Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ценность исторической и археологической информации



Поскольку в библейском тексте упоминается множество исторических реалий, весьма полезно обращаться к связанной с этими реалиями информации, известной авторам Библии и ее первым читателям. Это одно из следствий того факта, что Би- блия исторически обусловлена. Если Исайя пишет: «В год смерти царя Озии…», то нелишне выяснить, что сообщают по поводу Озии книги Царств и Паралипоменон, ибо это будет способствовать нашему пониманию слов Исайи; в конце концов, инфор- мация такого рода была, по–видимому, доступна как Исайе, так и его первым читате- лям. Сколько нелепостей написано о проникновенном обращении Христа к лаоди- кийцам! «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или го- ряч!» (Отк. 3:15). Многие утверждают, что это означает, будто «духовно сдержанным»


Бог предпочитает «духовно холодных», даже если Ему наиболее угодны те, кто

«духовно горяч». И это хитроумное толкование предлагается в защиту утверждения, что духовная холодность якобы выше духовной сдержанности.

Эти домыслы можно легко опровергнуть, если обратиться к достоверным археоло- гическим источникам. Лаодикия, как и два других города, упомянутых в Новом Заве- те, располагалась на Ликийской равнине. Ледяная родниковая вода была только в Ко- лоссах; Иераполь славился своими горячими источниками, и туда приезжало множе- ство людей принимать лечебные ванны. В отличие от них, Лаодикия довольствова- лась водой, которая была ни ледяной, ни горячей; тепловатая, перенасыщенная хи- микалиями, она получила широкую известность за свой отвратительный вкус. Это об- стоятельство помогает нам понять Иисусову оценку тамошних христиан: бесполезные во всех отношениях, они были просто омерзительны, поэтому Иисус с таким отвраще- нием готов был «извергнуть» их. Такое толкование было бы вполне понятно любому человеку, жившему на Ликийской равнине в I веке; но, чтобы прояснить этот момент в наши дни, требуется некоторое количество дополнительной информации. Соответ- ствующим образом, знание определенных особенностей древней культуры может пролить свет на такие, например, фрагменты, как притча о пяти мудрых и пяти нера- зумных девах (Мф. 25:1–13).

Когда исследователи и переводчики задают себе вопрос о том, как понимали тот или иной фрагмент первые читатели, они не просто строят гипотезу, которую невоз- можно проверить (поскольку у нас нет доступа к сознанию этих людей). Скорее это только путь к формулированию множества второстепенных вопросов: «Как могли восприниматься эти слова в то время? Какие темы и проблемы имели первостепенное значение? Каким концепциям мог противостоять библейский текст?» Задавать подоб- ные вопросы — это не значит утверждать, что мы всегда способны найти безупречные ответы. Иногда вполне удовлетворительный ответ можно вывести посредством

«зеркального чтения» самого текста. Очевидно, например, что в Послании к Галатам Павел противостоит определенным людям; более или менее ясны и некоторые про- блемы, связанные с его противниками. Порой текст библейского свидетельства более труден для понимания, но в таком случае над ним тем более стоит поразмышлять. Ка- ким бы поразительно актуальным ни было Первое послание Иоанна для современной церкви, оно написано прежде всего затем, чтобы внушить уверенность верующим, ко- торые жили в конце I века и испытывали разнообразные сомнения, частично вызван- ные отделением некоей раскольнической общины (1 Ин. 2:19). Если мы придем к вы- воду, что эта община обратилась к той или иной форме гностицизма (о котором нам известно довольно много из небиблейских источников), то ряд других трудностей это- го послания прояснится.

Все это не ставит под угрозу библейскую полноту и ясность, ибо подобные сужде- ния не могут исказить главный смысл Библии. Но поскольку Библия была дарована нам Богом в продолжительном чередовании специфических исторических условий, настойчивое изучение этих условий позволяет пролить дополнительный свет на лю- бой трудный фрагмент.

Как важно задавать правильные вопросы

Текст обязательно вызывает у нас вопросы, и мы должны научиться распознавать, какие вопросы неуместны.


Не вызывает сомнений, что по поводу любого повествования целесообразно зада- вать простейшие вопросы типа: когда? где? кого это касается? как? почему? и т. п. Но важнее всего задумываться о том, каковы тема и цель той части текста, над которой вы работаете, и как содействуют раскрытию этой темы прочие части текста. Часто бы- вает полезно спросить о том, какие дополнительные темы присутствуют в данном тек- сте. Иногда стоит задавать вопросы, связанные с употреблением автором определен- ных слов и выражений, — например, почему Павел использует в данном контексте именно это слово, хотя мог бы использовать другое?

Однако бывают неуместные вопросы. Если, к примеру, спросить: «Что говорит этот фрагмент о христианской убежденности в спасении?», тогда как он, в лучшем случае, весьма отдаленно связан с этой темой, можно «найти» ответы, которых там на самом деле нет. Одним из лучших показателей исследовательской зрелости является своеобразное критическое и вдумчивое расспрашивание самого библейского текста. Если чутко «прислушиваться» к тому, что в нем говорится, то формулирование, сня- тие, заострение и уточнение вопросов постепенно происходит само собой. Это чрезвы- чайно важная составляющая проникновения в смысл текста.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 224 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...