Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Миф о Сизифе



Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. У них были основания полагать, что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадежный труд.

Сизиф — абсурдный герой. Таков он и в своих страстях, и в страданиях. Его презрение к богам, ненависть к смерти и желание жить стоили ему несказанных мучений — он вынужден бесцельно напрягать силы. Такова цена земных страстей. Мифы созданы для того, чтобы привлекать наше воображение. Мы можем представить только напряженное тело, силящееся поднять огромный камень, покатить его, взобраться с ним по склону; видим сведенное судорогой лицо, прижатую к камню щеку, плечо, удерживающее покрытую глиной тяжесть, оступающуюся ногу, вновь и вновь поднимающие камень руки с измазанными землей ладонями. В результате долгих и размеренных усилий, в пространстве без неба, во времени без начала и конца, цель достигнута. Сизиф смотрит, как в считанные мгновения камень скатывается к подножию горы, откуда его опять придется поднимать к вершине. Он спускается вниз.

Сизиф интересует меня во время этой паузы. В это время вместе с дыханием к нему возвращается сознание, неотвратимое, как его бедствия. И в каждое мгновение, спускаясь с вершины в логово богов, он выше своей судьбы. Он тверже своего камня.

Этот миф трагичен, поскольку его герой наделен сознанием. О какой каре могла бы идти речь, если бы на каждом шагу его поддерживала надежда на успех? Сегодняшний рабочий живет так всю свою жизнь, и его судьба не менее трагична. Но сам он трагичен лишь в те редкие мгновения, когда к нему возвращается сознание.

Иногда спуск исполнен страданий, но он может проходить и в радости. Когда память наполняется земными образами, когда непереносимым становится желание счастья, бывает, что к сердцу человека подступает печаль: это победа камня, это сам камень. Слишком тяжело нести безмерную ношу скорби. Но сокрушающие нас истины отступают, как только мы распознаем их.

В этом вся тихая радость Сизифа. Ему принадлежит его судьба. Камень — его достояние. Точно так же абсурдный человек, глядя на свои муки, заставляет умолкнуть идолов. В неожиданно притихшей вселенной слышен шепот тысяч тонких восхитительных голосов, поднимающихся от земли. Это бессознательный, тайный зов всех образов мира — такова изнанка и такова цена победы. Солнца нет без тени, и необходимо познать ночь. Абсурдный человек говорит «да» — и его усилиям более нет конца. Если и есть личная судьба, то это отнюдь не предопределение свыше, либо, в крайнем случае, предопределение сводится к тому, как о нем судит сам человек: оно фатально и достойно презрения. В остальном он сознает себя властелином своих дней. В неумолимое мгновение, когда человек оборачивается и бросает взгляд на прожитую жизнь, Сизиф, вернувшись к камню, созерцает бессвязную последовательность действий, ставшую его судьбой. Она была сотворена им самим, соединена в одно целое его памятью и скреплена смертью. Убежденный в человеческом происхождении всего человеческого, желающий видеть и знающий, что ночи не будет конца, слепец продолжает путь. И вновь скатывается камень.

Я оставляю Сизифа у подножия его горы! Ноша всегда найдется. Но Сизиф учит высшей верности, которая отвергает богов и двигает камни. Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым.

Вопросы к тексту

1. Какой вопрос А.Камю считает основным вопросом философии? Почему?

2. «Чувство абсурдности поджидает нас на каждом углу…» В каких ситуациях может произойти встреча человека с абсурдом?

3. Почему скука способна приносить благо? Кто еще из известных вам философов придерживался подобного взгляда?

4. В чем заключается сущность «человеческой драмы»?

5. Как вы понимаете слова Камю о том, что человек отчужден даже от самого себя?

6. Какую роль в познании играет разум? В чем проявляется его несовершенство?

7. Способна ли наука приблизить человека к пониманию мира? Почему? Что мешает человеку понять мир?

8. Камю говорит об иррациональности мира. В каком значении используется слово «иррациональный» в данном случае? Что подразумевается под «иррациональностью» мира в других философских направлениях (философия жизни, китайская философия)?

9. Что Камю считает сущностью абсурда?

10. Каковы возможные варианты исхода из абсурда?

11. Чем философская позиция Камю отличается от позиции других философов-экзистенциалистов (Л.Шестова, С.Кьеркегора)?

12. Почему проблема смысла остро встает лишь в человеческом существовании?

13. Что для Камю означает «пробужденное сознание»? Что понимается под «пробужденным сознанием» в восточной философии?

14. Если человек признает абсурд единственной данностью, то каким образом эта установка сознания реализуется в его поведении?

15. Назовите характерные черты абсурдного человека. Какие чувства человек способен испытывать к своей судьбе? Что дает ему силы жить, преодолевать трудности?

16. Согласны ли вы с Камю, что Сизифа следует представлять счастливым? В чем заключается его счастье?





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 374 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...