Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
4) Удвоение мира на «земной» и «небесный».
13. Уровню мировоззрения – мировосприятию – присущи черты:
Создание цельной картины мира, обозначение взаимосвязи процессов и явлений, фиксация их тождества и различия.
2) Фиксация лишь отдельных, внешних проявлений бытия, мира явлений, а не сущностей.
3) Интеллектуальный аспект мировоззрения, способный вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов, связано с абстрактным мышлением и теоретическим познанием.
14. Плюрализм предполагает:
Несколько или множество исходных оснований.
2) Многообразие явлений мира, исходящее из одного начала.
3) Признание равноправными, не сводимыми друг к другу, двух начал — материи и сознания.
Обзор исторических типов философии
Античная философия
Основные понятия и термины
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ( лат. — древний) — философия Древней Греции и Древнего Рима. Античная философия зародилась в конце 7 — начале 6 в. до н.э. и просуществовала до 5 в.н.э. Это особый исторический тип философствования, порожденный специфическими условиями рабовладельческого общества. Основные периоды:
· Эллинский — становление, расцвет и кризис греческой полисной системы. Основные черты: космоцентризм, проблема бытия, теоретико-познавательный и жизненный оптимизм.
· Эллинистическо-римский период. Основные черты: индивидуализм (освобождение личности от политической, экономической и моральной зависимости от полиса), исследование субъективного мира личности.
· Поздний эллинизм — возврат к учениям о бытии, но обогащенный знанием субъективного мира личности.
БЫТИЕ ПАРМЕНИДА — философское понятие, определяющее наличие явлений и предметов – самих по себе или как данности в сознании. Впервые выработал Парменид как попытку найти универсальный принцип организации эмпирических явлений, который устанавливался бы мышлением, а не опытом. Его черты:
· Бытие есть вечное и неизменное единство.
· Противостоящее бытию подвижное многообразие является небытием.
· Бытие есть полнота всех качеств, сливающихся в высшей определенности и утрачивающих частную определимость.
· Одно и то же мышление и бытие.
ВСЕОБЩЕЕ — категория, обозначающая то, что не только в силу случайности, но и в силу необходимости или закономерности является для множества общим. У Платона всеобщее есть настоящее действительное бытие, в то время как единичное является действительностью лишь постольку, поскольку оно является частью всеобщего. У Аристотеля всеобщее не имеет собственной действительности, оно внутренне присуще отдельным предметам, как их форма, в то время как единичное может существовать только благодаря тому, что в нем осуществляется всеобщее.
ИДЕЯ ПЕРВОНАЧАЛА — первые философы считали, что, имея дело со многим, полезно искать общее. Представители Милетской школы, видели в основе мира материальную субстанцию: Фалес (первоначало — вода), Анаксимандр (первоначало — апейрон, беспредельность), Анаксимен (первоначало — воздух) и Гераклит из Эфеса (первоначало — огонь). Первоначало мыслилось ими как нечто единое с природой. Сама природа рассматривалась ими как причина всего сущего. Пифагор первичной рассматривает числовую, количественную сторону дела. Парменид и Зенон считали, что многое не существует. А Демокрит и Левкипп разрешали проблему много и единого через понятия атома и пустоты.
СУЩЕЕ — онтологическая категория, обозначающая многообразие, в котором бытие является идентичным. Сущее и бытие различаются также, как различаются истинное и истина, действительное и действительность, реальное и реальность. Того, что истинно, очень много, но само истинное бытие в этом многом одно и то же. Действительное многообразно, но в нём одна действительность, идентичный модус бытия. Сущее есть то, что есть, оно не идентично данному, так как охватывает также и неданное.
Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 1631 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!