Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Развитое государство на Востоке



Принципиальные отличия развитой политической государственной структуры от ранней сводятся к появлению двух новых институтов – системы принуждения и институционализованного закона, а также к дальнейшему развитию частнособственнических отношений.

Функция медиации лидера группы, старейшины и даже вождя в прогогосударстве опиралась преимущественно или исключительно на его престиж и авторитет. Элементов принуждения и насилия, не говоря уже о законе, еще не было. Сакрально санкционированная высшая воля вождя приобретала силу закона, не говоря уже о том, что сам такого рода закон на первых порах опирался на религиозно-моральную норму и не имел характера безличностного принуждения. Ритуальная форма закона становилась своего рода «ненасильственной формой насилия».

Появление внутри страны пленных иноплеменников, приобретавших статус рабов – вначале коллективных, позже также и частных, означало перенесение принуждения и насилия внутрь.

Развивались товарно-денежные отношения. Под воздействием рыночных связей начинала интенсивно разлагаться земледельческая община, в которой все определеннее выделялись домохозяйства малых разделенных семей. Переделы земли в общине (там, где они были) становились все реже, пока не прекращались вовсе. В общинной деревне появлялись богатые и бедные семьи, много – и малоземельные. Часть хозяйств нищала и разорялась, появлялись безземельные, вынужденные арендовать чужую землю либо идти в батраки. Другие предпочитали перебраться на новые земли, освоить их и закрепить за собой. Шел процесс накопления в руках индивидов материальных излишков и торговли ими, в результате чего возникали богатые торговцы и ростовщики, в кабалу к которым попадали неимущие.

Зарождавшуюся и даже быстро развивавшуюся частную собственность и обслуживавший ее далеко еще не огражденный правовым барьером рынок встречала командно-административной системой. Командно-административная структура - это и есть восточная деспотия. Привычная командно-административная форма отношений абсолютно подавляла и нарождавшуюся частную собственность, и робкий обслуживающий ее и не имевший ни свобод, ни гарантий, ни привилегий восточный рынок. Власть здесь была первоначалом. Ни рынок, ни частная собственность в восточной структуре не являются свободными.

На Востоке рынок и собственник находятся в зависимости от государства и обслуживают нужды прежде всего правящего слоя. Государство же здесь твердо стоит над обществом и соответственно над экономикой общества, а его правящие слои, не будучи классом являются своего рода квазиклассом, ибо в конечном счете живут за счет достояния общества и выполняют в этом обществе функции господствующего класса.

Командно-административная структура опирается на принцип «власти-собственности» и генетически восходит к традициям централизованной редистрибуции.

Таким образом, сущность восточной модели в том, что частная собственность здесь, даже появившись и укрепившись, всегда была второстепенной и никогда не была защищена от произвола власти какими-нибудь привилегиями либо гарантиями, свободами или правами. Альтернативой господству частной собственности здесь была «власть-собственность». Функции господствующего класса выполняли организованные в аппарат власти верхи общества. Государство абсолютно довлеет над обществом и потому, если продолжать пользоваться привычными терминами истмата, субъект производственных отношений и важнейший элемент базиса.

Подводя итоги.

Характерные черты государств восточного типа:

Полисный вариант государства. Политические и правовые институты полиса.

Краткая история. Древняя Греция (Эллада) - территории древнегреческих государств на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, побережье Фракии, по западной береговой полосе материка Азии. VIII - VI вв. в Греции сформировались полисы. Полис возник в процессе борьбы с пережитками родового строя, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы земледельцев-общинников и торгово-ремесленных слоёв с родовой знатью. В зависимости от результатов борьбы земледельцев (геоморы) и ремесленников (демиурги) с родовой знатью (эвпатриды) государственная власть в полисе была либо демократической (в Афинах), либо олигархической (в Спарте, на острове Крит). В экономически развитых полисах (Коринф, Афины и др.) широко распространилось рабство; в Спарте, Аргосе долго сохранялись пережитки родового строя. V - IV вв. период высшего расцвета полисов. Он связан с возвышением Афин в результате победы греков в греко-персидских войнах (500 - 449 гг. до н. э.) и созданием Делосского союза (во главе с Афинами). Время наивысшего могущества Афин, наибольшей демократизации политического строя и расцвета культуры годы правления Перикла (443 - 429 гг. до н. э.).

Характеристика. Полис – несколько сельских поселений (хоры), объединенных около одного городского центра. Основная роль принадлежала 2 полисам – Афинам и Спарте. В древнегреческих демократических полисах умственная жизнь концентрировалась, в основном, в сфере политической. Ниже представлена политическая жизнь Афин, поскольку эта характеристика может быть отнесена и к политической жизни других полисов Древней Греции.

По классовой сущности афинский полис – рабовладельческий (рабский труд в частном хозяйстве, строительстве), по форме правления – рабовладельческая демократическая республика для свободных граждан. Рабы делились на 2 категории: принадлежащие частным лицам (не могли иметь собственность) и государственные.

После реформ Солона (6 в. до н. э.) долговое рабство в Афинах и др. полисах было отменено, источник рабства: пленники или покупка на мировом рынке. [Если лицо незаконно присвоило право афинского гражданина, оно могло быть обращено в рабство.] Граждане, обращенные в рабов, освобождены, проданные – возвращены. Солоном также узаконена свобода завещания. Он ввел имущественный ценз: разделил всех граждан на 4 разряда – граждане первых 3 разрядов могли занимать государственные должности, а должности архонтов – люди 1-го разряда. 4-му разряду был открыт доступ только в народное собрание. Солон повысил роль Народного собрания, на котором рассматривались наиболее важные вопросы общ-й жизни. Клисфен (6 в. до н. э.) упразднил деление граждан по родам, сокрушил господство родовой аристократии

Женщины в политической жизни не участвуют. Фактически демократия существовала для свободных афинских граждан-мужчин. Права гражданина: 1) право на личную свободу; 2) на земельный участок на полисной территории; 3) на экономическую помощь от государства в случае материальной необходимости; 4) на ношение оружия и службу в ополчении (также обязанность), на участие в делах государства – за последнее даже выплачивались деньги; 5) на почитание и защиту отечественных богов; 6) на защиту и покровительство афинских законов. Все граждане от 17-18 до 60 лет составляли народное ополчение. Богатые и средние слои общества служили всадниками и тяжеловооружёнными пешими воинами (гоплиты), а более бедные - легковооружёнными воинами. Гражданин как полноправный участник Суда и управления государства. По мере укрепления афинского государства гражданство приносит немалые экономические выгоды (оплата за участие в суде и отправление других общественных обязанностей, раздачи хлеба, и т. д.). С граждан Афин взимался лишь налог с имущества, который начинал действовать при достижении определенной планки благосостояния. Вместо налогов существовали литургии.

Между полноправными гражданами и рабами – промежуточный слой – метеки (чужеземцы, которые проживали в полисе), периэки (потомки покоренного дорийцами коренного населения Спарты – не имели политических прав), вольноотпущенники. Метеки лично свободны, но без политических и некоторых экономических прав (право гражданства, приобретения недвижимости, заключения брака с гражданами). Занятия – ремесло и торговля.

Основным определителем общественной деятельности был закон - номос. Закон в полисе носит безличный и абстрактный характер. Он не обращается ни к кому конкретно и равнообязательный для каждого полноправного члена полиса. Гражданин («политес») демократического города-государства - полноправный участник в решении всех государственных дел как внутреннего, так и внешнеполитического значения (вопросы войны и мира; хлебной и торговой политики; распределение пошлин среди имущественных кругов; организация общественных работ, некоторые религиозные вопросы). Все важнейшие вопросы частной жизни (вопросы о наследовании имущества и другие, требующие судебного разбирательства) находились в ведении государства. Частных судов и всякого рода посреднических организаций в древнегреческих государствах не существовало. Отношения граждан с государством - прямые и непосредственные. Они основываются на том, что в государственной жизни демократического полиса участвует каждый взрослый мужчина, пользующийся правами гражданства. Политическая сфера требовала навыков грамотности, военных навыков и ораторской подготовки.

Экономическим базисом полиса являлась двойственная форма земельной собственности - как собственность государственная (общинная) и как собственность частная, причём последняя обычно обусловлена первой. Гражданин - хозяин ойкоса - определенного частного хозяйства. При этом он имеет право на пользование особой общественной землей. В самой гражданской практике Афин распространено невмешательство в дела домашние. Организованная по-военному община имеет самостоятельное существование. Пашня оказывается городской территорией. Все земли делят - одна часть сохраняется в распоряжения общины, другая разделена между членами полиса.

Политические институты. Народное собрание (эклессия). Участвуют 20-летние мужчины, полноправные афинские граждане. С 18 лет они включались в список дема (округ), который был основой списка созываемых на эклессию. Н. С. созывалось 10 раз в год по инициативе пританов – президиум Н. С. из 9 человек - (позже - 40 раз в год). Срок действия эклессии - один день (от восхода до захода солнца). Президиум руководил эклессией и производил подсчет голосов. Для принятия решений необходимо было 6000 человек. Н. С. формирует внутреннюю и внешнюю политику, бюджет, законодательная инициатива (выдвигались на голосование пританами), избирает и увольняет должностных лиц (кроме чиновников филов и демов), дела о гос. измене.

Имущественное положение, знатность отступали перед силой народного собрания. Происходит постоянное укрепление института. [Во времена Перикла- 1-я половина 5 в. до н. э. - грозную силу приобретает институт остракизма, посредством которого любой, не угодный народному собранию, мог быть изгнан за пределы государства]. Басилеи, которые вели свое происхождение от богов и, как считалось, получали от Зевса власть и законы («фемистес»), не могли создать устойчивых политических связей. Власть их была ограничена народным собранием, а затем произошел окончательный переход власти от басилеев к собранию.

Совет 500 (буле). Совет 400 был создан Солоном для оказания поддержки в работе Народного Собрания. Клисфен переделал его в Совет 500. Постоянно действующий исполнительный орган власти. Совет контролировал исполнение постановлений Н. С., деятельность должностных лиц, готовил заключения по вопросам, которые выносились на рассмотрение народных собраний, осуществлял управление финансами, регулирование торговли, руководство повседневными делами по филу. Полноправные граждане, достигшие 30-летнего возраста. Избиралось по 50 человек от каждой из 10 фил (тер-я единица) путем жребия.

Коллегия стратегов. Состояла из десяти человек и осуществляла руководство вооруженными силами государства, распоряжалась средствами, выделявшимися на эти цели. Избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием. Хотя по закону все десять стратегов имели равные права, на практике установился обычай, что один из стратегов занимает первое место не только в коллегии, но в государстве.

Коллегия архонтов. Потеряла былое главенствующее значение из-за стратегов. Состояла из девяти архонтов и секретаря и рассматривала судебные дела по семейным и религиозным проблемам, по вопросам, касающимся нравственности. По 1 от каждой филы. Ее деятельность проверялась Советом 500 и Гелиэей.

Гелиэя. Высший судебный орган действовал под руководством коллегии архонтов. Суд присяжных. Он состоял из 6000 человек от 30 лет, которые избирались ежегодно в равном количестве от каждой филы. Гелиэя рассматривала наиболее важные дела афинских граждан, все государственные дела, все спорные дела между союзниками и важные дела граждан союзных государств. Кроме того, законопроекты, принятые народным собранием, вступали в силу только после утверждения гелиэей.

Есть все основания считать, что сама идея гражданства как некая политическая, - точнее морально-политическая категория (даже как некая общечеловеческая ценность) передана последующим поколениям именно античным полисом.

Сайты – указанные Орловом -http://historic.ru/, http://www.ellada.spb.ru/, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=98137.

4. Условия формирования очаговых цивилизаций, эволюция государств.

Цивилизация начинается на Востоке и существует только там 3,5 тысячи лет из 6 тысяч, которые вообще насчитывает человеческая цивилизация. Там возникают все основные виды деятельности - земледелие, скотоводство, ремесло и торговля, там были изобретены все виды металлургии (производство меди, бронзы, железа), там возник город качественно новый образ жизни, там возникла наука и все существующие в мире религии.

Убыстренное развитие начинается в анклавах, особенно благоприятных для производства продуктов, и потому первые цивилизации могли быть только очаговыми, мало связанными друг с другом. Основныеизобретения делались в одном районе, но потом быстро распространялись. Первоначальные цивилизации были в значительной степени изолированными, каждая из них ощущала себя единственной.

За первенство прорыва к цивилизации борются два района – Месопотамия (междуречье Тигра и Ефрата) и Египет (долина Нила). В 8-6 тыс. до н.э. неолитические племена предгорий, освоившие земледелие и феерия. скотоводство, начали спускаться на равнины Междуречья и стали строить сначала небольшие поселения с храмом посередине, создавать систему каналов и водохранилищ, а с конца 4 тыс. до н.э- создавать первые города-государства. Примерно такая же хронология в Египте (пришли земледельцы из Передней Азии)

В начале 3 тыс. лет до н.э в долине Инда та же ситуация- приходят земледельцы из Белуджистана

С конца 3 тыс. до н.э. цивилизация возникает в Китае - в бассейне реки Хуанхе.

Для образования очаговых цивилизаций нужно:

-наличие значительных пространств хорошей, мягкой земли, много воды, концентрация населения. В долинах больших рек много воды и аллювиальные (мягкие) почвы, где может прокормиться густое население

Общие закономерности периода очаговых цивилизаций:

1) Действует система центр - периферия. Высокоразвитые анклавы развиваются не только за собственный счёт, но и за счёт периферий - черпая из неё людские резервы и сырье.

2) Разделение людей на цивилизованных и варварских способствует возникновению рабства (но оно не являлось основной производительной силой). Убеждение в существовании 2 типов людей: свободных и тех, кому предназначалось быть рабами.

3) Существование локальных (номовых) религий. Отсутствие понятия человечества в целом. Магический характер религии (при помощи обрядов надо склонить бога помогать себе)

4) Существуют крупные государственные (царские, царско-храмовые) хозяйства, основанные на принудительном труде зависимого населения. Большая роль государственного механизма. Позже- возникновение крупных частных владений и становление слоя крестьянства, более-менее свободного (платит подати государству)

5) Эволюция государства: номовые государства -> государства, охватывающие значительную территорию -> империи

6) Медленная эволюция, регулярно прерываемая вторжениями отсталых племён. Общество раз за разом оказывается отброшенным назад.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 515 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...