Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мышляет над своими обетами



Заключительная речь Иова разделена на три части. В первой из них он, предава- ясь ностальгическому настроению, вспоминает свою счастливую жизнь до того, как рука Бога опустилась на него (гл. 29). Во второй части изнемогающий Иов в патетиче- ских тонах рисует свое нынешнее состояние отверженности и уничиженности (гл. 30). В третьей части Иов в отчаянии произносит целую серию проклятий на самого себя, переходящих в вопль существа, мучительно ищущего внимания и оправдания (гл. 31). Присутствие друзей ему не нужно, к Богу он тоже больше не обращается. Он полно- стью сосредоточен на себе, и именно эта предельная концентрация Иова на самом се- бе делает данную главу одной из самых выразительных и трогательных частей книги.

29:2—25 «О, если бы я был, как в прежние месяцы… когда Бог хранил меня!» Этот ностальгический взгляд Иова в свое прошлое выявляет ряд деталей, которые от- сутствовали в прологе. Он также передает атмосферу безвозвратно ушедшей жизни, полной теплоты и достоинства в отношениях с людьми. То были дни, когда Бог охра- нял его (2), когда милость Божия была над его домом (4), когда стада его были так многочисленны, что пути его обливались молоком, когда его оливы были так плодо- носны, что скалы источали… ручьи елея (6). Был он тогда уважаемым человеком в своем краю, подобным князю, и мнение его имело большой вес на собраниях старей- шин на площади (у «ворот города») (7—10). Он помогал угнетенным, страдальцу и сироте (12), погибавшим (13), вдове (136), слепому и хромому (15), нищим, нуждавшимся в законном защитнике на суде (166).

Аналогичные мотивы (о его собственной безопасности и выдающейся роли, кото- рую он играл в обществе) повторно звучат в стихах 18–20 и 21–25. Мы видим, что бла- гословениями в прежней жизни Иов считал не только материальное процветание и общественный авторитет, но в равной степени и возможность делать добро, помогая нуждавшимся (ср.: речь Елифаза, обвинявшего Иова в противоположном; 22:6—9). Разумеется, нет никого, чья праведность могла бы сравниться с праведностью Бога (Рим. 3:10), однако несправедливо утверждать, что люди совсем низко пали и не оста- лось ни одного невинного и праведного.

30:1–31 «А ныне смеются надо мною». Контраст между прежней и нынешней жизнью Иова действительно поражает воображение. В прошлом — одни лишь гармо- нические отношения (с Богом, друзьями и нуждающимися), а теперь все взаимоотно- шения разрушены. Люди смотрят на него с презрением (1—15, 24—31), а Бог совсем отбросил его прочь (16—23). Тем не менее и то, и другое — составные части судьбы од- ного человека, ибо по воле Бога предан он на осмеяние людьми.


1–8 Трижды читаем мы слова а ныне… и ныне… (1,9, 16), подчеркивающие невы- разимый контраст между настоящим и прошлым Иова. Отношение Иова к людям, ко- торые теперь презирают его, вначале представляется несколько высокомерным: они отверженные… отребие земли (8). Неужели они — те самые люди, о которых Иов так заботился? Да, это так, и именно поэтому его так сокрушает их отношение к нему. Да- же те, на кого когда–то он изливал свою доброту и щедрость, ополчились против него и смотрят свысока. Его гнев вызван их неблагодарностью.

9–15 Иов стал мишенью для презрительных насмешек тех, кому он раньше помо- гал, и вот теперь они нападают на него (12, 14). И хотя это не физическое нападение, тем не менее отношение к нему таково, что он сравнивает себя с осажденным городом (14).

16—23 В дополнение к переживаемому им позору Иов испытывает еще и нестер- пимые физические страдания. Днем и ночью эта болезнь впивается в него, как дикий зверь (16—17). И это тоже воля Бога (19), а стоны Иова не достигают ушей Его (20). Бог, как и люди, ожесточился против него (21) и неуклонно ведет его к смерти (23).

24–31 И хотя Иов знает, что это бесполезно, он все–таки должен кричать, взывая о помощи (24). Он заслужил поддержку, потому что сам давал ее другим бес- корыстно (25), но когда он чаял добра, пришло зло (26). Глава заканчивается повто- рением скорбных слов о своем позоре в глазах людей, то есть тем, с чего начиналась. Он отвергнут собранием своих земляков (28) и низринут в компанию диких зверей (29). Изъеденная болезнью кожа его почернела (28, 30), а торжественная музыка, со- провождавшая его прежнюю жизнь, сменилась траурным плачем (31).

31:1–40 «Пусть взвесят меня на весах правды». Эта часть последней речи Иова представляет собой своего рода отрицательное исповедание, в котором он отме- тает любое преступление, которое может быть вменено ему в вину. Иов не боится при- зывать на себя самые страшные проклятия, потому что совершенно уверен в своей не- виновности. И неудивительно, что чувства его достигают такого высокого накала (35—37), что он апеллирует прямо к Богу, требуя наказать его, если он заслужил это. Он просит Бога показать ему обвинения, которые Он держит против него; Иов будет рад иметь у себя этот список обвинений, на которые он сможет дать убедительные от- веты. Кроме греха идолопоклонства (26—28), все перечисляемые Иовом преступле- ния — это преступления против ближнего, но они также являются и грехами против Бога.

1—4 Хотя грех прелюбодеяния упоминается ниже (9—12), здесь Иов говорит, что он ни разу не согрешил, даже «помышлением» о девице, что было распространенным грехом среди таких владельцев многочисленных служанок, каким был Иов. Он завет положил… с глазами своими; грех скрывается во внутренних желаниях сердца, а не сразу проявляется в поступках.

5—8 Здесь опять говорится о том, что грех вначале совершается в сердце (7). Заво- дя речь о весах (6) и о гибели всего урожая как о наказании за бесчестие (8), Иов под- разумевает здесь мошенничество (5) в деловых операциях.

9–12 В патриархальном обществе прелюбодеяние считалось очень серьезным пре- ступлением (беззаконие, подлежащее суду), поскольку оно обесценивало права на собственность и могло создать проблемы в вопросах наследования. Древность данно- го текста обнаруживается в том, что мужское прелюбодеяние рассматривается в нем как следствие прельщения женщиною (то есть вина в первую очередь возлагается на


женщину), а так же в том, что уничижение жены становилось таким образом наказа- нием прелюбодея. С нашей точки зрения, следует больше ценить верность, а наказы- вать только обидчика.

13—15 Иов утверждает, что он превзошел обычаи своего времени и относился к своим слугам как к полноправным гражданам, тогда как современное ему общество разрешало обращаться с ними как со своей личной собственностью.

16–23 Иов уже говорил о своем сочувствии к беднякам, вдовам, сиротам и при- шельцам, то есть типичным представителям обездоленной части древнего общества (29:12–16). Он даже брал сирот в свой дом (18) и никогда не обижал их; и он воскли- цает, что если же совершал он когда–либо злое, то пусть постигнет его возмездие, ру- ка его, несправедливо занесенная, «пусть отломится от локтя» его (22)

24–34 Иов перечисляет другие грехи, таящиеся в сердце (ср.: стихи 1–4): тайная страсть к богатству (24–25), поклонение солнцу и луне (26–27), радость при виде ги- бели врагов своих (29–30), пренебрежение к бедствиям других людей (31–32), всевоз- можные виды лицемерия (33–34). Пусть упадет на него проклятие, говорит Иов, если хоть в одном из этих преступлений он был виновен; и хотя он был очень богат, его бо- гатство никогда не было для него идолом, никогда не занимало место Бога в его жиз- ни.

26—27 В приведенном Иовом длинном перечне грехов есть только один религи- озный грех — идолопоклонство. В древнем мире поклонение небесным телам было обычным явлением, но для Иова это было равнозначно поклонению творению вместо Творца.

29—30 Во времена Иова не считалось безнравственным радоваться погибели врага. Псалмопевцы порой выражали свою радость при виде наказания беззаконни- ков (Пс. 53:7; 117:7; 136:8–9), но Иов следовал духу закона, который требовал оказы- вать помощь врагу (Исх. 23:4—5; ср.: Прит. 20:22; 24:17–18; 25:21–22).

31—32 Иов рассуждает о том, что много раз мог он проигнорировать нужды дру- гих, но он отзывался на просьбы о помощи не только при свете дня, но и тогда, когда никто не видел его доброты.

33—34 Иов отвергает любую возможность греха лицемерия для себя: «Если бы я скрывал проступки мои…» (как это сделал Адам).

35–37 Иов завершает клятву о своей безгрешности словами: Вот мое желание, чтобы Вседержитель отвечал мне, и чтобы защитник мой составил запись. Он очень хочет иметь документ, где были бы перечислены обвинения против него, чтобы он мог противопоставить им декларацию о своей праведности. Он возлагал бы ее как венец, как корону на голову свою (36). Он смог бы приблизиться к Богу не как пре- ступник, но как праведник, который в состоянии опровергнуть любое предъявленное ему обвинение (37).

38—40 Несколько странными кажутся произносимые здесь Иовом проклятия в свой адрес после только что торжественно прозвучавших итогов его речи (стихи 35—37). Он призывает на себя наказание в том случае, если он действительно завла- дел землей и ее плодами посредством угнетения ее законных владельцев (39).





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 271 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...