Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Реформация -- широкое религиозное и социально-политическое движение,направленное на преобразование христианской церкви и вероисповедания.
Идеология реформации приобрела характер массового сознания, во многом ориентируясь на повседневную жизнь человека.
В 15 веке под реформой церкви подразумевалось «возрождение» или «возвращение» к аскетическому идеалу и ритуалам ранней церкви.
В 16-17 веках термином реформация стали обозначать преимущественно церковные преобразования, совершавшиеся в то время. Реформация (1517 -1648г.) Началом считают 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер опубликовал свои 95 тезисов и призвал к диспуту о прояснении действенности индульгенции. Реформация характеризуется появлением протестантизма. Протестантизм (от латинского protestans – публично доказывающий). Крупнейшими протестантскими конфессиями стали лютеранство,кальвинизм, англиканство и целый ряд протестантских сект -- баптистов, евангелистов, адвентистов, методистов, квакеров и др.
Реформация возникла в Германии.
Реформация = Протестантская реформация + католическая реформация. Протестанская реформация = идеологическое и социально-политическое движение 16-17 веков, охватившее большинство стран Западной и Центральной Европы, направленное не только против католической церкви, но и на преобразование всех сторон жизни средневекового общества. Или Пересмотр догматов, принципов организации, культа и обрядности католической церкви, который привел в 16 веке к появлению нового направления в христианстве – протестантизма.
Характерные черты протестантизма:
1. Принцип спасения личной верой
2. Признание священного писания в качестве единственного источника веры
3. Принцип священства всех верующих
4. Признание только двух таинств: крещение и причащение (Вечеря Господня)
5. Ведущая роль в богослужебной практике принадлежит чтению Библии и проповеди.
Идейные предшественники реформации:
Учения Вальденсов,Джона Уиклифа, лоллардов, гусистов.
Три течения в предреформационную эпоху, представители которых говорили о необходимости изменений и реформ в церкви:
1. Одно течение стремилось реформировать церковную организацию, считая, что следует изменить строй управления церковью
2. Течение, настаивавшее на необходимости реформ в догматической стороне католического богословия
3. Течение, стремлением которого было обретение нового откровения в вере
Предпосылки реформации:
1. Особенности развития средневековой схоластики и католического богословия
2. Специфика раннехристианского вероисповедания
3. Начало радикальной переориентации от ценностей жизни небесной к ценностям жизни земной
4. Создание программы «обновления» человека, которой предусматривалось смещение акцентов в идеале личности и в поисках путей его достижения.
5. Упадок морального авторитета и политической роли папства
6. Численное расширение социальных кругов, которые были восприимчивы к рациональным идеям
7. Изобретение книгопечатания
8. Возраставшее влияние критических и скептических идей
Периодизация реформации:
1. Начало реформации с выступления Лютера 31 октября 1517 год – конец этапа 1555 год подписание Аугсбурского религиозного мира (легализация лютеранства в Германии). Германия, немецкоговорящая швейцария, Англия. Возникновение кальвинизма. В целом Реформация происходит по инициативе правителей и монархов.
2. От Аугсбурского мира до издания Нантского эдикта 1598 год (гугеноты получили свободу вероисповедания во Франции). Укрепление кальвинизма в Шотландии, франции, нидерландах, польше и др. Кальвинизм вступает в некоторых странах в борьбу СС королевской властью, начинается рост влияния католической Контрреформации, тведутся религиозные войны.
3. Первая половина 17 века, когда ведется религиозно-политическая борьба, Тридцатилетняя война, в Англии революция 1640-1660 гг. – подписание в 1648 году Вестфальского мирного договора, которым завершилась Тридцатилетняя война.
В основе учений Лютера и Кальвина лежали доктрина Via moderna (библейская концепция завета между Богом и человеком, суть = христианин должен добиваться оправдания господа собственными усилиями) и доктрина спасения (Августин Аврелий. Главные термины: а) падшесть и греховность человечества б) Божественное предопределение в) Божественная благодать г) Божественная инициатива в оправдании).
В области догматики наибольшее неприятие вызывали следующие учения католицизма:
1. О сокровищнице сверхдолжных заслуг, активизировавшее практику продажи индульгенций
2. О чистилище, стимулировавшее корыстолюбие церкви
3. О таинстве рукоположения, в результате которого служителям церкви передается благодать священной власти
4. О примате и супрематии римского папы, о папской теократии и господстве церкви
Германская реформация = княжеское течение (Мартин Лютер) + бюргерское (Карлштадт) + крестьянско-плебейское (Томас Мюнцер)
Швейцарская реформация. Основоположник Ульрих Цвингли.
Кальвинизм (Жан Кальвин) – один из видов протестантизма. Кальвинизм еще более упростил христианский культ и богослужение, придав церкви демократический характер с полным преодолением разделения верующих на клир и мирян и выборностью руководства церкви.
Римская церковь начинает собирать свои силы для новой ожесточенной борьбы с протестантизмом, развернувшейся в Западной Европе в XVI--XVII вв. и получившей название Контрреформации, организованной папством как церковно-политическое движение в защиту святости и величия католической церкви.
Это движение включала ряд мер по организационному переустройству церкви и активизации функционирования ее институтов, однако не ограничилась чисто церковными мерами, что послужило сигналом к развязыванию целой череды жестоких и кровопролитных религиозных войн, охвативших Европу в этот период. Прежде всего, была резко активизирована роль инквизиции, преобразованной в Конгрегацию "святого престола", действующую под непосредственным руководством папы и обрушившую всю свою мощь на противников католической церкви.
Были мобилизованы силы старых нищенствующих монашеских орденов -- францисканцев, доминиканцев, кармелитов, августинцев, члены которых должны были активизировать свою проповедническую миссию. Но наиболее удачным орудием папства против свободомыслия и ересей стал вновь созданный орден "Общество Иисуса" - иезуитов, девизом которого стал лозунг "Иисус -- спаситель людей".
Провозглашая своей целью укрепление славы Божьей, иезуиты считали, что нет таких средств, которые не были бы оправданы этой целью, и последовательно применяя эти положения к жизненной практике, постепенно пришли к оправданию любых безнравственных и просто преступных деяний.
Иезуиты приняли активное участие в подготовке и созыве Тридентского вселенского собора (1545--1563), принявшего ряд решений, ознаменовавших формальное начало Контрреформации. Прежде всего, собор подтвердил догмат о непогрешимости пап в делах веры и приоритете папской власти перед авторитетом вселенских соборов. Было принято решение об издании инквизицией индекса запрещенных книг, ставшего мощным орудием церковной реакции против свободомыслия и науки.
В то же время было признано, что для успешного противостояния наступлению протестантизма недостаточно одних угроз и запретов, анеобходимо повысить общую грамотность и религиозную образованность католического духовенства за счет расширения и укрепления системы религиозного образования. В свою очередь для малограмотной паствы было принято решение издавать катехизис веры, т. е. краткое и понятное изложение основ католического вероисповедания в форме вопросов и ответов. В результате этих решений в Риме был создан целый ряд учебных заведений -- коллегий для специальной подготовки католического духовенства, усилена церковная цензура, активизирована миссионерская деятельность церкви.
Еще одним трагическим проявлением Контрреформации стало возрождение и широкой распространение в XVI--XVII в. практики "охоты на ведьм". Тысячи женщин, обвиненных в ведовстве и сожительстве с дьяволом, были подвергнуты жесточайшим казням. Правда, в этом отношении протестантские церковники ненамного отставали от своих коллег из католической инквизиции.
Лютеранство | Кальвинизм | Англиканство | Цвинглианство |
Появилось благодаря Мартину Лютеру (Германия) | Появилось благодаря Жану Кальвину (франция) | Началось благодаря Генриху 8 (отделение английской церкви от католической) | Появилось благодаря Ульриху Цвингли (Швейцария) |
Главный авторитет – Священное писание | Главный авторитет – Священное писание | Главный авторитет – Священное писание, но + Никео-Цареградский, Афанасьевский, Апостольский символы | Главный авторитет – Священное писание |
Верят в Триединого Бога (Отца, Сына, святого Духа) | Верят в Триединого Бога (Отца, Сына, святого Духа) | Верят в Триединого Бога (Отца, Сына, святого Духа) | Верят в Триединого Бога (Отца, Сына, святого Духа) |
Признают Ветхий и Новый Завет | Признают Ветхий и Новый Завет | Признают Ветхий и Новый Завет | Признают Ветхий и Новый Завет |
Бог добр, человеколюбив и чтобы спасти человека совершил великое дело | Бог добр, человеколюбив и чтобы спасти человека совершил великое дело | Бог добр, человеколюбив и чтобы спасти человека совершил великое дело | Бог добр, человеколюбив и чтобы спасти человека совершил великое дело |
Иисус Христос – истинный Бог | Иисус Христос – истинный Бог | Иисус Христос – истинный Бог | Иисус Христос – истинный Бог |
Человек греховен по своей сущности. Искупление дается человеку по одной вере во Христа. | Человек греховен по своей сущности. Искупление дается человеку по одной вере во Христа. | Человек греховен по своей сущности. Искупление дается человеку по одной вере во Христа. | Человек греховен по своей сущности. Искупление дается человеку по одной вере во Христа. И дается искупление лишь избранным |
Человек может прийти к осознанию своей греховности и к вере во Христа исключительно благодаря Святому Духу Божьего | |||
Признак истинной церкви – верное преподавание Слова Божьего (преподавать и проповедовать могут лишь пасторы) | |||
Признают два таинства: Таинство крещения и Таинство святого причастия (Евхаристия) | Признают два таинства: Таинство крещения и Таинство святого причастия (Евхаристия) | Признают два таинства: Таинство крещения и Таинство святого причастия (Евхаристия). А также брак, священство, конфирмация, соборование (но называют их священными обрядами) | Отказывалось от католического толкования крещении и причастия (не признавало их особой магической силы) |
Отвергаются иконы и т.д. | Отвергаются иконы и т.д. | Также все отвергается, но в храме можно увидеть витражи, изображения святых | Отвергаются иконы, статуи, мощи святых (доведение до практического полного аскетизма) |
? | Церковь – это совокупность всех верующих, а не организация | Глава церкви – раньше король (сейчас Парламент (только в Великобритании)) | В организации церкви республиканский принцип (в отличие от лютеранской) |
Правильно все,что не противоречит Писанию | Правильно лишь то, что прямо подтверждается Писанием |
Не провозглашая никакого определенного социально-политического идеала, не требуя переделки общества в ту или иную сторону, не свершая никаких научных открытий или достижений на художественно-эстетическом поприще, Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки церкви и утвердился в высшем религиозном убеждении, что только собственный разум и совесть могут диктовать ему, как следует жить.
Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества, независимого автономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках.
Именно в носителях протестантских идей с наибольшей полнотой выразился новый буржуазный тип личности с новой культурой и отношением к миру. Было пересмотрено отношение к труду, приобретшему религиозно-этическую ценность, тогда как неумение и некомпетентность в своем деле стали считаться таким же тяжким грехом, как и праздность.
Складывающийся в Западной Европе капитализм, индустриальная буржуазная цивилизация получили в протестантизме свое духовное обоснование. В свою очередь протестантизм послужил раскрытию возможностей нового строя, продвижения общества на пути прогресса. Реформация вызвала необходимость преобразования и традиционного католического вероисповедания, приспособления его к условиям нового буржуазного общества, что позволило католической церкви остаться важнейшим институтом буржуазного общества и не превратиться в факт истории религии и культуры.
ПРИЛОЖЕНИЕ: (это необязательно (я думаю), но для понимания сути протестантизма хорошо)
По времени Реформация совпадает с завершающим периодом эпохи Возрождения -- "величайшего прогрессивного переворота из всех, пережитых человечеством" (Ф.Энгельс). Но обычно историческое значение этой героической эпохи связывают с идеями и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в противовес средневековому христианскому аскетизму и принижению человека идею его величия и достоинства, yтвердившего его право на творческую разумную деятель- ность, наслаждение и счастье в земной жизни.
Общее и различия возрожденческого гуманизма и протестантизма
Общее:
1. Имели одни и те же социально-экономические, политические и духовные истоки, которые проявились в ломке феодальных отношений и одновременном усилении в обществе роли бюргерско-буржуазной прослойки
2. Начинались в рамках христианских традиций, которые оказывали влияние на становление их идей
3. Перемещали центр тяжести веры в область личную, выступали против внешней религиозности и показного благочестия
4. На формирование идеологии протестантизма оказали влияние фаталистические идеи античной философии
5. Содействовали распространению идеи личных возможностей человека
6. Провозглашали и пропагандировали радикально изменившиеся взгляды на природу, поведение и место человека в земной жизни
7. Подвергли системной критике учение католической церкви и образ ее служителей
Разное:
Возрожденческий гуманизм Протестантизм
Смысл человека = преобразование земной жизни. Принципы светской этики, направленные на развитие творческого начала | Цель: формирование нового человека через служение Богу. |
Ведущая идея: свобода воли | Греховность человеческой природы и божественное всемогущество |
Реформа церкви: изменение ее жизни и нравов, но не догматики | Коренное преобразование доктрины, практики и институтов католической церкви |
Причина отказа от схоластики: ее непонятность и тяжеловесность изложения | Схоластика ошибочная и препятствует восстановлению истинного христианского богословия |
Обращение к различным источникам | Обращение только к Священному писанию |
Направлено на поиски истины, но не на ее установление | Стремление к созданию новой догмы и установлению истины |
Иерархия: разум, знания, светские добродетели,вера | Вера, христианские добродетели, знания, разум |
Диалогичность. Все утверждения об истине лишь предположительны и все имеют право на существование | Критерием истины является личная вера, личное мнение |
Идея свобода воли, богоравность человека | Порабощенность человеческой воли |
Узкая социальная база (элитарно образованные части населения) | Массовая социальная база |
Наднациональный характер | Национальное самоутверждение |
22. Научная революция XVII века.
Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 2400 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!