Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 6 9 страница



• Подготовьте кусок пергамента, перечислите на нем свои недостатки или вредные привычки, от которых хотите избавиться.

• Поставьте черную свечу в котел.

• Поставьте белую свечу на алтарь.

• Положите на алтарь вереск, а также яблоко или гранат.

Инструкции по проведению церемонии

Подметите территорию круга. Очертите круг и установите алтарь, затем примите ванну и наденьте ритуальное одеяние. Воскурите благовоние и зажгите алтарные свечи. Позвоните в колокольчик три раза и скажите:

Возьмите центральную свечу (три свечи установлены либо на канделябре, либо по одной перед каждым сектором алтаря) и зажгите все свечи круга, двигаясь с севера на восток, к югу и на запад, говоря при этом:

Возьмите атам в руку, поднимите его и, начав с севера, двигайтесь по кругу на восток, юг и запад, произнося при этом такие слова:

Опустите атам, направив его на север, и, идя по кругу, представьте, как синий свет исходит из кончика атама и формирует границу круга. Скажите при этом следующее:

Возвращайтесь к алтарю и позвоните в колокольчик три раза. Окуните кончик атама в соль и скажите:

ч

Возьмите чашу с солью и кончиком атама насыпьте три щепотки соли в чашу с водой. Поставьте чашу с солью на место. Помешайте воду атамом три раза круговыми движениями и скажите:

Возьмите в руки чашу с соленой водой и окропите водой из чаши границы круга, двигаясь по часовой стрелке (С-В-Ю-3), говоря при этом:


Поставьте чашу с водой на алтарь и возьмите курильницу; пронесите ее вдоль границы круга, окуривая его, снова поставьте курильницу на алтарь. Возьмите масло, начертите им солнечный крест в круге на своем лбу и скажите:


Если вы работаете с членами семьи или в ковене, то сейчас откройте атамом дверь в круге, чтобы в него могли войти все остальные. По мере того как люди будут входить, рисуйте маслом у них на лбу солнечный крест в круге. Входя, люди произносят какие-нибудь приветственные слова, например викканское приветствие: «Я прихожу в абсолютной любви и с абсолютным доверием». Затем закройте дверь с помощью атама.

Возьмите жезл двумя руками, возденьте их, направив на север круга (представьте, что к вам приближается мощный бык), и скажите:


Опустите жезл, идите на восток, поднимите жезл (представьте дэвов, фей или летящего орла) и скажите:

Опустите жезл, идите на юг, поднимите жезл (представьте дракона) и скажите:


Опустите жезл, идите на запад, поднимите жезл (представьте ундину, морского змея или дельфина) и скажите:

Возвращайтесь к алтарю и жезлом нарисуйте над ним в воздухе символ бесконечности (восьмерку, лежащую на боку) — знак работы, совершающейся между мирами. Положите жезл на алтарь, поднимите атам над головой, держа его обеими руками, и скажите:

Положите атам и возьмите бокал вина. Плесните немного вина в котел. Это — возлияние в честь Божественного, когда вы выражаете им почтение, отдавая первый глоток. После этого глотните вина сами. Может быть, вам захочется иметь специальную чашу для возлияний. Позвоните в колокольчик три раза и скажите:

Позвоните в колокольчик девять раз и скажите:

Возьмите жезл, поднимите его и скажите:

Положите жезл обратно на алтарь. Поставьте котел на пентакль, зажгите черную свечу от центральной алтарной свечи и скажите:


Киньте пергамент в пламя свечи. После того как он полностью сгорит, позвоните в колокольчик девять раз. Возьмите белую свечу и пронесите ее сквозь дым благовония с пачули (или смажьте ее маслом пачули, если вы пользуетесь другим благовонием), сказав при этом так:


Эту свечу нужно сохранить, чтобы зажечь ее и вставить в полую вырезанную тыкву, осветив путь пришедшим духам. Поскольку эта свеча использовалась во время саббата, она будет притягивать только дружественных духов, из-за которых я обычно праздную саббат за пару часов до захода солнца, а некоторые магические действия продолжаю выполнять и ночью.


Возьмите вереск в правую руку, протяните ее над алтарем и скажите:

После окончания саббата закопайте яблоко или гранат в саду или в большом цветочном горшке, стоящем на улице.

Пироги и Бино. Позвоните в колокольчик три раза. Поставьте ноги на ширину плеч и поднимите руки вверх, произнося при этом такие слова:

Поставьте ноги вместе, возьмите бокал в левую руку, а атам в правую. Медленно опустите кончик атама в вино и скажите:

Положите атам и отпейте вина из бокала. Поставьте бокал на алтарь и возьмите атам. Коснитесь кончиком атама печенья в чаше для подношений и произнесите такие слова:

Съешьте печенье (или хлеб), допейте вино до конца и скажите:

Когда закончите, возьмите атам в ведущую руку, держите его на уровне алтаря и скажите следующие слова:

Поднимите атам в приветственном жесте и скажите:

Поцелуйте плоскую часть лезвия и положите атам на алтарь. Возьмите свечные щипцы и отправляйтесь на север круга, поднимите руки и скажите:

Опустите руки, потушите свечу, представьте уход Стихийной Силы. Идите на восток, поднимите руки и скажите:

Опустите руки, потушите свечу, представьте уход Стихийной Силы. Идите на юг, поднимите руки и скажите:

Опустите руки, потушите свечу, представьте уход Стихийной Силы. Идите на запад, поднимите руки и скажите:

Опустите руки, потушите свечу, представьте уход Стихийной Силы. Вернитесь к алтарю и положите на него щипцы. Поднимите обе руки вверх и произнесите следующие слова:

Возьмите атам, отправляйтесь на север круга, направьте атам вниз и идите по кругу против часовой стрелки (С-З-Ю-В). Представьте, что синее пламя втягивается обратно в лезвие, и скажите:


Когда вернетесь на север, обойдя весь круг, поднимите атам, коснитесь его лезвием своего лба и представьте, как синий клубящийся свет втягивается в вас. Повернитесь к алтарю и скажите:

Положите атам. Уберите все магические инструменты и очистите поверхность алтаря, оставив на нем только свечи и те предметы, которые нужны для сжигания или повседневной работы (например, свечной магии). Содержимое котла или чаши для возлияний вылейте в землю (или в цветочный горшок). Убедитесь в том, что пламя в котле полностью угасло.

Традиционная пища включает в себя темное вино (я предпочитаю ежевичное или сангрию), ореховый хлеб, пирог с тыквой, кабачки, яблочный сидр, печеные яблоки с сахаром и фаршированную пряной начинкой дичь (особенно хороши куропатки, их запекают точно так же, как фаршированного цыпленка). Существует традиция Молчаливой трапезы, состоящей из хлеба, соли, сидра или пива. Эти блюда и напитки ставят на стол во время семейного обеда, если хотят пригласить духов умерших родственников (если хотите, чтобы какой-то конкретный дух отпраздновал Самэйн вместе с вами, можете расставить таблички с именами и приготовить те блюда, которые особенно нравились умершим при жизни).

Что можно делать во время Самэйна

• Выпейте подогретого сидра с корицей, чтобы почтить мертвых.

• Примите решения, напишите их на бумаге и сожгите на пламени свечи. Это не то же самое, что избавление от дурных привычек; скорее, это напоминает обряд новогодних решений, потому что многие отмечают Самэйн в качестве Нового года.

• Закопайте в саду яблоко или гранат — это будет пищей для духов, следующих по пути к новому рождению. Я включаю этот пункт в ритуал саббата.

• Займитесь предсказаниями на будущий год.

• Изготовьте свечу духов. Это — белая свеча, умащенная маслом пачули. Произнесите следующие слова:

Вставьте ее в вырезанную полую тыкву. Я включаю этот пункт в ритуал саббата, но если у вас много полых тыкв, то вам, возможно, захочется приготовить несколько свечей. Свечу духов можно оставить на столе у входа в дом или поставить в центре обеденного стола.

• Накройте Молчаливую трапезу.

• Примите участие во всех развлечениях этого времени года.

Заключительное слово

Я пишу о Зеленом уровне Ремесла, о котором узнала от своей матери и от своей бабушки. Моя нынешняя практика основана на этих уроках, прочитанных книгах, исторических исследованиях и интуиции. Будучи ребенком, я бегло говорила на португальском — языке своей бабушки; когда мне было три года, я выступала в качестве переводчика при общении бабушки с гостями, переводя с одного языка на другой, в течение того года, который она прожила вместе с нами. Однако время шло, бабушка вернулась в Бразилию, а в школе я говорила только по-английски, поэтому стала забывать португальский. Моя мать выучила английский, как только приехала в Америку во время Второй мировой войны, и я всегда гордилась тем, что она владеет обоими языками. Однако в моем доме не так часто говорили на португальском, поэтому, хотя я прекрасно понимала то, что говорили мои родственники, когда приехала к ним в возрасте одиннадцати лет, мое знание грамматики было слишком скудным, чтобы правильно отвечать им.

Я говорю о языковых различиях, чтобы дать более четкую картину того, как я начала осознавать языческий путь, по которому меня незаметно вели.

По сути дела, моя бабушка «окрестила» меня в Ремесло, когда я, будучи одиннадцатилетней девочкой, гостила у нее в Бразилии. Произошло это, когда я принимала душ. Душевая была маленькой комнаткой с кафельным полом и сливом, и, как только я закончила мыться, вошла бабушка с большим металлическим тазом холодной воды и окатила меня ею. В то время я не понимала смысла ее действий и слов, и никто в семье не смог открыть мне его (у других родственников не было склонности к Ремеслу), но в тот момент у меня возникло чувство, что произошло что-то важное, и что я очистилась. Я помню, что меня совершенно не взволновал ее странный поступок, но необычность переживания навсегда осталась со мной.

Моя бабушка была очень мудрой, и мне приятно думать, что она подготовила меня к моему пути. Никто никогда не задавал ей вопросов о том, что она делает, и когда я встретилась с ней в следующий раз, мне было пятнадцать лет, и я уже занималась Ремеслом, что она явно одобряла. Бабушка прекрасно разбиралась в лекарственных и магических растениях, и мне известно, что многие свои знания она так никому и не передала. Утрата этой мудрости очень беспокоит меня, и это беспокойство стало одной из причин написания этой книги. Я взялась за нее, чтобы передать свой опыт другим. Это еще один шаг на пути к возрождению древних традиций. Пусть Госпожа и Господин ведут вас по вашему собственному пути.

Послесловие

В предыдущих главах я рассказала вам о некоторых Зеленых ритуалах и возможных видах деятельности, но это — всего лишь начало пути. В каждом доме создаются свои собственные семейные традиции, и именно так и должно быть в Ремесле. На вопрос о том, насколько открыто нужно заниматься Ремеслом, человек должен отвечать самостоятельно, в зависимости от личной ситуации. Многие считают, что занятия магией в «чулане для метел» не способствуют принятию Ремесла в обществе. Действительно, есть немало людей, которые открыто говорят о своей принадлежности к ведьмам и при этом не сталкиваются ни с какими неприятностями. В то же время я читала о многочисленных случаях дискриминации и угроз, которым люди подвергались из-за своих языческих убеждений. Религиозная свобода — это конституционное право, однако реализация этого права может привести человека к долгим и дорогостоящим судебным процессам.

Селена Фокс из «Святилища круга» в штате Висконсин стала мишенью для преследований со стороны Джеффа Фенхольта и его сторонников. В газете Ashbury Park Press (в статье «Многие ведьмы все еще прячутся в чуланах» Джанина Де Фао, 7 апреля 1994 года) рассказывается о проблемах, с которыми сталкиваются люди, практикующие Ремесло. Как только становится известно, что они ведьмы, многих из них лишают родительских прав, подвергают преследованиям на работе, обзывают на улицах, заставляют переводить бизнес в другое место, убивают (такой случай произошел в одном из ковенов Флориды) или вынуждают переезжать. В штате Джорджия один сенатор выступил против ведьм и поклялся вынудить их покинуть штат. В Арканзасе одна супружеская пара лишилась своего магазина: фанатичные священники подговорили землевладельцев города не сдавать им в аренду торговые площади. Да, это было ограничение профессиональной деятельности и дискриминация из-за религиозных убеждений (и еще целый ряд федеральных преступлений), но пострадавшим отказали в возбуждении уголовного дела. Все произошедшее классифицировали как простое гражданское правонарушение.

Христианские священники неоднократно привлекали внимание общенациональной аудитории своими заявлениями о связи между преступностью и сатанизмом и при этом заявляли, что ведьмы являются сатанистами: «То, чем они занимаются, — это продвижение ведьмовства, которое есть зло. Почитайте Библию» (цитата из вышеупомянутой статьи). Да, в Библии (в переводе короля Джеймса, сделанном в XVI веке) говорится: «Нельзя допустить, чтобы ведьма осталась в живых». В глазах фанатиков эта фраза ставит убийство ведьмы в один ряд с убийством врача, делающего аборты: это хорошо, потому что так сказал «Бог». Это отнюдь не абстрактные построения: фундаменталисты уже связали Викку с проблемой абортов в листовках Пэт Робинсон в 1992 году, осуждающих Поправку о равных правах. В них заявлялось, что аборты приведут к тому, что женщины будут убивать своих детей, разводиться с мужьями и становиться ведьмами. Для таких людей не существует умеренности, и именно поэтому религии, базирующиеся на христианстве и иудаизме, были источником большей части войн и людских страданий на протяжении последних двух тысяч лет. В статье из журнала Ashbury Park Press приводится цитата из выступления одного из священников: «Они поклоняются викканскому боїу и викканской богине. Есть только один Бог, и это Бог на небесах. Ведьмовство, сатанизм, нью эйдж — все это одно и то же». Даже Билли Грэм заявил, что лучшие священники «не очень хорошо образованы», и приведенная цитата служит прекрасным доказательством этому. Тем не менее, такой человек руководит людьми в своей церкви и общине, и его цитируют в газете.

Другой священник возражает против языческой идеи, что человек сам способен контролировать свою судьбу, утверждая следующее: «Опыт христианства говорит о том, что судьбу контролируем не мы, а Бог». Он умалчивает, что священники нужны как раз для того, чтобы руководить общением людей с Богом, в надежде, что иудейско-христианский бог будет милостивым, осуществляя свой контроль. Католическая церковь клеймит Ремесло как «суеверие» и угрожает ведьмам ужасом вечного проклятия. Это не та угроза, которой можно как-то повлиять на ведьм, но зато она может удержать людей от исследования альтернатив христианству и католицизму.

Даже в науке происхождение Вселенной излагается в терминах Божественного Творения. До сих пор это представление не подвергалось анализу, но даже один из религиозных деятелей сделал допущение, что бог науки — это не бог иудаизма и христианства, а Шива, Господин Танца (речь идет об англиканском священнике, который давал интервью в программе учебного канала относительно возникновения вселенной — подразумевая Сотворение Мира). В этой программе примерно час ушел на рассуждения о науке и боге, и только в самом конце передачи, буквально за несколько минут до конца, прозвучало «разоблачительное» заявление о том, что богом науки является Шива (то есть в качестве Творца выступает языческое божество). После этого на экране мелькнуло изображение статуи танцующего Шивы. На мой взгляд, с этого заявления передачу следовало начать. Впрочем, я уже неоднократно заявляла о своем неравнодушном отношении к дравидскому Боту.

Страх по поводу роста популярности нового язычества и Ремесла настолько велик, что священники специально занимаются сбором материалов, чтобы показать, что язычников в Америке всего лишь пятьдесят тысяч, из них около девяносто процентов являются ведьмами (Rev. Melton. The Institute for the Study of American Religion). Но более точные исследования дают другие цифры — сто-двести тысяч человек (EarthSpirit). Однако даже эти последние цифры намного ниже реальных просто потому, что многие ведьмы — одиночки, они не входят ни в какие группы и не являются подписчиками бюллетеней, а большинство просто не заполняют опросные листы, из которых EarthSpirit получает свои данные. Количество членов Circle Network News за последние двадцать лет выросло в четыре раза, поэтому у христианских священников есть все основания беспокоиться по поводу своих рабочих мест, поскольку все больше и больше американцев отворачиваются от господствующей Церкви и принимают естественное равновесие Госпожи и Господина. Тот факт, что Ремесло практикует все большее количество людей, говорит о грядущих переменах, которые коснутся роли религии в обществе, а подобные общественные изменения всегда сопровождаются страхом и экстремистскими выходками фанатиков. Со временем это пройдет, ведь популярность Древней Религии растет уже сейчас. Викка официально признана настоящей религией «Руководством для военных капелланов» (Chaplain's Guide for the Uniformed Military Services), налоговой службой и многочисленными учреждениями, занимающимися выдачей лицензий. Это — хорошие новости для нового язычества, и они побуждают людей открыто практиковать Ремесло.

Я представила на ваше рассмотрение обе стороны этой проблемы не ради эффекта двусмысленности, а для того, чтобы новички знали, какой может быть реакция общества. Со студенткой колледжа, руководство которого приказало разрушить ее святилище, явно поступили несправедливо, ведь у нее были все основания думать, что ее действия не вызовут никаких возражений — в конце концов, дело происходило в Америке. Мне приятно думать, что в воздухе повеяло переменами — есть целые семьи ведьм, дети которых растут вне рамок христианской системы. Возможно, следующее поколение будет заниматься Ремеслом открыто, а не под маской официальной религии, как это было с моими матерью и бабушкой (и со мной до тех пор, пока я не перестала оглядываться на христианство).

Другие авторы, в том числе Скотт Каннингхэм и Сильвер Рэйвенвулф, также взвешивали все «за» и «против» в этом вопросе, так что читатель может найти в литературе и другие точки зрения. Многие люди полагают, что, открыто занимаясь Ремеслом, они дают понять, что Древняя Религия не является злом или чем-то таким, чего надо бояться. Другие рекомендуют соблюдать меры предосторожности. Я считаю, что решение о тайной или открытой приверженности Древней Религии должен принимать сам человек, исходя из личных обстоятельств, и любые критические замечания здесь просто неуместны. Игнорирование реалий повседневной жизни ничего не изменит и не подготовит человека к тем ситуациям, с которыми он может столкнуться; каждый человек вносит собственный вклад в улучшение своей жизни и, следовательно, в улучшение общества.

Приложение

Арийское и дравидское влияния на западные религии

Представление об индийском Шиве как о божестве, которого следует избегать и всячески умиротворять, возникло, когда примерно в 2000 году до н. э. арийские захватчики из Центральной Азии вторглись в долину Инда и установили там свое господство на последующие пятнадцать столетий. Арийских племен было много, среди самых известных следует назвать хеттов, левитов, лувитов и веддов. На города долины Инда напали ведды. Название этого племени связывают с названием «алтари огня». Арийцы-ведды изменили Высших Существ покоренных дравидов с помощью мифов, направленных на преуменьшение власти этих Существ. В результате вышло так, что божества самих дравидов вошли в ведический пантеон, вытеснив из триады главных богов воителя Индру. За Великой Богиней утвердился ярлык жены Шивы, но она остается единственной женщиной в ведическом индуистском пантеоне, почитаемой за свою силу и независимость. Дравиды ухитрились включить своего Бога и свою Богиню в религию завоевателей. Сегодня они все еще ориентированы в своих религиозных практиках на Богиню, а структура их общества остается матриархальной.

Миграции арийских народов, начавшиеся четыре тысячи лет назад, оставили следы, которые можно обнаружить и в современном обществе. До арийского нашествия моряки долины Инда вели активную торговлю с колонией в Шумере: среди дравидов идея торговли преобладала над идеей войны. Столкновение дравидской культуры Бронзового века с арийским оружием Железного века привело к интеграции зеленых элементов культуры долины Инда с авторитарными и политизированными божествами арийской культуры. Так возник индуизм. А затем арийские племена попытались полностью уничтожить Природную магию, породив иудейско-христианскую традицию, опирающуюся на миф об «Эре чудес», которой никогда не было, и мечтающую о торжестве «Избранного народа», которого никогда не будет.

Я знаю одного учителя истории, который рассказывает о библейских чудесах как о реальных исторических фактах. Представьте себе смятение, царящее в головах учеников, пытающихся понять, как можно совместить научные представления о космосе и физике с рассказами о людях, перед которыми расступаются моря, о людях, которые ходят по воде и чудесным образом возносятся в небеса. Тем не менее, общественные школы нередко заставляют включать «закон божий» в образовательную программу, чтобы удовлетворить требования общественных лидеров и их церковных пасторов. Я читала очень печальное сочинение одной девочки, ожидающей «Второго пришествия» Христа, но приходящей в ужас при мысли о том, что ее семья и друзья погибнут после «взятия живыми на небо» (в результате которого избранные христиане попадут на небеса еще до наступления кошмара Армагеддона), потому что они, в отличие от нее, не являются «заново рожденными» христианами. Подобные страдания людей и вынудили меня взяться за перо.

Сегодняшняя удаленность людей от своего Бога, превращение Богини в «сосуд скудельный» Бога и потребность авторитарных священнослужителей все объяснять и вмешиваться во все от имени масс еще сильнее, чем когда-либо прежде, отражает потребность в завоевании новых территорий и жизненных ресурсов (недаром арийское слово «война» переводится как «добыча скота»). Арианство левитов отрицало Зеленый уровень, который северное арианство принимало (и делало это вплоть до возникновения протестантизма, который отнес некоторые «арианские ереси» к христианской вере). В католицизме эта удаленность Бога проявляется еще сильнее, поскольку там утверждается, что человек может быть спасен только «телом и кровью Христовой», а на самом деле только священник принимает оба элемента причастия. Власть священнослужителя реализуется с помощью текста мессы. Он дает одно благословение, а получает множество — по одному от каждого прихожанина, которые устно благословляют его в унисон. Он раздает тело Христово, а сам получает и тело Христово, и кровь Христову. Он называет прихожан грешниками и помещает Папу Римского и священников (в том числе и самого себя) в компанию святых и ангелов. Таким образом людей удерживают подальше от истинной радости единения с Божественным.

Возможно, кое-кто будет возражать против тезиса об удаленности от Бога, ссылаясь на то, что он молится каждый день и ждет, когда же произойдут чудеса. Но это совсем не то же самое, что события библейской мифологии, в которых изображается, как божества (как «добрые», так и «злые») принимают самое активное участие в повседневных делах человечества. Но, как показывают археологические раскопки, евреи никогда не томились в египетском плену, пирамиды построили египтяне как предмет культа, имя Моисей происходит от ассирийского слова mises — «соглашения, договоры», а истории об Исходе являются вымыслом (Джон Роумер и Нил Силберман представили эту информацию в телевизионных программах «Свидетельства» и «Археология» соответственно). Так называемые чудеса Ветхого Завета можно считать мифами, ничуть не отличающимися от

превращения Зевса в лебедя, оплодотворяющего Леду (этот сюжет был очень популярен в европейском искусстве, начиная с дохристианских времен и заканчивая эпохой Возрождения). В действительности, многие библейские истории Ветхого и Нового Заветов пришли из литературы Египта и Вавилона. До тех пор, пока вы не поймете, как и когда создавалась Библия, вы будете думать, что она является уникальной и истинной. На самом же деле цель библейских историй — дать чувство исключительности группе людей, ничем не отличавшихся от своих соседей, но подвластных левитам, арийцам из Анатолии (см. книгу Мерлина Стоуна «Когда Бог был женщиной»).

На самом деле, любой может ожидать результатов, которые можно истолковать как чудо, потому что, когда человек молится или проводит магический ритуал (а молитва является всего лишь одной из форм такого ритуала), он занимается магией на Зеленом уровне, лично настраиваясь на вселенскую энергию, чтобы получить желаемое. Благодаря этой энергетической связи можно манипулировать временем и событиями. На современном языке это звучит так: люди сами контролируют свою судьбу или несут ответственность за свои действия. Эти концепции подрывают власть непостижимого бога, действия которого трактует церковная элита, и отдают власть в руки отдельных людей. Именно поэтому лидеры официальных религий считают гуманизм, основанный на том, что человек сам является архитектором своей судьбы, таким опасным. Им гораздо удобнее иметь дело с людьми, которые верят, что их судьбы предопределены богом, и что только посвященные в духовный сан представители этого бога могут вмешиваться в ход событий.

Все это — вопрос власти и влияния, которые сосредоточены в руках духовенства и которым угрожают независимое мышление и личная свобода. Именно поэтому Конституция так настойчиво провозглашает личную свободу. Огцы-основатели были гуманистами, деистами и масонами, и их мышление не отличалось радикализмом. Сам Томас Джефферсон[15] взял ножницы и вырезал из библейского Нового Завета те куски, которые, как ему казалось, имели отношение к истинному посланию Иисуса; библия Джефферсона, которую по сей день можно приобрести в некоторых книжных магазинах, представляет собой сильно похудевшую версию общепризнанного Нового Завета. Именно такие люди основали Америку, и независимость их мышления заслуживает самого глубокого уважения. Мы должны увидеть реальных людей в героях прошлого нашей страны и отказаться от мифов, окружающих их.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 168 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...