Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вавилонский плен



Началом вавилонского пленения народа Иудеи обычно считают 597 г. до н. э., ко- гда войска Навуходоносора впервые захватили пленных. Пророк Иезекииль находил- ся среди переселенцев, и его проповедь была обращена к тем, кто надеялся на скорое возвращение из плена (Иез. 4 — 5). Однако когда Навуходоносор в 597 г. поставил на царство марионеточного царя Седекию, это по существу не изменило статуса Иудеи как вассального государства, каким она была со времен Езекии. Окончательный удар был нанесен в 586 г., когда был разрушен Храм. Известие об этом стало ключевым моментом в пророчестве Иезекииля своим плененным соотечественникам (Иез. 33:21), надежды которых на скорое окончание плена были тем самым разбиты. Пожа- луй, наиболее красноречивым символом плена стала утрата Храмовой утвари и сосу- дов, что подразумевало демонстрацию превосходства иноземцев — и их богов — над Яхве (4 Цар. 25:13—18). Осквернение этих сосудов царем Валтасаром навлекло на него гнев Божий (Дан. 5:1—4), а возвращение этих предметов царем Киром довольно по- дробно описано в рассказе о возвращении пленников на родину по разрешению этого царя (Езд. 1:7–11).


Тяготы вавилонского плена миновали со смертью Навуходоносора в 562 г. до н. э., когда его преемник Евилмеродах проявил благосклонность к сосланному царю иудеев Иехонии, освободив его из тюрьмы и укрепив за ним привилегированное положение в Вавилоне (4 Цар. 25:27—30). Однако плен закончился только тогда, когда в 539 г. в Вавилоне был совершен бескровный переворот, возглавляемый персидским царем Киром, в то время как вавилонский царь Набонид, религиозный эксцентрик, скры- вался где–то далеко в Аравии. Кир завоевал популярность тем, что восстановил в Ва- вилоне культ Мардука. Его снисходительное отношение к поклонению любым богам стало решающим фактором для прекращения плена. В надписи на цилиндре из обо- жженной глины (так называемом «Цилиндре Кира») сам Кир заявил: «Я возвращал на свои места [богов, перенесенных в Вавилон] и помещал их в надежные жилища. Я собирал всех их обитателей и возвращал [им] их дома». Еврейские изгнанники полу- чили явную выгоду от политики Кира, отраженной в указе об их освобождении (Езд. 1:2–4).

Вавилон, главный город страны, в которую переселили пленников, поражал свои- ми размерами и великолепием. Город занимал огромную территорию и был окружен системой двойных стен с восемью воротами, названными в честь вавилонских богов, важнейшими и красивейшими из которых были ворота Иштар. Они выходили на мо- щеную дорогу длиной 985 ярдов (900 м), фланкированную глазурованными кирпич- ными стенами, которая вела к храму Мардука — Эсагиле, а также к храмам других бо- гов. В центре города возвышалась «Храмовая башня» — знаменитая башня Вавилон- ская. Не менее величественны были и царские дворцы с «висячими садами» — симво- лами расточительности.

И в такой город был переселен многострадальный остаток иудеев, собственный Храм которых был разрушен. Казалось, в Вавилоне все говорило о том, что традиции Израиля мертвы, а истинная сила — и истинные боги — здесь. Значение плена в жиз- ни и мышлении ветхозаветного народа трудно переоценить. Утрата земли, Храма и царя — средоточия обетовании завета — была невосполнимой.

Тем не менее религиозная мысль этого периода пытается справиться с катастро- фой. Преобладающей идеей стала идея возмездия. Автор Книги Царств показал, как идолопоклонство царей и народа повлекло за собой пленение сначала Израиля, а за- тем и Иудеи. Иеремия, оплакивая разрушенный город и бедствующий народ, пони- мал, что причиной этого был грех (Пл. Иер. 1:20, 22), но был озадачен крайней степе- нью страданий, вызванных гневом Божьим (Пл. Иер. 2:20). Невольно возникал во- прос, остался ли в силе завет и может ли древний Божий народ рассчитывать на Его милосердие в будущем?

За долгие годы плена здесь наметилась какая–то определейность. Главной зада- чей было научиться жить на новом месте. Пленников, по–видимому, поселили в не- примечательных местах вокруг Вавилона (река Ховар, Иез. 1:1, точное местонахожде- ние не установлено). Собрание старейшин в доме Иезекииля (Иез. 8) указывает на по- явление какой–то новой организации, возможно, даже синагоги. (Именно с этого мо- мента изгнанников надлежит именовать «иудеями».) Иеремия в своем послании пленникам (в самые первые дни, еще до разрушения Храма) убеждает людей начать новую жизнь, и многие, без сомнения, смогли преуспеть в Вавилоне (Иер. 29:4—7). Известно, что не все даже вернулись на родину, когда предоставилась такая возмож- ность, и что иудейская община в Вавилоне просуществовала несколько столетий. Не-


которые иудеи продвинулись еще дальше на восток, о чем свидетельствует Книга Ес- фири. Другие во время последнего вавилонского нашествия убежали в Египет (Иер. 40 — 44) и, возможно, миграция туда продолжалась.

(Иудейская колония почти два столетия — с 590 по 410 г. до н. э. — существовала на Элефантине, острове на р. Нил, где даже был построен Храм Яхве.) Разумеется, для новой «диаспоры» далеко не все шло гладко; в Книге пророка Даниила (а позднее в Книге Есфирь) описаны суровые обстоятельства, с которыми столкнулись иудеи рас- сеяния, сохраняя безоговорочную верность единственному истинному Богу в импе- рии, где почиталось множество богов.

В такой обстановке была предпринята попытка ответить на вопрос о причинах пленения и перспективах на будущее. Иезекииль был призван к пророчеству видени- ем, в котором Яхве, Бог Израиля, воцарился над Вавилоном (Иез. 1). Пророчество подтверждало царствование Яхве над всей землей и независимость этого царствова- ния от обладания Храмом в Иерусалиме, намекая на то, что последнее слово еще не сказано. Подобно Иеремии (Иер. 30 — 31), Иезекииль говорил о возвращении в обето- ванную землю (Иез. 34–36) и даже о восстановлении Храма (Иез. 40 — 48) и о том, что Бог заключит со Своим народом новый завет (Иер. 31:31–34; ср.: Иез. 11:19–20). Передавая молитву Соломона, автор Книги Царств (3 Цар. 8:46—53) тоже знал, что день прощения обязательно настанет.

Часть Книги пророка Исайи (гл. 40 — 55) несомненно относится к этому периоду. (Многие исследователи полагают, что Ис. 40 — 55 принадлежит автору, жившему во время вавилонского пленения. Независимо от того, кем написаны эти главы — иеру- салимским Исайей или другим автором, — они были весьма актуальны для общины изгнанников.) Эта часть Ветхого Завета передает главным образом отрицание притя- заний вавилонских богов на превосходство над Яхве. Один лишь Яхве всесилен (Ис. 40:18–20,25–26), лишь Он является Богом творения и истории (Ис. 43:14—19); плене- ние произошло только потому, что Бог решил наказать Свой народ. Но время возмез- дия подходит к концу (Ис. 40:2). Великолепные боги Вавилона будут посрамлены пе- ред истинным Богом (Ис. 46:1); идолы — это только дерево и металл (Ис. 44:9—20). Божий народ с победой вернется на свою землю (Ис. 55). Эти обетования сыграют важную роль в укреплении надежд иудеев (а позднее и христиан) на будущее.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 252 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...