Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Автор и время написания книги



Мнения ученых по вопросу датировки и авторства этого произведения расходятся, поскольку они пользуются различными методами определения.

Некоторые ученые вслед за Талмудом (ок. 500 г. н. э.) считают автором этой книги самого Иисуса Навина. Их аргументация основана на том, что Раав во время написа- ния книги все еще была жива (6:24), а также на том, что автор, используя местоиме- ние «мы», включает себя в число тех, кто перешел реку Иордан (5:1; В Синодальном переводе русской Библии используется местоимение «они», автор строит свои рассу- ждения на английском переводе Библии. — Прим. пер.). Однако упоминание о Раав блуднице в 6:24 может относиться к ее потомкам, а в 5:1 в других еврейских текстах используется местоимение «они». Автор мог использовать местоимение «мы», как и

«нам» в 5:6, из чувства солидарности с поколением, которое вступило в обетованную землю.

Вопрос о времени написания иногда решается исключительно на основе несколь- ких ссылок в тексте книги Иисуса Навина. Некоторые ученые, опираясь на них, дати- руют книгу периодом между смертью Иисуса и его современников, переживших его (24:29–31), и временем Самуила (ок. 1050 г. до н. э.). Но поскольку Сидон упоминает- ся в качестве главного финикийского города (11:8), а Тир завоевал его около 1200 г. до н. э., то некоторые исследователи считают, что именно в это время и была завершена книга. Однако, согласно другим указаниям в тексте, Иевус, старый Иерусалим, и Га- зер еще не были завоеваны израильтянами (15:63; 16:10). Иерусалим со временем по- корился Давиду (2 Цар. 5:6–10), а Газер — Соломону (3 Цар. 9:16). В тот период, о ко- тором идет речь в 13:2–3, филистимляне, в 1175 г. поселившиеся в прибрежных обла- стях Средиземного моря (на территории будущей Иудеи), все еще проживают там, хо- тя этот факт может быть и более поздней поправкой, сделанной переписчиками.

Недавно ученые попытались определить дату написания книги по небиблейским источникам. Некоторые исследователи обнаружили связь между книгой Навина и Пятикнижием. В книге Навина они увидели особенности стиля, свойственные Пяти- книжию, например, в главах 2— 11 ив 13 — 22 с различными дополнениями из других источников. Другие ученые пришли к заключению, что Второзаконие, книги Иисуса Навина, Судей и Царств представляют собой более или менее тесное, или, по крайней мере, стилистически оформленное единство. Язык, стиль и богословские доктрины этих книг подтверждают вывод о том, что автор Второзакония (отдельный человек или школа), так называемый деутерономист (Deuteronomist), собрал вместе различ- ные источники разных периодов и во время пленения израильского народа «выткал» из них единое обширное полотно. Это значит, что Книга Иисуса Навина была написа- на ок. 550 г. до н. э. Эти книги связаны между собой повторением текста введений и заключительных частей. Нав. 1:1 отражает Втор. 34:1 — 12, особенно стих 5, где Мои- сей впервые назван «рабом Господним». Те же торжественные ноты звучат уже в адрес Иисуса в конце Книги Иисуса Навина (24:29). Заключительная часть Книги Ии- суса Навина повторяется во вводной части Книги Судей (2:6–9). Стиль автора Второ-


закония нагляднее всего проявляется в прощальном обращении Моисея (Втор. 31), Иисуса Навина (Нав. 23), Самуила (1 Цар. 12), Давида (2 Цар. 2:1–4), Соломона (3 Цар. 8:54–61) и, наконец, в редакторском обозрении от лица самого деутерономиста (4 Цар. 17).

Евреи всегда признавали единство книг Иисуса Навина, Судей и Царств, называя их «ранними пророками». Такое композиционное объединение подчеркивает целост- ность каждой книги и отличие их от Пятикнижия, которое описывает организацию Израиля как Божьего народа, принявшего Моисеев завет, а здесь рассказывается об истории Израиля после принятия этого завета. Однако современные экзегеты боль- ший акцент делают на явной связи между Второзаконием и этими книгами. Г. Дж. Уэнхем обнаружил пять богословских тем, которые связывают Второзаконие и Книгу Иисуса Навина: 1) священная война за обетованную землю, 2) раздел земли, 3) объ- единение всего Израиля, 4) Иисус как преемник Моисея и 5) Божий завет.

Современный подход по сравнению с традиционным более продуктивен. Исследо- ватели берут в качестве источников повествование книг Иисуса Навина и Царств и освещают их богословское использование во Второзаконии. Иисус, например, в каче- стве источника упоминает книгу Праведного (10:13). Некоторые проблемы в книге Навина легко объясняются после тщательного анализа источников. Так, в 11:21 рас- сказывается, как Иисус изгнал «Енакимов» из Хеврона, а в 14:12 эта победа приписы- вается Халеву. Такое расхождение не является противоречием, поскольку Иисус, как главнокомандующий армией, мог быть назван победителем в тех битвах, которые вы- играли его подчиненные. Но лучше всего подобные случаи объясняются тем, что све- дения берутся из различных источников.

Автор Второзакония предполагает, что его читатели знают предшествующие собы- тия, изложенные в Пятикнижии. Например, в Быт. 50:25 говорится, что Иосиф про- сит вынести его кости их Египта, в Исх. 13:19 рассказывается, как Моисей вывозит ко- сти Иосифа, выполняя клятву сынов израилевых, а в Нав. 24:32 мы читаем, что кости Иосифа были погребены в Сихеме. В Чис. 14:24,30 говорится, что Халеву было дано обетование, а об его исполнении рассказывается в Нав. 14:6–15.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 221 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...