Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава VII о мудрости, разуме, смысле, истине и вере



§ 2. Божественный ум в себе содержит всепревос-ходное ведение в силу того, что, будучи в себе самом основанием всего мира, он предвосхищает и знание

всего сущего...

Итак, божественная мудрость, ведая саму себя, знает все: вещественное — духовно, частичное — не-


раздельно, множественное — единообразно; в этом единстве [всего] все знает и производит. Ибо если бог в качестве единственной причины уделяет бытие вся­кой твари, то в качестве той же самой единственной причины он знает все, что из него получило свое су­ществование и в нем самом предсуществовало. Для того чтобы познавать существа, он не отправляется от них, но, [наоборот], им уделяет и познание самих себя, и познание иных существ.

Итак, бог не обладает особым познанием самого себя, отличием от того, каким охватывает сообща все существующее, ибо всенричина, зная саму себя, едва ли не будет знать того, что из нее как из причины про­истекает. Следовательно, бог знает мир не посредством познания существ, но [в силу ведения] самого себя.

§ 3. Бог познается во всем и вне всего, познается ведением и неведением. С одной стороны, ему свойст­венно мышление, разум, знание, осязание, чувствова­ние, мнение, воображение, именование и все тому по­добное; с другой же стороны, бог не постигается, не именуется, не сказуется и не является чем-либо из того, что существует, и не познается ни в чем, что обладает существованием. Он, будучи всем во всем и ничем в чем-либо, всеми познается из всего и никем из чего-либо. Поэтому мы правильно говорим о боге, когда прославляем его, отправляясь от всего сущего и по аналогии со всем тем, причиной чего он является.

Однако же наиболее божественное познание бога мы обретаем, познавая его неведением в превосходя­щем разум единении, когда наш ум, отрешившись от всего существующ'его и затем оставив самого себя, со­единяется с пресветлыми лучами и оттуда, с того света, осиявается неизведанной бездной премудрости. Эта же премудрость, как было сказано, должна быть познава­ема из всего существующего, сама же, согласно Писа­нию, созидая все и вечно устрояя Вселенную, явля­ется причиной нерушимого всеобщего приспособления и порядка, ибо она постоянно связывает конец преды­дущего с началом последующего и таким образом ук­рашает весь мир одним единодушием и согласием,

eft






Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 204 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...