Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Первый опыт русского философствования следует отнести к древнекиевской эпохе и
принятию христианства на Руси. Ее источниками выступили евангельское вероучение, литература
патристики, учение восточных отцов Церкви. Подлинно оригинальная национальная философия
появляется только в ХIХ в. У истоков оригинальной русской философии 19 века стоит Петр
Чаадаев(1794-1856), завершивший к началу30-х гг. свой знаменитый цикл из восьми «Философских
писем». Уже первое опубликованное «Философское письмо» (после чего он объявлен Николаем 1
сумасшедшим) закрепила за Чаадаевым славу социального философа, беспощадного критика
самодержавно-крепостнического строя России. При создании своей философской системы Чаадаев
руководствовался идеей единства религии и философии. В «Философских письмах» он объявил
себя приверженцем ряда принципов католицизма, связывая с ним достижения западноевропейской
цивилизации. Заслуги католицизма Чаадаев видел в том, что эта религия объединяла народы
западноевропейских стран, создавая единство мысли. В соответствии с такой философско-
исторической концепции он пытался объяснить причины отсталости России и существования в ней
крепостного права. Чаадаев считал, что католицизм исчерпал опыт социального развития
человечества, которое дальше должно продолжиться в сфере духа. В связи с этим, определенный
позитив Чаадаев видел в православном христианстве. В итоге Чаадаев построил свою систему,
которая включала некоторые элементы «философии тотальности» и установки «философии
индивидуальности» т.е. религиозного и личностного начал.
Западничество как течение русской общественной жизни оформилось в 40–60-х гг. ХIХ в. Его
основные идеи развивались в кружках Станкевича Н. В.(Анненков, Бакунин, Боткин, Грановский) и
Герцена – Огарева. Среди этих идей следует выделить главные:
критика феодально-крепостнических порядков в экономике, политике, культуре;
идея социально-экономического реформирования по западному образцу, в результате чего
Россия должна была усвоить европейскую науку и «плоды векового просвещения»;
отрицание революционных методов разрешения социальных проблем; средством социальных
преобразований должно было выступить прежде всего просвещение и пропаганда;
4) важная идея западничества заключалась также в высокой оценке преобразований эпохи
Петра I. Перспективный источник социального развития России усматривался западниками в
использовании опыта западноевропейских стран. Стремясь построить свою системуфилософии истории, они старались определить роль русского народа среди других народов
Европы. Обсуждение проблем религии и вопросов о методах реформ раскололо прежде идейно
единое западничество на два направления:
либеральное (П. А. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д.Кавелин), отстаивавшее догмат о
бессмертии души;
революционно-демократическое (А.И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г.Белинский), трактовавшее
сущность души с позиций атеизма и материализма, выдвигавшее идеи революционной
борьбы.
К середине ХIХ в. под влиянием социальных реформ либеральное крыло западничества сходит
на нет, революционно-демократическое выливается в идеологию разночинцев.
Славянофильство – религиозно-философское течение русской общественной мысли,
оформилось в конце 30 – начале 60-х гг. ХIХ в. Среди главных представителей славянофильства
были:
«старшие» славянофилы: А.С. Хомяков, И. В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин;
«младшие» славянофилы: К.С. Аксаков, А. И. Кошелев, П. В. Киреевский, Д. А. Валуев,
Ф. В. Чижов;
«поздние» славянофилы: Н.Я. Данилевский, Н. Н. Страхов.
Основная идея славянофильства – утверждение самобытности России, ее общественного
уклада. В качестве специфического фактора развития русско-православного мира западники
называли факт восприятия Русью христианства в его первозданном (византийском) виде, не
опосредованном западным рационализмом. Своеобразие России виделось славянофилам в
соборности русской жизни, проявлявшейся в общинном земледелии. Славянофилы отвергали
западный рационализм. Основа российской жизни, утверждали славянофилы, – это известная
триада: Православие (соборность, цельность духа); Самодержавие (царь несет на себе бремя греха
власти); Народность (православная община, солидарность и нравственность).
Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900), русский религиозный философ, поэт,
публицист, критик. Явился синтезом русской религиозной философии 19 века.
Социальный идеал Соловьева - «вселенская церковь», объединяющая православие, католицизм
и протестантизм. Реализация этого идеала предполагает созидание «богочеловечества» - конечной
стадии истории. В богочеловеческом организме обретут свое единство вера в Бога и вера в
Человека. Основной пафос «философии всеединства» Соловьева «оправдание добра». Согласно ей,
изначально существует два мира – «мир зла» (времени) и «мир добра» (вечности). Задача, стоящая
перед человеком, – это поиск пути из мира времени в мир вечности. Дух и тело одинаково
принадлежат миру вечности и миру времени, ибо в них иногда преобладает начало добра, иногда –
зла. Крогда добро побеждает возникает красота (природы, человека) Красота природы – первая
победа добра над злом. Но зло борется с добром и временное стремится подчинить вечное.
Поодобная борьба идет и в человеческой душе. Мир времени стремится завладеть человеком
всецело, заключить его в свой круг, за которым – смерть. Простейшая форма борьбы с миром
времени – память. Источник добра Соловьев видел в Боге. Именно любовь к Богу, согласно
философу, дает всю полноту восприятия и целостности жизни. С ним он связывал надежды на
победу добра над злом.
Соловьев указывал на наличие у человека чувства стыда. Это чувство отсутствует у животных.
Человек стыдиться, когда животное начало берет над ним верх. Чувство стыда свидетельствует о
нравственной природе человека. Наряду с чувством стыда, человек имеет чувство жалости –
ощущение чужого страдания. И наконец человеку присуще чувство благоговения перед Высшим,или страх Божий. Русский мыслитель весьма критично относится к современной ему политической
экономии, которую характеризовал как либеральную, или анархическую. По мнению Соловьева, ее
основной недостаток состоял в том, что она принципиальным образом разделяла хозяйственную и
нравственную области.
Николай Александрович Бердяев (1874–1948), русский религиозный философ. В молодости
Бердяев был известен как «критический марксист». Позже он укрепился на пути, по которому
пошли критические марксисты С.Булгаков, П.Струве. Целью мыслителя становится неясный образ
религиозной философии, призванной отразить целостно и универсально человеческий опыт.
Итогом творческих поисков явилась работа «Философия свободы». Особого внимания в концепции
Бердяева заслуживает термин «объективация», родственная терминам «опредмечивание»,
«отчуждение». Объективация есть утеря свободы духа человеком, объект – нечто чуждое свободе и
духу. Одним из губительнейших явлений жизни Бердяев считал буржуазность, в основе которой
лежит призрачное ощущение жизни и бытия. Главное для буржуа – материальное благо, деньги.
Все это отделено от духа, от смысла, от любви. Когда такой человек добивается власти, он часто
бывает склонен подавлять других. Власть же обязанность, а не право. Философия Н. А. Бердяева
оказала значительное влияние на западноевропейскую культуру ХХ в. в., в частности на
становление французского экзистенциализма и персонализма.
В качестве оригинального духовно-теоретического феномена выступает русский космизм,
сложившийся в России в к. ХIХ – нач. 20 вв. В философии космизма выделяют следующие
направления:
религиозно-философское (Н. Ф. Федоров, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский);
методологическо-философское (Е. М. Вернадский, Н. Г. Холодный, А. Л. Чижевский, Н. А.
Умов, К. Э. Циолковский)
Первое направление видело в человеке Божий замысел, обосновывало необходимость
активного участия человечества в божественном творении; второе рассматривало преобразующую
деятельность человека как космическую (планетарную) силу. В качестве инвариантных
философских идей, представленных в обоих вариантах космизма, выделяются:
- идея всеединства;
идея незавершенности развития мира и человека, что оставляет открытым вопрос о
возможности человеческого участия в эволюции мироздания;
интерпретация человечества как органичной части космоса;
идея активности, внутренне присущей человеку; идея преображения мира как смысл
человеческой деятельности;
идея вечности жизни (в богочеловечестве).
В понимании космизма человек выступает как устроитель и организатор вселенной (В. С.
Соловьев), создатель ноосферы (В. И. Вернадский). Космизм обосновывал идею антропоприродной
гармонии; его экофильный потенциал оказывается созвучным современным поискам идеала
глобальной цивилизации как единого антропоприродного комплекса.
Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 340 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!