Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

С ним ушло много знания



Тем временем пятилетнее напряжение - строительство Багдада - подходило к своему завершению. В этот же год халиф приглашает Абу-Ханифу в столицу занять пост судьи. Ученый отказывается от второго в его жизни предложения стать судьей. «Абу-Джафар пригласил Абу-Ханифу на судейство, но тот отказался и был брошен в темницу». Через некоторое время халиф вызволил его из тюрьмы и повторно сделал свое предложение, однако Абу-Ханифа и на сей раз отказался и снова был лишен свободы.
- Побойся Бога! - говорил Имам халифу. - И доверяй лишь тем, кто страшится Его. Ей-богу! Даже когда ты доволен, я не чувствую себя в безопасности. Как же я буду чувствовать себя в безопасности, когда ты будешь в гневе? Если мое решение будет принято против тебя и ты пригрозишь утопить меня в Евфрате, если я не изменю решение, то я предпочту быть утопленным! К тому же твоя свита нуждается в том, кто будет ублажать их перед тобой. Я не пригоден для этого.
- Лжешь, пригоден!
- Вот ты и сам постановил за меня. Как же ты можешь назначать и доверять судье, когда он - лжец?!
«К судейству пригоден лишь тот, чье усердие может осудить тебя, твоего сына и твоих полководцев, - говорил также Имам. - Во мне же нет такого усердия. Ты приглашаешь меня на то, от чего отворачивается моя душа и в чем я буду перечить тебе». Также ученый говорил, что вряд ли арабам понравится, если их судьбу будет вершить кто-то из мавали.
По некоторым сведениям, аль-Мансур, как в свое время и Ибн-Хубайра, велел наказать Абу-Ханифу ста десятью ударами плетью - по десять плетей каждый день, после чего выпустил ученого из темницы, требуя, чтобы он занялся решением правовых казусов. Халиф даже подсылал к нему людей с вопросами, но ученый никому не давал никаких ответов, за что был снова брошен в темницу.
В заключени и Абу-Хан ифа всячески подчеркивал свою независимость от халифа и отказывался от пожалованной ему еды. Он послал сыну весточку. «Сынок, в месяц я трачу два дирхема, - говорилось в ней, - половину на савик, половину на хлеб. Я нахожусь под стражей. Поспеши мне выслать их!». Таким образом, «в силу своего искреннего благочестия, - отмечается у аль-Макки, - Абу-Ханифа отказывался от еды, которую присыл ал ему халиф, и просил, чтобы еду ему присылали из Куфы».
Есть версия (источник которой, правда, аль-Хатыб аль-Багдади считает ненадежным), что при угрозе аль-Мансура телесным бичеванием измученный старец не выдержал и согласился занять пост судьи. За два дня Абу-Ханифа никем не был востребован в своем новом качестве. А на третий день к нему пришел литейщик меди со своим должником, уклонявшимся от выплаты долга. Абу-Ханифа призвал должника к совести и обязал вернуть соответствующую сумму. «Через два дня Абу-Ханифа почувствовал себя плохо, проболел шесть дней и умер».
Еще до смерти Абу-Ханифы аль-Мансур распоряжается передать ученому десять тысяч дирхемов. Тот искал совета у близких, как лучше отказаться от них, ибо «Абу-Ханифа не был согласен на это. В тот день, когда должны были доставить деньги, он совершил утренний намаз, закутался в свое одеяние и не разговаривал. Пришел посыльный аль-Хасана ибн Кахтабы с деньгами, вошел, заговорил с Абу-Ханифой. Тот ничего не ответил, а затем сказал: "Кто явился к нам, то пусть ничего не говорит, пока мы сами не заговорим с ним. - И потом добавил: - Положите деньги в мешок, что в углу"». После ухода посыльного Абу-Ханифа оставил сыну свое завещание: «"Когда я умру и меня похоронят, возьми эти десять тысяч дирхемов, ступай к аль-Хасану ибн Кахтабе и скажи ему: "Это то, что ты оставил на хранение у Абу-Ханифы"». Впоследствии сын вернул эти деньги, а также отнес в суд вещи, хранимые у отца, хозяева которых были в отъезде, дабы душа Абу-Ханифы была спокойна.
Всего же в Багдаде «Абу-Ханифа прожил пятнадцать дней, после чего заболел и умер». Согласно некоторым источникам, аль-Мансур, выпустив ученого из темницы, запретил ему проводить свои занятия, встречаться с людьми и вообще выходить из дома. Однако «многие считают достоверным то, что он умер, будучи в темнице». «Я был в Багдаде, - рассказывал Давуд ибн Рашид, - когда наказывали Имама, чтобы он занял пост судьи. Каждый день его выводили и бичевали десятью плетьми, наложив в итоге на него сто десять плетей. "Прими судейство!" - говорили ему. "Я не пригоден", - отвечал он. Когда же бичевание продолжилось, он тихо взмолился: "Боже! Своим всемогуществом отдали от меня их зло!" И когда он [снова] отказался [стать судьей], ему подбросили яд и умерт-вили его». «Когда он предстал перед аль-Мансуром, тот попросил для него савика и повелел выпить его. Абу-Ханифа отказался. "Ты непременно выпьешь его!" - воскликнул халиф. Но тот отказался. Его заставили выпить. А затем Абу-Ханифа поспешно встал. "Куда?" - спросил аль-Мансур. "Туда, куда ты послал меня!" - ответил он. Его отвели в темницу. И он умер в темнице». Так «потух свет жителей Куфы, равный которому они не увидят больше никогда!».
В Багдаде ожидали столь печальную развязку этой драмы. На следующее утро собралось около пяти тысяч человек, ожидавших известий об Абу-Ханифе. Кто-то сказал: «Вчера я видел то, что видит спящий. Некий человек взобрался на минарет и воззвал: "Люди! Этой ночью умрет один факих, коему суждено попасть в Рай!". Когда мы встретили утро, не умер никто, кроме Абу-Ханифы!». Народ раз-рыдался, а Мукатиль воскликнул: «Все мы от Бога, к Нему и возвращаемся! Погиб тот, кто дал облегчения для уммы Мухаммада!».
Смерть величайшего предстоятеля стала огромным горем для всех мусульман, кому посчастливилось знать его и общаться с ним. Весть о его кончине быстро распространилась по Багдаду. Со слезами на глазах читал свой некролог поэт:
Ушло знание (аль-фикх). Нет теперь у вас знания!
Бойтесь Бога! И идите по его стопам!
Умер ан-Нуман, кто же теперь
Оживит ночь, когда накроет занавес?!
Все улицы Багдада были заполнены похоронной процессией, люди прощались с великим факихом. «В день смерти Абу-Ханифы над ним молились шесть раз из-за большой толкотни». «Мы смогли, - вспомним один из очевидцев, - похоронить его лишь на исходе дня ('аср)», ведь проститься с ученым пришли пятьдесят тысяч человек или даже более, «словно их оповестили о его смерти». И потом еще двадцать дней поток людей шел к могиле Абу-Ханифы, дабы прочитать над ним заупокойную молитву. Среди этих паломников, говорят, был даже халиф аль-Мансур, человек, повинный в смерти ученого.
Не желая быть погребенным в земле, незаконно присвоенной халифом, Абу-Хаиифа завещал похоронить себя с восточной стороны кладбища Хайзуран, поскольку его территория была «благой», свободной от захватнических вероломств аль-Мансура. По крайней мере о таком завещании говорили в народе. Прослышав об этом, аль-Мансур воскликнул: «Кто же меня оправдает перед Абу-Хани-фой, живым или мертвым?!».
При Сельджукидах над могилой Абу-Ханифы был сооружен мавзолей - большой купол с пристроенным медресе, - который затем был богато украшен османскими правителями, признавшими хана-фитский толк официальной правовой доктриной.
«Абу-Ханифа был преемником ушедших, - говорил лучший его ученик Абу-Юсуф, - но для него самого, ей-богу, на всей земле не смог найтись преемник»». «Да пребудет над ним милость Божья! С ним ушло много знания...» «Да напоит его Бог в усыпальнице ливнями [Своей] милости и довольства. И да поселит его в наивысочайшем саду Рая!»




Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 165 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...