Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Начале ХХI в.в



Формирование условий, подготовивших возможность возникновения философии Беларуси,

следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Становление же

профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно

связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины.Развитие белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейской

культуры. Поэтому не удивительно, что белорусская философская мысль эпохи Возрождения

воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса. К таковым следует

отнести:

1) антропоцентризм, т. е. идею самодостаточности человеческого бытия, когда в центре

внимания философов выступала проблема истор. предназначения человека;

2) идею абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию гносеологического

оптимизма с представлением о безграничных возможностях человека в деле практического

преобразования природы, общества на началах разума;

3) натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции

мироздания и самого человека.

Белорусский гуманизм не абсолютизировал свободу, но трансформировал ее понимание в

идею социального служения. Для белорусской культуры была характерна задача актуализации

христианско-гуманистических ценностей, творческого синтеза идей натурализма и теологизма

(Франциск Скорина, Сымон Будный).

В 14-16 вв. формируется белорусская народность со своим языком. Статутом 1566г. белорусский

язык был официально узаконен как государственный язык ВКЛ. Образование белорусской

народности в этот период связано с благотворным влиянием эпохи Возрождения. Достоянием

белорусов наряду с традиционными произведениями религ.-морал. содержания становятся труды,

посвященные вопросам истории, географии, права, медицины, астрономии, математике.

Белорусский ренессансный гуманизм развивался в тесной связи с Реформацией.

Реформация в ВКЛ оказала существенное влияние на динамику культурных процессов. Она

стимулировала проведение соц.-эконом. реформ, развитие образования. Подрывая авторитет

официальной теологии она давала возможность индивидуальному человеческому разуму решать

религиозные и нравственные вопросы. Возникший в культурном контексте Реформации

протестантизм существенно снизил статус церкви как посредника в общении человека с Богом,

лишил ее монополии на толкование Священного Писания, вывел индивида на непосредственный

контакт с Абсолютом. Тем самым был открыт путь к развитию свободной мысли. Реформация и

гуманизм способствовали утверждению личных прав.

Философская и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения включает в себя

следующие этапы:

Философия раннего Возрождения, начала ХVI – 50-60-е гг. ХVI в.

Главная духовная интенция этой эпохи – идея рационального переустройства общества.

Философия Возрождения и Реформации, вторая половина ХVI в. Этот период включил в

себя широкое социальное движение. Философия Беларуси пыталась пересмотреть

традиционные теологические, соц.-полит. представления, шел процесс формирования

буржуазного мировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма.

(М. Литвин, С. Будный, А. Волан).

Философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко (конец ХVI – ХVII вв.).

Признаки этого периода: развертывание контрреформации, ослабление и закат

реформационно-гуманистического движения, усиление тенденций к морализированию.

Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их

национально-политического самоопределения. Это было время утверждения

схоластического типа философствования.

В истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса выделяют следующие направления:

а) радикальное реформационно-гуманистическое (Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц,

Стефан Зизаний). Для него было характерно критическое отношение к предшествующей традиции

(философии античности, схоластике, церковному учению). Внимание мыслителей

концентрировалось на сущности личной веры и Божественном откровении, явленном в Священном

писании.

б) умеренное реформационно-гуманистическое (Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный,

А. Волан, Л. Зизаний, С. Полоцкий). Оно стремилось к выработке компромиссных форм соединения,

согласования античной, философской традиции с ценностями средневековой христианской игуманистически-ренессансной культур. Мыслители этого направления были уверены в

возможности использования в условиях новой культуры духовных форм прошлого. Они активно

осваивали платонизм, аристотелизм, этические и политические учения стоицизма, с уважением

относились к патристике (Тертуллиан, Августин, Григорий Нисский, Псевдо-Дионисий Ареопагит),

но отвергали схоластику. Порок схоластики гуманисты усматривали в ее оторванности от

повседневной жизни, общественных процессов. Ценность философии они усматривали в ее

возможном практическом приложении. По их мнению, философское знание должно было

выступить в качестве орудия социальных преобразований.

в) атеистическо-гуманистическое; оно, порвав со схоластикой и теологией, обратилось к

материалистическим идеям античности и Возрождения (С. Г. Лован, К. Бекеш, К. Лыщинский). Эти

мыслители заимствовали и осмысливали античные решения проблемы происхождения мира;

античные обоснования естественноприродной сущности человеческой морали; они отвергали идею

Божественного откровения, концепцию врожденных идей; высоко ценили индивидуальный разум и

опыт в качестве средств познания.

Развитие духовной культуры Беларуси ХVII – нач. ХVIII вв. проходило под знаком идейной

борьбы православия и униатства. Философская мысль этого времени концентрировалась в сфере

влияния католических орденов (иезуитов, доминиканцев). Формировалась поздняя, «виленская»

схоластика, сосредоточившаяся на разработке этических, эстетических, педагогических идей.

Развертывались дискуссии между представителями различных конфессий: православной (М.

Ващенко), униатской (И. Кунцевич), католической (Я. Альшевский,).В первой половине ХIХ в.

наблюдается закат традиций Просвещения, смена духовно-ценностных ориентаций в связи с

вхождением Беларуси в состав Российской империи. Духовный проект филоматов («стремящихся к

знанию»), выдвинутый в Виленском университете, задал ориентацию на идеи нац.-культурного и

госуд. возрождения. Однако в целом собственно философская традиция в Беларуси прерывается.

Распад Советского Союза и образование суверенной РБ дали новые импульсы поискам нац.

идентификации белорусов, стимулировали обращение к нац. духовной традиции, освоению

ценностей, выработанных в белорусской философской культуре.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 178 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...