Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Миф — предметно-образное понимание, описание мира. Миф это способность объяснять для себя и других, сложные вещи простым языком. (хрестоматия 1.7).
Например, почему происходят землетрясения? В мифологии разных народов это связывалось с движением некоего реального или мифического животного, гигантского скрытого где-то в глубинах Земли. У древних индусов это слон, у даяков Суматры — огромный вол. Древние японцы вину за землетрясения возлагали на сома, который сотрясал землю.
В древних сказаниях и легендах, передаваемых на поколения в поколение, нередко отражены реально происходившие события. Наиболее яркий пример тому — открытие Трои Г. Шлиманом, поверившим в историческую достоверность событий, изображенных Гомером, или подтверждение метеоритного происхождения Аризонской впадины, сделанное на основании преданий, сохранившихся у местных индейских племен. Илья Муромец, Добрыня Никитич — реальные исторические персонажи.
Как замечено исследователями, миф нельзя опровергнуть. Двухслойная, естественно-сверхъестественная структура мифологической реальности вносит соответствующие коррективы и в ее причинно-следственные связи. Причинный «ключ» ко всем событиям в мире находится, естественно, у богов, и других близких им по силе существ. Боги могут произвольно менять траектории движения причин. Их желания и воля — последние и потому самые истинные причины всего происходящего. Почему, скажем, погиб Ахилл (Ахиллес)? Потому что бог Аполлон, рассердившись на Ахилла, направил стрелу Париса в единственно уязвимое место греческого героя — в его пяту. Часто отклоняла в сторону летящие стрелы и копья сражающихся богиня Афина-Паллада. Или возьмем Троянскую войну. Истинная причина падения Трои — воля Зевса-громовержца, а не сила, героизм и даже хитрость греческих героев. Впрочем, есть здесь ещё и судьба, те золотые весы, на которых Зевс взвешивал жребий троянцев и греков. Нет, храбрость и мужество греческих героев под сомнение не ставятся — исход Tpoянской войны они тоже определяют, хотя и непосредственным, ближайшим образом.
В мифологии доминирует традиция, традиционный тип мышления. Прошлое берется и переживается как настоящее. Некоторые исследователи говорят в данной связи о вневременности и самодостаточности мифического прошлого. Согласно К. Леви-Стросу, миф есть «машина для уничтожения времени». «Тогда», в прошлом был создан этот мир; теперь, в настоящем, он просто продолжается, разворачивается. Прошлое, таким образом, служит образцом, парадигмой для «теперь» и «потом».
Авторитетом традиции, изначального, божественного образца объясняется, в конечном счете, социально-охранительная функция мифологии.
Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека.
Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Понятие, характеризующее нерасчлененность мировоззренческих представлений в мифе — синкретизм.
Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений.
Не менее важную роль в мифологическом мировоззрении играли представления об универсальном типе родственной связи. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.
Тотемизм (от тотем), комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества, связанных с представлением о сверхъестественном родстве между определёнными группами людей и так называемыми тотемами — видами животных и растений (реже — явлениями природы и неодушевлёнными предметами)
Тотемизм был мировоззрением рода. Сначала возникают представления о тотеме — животном. Осознание внутриродовых отношений как связей между людьми, обусловленных их общим происхождением, рождает представление о тотеме-предке, который вначале мыслился, по-видимому, в образе животного, но позднее ему начали присваивать внешние антропоморфные черты, в результате чего возникают образы человекоживотных мифических существ. Это свидетельствовало о том, что человек еще не полностью выделился из природы и не осознал своего качественного отличия от нее.
Когда это происходит, на смену мировоззрению рода — тотемизму — приходит мировоззрение племени, в котором находит фантастическое отражение господство над человеком природных сил и стихии. Центральными образами в мифологии этого периода становятся представления об антропоморфных богах, олицетворяющих различные силы и стихии природы.
Фетишизм (идолопоклонство) — придание предмету или явлениям мира сакрального значения. Религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетишем может стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее появились изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов. Амулетом служит предмет, которому приписываются магические свойства, например, отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был оберегать своего владельца. Фетишем иногда становилась часть чего-то большого: например, камень с почитаемой горы, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного. Фетиш мог быть просто рисунком и даже татуировкой на теле. Особая группа фетишей связана с распространённым у многих народов мира культом предков. Фетишем может стать для человека душевная страсть, привычка. Для человека деньги, телевизор и т.п. могут стать выше, ценнее чем, например, другой человек. При этом часто не замечают или не хотят замечать свою несвободу, пристрастие к этому предмету или явлению.
Становление личности и её постепенное выделение из родовой организации приводят в мифологии к индивидуализации богов.
Эпоха разложения родового строя порождает представление о душе, о существовании души и тела, в результате чего возникает переходная от мифологии к религии форма — анимизм и гилозоизм.
Анимизм (от лат. anima— «душа») — вера в существование души, духов находящихся в природе, в материи.
Гилозоизм — представление о том, что вся материя, сама материя является одушевлённой.
Перед Вами два мультфильма. События изображенные в них, можно ли отнести в одном — к анимизму, в другом — к гилозоизму?
Мифы служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народа. Итальянский философ Д. Вико (1668-1744) остроумно назвал мифы первым изданием умственного словаря человечества. Таким образом, мифология — это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира.
1.2.2 Специфика религиозного знания. Что такое религия?
Прежде чем начать говорить о религии, несколько слов скажем о так называемом «Пари Паскаля» адресованном атеистам. (хрестоматия 1.8).
Пари Паскаля — предложенный математиком и философом Блезом Паскалем аргумент для демонстрации рациональности религиозной веры.
В «Пари Паскаля» говорится: «Что теряет человек, который становится христианином? Если после его смерти оказывается, что Бога не существует и что его вера была напрасной, этот человек ничего не потерял. На самом деле этот человек прожил свою жизнь даже более счастливо по сравнению со своими неверующими друзьями. Однако если Бог и небеса всё же существуют, то этот человек попадает на небеса, а его друзья-скептики попадают в ад, теряя при этом абсолютно всё!»
Что такое религия? Обычно в учебниках встречается следующие определение: религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.
Но многие верят в сверхъестественное, например, барабашек или инопланетян, можно ли назвать это религией? Первоначально, например, Хаббард объявил «дианетику» наукой, но, встретив сопротивление со стороны ученого мира, довольно быстро переименовал её в религию. Является ли религией сайентология, пастафарианизм, копимизм? (хрестоматия 9). Вряд ли. Если мы скажем, что религией являются все учения, где есть ритуалы, священные книги, люди — представители культа, храмы, то под это определение религии подпадет коммунизм (с комиссарами, институтами марксизма-ленинизма, конституцией 1936 года…)
Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается, тем не менее, областью, мало понятной для очень многих людей.
Что составляет сущность религии, какие признаки являются в ней определяющими, а какие несущественными, требует особого рассмотрения.
Религия имеет две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.
С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определенной структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т.д.
С внутренней стороны, религия — это непосредственное переживание Бога, «встреча» с Ним.
Существует несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (от лат. religio – совестливость, благочестие, благоговение, религия, святость, богослужение...) Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видит в благоговении перед высшими силами, Божеством.
Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций († 330) считает, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего «связывать», «соединять».
Так имя «религия» произошло от союза благочестия, которым Бог соединил с Собою человека...» [4].
Это определение Лактанция раскрывает самое существенное в религии – то живое единение духа человека с Богом, которое совершается в тайниках сердца человеческого.
Подобным же образом понимает существо религии и блаженный Августин († 430), хотя он считает, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, т.е. воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом.
Таким образом, происхождение слова «религия» указывает на два основных его значения: соединение и благоговение, — которые говорят о религии как о таинственном духовном союзе, живом, благоговейном единении человека с Богом [3].
Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 1259 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!