сре­ди них нужно отметить прежде всего вопросы регулирования земельных и крепостных отношений, опиравшихся преимущественно на обыч­ное право.

В уголовном праве можно выделить вопросы Общей части: формы вины, стадии развития преступной деятельности, соучастие.

Своеобразной была система наказаний. Смертная казнь и телесные наказания применялись редко. Весьма распространено было искупле­ние преступлений (композиции). Искупаются любые преступления, кро­ме измены Родине. Возмещение за убийство определялось по строгому сословному принципу, оно четко зависело от социального положения потерпевшего.

Широко применялись церковные наказания.

Для процессуального права Грузии характерна, как и для других феодальных государств, неотделенность суда от администрации. Пос­ле раздробления Грузии в возникших царствах и княжествах высшими судьями являлись цари и правители. Судебные функции осуществляли также члены царской семьи.

В редких случаях важные дела могли рассматриваться Государ­ственным советом, а также судом, комплектующимся из специально для этой цели собранных лиц, в том числе и духовных. Постоянно дей­ствующим центральным судом являлся коллегиальный суд мдиванбегов. На местах действовали избираемые суды медиаторов, применяв­шие нормы обычного права. Их приговоры и решения письменно не оформлялись. В пределах своей компетенции вершили суд и отдельные феодалы.

Церковная власть имела свою собственную юстицию. Верховным церковным судом была дикастерия, которой руководил католикос. В епархиях судили епископы, а в монастырях — настоятели.

Судебный процесс в основном был обвинительным, хотя в нем с течением времени усиливаются и элементы розыска, в частности акти­визируется роль судьи. Правила разбора уголовных и гражданских дел не были отграничены друг от друга.

Были разработаны специальные правила рассмотрения жалоб, а так­же правила утверждения приговора и решений и их исполнения. В ка­честве доказательств применялись признание стороны, присяга, пока­зания свидетелей и документы. Существовала также экспертиза по де­лам об убийстве, телесных повреждениях и при решении споров по до­говору подряда.

Государственность в Азербайджане. Вскоре после освобождения от монгольского ига Азербайджан входит в империю Тимура, а затем за­хватывается Золотой Ордой. Свободным остается только Ширван. В начале XV в. на территории Азербайджана формируются два государ­ства — Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу.

К началу XVI в. значительная часть Азербайджана находилась под владычеством иранской династии Сефевидов, которая в первой поло­вине XVI в. подчинила и возглавлявший борьбу за независимость Шир­ван. Так закончилось в середине XVI в. вхождение всего Азербайджана в состав Персии. В том же веке в борьбу за Азербайджан включается Турция, но в XVII — XVIII вв. господство оккупантов слабеет, в силу чего создаются условия для восстановления азербайджанской госу­дарственности. Формируется до 15 номинально независимых ханств. В этот период под главенством Урумского ханства предпринимается попытка объединения всей страны, но она заканчивается неудачей.

В конце XVIII в. Персия вновь пытается укрепить здесь свои пози­ции, но терпит поражение. С этого времени азербайджанские ханства берут курс на сближение с Россией, и в 20-е годы XIX в. происходит присоединение последних территорий Азербайджана к России.

Общественный строй. В XIV—XIX вв. развитие общест­венного строя в Азербайджане в большой мере зависит от внешних нашествий, хотя в разных районах влияние оккупантов сказывается по-разному. Характерно то, что развитие здесь феодализма не устра­няет существовавших до сих пор и родовых отношений.

Под влиянием восточных деспотий в Азербайджане сложилась государственная собственность на землю, на базе которой строилась вся феодальная иерархия. Феодалы делились на 4 группы: первую со­ставляла аристократическая светская верхушка, во вторую входила верхушка шиитского духовенства, в третью — верхушка чиновничест­ва, в четвертую — другие феодалы. Крестьяне также подразделялись на группы. Одну из них составляла крестьянская верхушка, занимаю­щаяся торговлей и привлекаемая на должности мелких администра­торов. Во вторую группу входили свободные крестьяне — арендато­ры, в третью — основная масса крестьян, лишенных права перехода и несущих до 40 повинностей в пользу феодала.

В Азербайджане сохранились и рабы, правда, рабство было пре­имущественно патриархальным.

Горожане в Азербайджане не имели городских вольностей, в том числе и самоуправления.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 294 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...