Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Античность до н. э



Фалес (624-546)

Парменид (540 - 470)

Гераклид (535 - 470)

Зенон (510 - 430)

Сократ (469 - 399)

Демокрит (460 - 371)

Платон (427 - 347)

Аристотель (384 - 322)

Эпикур (341 - 270)

Цицерон (106 - 43)

Сенека (4 до н. э. - 65 н. э.)

Плотин (204 - 270)

Философия Средневековья

Основные понятия и термины

ГУМАНИЗМ (лат. — человеческий, человечный) — представляет нравственный принцип в отношениях между людьми и в деятельности общественных институтов, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улучшению условий его жизни, обеспечение удовлетворения его потребностей и развития талантов. Наиболее ярко гуманистические идеи сформулированы в эпоху Возрождения (См. Философия Возрождения) Ф. Петраркой, Данте, Манетти Пико-Делла Мирандолой, Леонардо да Винчи, Дж. Бруно. В центре дискуссий о гуманизме находятся вопросы:

· Что же именно гуманно в отношении человека к человеку и в отношении общества к своим членам?

· Гуманно ли стремиться к удовлетворению всех потребностей человека?

· Гуманно ли стимулировать или принуждать человека к развитию его собственных талантов?

В основе принципа гуманизма лежит идея уважительного отношения к другому человеку, запрещение использования его в качестве средства.

НАТУРФИЛОСОФИЯ — философия природы, умозрительно трактуемой в ее целостности. В философии Возрождения (См. Философия Возрождения) наблюдался расцвет натурфилософии на основе идей пантеизма (отождествление Бога и природы), органицизма (понимание микро- и макрокосмоса как организма). Стремление к овладению силами природы породило увлечение магией и мистикой чисел. Вместе с тем Дж. Бруно развивал свои натурфилософские идеи на основе гелиоцентрической системы Н. Коперника, проводя принцип пантеизма: «Природа — это Бог в вещах».

НЕОТОМИЗМ — влиятельное течение в философии католицизма, уходящее своими корнями в схоластически интерпретированное Ф. Аквинским учение Аристотеля. Не отрицает значения частных наук, признающих в определенных границах роль эмпирического знания, использует постулаты рационализма и одновременно ставит их на службу теологии.

Краеугольным камнем неотомизма является учение о гармонии веры (См. Вера) и разума, утверждающее, что религиозная вера и знание суть различные пути постижения Бога, который открывается естественным образом через познаваемый разумом сотворенный мир и сверхъестественным образом — через откровение, божественное слово. Существует три формы постижения истины: наука, философия и теология (См. Истина, Наука, Философия, Теология). В целом принцип гармонии веры и знания сводится к следующему: истины веры не могут противоречить истинам разума, ибо Бог является творцом и Откровения, и разума.

НОМИНАЛИЗМ (лат. — относящийся к названиям, именам) — направление средневековой философии (См. Средневековая философия), представители которого: И. Расцеллин, У. Оккам считали, что истинны и значимы только конкретные понятия, отражающие отдельные, единичные вещи. Всеобщие понятия или универсалии (См. Универсалии), по их мнению, не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и поэтому представляют собой только формы мысли. Некоторые номиналисты считали их лишь языковыми обозначениями внешнего подобия вещей, именами. Для номинализма универсалии являются простыми словами, именами, которые служат лишь знаками вещей и их свойств и вне мышления ничего, никакой объективной действительности не выражают.

РЕАЛИЗМ — направление средневековой философии (См. Средневековая философия), представители которого, например, Ф. Аквинский, считали наиболее значимыми не индивидуальные, а общие понятия (См. Универсалии), обозначающие род, класс, вид, к которым относятся те или иные отдельные предметы, а также понятия сущности. Свойства общего в наиболее полном виде обнаруживаются во всеобщем, которое выражает сущность множества предметов и явлений.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ — монистическая (См. Монизм) философия теоцентризма (предмет философствования — Абсолют), охватывает период с 5 по 15 вв. Наиболее глубокую и всестороннюю разработку философская проблематика получила в странах Западной Европы, в Италии, Испании, Франции и Англии. Средневековая философия представлена множеством имён, школ и направлений. Это представители христианской католической церкви: А. Августин, А. Кентерберийский, П. Абеляр, Ф. Аквинский, У. Оккам.

Средневековая философия развивалась в условиях власти религии и церкви. Периоды Средневековой философии и основные проблемы:

· патристика (учение отцов церкви). Основная проблема — доказательство бытия Бога. Философия — «служанка богословия»;

· схоластика (учение школы). Философские проблемы: соотношение веры и разума, общего и отдельного, сущности и существования, спор об универсалиях.

УНИВЕРСАЛИИ (лат. — общий) — общие понятия, особое значение приобрели в схоластике (См. Средневековая философия). Спор об универсалиях проходит красной нитью через всю средневековую философию. Онтологический аспект проблемы универсалий сводится к вопросу: существует ли общее в реальности? Различают несколько ответов на этот вопрос:

· Умеренный реализм: универсалии бестелесны и существуют только в родах и видах, но не в индивидах. (С. Боэций, Ф. Аквинский).

· Ультрареализм — каждому имени соответствует реальная сущность.

· Ультраноминализм — общее существует исключительно в разуме (в форме слов), в действительности существуют лишь единичные вещи. (П. Абеляр).

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ — период философии с 14 по начало 17 в. отличается развитием индивидуализма (См. Индивидуализм) в сфере мировоззрения и всесторонним проявлением индивидуальности (См. Индивидуальность) в общественной жизни, гуманизмом (См. Гуманизм) как образом мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности (См. Личность). Особенности философии Возрождения:

· Антисхоластическая (См. Среднековая философия) направленность взглядов.

· Создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.

Антропоцентризм. Человек становится важнейшим объектом философского рассмотрения, центральным звеном всей цепи космического бытия.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 1446 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...