Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Богословие глав 1 — 11




Почему Бог избрал Авраама? Какой Бог давал эти обетования? Насколько Авраам подходит для такой роли? Таковы вопросы, к которым обращены 1–11 главы Бытия.

Из Бытия 12 — 50 явствует, что двенадцать колен Израиля были потомками двена- дцати сыновей и внуков Иакова (29:32 — 30:24; 35:18; 48:16). Ближайшие соседи Из- раиля произошли от брата Иакова (идумеи от Исава; 25:26; 36:1–5), его дяди (Измаил; 25:12—15) или дальних родственников (моавитяне и аммонитяне: 19:36—38). «Таблица народов» в 10 главе показывает связь Израиля с семьюдесятью другими народами, известными автору Бытия. Израиль, подобно сирийским и ара- вийским племенам, вел свое происхождение от Сима, одного из сыновей Ноя (10:21–29). Самые отдаленные из известных Израилю народов, включая мидян, гре- ков и другие народы Средиземноморья, ведут свое происхождение от второго сына Ноя — Иафета (10:2—5). Хама, опального сына Ноя, считают родоначальником закля- тых врагов Израиля, в том числе египтян, вавилонян и хананеев (10:6–20). Таким образом, в «Таблице народов» определено место Израиля среди других народов древ- него Ближнего Востока.

Кроме того, во вступительных главах Бытия раскрыто представление Израиля о Боге, и это представление резко противостоит язычеству древнего Востока. То, что би- блейский рассказ о человечестве от начала творения до потопа находит параллели в других древних источниках (напр., в эпических поэмах об Атрахасисе и Гильгамеше или в шумерском мифе о потопе), неоднократно отмечалось. Но гораздо важнее, что автор Бытия, пересказывая знакомую его современникам историю, представляет но- вый, поистине революционный взгляд на Бога и Его отношения с миром и человече- ством.

Древние жители Востока почитали великое множество богов, которые обладали весьма ограниченными возможностями, поэтому религия была делом рискованным. Никогда нельзя было быть полностью уверенным в том, что божество выбрано пра- вильно и что оно принесет благополучие и спасение. Но Бог Бытия был единствен- ным Богом, не знающим Себе равных. Обладая всемогуществом, Он создал Вселен- ную (даже солнце, луну и звезды, в которых часто видели самостоятельные божества) простым повелением. Он навел на землю потоп, и Он же остановил его. Он сохранил жизнь Ною и его семейству не из лицеприятия, а потому что Ной был праведен. Бог Бытия в высшей степени заинтересован в благоденствии человечества. В отличие от месопотамских мифов, повествующих о том, что боги создали людей, чтобы обеспе- чить себя пищей, Бытие провозглашает человека главной целью Божественного тво- рения и говорит о том, что Бог позаботился о его пропитании (1:26–29).

Человек стал венцом творения Бога, и Он, согласно Бытию, был опечален тем, что

«все мысли и помышления сердца их [людей] были зло во всякое время» (6:5). Гре- ховность, а не плодовитость людей (как в эпосе об Атрахасисе) стала причиной пото- па. И этот глубокий пессимизм по поводу человеческой природы и общества тоже от- личает богословие Бытия от древневосточных верований. Например, жители Месопо- тамии (как и многие современные мыслители) верили в прогресс. Они считали вави- лонскую цивилизацию самой передовой и просвещенной цивилизацией всех времен и народов. А Бытие называет ее одной из самых развращенных (6:1—4; 11:1–9). В Бы- тие прослеживается путь «лавины греха», которая обрушилась на людей из–за непо- виновения Адама, разрослась из–за убийства, совершенного Каином, и достигла кри- тической точки из–за недозволенных браков (6:1–4), что и привело в конечном счете


к потопу. За этим грандиозным актом разрушения последовало новое творение, когда из–под вод показалась обновленная земля и на нее, словно второй Адам, ступил Ной. Но, как и первый Адам, Ной тоже пал; его сын, Хам, поступал еще хуже; свое высшее выражение человеческая греховность нашла в попытке вавилонян построить башню высотою до небес. Это привело к тому, что Бог снова покарал людей, рассеяв их по всей земле.

Но был некий человек, пришедший из Ура, — самого центра этой греховной циви- лизации, — которому Бог повелел оставить свою землю и идти, куда Он укажет, дабы основать новый народ, через который все народы мира обретут благословение. Не- смотря на печаль по поводу человеческой греховности, Бытие — это оптимистическая в самой своей основе книга. В ней утверждается, что замыслы Бога, связанные с чело- веком, впервые приоткрывшиеся во время творения (главы 1 — 2), в конечном счете будут осуществлены потомками Авраама.

Дополнительная литература

Kidner F. D. Genesis, TOTC (IVP, 1967).

Atkinson D. The Message of Genesis 1—11, BST (IVP, 1990). Baldwin E. G. The message of Genesis 1250, BST (IVP, 1986). Sailhammer J. H. Genesis, EBC (Zondervan, 1990).

Wenham G. J. Genesis 1 — 15, WBC (Word, 1987). Wenham G. J. Genesis 16 — 50, WBC (Word, 1994).

Содержание

1:1 — 2:3 Пролог: Бог создает вселенную

1:1—2 Начало творения

1:3—23 Продолжение творения

1:24—31 Сотворение животных и людей 2:1—3 Благословенный седьмой день 2:4 — 4:26 Рассказ о небе и земле 2:4 — 3:24 Сад Эдема

4:1–26 Первая человеческая семья





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 249 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...