Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Немецкая классическая философия. Абсолютная идея Гегеля —основное понятие философии г



Основные понятия и термины

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ ГЕГЕЛЯ — основное понятие философии Г. Гегеля, раскрывающее общую схему творческой деятельности Мирового духа, как объективного, безличного, идеального начала, выступающего основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Все что существует на свете, — лишь бледное отражение абсолютной идеи, следствие и результат ее активности. Процесс развертывания богатств абсолютной идеи включает три стадии:

· логика — безличное, «чистое», непредметное мышление, конструирующее из самого себя систему логических категорий;

· природа — понимаемая как внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, «инобытие». На этой ступени появляется человек (как часть и завершение природы), преодолевающий, в конечном счете, материальность природы своей духовной деятельностью;

· дух — история собственно человеческой духовной жизни, в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии, открывающей источник мирового развития, т.е. абсолютную идею. Последняя возвращается в философии к себе самой, познает самое себя.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ — термин введен И. Кантом в «Критике чистого разума». Предикат, уже содержащийся в понятии субъекта и смутно мыслящийся в нем, эксплицируется из этого понятия по закону тождества. Аналитические суждения не углубляют наших познаний, но все же расширяют сферу отчетливо мыслимого. Это отличает аналитические суждения от тавтологий. Примеры аналитических суждений: «все тела протяженны», «всякое золото желто», «все мои представления объединены в «Я». Как аналитическое суждение, положение «золото желто» имеет следующий смысл: необходимым условием именования предмета «золотом» является наличие у данного предмета желтого цвета. Аналитические суждения играют служебную роль, уточняя и разъясняя основные понятия.

АНТИНОМИЯ ( греч. — противоречие в законе) логически невозможное соединение двух противоречащих друг другу высказываний относительно одного и того же предмета мысли. Антиномия, согласно И. Канту, неизбежно возникает в человеческом уме вследствие стремления осмыслить конечный мир опыта с помощью понятий абсолютного и бесконечного. Этих антиномий четыре:

· Мир имеет начало во времени и заключен в пространственные границы. — Мир не имеет ни начала во времени, ни границ в пространстве.

· Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из него. — Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в нем не существует ничего простого.

· Причинность по законам природы недостаточна для объяснения всех явлений, для их объяснения необходимо признать еще и свободную причинность. — Нет никакой свободы, все в мире происходит исключительно по законам природы.

· В мире есть нечто, что либо как часть мира, либо как его причина есть безусловно необходимая сущность. — Не существует никакой безусловно необходимой сущности ни в мире, ни вне мира в качестве его причины.

Доказательство ведется от противного, доказывается как тезис, так и антитезис. Ключ к разрешению антиномий — трансцендентальный идеализм как учение о субъективной природе пространства и времени и различении явлений и вещей самих по себе — феноменов и ноуменов.

АПРИОРИ (лат. — изначально) — термин, означающий знание, которым человечество располагает независимо от опыта. В истории философии этот термин связан с учением о врожденных идеях, поскольку их признание предполагает существование внеопытного знания. У И. Канта знание априори отличается от врожденных идей тем, что оно касается только формы, а не содержания познания. Для И. Канта априори есть условие достоверного знания, содержащееся в интеллекте человека независимо от какого-либо опыта. Он различает априорные формы чувственности — пространство и время и априорные формы рассудка — 12 форм суждения и соответствующие им 12 категорий (причина, следствие, необходимость, случайность и др.). Априорные формы чувственности и рассудка организуют, придают связность и упорядоченность хаотическому знанию.

ВЕЩЬ В СЕБЕ — важнейшее понятие в философии И. Канта, означаетвещь со стороны тех ее свойств, которые не зависят от человеческого восприятия и его специфических условий, она противоположна явлению как тому, что с формальной стороны всецело определяется субъективными условиями чувственности. Связка «вещь в себе — явление» синонимична понятиям «ноумен — феномен», «вещь вообще — вещь как предмет возможного опыта», «трансцендентальный объект — многообразное чувственности». Кант полагает, что разделение всех возможных предметов на явления и вещи сами по себе (феномены и ноумены) — необходимое условие преодоления внутреннего столкновения рациональных максим в антиномии чистого разума.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — философия марксизма. Преодолевая идеализм, гегелевский и созерцательно-метафизический характер фейербаховской философии, К. Маркс и Ф. Энгельс унаследовали рациональное содержание их учений — диалектику Г. Гегеля и материализм Л. Фейербаха, освобожденные соответственно от идеализма и метафизики. Новая философия соединила материалистическую диалектику, в рамках которой человеческие понятия истолковываются как отражения реальных вещей, их многообразных связей и отношений, и материализм, который в качестве первичной признает диалектически развивающуюся объективную материальную действительность, отражением которой выступают категории и зконы мыслительной деятельности людей.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — материалистическое понимание истории — термин введен К. Марксом. Маркс подчёркивал, что в общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные необходимые, от их воли независящие, отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил.

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — появилась в 40-х гг. 19 столетия. Основоположники — К. Маркс, Ф. Энгельс. Предпосылками послужили диалектика Г. Гегеля и материализм Л. Фейербаха. Преодолев их идеалистический и созерцательно-метафизический характер, они развили в своем учении диалектический метод познания и мышления, распространив его на общество

МОРАЛЬНЫЙ ЗАКОН — фундаментальное понятие практической философии И. Канта. По его мнению, моральное законодательство проистекает из воздействия на волю всеобщих максим разума. Взаимодействие разума и воли имеет характер императивов (высказываний о должном). Кант полагает, что повелевающий характер не может быть логически доказан, а должен быть принят как внутренний факт чистого разума. Само наличие моральных предписаний говорит о возможности свободно следовать им, т.е. поступать морально. Допущение такой возможности влечёт за собой признание свободы человеческой воли, не зависящей от каких-либо внешних побуждений.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — философия, охватывающая последнюю треть 18 — первую треть 19 вв., представлена учениями И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. Ей свойственны:

· Понимание роли и назначения философии как критической рефлексии (осмысления) культуры.

· Вера в то, что философию можно выстроить как строгую систематическую науку, четко дифференцированную по разделам онтологии, гносеологии, антропологии, философии права, морали, религии.

· Общие методологические принципы философского знания: рационализм, диалектика, историзм.

· Концентрация внимания на гуманистических ценностях — свободе и достоинстве личности, гражданских правах.

ОТЧУЖДЕНИЕ — термин введен в марксистской философии, отражает процесс, в ходе которого результаты активности или сама активность некоторого субъекта становятся самостоятельными по отношению к этому субъекту, отделяясь от него и определяя себя чуждым ему образом. Отчуждению подвергаются продукты деятельности человека, окружающая среда, другие люди, а также сам индивид. В той мере, в какой человеческая деятельность подлежит объективации, она отчуждается в форме производимых ею объектов, которые в дальнейшем имеют самостоятельное и независимое от человека значение и выступают как внешняя, порабощающая его сила.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — совокупность материальных экономических отношений, в которые вступают люди в процессе общественного производства. Можно выделить:

· отношения собственности,

· обмена деятельностью,

· распределения создаваемых в производстве различных предметов и услуг.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ — прежде всего, применяемые в производстве орудия труда, например современная техника, а также используемые в нём электроэнергия, технология, транспорт, производственные помещения, предметы труда и многое другое. Они представляют собой вещественную сторону производительных сил, с помощью которой люди воздействуют на природу, перерабатывая её материал для удовлетворения своих потребностей

РАЗУМ — в философии И. Канта обозначение высшей познавательной и практической способности, которая проявляется как способность к умозаключениям. Разум возвышается над рассудком, задавая принципы единства его законов. Основные понятия разума — идеи — выражают возможные виды безусловных миров (душа, космос, бог). Идеи производны от категорий. Разум выполняет регулятивную функция в познании, направляя рассудок ко все более глубокому проникновению в законы природы. Он становится практическим, когда определяет волевые поступки по всеобщим принципам.

РАССУДОК — в философии И. Канта обозначение одной из главнейших познавательных способностей человека. В широком смысле рассудок тождественен мышлению, противопоставляемому чувственности как способности восприятия действий. Рассудок — активная познавательная способность, чувственность — пассивная. Человеческий рассудок не является творческим, он не может порождать содержание своих понятий, а получает его извне. Базисным актом рассудка Кант признает суждение.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ — понятие философии И. Канта. Это такие суждения, в которых предикат привносит новый признак, не содержащийся до этого в содержании понятия, относящегося к субъекту. Расширяя наше познание, синтетические суждения являются подлинной целью всех наук. Примеры синтетических суждений: «все тела имеют тяжесть», «всякое изменение имеет причину». Если толковать пример «золото желто» как синтетическое суждение, то это будет означать, что всякий предмет с такими-то и такими-то свойствами, т.е. золото, обладает также и желтым цветом.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ (лат. — переходить, переступать) —один из важнейших терминов философии И. Канта. Употребляется в двух смыслах. В первом и основном смысле Кант называет трансцендентальными те исследования или представления, которые способствуют объяснению возможности априорного синтетического познания. Второй, более традиционный смысл термина, имеет отношение к вещам вообще. Это понятие не применимо к бытию, к внешнему миру. Оно служит для характеристики сознания человека, его познавательных способностей. Трансцендентальное сознание – это «чистое» сознание, одинаковое у всех людей. Оно содержит некие априорные формы, например пространство и время, которые изначально присущи сознанию и благодаря которым только и возможно всякое познание, всякий опыт.

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ — термин философии И. Канта, который обозначает то, что лежит за границами сознания и познания (потусторонний, выходящий за пределы). Характеристика основоположений, которые устраняют границы опыта и «даже повелевают переступить их». Трансцендентное употребление понятий противоположно имманентному, остающемуся в рамках возможного опыта, и трансцендентальному, просто упускающему из виду границы между предметами возможного опыта и вещами вообще.

Например, трансцендентным является мир «вещей в себе», он находится за пределами человеческого опыта, и при всякой попытке выйти за границы опыта, познать трансцендентное (свободу воли, бессмертие души, бога) человеческий разум впадает в неразрешимые противоречия.

ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — понятие социальной философии, обозначающее определённую ступень исторического процесса по восходящей линии. Формации соответствует исторически конкретное общество на данном этапе его развития. Понятие введено К.Марксом.

3. Практическая философия И. Канта исследует:





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 4033 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...