Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
811 – Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если кто-нибудь из вас станет дремать во время молитвы, пусть поспит, пока (сон его не пройдёт) и он не начнет понимать, что говорит». Этот хадис передали Ахмад 3/142, аль-Бухари 213, ан-Насаи 1/215. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 811.
812 – Передают со слов Самуры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если в пятницу [362] кого-либо из вас станет одолевать дремота, пусть пересядет на место своего товарища, а его товарищ пусть пересядет на его место». Этот хадис передали аль-Байхакъи 3/237 и ад-Дыйаъ аль-Макъдиси. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 812.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[3] —
813 – Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если во время молитвы человека станет одолевать дремота, пусть прекращает её, ибо может случиться так, что (, желая попросить прощения у Аллаха), он (вместо этого) станет обращаться с мольбой против себя, сам того не зная». Этот хадис передали ан-Насаи 1/99 и Ибн Хиббан 2584. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 813.
814 – Передают со слов Ибн ‘Умара о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если (подневольный) раб заключит брак без позволения своего хозяина, то его брак считается недействительным». Этот хадис передали Абу Дауд 2079, Ибн Маджах 1960, ад-Дарими 2234. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 814, «Ирвауль-гъалиль» 6/353.
815 – Передают со слов ‘Абдуллы ибн Сарджиса, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда будете ложиться спать, тушите лампы, ибо, поистине, мышь (может) повлечь за собой фитиль и поджечь обитателей дома. Закрывайте двери, завязывайте бурдюки и прикрывайте (сосуды) с питьем». Этот хадис передали Ахмад 5/82, ат-Табарани, аль-Хаким 1/186. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 815.
816 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда будете ложиться спать, гасите свои светильники, ибо, поистине, шайтан указывает подобному этой [363] на это [364] и он поджигает вас» [365]. Этот хадис передали Абу Дауд 5247, Ибн Хиббан 5519, аль-Хаким 4/284-285, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 6063 со слов Ибн ‘Аббаса. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 816, «Сахих Сунан Абу Дауд» 4369, «Сильсиля ас-сахиха» 1426.
817 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда произносится призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он (снова) подступает. И он отступает во время икъамы, а когда объявление о начале молитвы завершается, он (снова) подступает, чтобы встать между человеком и его сердцем и внушать ему: “Вспомни о том-то и том-то”, о чём тот и не помышлял (до молитвы, и он делает это) для того, чтобы человек оставался (в подобном) положении, не ведая, сколько (рак’атов) молитвы он совершил». Этот хадис передали Малик 152, Ахмад 2/460, аль-Бухари 608, Муслим 389, Абу Дауд 516 и ан-Насаи 2/21. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 817.
818 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда звучит призыв к молитве, открываются врата небес и отвечается на мольбу». Этот хадис передали ат-Таялиси 2106 и ад-Дыйаъ аль-Макъдиси со слов Анаса. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 818, «Сильсиля ас-сахиха» 1413.
819 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда заревёт осёл, прибегайте к защите Аллаха от шайтана побиваемого камнями». Этот хадис передал ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 7312 со слов Сухайба. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 819.
820 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда кто-нибудь из вас почувствует боль, пусть положит руку на то место, где он ощущает боль и семь раз скажет: "Прибегаю к величию Аллаха и Его могуществу от зла того, что я ощущаю" /А’узу би-‘иззати-Ллахи ва къудратихи ‘аля кулли шайъин мин шарри ма аджиду/». Этот хадис передали Ахмад 6/390 и ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 19/92 со слов Ка’ба ибн Малика. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 820, «Сильсиля ас-сахиха» 1415.
821 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если кто-нибудь из вас обнаружит это, – то есть мазью [366]-, пусть помоет свой половой орган и совершит (такое же) омовение, (которое он совершает) для молитвы». [367] Этот хадис передали Малик 84, Ахмад 6/4, 5, ан-Насаи 1/97, Маджах 505, Ибн Хиббан 1106, ‘Абду-р-Раззакъ 600, аль-Байхакъи 1/115, Ибн Хазм 1/106 со слов аль-Микъдада ибн аль-Асвада. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 821, «Сахих Сунан Абу Дауд» 201.
822 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если кто-нибудь из вас почувствует что-то в животе и станет сомневаться, вышло ли из него что-то или нет [368], пусть не покидает мечеть, пока не услышит звук или не почувствует запах» [369]. Этот хадис передали Ахмад 2/414, Муслим 362, Абу ‘Авана 1/267, Абу Дауд 177, ат-Тирмизи 75, ад-Дарими 721, Ибн Хузайма 24, ат-Таялиси 2422, аль-Байхакъи 2/254 и др. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 822.
823 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если во время молитвы кто-либо из вас почувствует ризз [370], пусть прервет (молитву) и совершит омовение». Этот хадис передал ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» со слов Ибн ‘Умара. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 823.
824 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если женщину постигнет во сне то же, что и мужчину, пусть искупается». Этот хадис передал Саммувйах со слов Анаса. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 824.
826 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если поддержание этого дела будет поручено неспособным, жди наступления этого Часа» [371]. Этот хадис передал аль-Бухари 59 со слов Абу Хурайры. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 826, «Мишкат аль-масабих» 5439.
827 – Муса ибн Тальха передал, что его отец рассказывал о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если кто-нибудь из вас поставит перед собой что-то наподобие седла, пусть совершает молитву, и тогда тот, кто пройдёт перед ним не помешает ему». Этот хадис передали Муслим 499 и ат-Тирмизи 335. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 827, «Сыффату саля» 63.
828 – Передают со слов Саубана о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если в моей общине падет меч, то он уже не поднимется до Судного дня!» [372] Этот хадис передал ат-Тирмизи 2202. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 828, «Мишкат аль-масабих» 5406.
[1] Иначе говоря, со слов первых пророков
[2] В комментариях указывается, что эти слова можно понимать как побуждение совершать любые дела, если человек не чувствует стыда перед Аллахом и людьми, что указывает на их дозволенность. С другой стороны, эти слова можно понимать и как угрозу: если ты лишён чувства стыда, то можешь творить, что угодно, но потом Аллах воздаст тебе за всё. См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари», хадис № 1951.пер. Вл. Нирша. См. также комментарий к хадису № 19 из книги «Сорок хадисов» ан-Навави. Составитель: Имам Мухйи-д-дин Абу Закарийя бин Шариф ан-Навави. Перевод с арабского: Вл. Нирша.
[3] “Дубба” − сосуды для вина из высушенных тыкв.
[4] “Накир” − сосуды для вина, выдолбленные из корней пальмы.
[5] “Хантам” − кувшины, изготовлявшиеся из глины, в которую добавляли шерсть и кровь. Прежде в таких кувшинах в Медину привозили вино. Впоследствии запрет на использование таких сосудов был отменён, но запрет на употребление любых алкогольных напитков остался в силе.
[6] “Музаффат” − сосуд для вина, бока которого обмазывались смолой. Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять то, для чего этот сосуд и кувшины предназначались. См. "Мухтасар Сахих аль-Бухари", хадис 49. пер. Вл. Нирша.
[7] То есть сплетничать.
[8] Ансар (мн. ч. от насир − “помощник”; по-русски употребляется только в форме мн. ч. – ансары) − жители Йасриба (Медины) из племён аус и хазрадж, которые признали пророка Мухаммада,да благословит его Аллах и приветствует, своим вероучителем, предоставили ему и его мекканским сподвижникам убежище в своём городе и оказали им материальную помощь. По инициативе пророка,да благословит его Аллах и приветствует, ансары и мухаджиры побратались друг с другом.
[9] Здесь имеется в виду и то, что лицемер не возвращает доверенного ему имущества. Таким образом, речь идёт о всех тех, кто поступает вероломно.
[10] В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «… даже если он постится, молится и утверждает, что он – мусульманин».
[11] То есть посещать мечети на закатную, вечернюю и утренние молитвы, как об этом говорится, например, в мазхабе Абу Ханифы. См.: Б. аль-‘Айни «Шарх Сунан Абу Дауд».
[12] Бадр − название группы колодцев в 150 километрах к юго-западу от Медины. 15 марта 624 года в этом месте отряд мусульман под руководством пророка, да благословит его Аллах и приветствует, одержал первую значительную победу над превосходящими силами мекканцев. Участники этого сражения пользовались особым уважением, пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, пообещал, что им будут прощены все грехи.
[13] ‘Акаба − название места, находящегося в долине Мина близ Мекки. В 620 году в сезон паломничества к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, прибыло двенадцать его последователей из числа представителей племён аус и хазрадж, живших в Медине (Йасриб). Они присягнули ему на верность Исламу и поклялись не делать того, о чём говорится в данном хадисе, а также в 12-м айате суры “Испытуемая”. В мусульманской историографии это событие получило название “первой Акабы”. “Второй Акабой” называют встречу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с группой из семидесяти с лишним мединцев, с которыми он окончательно условился о переселении /хиджра/ в Медину, назначив для обеспечения этой акции двенадцать своих представителей или же старшин /нукаба/, в числе которых был и ‘Убада бин ас-Самит, да будет доволен им Аллах.
[14] Речь идёт об имевших место в голодные годы случаях убийства бедуинами младенцев женского пола, которых живьём закапывали в землю. Их убивали также, боясь позора.
[15] Здесь имеется в виду, что не следует выдвигать заведомо ложные обвинения против невинных людей, заявлять о наличии родственных связей между людьми, на самом деле в родстве не состоящими, и т.д.
[16] С этими словами Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к больному лихорадкой, которого он навестил вместе с Абу Хурайрой.
[17] Аль-Джухфа - селение, расположенное на расстоянии примерно 250 км к юго-западу от Медины..
[18] Имеется ввиду тот, кто будет жить по нему.
[19] Это из история о клевете на 'Аишу, которую передали аль-Бухари и Муслим.
[20] Имам ас-Сан’ани сказал: «Это значит, что Аллах ненавидит заядлого спорщика, который пытается во что бы то ни стало убедить в чём-то другого человека, поскольку суть спора состоит в том, что ты стараешься доказать несостоятельность слов другого, чтобы обнаружить их недостатки, желая при этом только унизить утверждающего нечто иное и подчеркнуть своё превосходство перед ним».
[21] Имеется в виду человек, отклонившийся от истины и не останавливающийся перед совершением грехов.
[22] Иначе говоря, на священной территории, например, в Мекке и её окрестностях.
[23] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел, чтобы к нему приводили слабых и беспомощных, так как благодаря благу их присутствия остальным мусульманам ниспосылался их удел и оказывалась помощь в борьбе с врагами.
[24] Имеется ввиду, что у путника есть право перед местным жителем пить первым из воды Замзам.
[25]То есть мне приходится дышать в сосуд во время питья.
[26] Ибн Сумаййа - это ‘Аммар ибн Ясир – сподвижник пророка, да благословит его Аллах и да приветствует!
[27] То, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) упомянул в одном хадисе десятерых, не указывает на то, что обрадованных Раем сподвижников было только десять, ибо в других хадисах также упоминаются и другие сподвижники. Например, ‘Абдуллах ибн Салям, Джа’фар ибн Абу Талиб, Хадиджа, Фатыма, Хасан и Хусайн, и многие другие также были обрадованы Раем еще при жизни (да будет доволен ими всеми Аллах). Однако эти десятеро имеют преимущество над остальными сподвижниками.
[28] Его звали Абу Суфьян ибн аль-Харис ибн ‘Абдуль Мутталиб. Говорят также, что его звали аль-Мугъира. Он был двоюродным братом пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и был очень похож на него. Принял ислам в год покорения Мекки и в последствии хорошо исповедовал ислам. До принятия ислама он был злейшим врагом пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его последователей и его религии. Принимал участие в битве при Хунайне, где наряду с аль-‘Аббасом проявил стойкость. Умер в двадцатом году по хиджре, да будет доволен им Аллах!
[29] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что йеменцы отличаются силой веры и с готовностью принимают ислам. См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари». Пер. Вл. Нирша.
[30] Здесь речь идёт о бедуинах. Там же.
[31] Хафиз Ибн Раджаб сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, радовал своих сподвижников наступлением Рамадана. И некоторые ученые говорили: “Этот хадис является основой в дозволенности поздравления людьми друг друга с наступлением месяца Рамадан”». См. “Лятаифуль-ма’ариф” 156. Также говорили шейх Ибн Баз, аш-Шанкъити и другие.
[32] Один из передатчиков этого хадиса. Прим. Пер.
[33] В другой версии у имама ат-Тирмизи сказано, что передатчик хадиса сказал: «Я думаю, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Явился ко мне во сне” ».
[34] То есть угощение гостей и кормление неимущих.
[35] То есть наказание.
[36] Хусайн ибн ‘Али ибн Абу Талиб – внук пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует.
[37] По всей видимости, имеется ввиду глина, которая стала красной от крови, как указание на то, что Хусайн будет убит. Аллах знает об этом лучше.
[38] Здесь имеется в виду нечто вроде подливы.
[39] Это разделение идет по причине сомнения одного из передатчиков хадиса, что именно несла в посуде Хадиджа. Однако в версии имама ат-Табарани сказано, что это был хайс. См. "ас-Сирадж аль-ваххадж" 9/505. Хайс − блюдо, приготовляемое из фиников, творога или муки и топлёного масла".
[40] Речь идёт не о жалобах в буквальном смысле слова, а о том, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, страдавший от сильного недомогания, кому-то сказал о том, что болеет.
[41] Имам аль-Мунауи сказал в "Файдуль-Къадир": "Т.е. побрызгал водой место изара, за которым находится половой орган у человека. Ведь у Джибриля нет полового органа, поскольку ангелы не мужского и не женского пола".
[42] Сура №6 «аль-Ан’ам», 158.
[43] Сура №42 «аш-Шура», 7
[44] У Муслима в риваяте приходит: "... (несмотря на то, что ныне, находясь) среди многобожников, вы подобны белому волоску на шкуре черного быка…" .
Фразу: "Вы же в многобожии", следует понимать как: "Вы же в многобожии, которое вас окружает, подобны белому волоску на шкуре черного быка".
[45] Здесь пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, запрещает своим сподвижникам задавать ему много лишних вопросов или же быть слишком дотошными там, где это неуместно.
[46] В хадисе речь идёт о случае, когда сподвижник пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, Му’аз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, будучи имамом у людей удлинил молитву. Не выдержав это, один человек отошёл в сторону и завершил молитву индивидуально. Когда Му’азу сказали об этом, он сказал: «Он лицемер». Узнав об этом, этот человек отправился к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и рассказал ему об этом, после чего пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, и высказал Му’азу это порицание.
[47] Сура № 91 «аш-Шамс».
[48] Сура № 87 «аль-А’ля».
[49] Сура № 92 «аль-Лейль».
[50] Сура № 96 «аль-‘Алякъ».
[51] Имам аль-Мунави сказал: «В другом риваяте сказано: “неся на своей шее …”. Ас-Суюты указал, что этот хадис хороший, а Хафиз аль-Хайтами сказал: “Его передатчики – передатчики “ас-Сахих”» и его отосланную версию передали аш-Шафи’и и аль-Байхакъи от Тавуса”.
Эти слова пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему, когда отправлял его на сбор закята.
Абу-ль-Валид – кунья ‘Убады ибн ас-Самита. Он был из числа хазраджитов, из племени бани ‘амр ибн ‘ауф. Принимал участие в битве при Бадре, был из числа тех, кто присягал пророку на верность, достойным ученым и славным сподвижником. Также он был из числа тех, кто собирал Коран. ‘Умар ибн аль-Хаттаб во времена своего правления назначил его судьей в Палестине. См. «Файд аль-къадир», стр. 123.».
‘Убада ибн ас-Самит умер в Рамле в возрасте семидесяти двух лет. Ибн Са’д сказал: «Я слышал тех, кто рассказывал, что ‘Убада дожил до времен правления Му’авийи». Йахйа ибн Букайр и др. сказали: «Он умер в тридцать четвертом году по хиджре». Дамра передал от Раджаъ ибн Абу Салямы, что он сказал: «Его могила находится возле “Байт аль-Къудс” (в Иерусалиме)». См. «Сияр а’лям ан-нубаляъ» аз-Захаби 2/5.
[52] В комментариях указывается, что здесь имеется в виду либо кромешная тьма, либо всевозможные трудности, либо мучения и наказания.
[53] Сообщается, что Сахль ибн ‘Амр (говорят также, что его имя - Сахль бин ар-Раби’ бин ‘Амр) аль-Ансари, известный как Ибн аль-Ханзалийа и являвшийся одним из тех, кто принёс клятву, угодную Аллаху, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то) раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходивший рядом с верблюдом, живот которого (от голода) подтянуло к спине (, остановился и) сказал: “Побойтесь Аллаха в том, что касается....” ».
[54] Здесь имеются в виду рабы.
[55] Сообщается, что ‘Али сказал: «Последними словами пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были (следующие): “Молитва, молитва! Бойтесь Аллаха в том, что касается тех, кем вы владеете” ». Этот хадис передали Ахмад 1/78 и 3/117, аль-Бухари в «Аль-Адаб аль-муфрад» 158, Абу Дауд 5156, ан-Насаи и Ибн Маджах 2697, аль-Байхакъи 8/11, аль-Хаким 3/57, Ибн Хиббан 1220, Ибн Абу Дунйа 1/9, со слов Анаса ибн Малика.
[56] Сообщается, что ан-Ну’ман бин Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) мой отец сделал мне подарок, но ‘Амра бинт Раваха сказала: “Я не соглашусь (с этим), пока ты не попросишь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засвидетельствовать (дарение)”. Тогда (мой отец) пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Я сделал подарок моему сыну от ‘Амры бинт Раваха, но она сказала мне, чтобы я призвал в свидетели тебя, о посланник Аллаха!” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “А сделал ли ты такие же подарки и всем остальным своим детям?” (Мой отец) ответил: “Нет”. (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Побойтесь Аллаха и будьте (одинаково) справедливы ко (всем) вашим детям!” − после чего (мой отец) вернулся обратно и забрал свой подарок». См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари», пер. Вл. Нирша.
[57] Аль-Мунави сказал: « “и в тени” – где собираются люди для дозволенного и т.п., всякое место, которое они выбирают для решения своих житейских вопросов, которые дозволены (шариатом)». См. «Файдуль-къадир» 1/136-137.
[58] Аль-Мунави сказал: « “Это то, когда кто-то из вас садится” - то есть для справления своей нужды и справляет её. “В тени” - то есть всякая тень, будь то от стены, дерева и др». См. «Файдуль-къадир» 1/137.
[59] Имам аль-Мунави сказал: “Это означает: остерегайтесь несправедливости, чтобы на вас не призвал проклятия притесненный, даже если он неверный или грешник, поскольку мольба притесненного получает ответ, а его нечестие остается с ним ”. См. “Файдуль-Къадир” 1/236.
[60] По «михрабами» в хадисе речь идет о почетных местах в середине собрания и т.п., как об этом говорили хафиз аль-Хайсами, имам Ибн аль-Асир, имам аль-Мунави, шейх аль-Албани и др. Смысл запрета в том, чтобы это не привело человека к высокомерию, гордыни и т.п. И хоть некоторые имамы посчитали, что под «михрабом» речь идет о михрабах, которые устанавливают в мечетях, то это ошибочное мнение, поскольку во время пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не было михрабов. Аллах же знает об этом лучше всех!
[61] На ранних этапах истории ислама полным названием Иерусалима было Илийа мадинат байт аль-макъдис— «Илия, город Храма [Соломона]», но обычно город называли просто Илия или, чаще всего, Байт аль-Макъдис (название Аль-Къудс появилось позднее). Впоследствии город стали называть Байт аль-мукъаддас, а название Байт аль-Макъдис осталось за Храмом. В Коране сказано: «Преславен Тот, Кто перенёс Своего раба ночью, чтобы показать ему [некоторые] Наши знамения, из Запретной мечети и Мечеть отдалённейшую» (17:1). Здесь под Отдалённейшей мечетью (аль-масджид аль-акъса) имеется в виду не ныне существующая мечеть, основанная 637 г. ‘Умаром ибн аль-Хаттабом, а аль-харам аш-шариф — «благородная святыня» — священная территория в восточной части средневекового Иерусалима, на горе Мориа, в целом, откуда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был вознесён (ми’радж) на небеса. В своём труде «Рассказы о пророках» Ибн Касир пишет: «Люди Писания считают, что Отдалённейшая мечеть (аль-масджид аль-Акъса) была построена Иа’кубом (мир ему), и это — мечеть, которая находится в Иерусалиме. Таким образом, Йа’куб, которого называют также Исраиль (мир ему), построил эту мечеть через сорок лет после завершения строительства Каабы Ибрахимом и Исма’илом»
[62] Под естеством (фитра) здесь подразумевается ислам как присущая каждому человеку от рождения вера в Единого Бога. Слово фитра используется для обозначения пребывания в состоянии естественной предрасположенности к чему-либо (см. также комментарий II). Таким образом, слова Джибриля (мир ему) означают: ты выбрал символ ислама и прямоты, ибо молоко, в отличие от вина, легко усваивается, а употребление его не приводит к дурному.
[63] Таков, по мнению аль-Хаттаби, имама ан-Навави и ряда других комментаторов, смысл этих слов. Иные считают, что Джибриля (мир ему) спрашивают: «Послан ли он [к людям]?» — то есть «приступил ли он к исполнению своей пророческой миссии?»
[64] Их матери были родными сестрами.
[65] Здесь имеется в виду пророк Идрис (мир ему).
[66] Обитаемый Дом (аль-байт аль-ма'мур) — небесный храм, аналог Каабы, который находится напротив неё на седьмом небе.
[67] См. суру №53 «ан-Наджм», 14. Так называется дерево, которое находится на седьмом небе, в том месте Рая, за пределы которого мир форм уже не распространяется. Знанием о том, что находится за этими пределами, не обладают ни избранные пророки. Ни приближенные к Аллаху ангелы. См. также примечание к хадису № 82, и котором сообщается, что сидрат аль-мунтаха находится на шестом небе.
[68] См. суру №53 «ан-Наджм», 16.
[69] Имеется в виду, что Муса (мир ему) всеми силами старался добиться от израильтян совершения всех обязательных молитв, но так и не достиг желаемого.
[70] “Сиддикъ” − почётное прозвище Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.
[71] ‘Умар ибн аль-Хаттаб был убит в 644, а ‘Усман ибн ‘Аффан, да будет доволен Аллах ими обоими, − в 656 г.
[72] 21Передают со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся на Ухуд вместе с Абу Бакром, ‘Умаром и ‘Усманом, и (гора) под ними затряслась, (пророк же, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Успокойся Хираъ,....».
[73] Эти черты, являющиеся проявлением неверия, остались от эпохи джахилиййи. Они всё время находятся в людях, и освобождается от них только тот, кого избавил от них Всевышний Аллах, одарив знаниями и верой. Однако не всякий, у кого проявляется одна черта неверия, становится абсолютным неверным, как и не всякий, в котором есть одна черта веры, становится истинным верующим.
Из хадиса видно, что терпение является обязательным религиозным предписанием, а к неверию относится и то, что не выводит человека из мусульманской общины. См. ‘Абд ар-Рахман ибн Хасан, «Фатх аль-Маджид».
[74] То есть: еда станет благословенной для вас и вы будете насыщаться ею.
[75] Имеется в виду не конкретный человек, а вообще людей, убивать которых можно только в известных случаях, на что имеются соответствующие указания в шариате.
[76] Другими словами, бегство с поля боя.
[77] То есть не пытайтесь делать то, что вам не по силам делать постоянно, придерживайтесь умеренности.
[78] Имеется в виду, что людям следует радоваться обещанной им Аллахом награде.
[79] Мурсаль (отосланный) – сообщение, в цепочке рассказчиков которого отсутствуют сподвижник Пророка Мухаммада, ссылающийся на Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
[80] Здесь речь идёт о дополнительных добровольных молитвах.
[81] Могилы здесь упомянуты в связи с тем, что молитвы на кладбищах совершать запрещается.
[82] Абу Тураб − буквально “отец пыли”, то есть извалявшийся в пыли. Впоследствии ‘Али, да будет доволен им Аллах, гордился этим прозвищем и любил, когда его так называли. См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари». Пер. Вл. Нирша.
[83] То есть примите приглашение на свадьбу. См. «Файдуль Къадир».
[84] То есть, кроме, как при наказании установленного шариатом/хадд/. См. «Файдуль Къадир».
[85] «Отвечайте на это приглашение» – имеется в виду приглашение на свадебный пир. См. «Файдуль-къадир».
[86] «Легкая», то есть лишенная излишеств. Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Ханифия упоминается наряду с легкостью, поскольку религия ханифия – это единобожие и легкость в делах. И это является противоположностью двум вещам, а это многобожие и запрещение дозволенного”. См. “Игъасату-лляхфан” 1/135.
Имам Закария аль-Ансари сказал в отношении этого хадиса: “Легкая религия – означает: Религия, в которой нет стесненности и трудностей в отличие от прочих религий”. См. “Тухфатуль-Бари” 1/199.
Имам аль-Бухари привел этот хадис в своем «Сахихе» в главе под названием «Религия легка».
Хафиз Ибн Хаджар в отношении этой главы «Религия легка», сказал: “Она названа легкой религией по отношению к предыдущим религиям, ибо Аллах снял с этой общины то бремя, которое было возложено на другие общины. И самым ярким пример этому является форма покаяния, которая у предыдущих общин была в виде самоубийства, тогда как покаянием этой уммы является прекращение совершения греха, твердое намерение никогда не совершать подобного и раскаяние”. См. “Фатхуль-Бари” 1/115.
То, о чем говорит Ибн Хаджар упоминается в Коране: «Вот сказал Муса своему народу: “О мой народ! Вы были несправедливы к себе, когда стали поклоняться тельцу. Покайтесь перед своим Создателем и убейте сами себя. Так будет лучше для вас перед вашим Создателем”. Затем Он принял ваши покаяния. Воистину, Он – Принимающий покаяния, Милосердный» (аль-Бакъара 2: 54).
Со слов Абу Мусы и Анаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправлял кого-либо из своих сподвижников с каким-либо поручением, он говорил им: «Радуйте и не отвращайте! Облегчайте, а не усложняйте!» аль-Бухари 69, Муслим 1734.
Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам : «Поистине, вы посланы, чтобы облегчать и не посланы, чтобы усложнять!» ат-Тирмизи 147. Хадис достоверный.
Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 283 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!